Введение 3-4
Глава I. Теоретические основы санкционного регулирования
1.1 Понятие санкций в международном праве 5-9
1.2 Классификация международно-правовых санкций . . . . 9-14
1.3 Проблема принуждения 14-21
Глава II. Практическое применение международно-правовых санкций
2.1 Акторы международных режимов санкций 22-30
2.2 Санкции и защита прав человека 30-37
Глава III. Отношения России и ЕС в условиях санкций
3.1 Осуществление санкций 38-43
3.2 Эффективность санкций 43-50
3.3 Введение санкций в отношении России и его влияние на
экономику России 50-60
Заключение 61-62
Список литературы
Актуальность темы. Проблемы, связанные с применением санкций в международном праве, имеют большое значение и поэтому требуют внимательного исследования.
При особенно грубых международных правонарушениях механизм реагирования на них отличается от реакции на обычные международные правонарушения. В случае последних международно-правовые санкции к государству-делинквенту применяются только тогда, когда исчерпаны все другие средства урегулирования ситуации, созданной правонарушением. На первом этапе средства этого урегулирования должны носить исключительно мирный характер, и вся процедура должна начинаться с предъявления государству-правонарушителю претензии пострадавшего государства. Предполагается, что нормальной формой урегулирования являются прекращение им правонарушения, если оно носит длительный характер, возмещение материального и нематериального ущерба, явившегося следствием правонарушения, и заверения о недопущении подобных актов в будущем. Тем самым одновременно заглаживается и ущерб, нанесенный международному правопорядку. Если же эти охранительные правоотношения не дают желаемого, с точки зрения пострадавшего государства, результата, то только в этом случае возможно обращение к международно-правовым санкциям.
Международно-правовые санкции - это дозволенные международным правом и осуществляемые в особом процессуальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его ответственности.
Экономические санкции более действенны в отношении стран - традиционных хозяйственных партнеров, чем против давних соперников. Для России санкции со стороны США менее болезненны, чем со стороны стран - членов ЕС, признанного нашим стратегическим партнером.
Таким образом, изучение экономических санкций, влияющих на экономику России, не только имеет гносеологический смысл, но и практическое значение, так как является наиболее значимой темой исследования в наше время, от которой зависит будущая экономическая деятельность страны.
Объектом исследования магистерской диссертации является комплекс правоотношений, складывающийся в процессе применения международно-правовых санкций.
Предметом данного исследования являются научно-теоретические положения российских и иностранных специалистов по теме применения международно-правовых санкций.
Целью магистерского исследования является анализ теоретических аспектов характера и классификации международно-правовых санкций.
Достижение этой цели требует:
1) охарактеризовать понятие международно-правовых санкций;
2) рассмотреть юридическую природу международно-правовых санкций;
3) изучить санкции в порядке самопомощи;
4) рассмотреть санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение научных, нормативных и практических материалов, метод содержательного и сравнительного анализа, системный подход, а также частные методы сравнительного правоведения и исторического подхода.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования помогут расширить теоретические знания в области изучения санкций, их влияния на экономику страны и методов противостояния им.
В процессе исследования были изучены работы, таких авторов, как: и других. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены понятие санкций в МП, классификация и проблема принуждения.
Во второй главе рассмотрено практическое применение международно-правовых санкций, акторы международных режимов, а также защита прав человека.
В третьей главе проанализировано осуществление санкций, их эффективность и собственно отношения России и ЕС в условиях санкций.
В заключении сделаны выводы по проделанному в работе исследованию.
Экономические санкции представляют собой' ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране с целью вынудить правительства стран - объектов санкции' изменить свою политику. На сегодняшний день угрозы со стороны Запада не прекращаются. Так, в 2014