Введение ……………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические основы бизнес планирования …………………………………...8
1.1 Понятие и сущность бизнес-плана …………………………………………..
1.2 Типы бизнес-планов ………………………………………………………... 14
1.3 Структура бизнес-плана ……………………………………………………. 18
1.4 Рекомендации по составлению бизнес-плана ……………………….......... 35
2 Разработка бизнес-плана открытия мини-пекарни ……………………...…..... 38
2.1 Описание отрасли ………………………………………………………….... 38
2.2 Идея проекта ……………………………………………………………...… 40
2.3 Описание выпускаемой продукции ……………………………………...... 42
2.4 План маркетинга ………………………………………………………...….. 44
2.5 Производственный план ………………………………………………...…. 48
2.6 Организационный план ………………………………………………...…... 59
3 Анализ эффективности реализации бизнес-плана …………………………… 66
3.1 Календарный план ……………………………………………………...…... 66
3.2 SWOT – анализ ………………………………………………………...…… 67
3.3 Оценка конкурентоспособности мини-пекарни …………………...……... 71
3.4 Финансовый план …………………………………………………...……… 73
3.5 План по рискам ……………………………………………………...……… 85
3.6 Нормативно-правовая база проекта ………………………………………. 87
Заключение ……………………………………………………………………….. 95
Список использованных источников ……………………………………………. 99
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета …………………………………………………….... 102
Темой данного проекта является: «Разработка бизнес-плана открытия мини-пекарни». Данная тема является весьма актуальной в настоящее время, поскольку большая структура и организация производственных процессов привели, на хлебозаводах, к неудовлетворительным результатам. Это характеризовалось:
• сложностью в определении ответственного за конечный результат, что привело к невозможности определения ответственного за принятие решений о путях улучшения
• относительно низкой мотивацией работающего персонала, выражающейся в неудовлетворительном качестве труда и невысокой производительности
• проблемой внедрения любого новшества, из-за сложившихся между руководителями производственных взаимоотношений, которые препятствовали принятию решений.
Очевидно, что эффективная деятельность, то есть эффективные затраты на производство продукции приспособленной к рынку, легче осуществлять в маленькой структуре, поскольку больше внимания можно уделить предпочтениям покупателей и качеству продукта.
Проект организации мини-пекарни предполагает выпуск мини-рулетов с различными начинками. Реализация проекта планируется в городе комсомольске-на-Амуре, поскольку проведенные маркетинговые исследования выявили наличие потенциального неудовлетворенного спроса на данную продукцию, вследствие того, что существующие производители не удовлетворяет желаний потребителей по качеству и свежести выпускаемой продукции.
Исходя из актуальности темы была поставлена следующая цель – разработать бизнес-план по открытию мини-пекарни в городе Комсомольске-на-Амуре и оценить эффективность его реализации. Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
- Исследовано содержание понятия бизнес-план;
- Изучены основные типы бизнес-планов;
- Определены основные разделы бизнес-плана, их содержание и особенности;
- Определены основные преимущества и существующие недостатки бизнес-планирования;
- Выявлены основные правила для составления бизнес-планов.
Объектом курсового проекта является мини-пекарня, предметом - целостная, системная оценка перспектив инвестиционного проекта.
Для написания настоящей дипломной работы в качестве источников информации использовались монографии известных авторов, периодические публикации в журналах, нормативный материал в виде законов и приказов.
Бизнес-план выступает как форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования проектов. От того, насколько достоверно и обоснованно изложены и оценены потребности и результаты инвестиционного проекта, то есть от того, насколько грамотно составлен бизнес-план, во многом зависит не только возможность привлечения дополнительных источников финансирования, но и успех и эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом. Бизнес-план позволяет получить целостную, системную оценку перспектив инвестиционного проекта.
Дипломный проект посвящен открытию мини-пекарню в городе Комсомольске-на-Амуре. Ведь очевидно, что эффективная деятельность, то есть эффективные затраты на производство продукции приспособленной к рынку, легче осуществлять в маленькой структуре, поскольку больше внимания можно уделить предпочтениям покупателей и качеству продукта. Проект организации мини-пекарни предполагает выпуск различных мини-рулетов.
В нашем городе производством мини-рулетов не занимается ни один из хлебозаводов, ни одна из частных мини пекарен. Все мини-рулеты, представленные на прилавках магазинов в наш город поступают из других городов. При этом в цену рулетов закладываются транспортно-заготовительные расходы. Если организовать производство мини-рулетов в нашем городе, то транспортно-заготовительные расходы будут существенно ниже, а, следовательно, и стоимость рулетов снизится.
При производстве мини-рулетов в нашем городе не нужно будет тратить столько времени на доставку продукцию, следовательно, можно будет избежать добавления консервантов. То есть покупатель получит возможность приобретать мини-рулеты достаточно высокого качества, но по более низкой цене.
По данным проведенных исследований стало видно, что на рынке реализации мини-рулетов существует не занятая доля, поскольку не все потенциальные покупатели приобретают продукцию существующих производителей. Многих все же не устраивает цена, поэтому приобретение мини-рулетов происходит редко, кто-то из покупателей не доволен свежестью предлагаемой продукции. Именно поэтому наша мини-пекарня может занят долю рынка равную приблизительно 20 % (8 450 чел.), а затем попробовать привлечь потребителей, приобретающих продукцию других компаний, тем самым увеличив занимаемую долю рынка. Постепенное увеличение объемов сбыта планируется осуществлять за счет повышения информированности потенциальных потребителей о продукции данного предприятия, формирования потребительских предпочтений в отношении продукции.
Канал сбыта представляет собой розничную торговлю в продуктовых магазинах нашего города.
Затраты на приобретение основных фондов, включая стоимость технической документации и лицензии на право производства мини-рулетов,а также строительно-монтажные и пуско-наладочные работы составит 2 476 000 р.
Мини-рулеты будут складываться по пять штук и упаковываться в яркую упаковку. Таким образом, масса упаковки мини-рулетов будет составлять 175 грамм.
Для производства 1 килограмма готовой продукции необходимо затратить на сырье 14,31 р. Килограмм мини рулетов это 5,7 упаковок, т.е. для производства одной упаковки требуется потратить на сырье 2,5 р. Затраты на сырье являются переменными, и зависят от количества выпускаемой продукции, в нашем случае мини-рулетов.
Себестоимость упаковки мини-рулетов составляет 15,72 р. Цена на мини-рулеты будет чуть ниже среднерыночной и составит 37,5 р.
Основные характеристики проектируемого производства: номенклатура изделий постоянная, узкая; существуют только модификации выпускаемого продукта (несколько ассортиментных наименований); планируемый объем производства продукции составляет 80 упаковок в час; для производства продукции используется специальное оборудование; связи между рабочими местами организованы по принципу прямоточности; рабочие - операторы, овладевшие несколькими операциями; их работа не требует высокой квалификации.
Годовая производственная мощность пекарни составит 262 240 упаковок мини рулетов, то есть около 21853 упаковок мини-рулетов в месяц. Производство мини-рулетов начнется с 2011года, в первом месяце 2011 года мощность будет использована на 47,6 %, со 2-12 месяц 2011 года производственная мощность будет использована на 77,8 %, в 2012-2013 годах использование мощности предприятия достигнет 91,5 %.
До того, как мини-пекарня начнет свою производственную деятельность, персонал будет обучен работе на используемом оборудовании. Обучение производственного персонала будет проведено специалистами предприятия-поставщика оборудования, которые предоставят все обучающие материалы.
Анализ конкурентоспособности новой мини-пекарни, проведенный по различным факторам показал, что мини-пекарня сможет достойно конкурировать с уже существующими производителями мини-рулетов, поскольку по наиболее важным для потребителей в процессе покупки параметрам мини-пекарня занимает лидирующее положение (цена, свежесть продукции).
Расчет эффективности предложения по открытию мини-пекарни представлен в таблице CASH-FLOW. Проект рассчитан на три года.
Рассчитав все показатели эффективности, можно сделать вывод, что проект по открытию мини-пекарни в городе Комсомольске-на-Амуре является эффективным и может быть принят для реализации.
Необходимый размер финансирования проекта (максимальный денежный отток без учета фактора времени) составляет 2476000 р. С учетом фактора времени 2397151 р. Максимальный денежный отток приходится на первый месяц реализации проекта. Эти вложения принесут за весь срок существования проекта 8534198 р. дохода. С учетом того, что любая денежная сумма в будущем будет стоить меньше, чем такая же сумма в настоящем в таблице проведена переоценка будущих денежных сумм, (дисконтирование).
1. Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 ноября 2009 года № 465 «Об установлении коэффициента-дефлятора К_1 на 2010 год».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Налоговый кодекс Российской Федерации
4. Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис»; Новосибирск: Издательский дом «Сибирское соглашение», 2000. – 160 с.
5. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент/ И.Т. Балабанов. – Сиб: Питер, 2000. – 208с.
6. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ. – М., 1997. – 630 с.
7. Блеквелл Э. «Как составить бизнес-план».-М.: «ИНФРА-М», 2003г..
8. Виленский П.Л., Лифшиц В.Н., Смоляк С.А.. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. - М. Издательство "Дело", 2002 г.
9. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е.П.Голубков. – М.: Издательство «Финпресс», 2003. – 496 с.
10. Горемыкин В.А. Бизнес-план: методика разработки, 45 реальных образцов бизнес-планов. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: «Ось – 89», 2006. – 864 с.
11. Дегтяренко В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. – М., 1997. – 144 с.
12. Ефимова, О. В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. - М.: Бухгалтерский учет, 1999. - 168 с
13. Жуков В.В..Разработка бизнес-плана. -М.: Издательство МЭИ, 2000г.
14. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инвестиции, инвестиционные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. – С-Пб.: ГИЭА, 2003.
15. Ковалев А.И. Как рассчитать эффективность инвестиционного проекта. -М.; «Институт промышленного развития», 1996. – 248 с.
16. Ковалев, В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 365 с.
17. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник. Второе издание, переработанное и дополненное. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002 - 622с.
18. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М: Бизнес–книга ИМА-крос плюс, 1995. – 702с.
19. Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. Изд. 2-е, перераб. и дополненное.- М.: "Дело ЛТД", 1995.- 112 с.
20. Липсиц И.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учеб. пособие. - М., 2001.- 304 с.
21. Любанова Т.П. Сборник бизнес-планов. Методика и примеры. – М.: МарТ, 219 стр., 2008 г.
22. Маниловский Р.Г. Бизнес – план./ Методические материалы. – М.: Финансы и статистика, 319 стр., 2004г.
23. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. Практическое пособие/Новосибирск: «Экор». 1994.
24. Меркумов Я. С. Организация и финансирование инвести¬ций. – М.: ИНФРА-М, 2001.
25. Меркумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М., 1997. – 164 с.
26. Немчин А.М. Маркетинг: Учебное пособие / А.М.Немчин, Д.В.Минаев. – Спб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. – 512 с.
27. Петров К.Н. Как разработать бизнес-план. Практическое пособие с примерами и шаблонами. Третье издание; 384 стр., с ил.; 2010 г.
28. Савчук, В. П. Оценка эффективности инвестиционных проектов / В. П. Савчук. - М.: Просвещение, 2003. - 652 с.
29. Степнова И.М. Бизнес-планы. Полное справочное руководство. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. – 240 с.
30. Скамай Л. Анализ рентабельности предприятия // Риск – 2002. - №1 – с.77-82.
31. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. «Практикум по разработке Бизнес-плана и финансовому анализу предприятия». – М.: Финансы и статистика, 2003г.
32. Тимофеев, Р. П. Инвестиционный менеджмент / Р. П. Тимофеев, К. Е. Козлов. - М.: МСЭИ, 2002. - 210 с.
33. Уткин Э.А..Бизнес-план компании. -М.:ЭКМОС, 2000г
34. Ушаков И. И. «Бизнес-план». – СПб.: Питер, 224 стр ., 2005 г.
35. Фабоцци Ф. Управление инвестициями: Пер. с анг. – М.: ИНФРА-М, 2000.
36. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. / Р.А.Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.
37. Холт Роберт. Планирование инвестиций.- М., 1994.- 148 с.
38. Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебное пособие / А.Ф.Шепелев, И.А.Печенежская. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 992 с.
39. Шеремет В.М., Павлюченко В.Д. Шапиро и др. Управление инвестициями. – М.: Высшая школа, 1998.
40. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие / А.Ю.Юданов. – М.: Издательство «АКАЛИС», 1996. – 272 с.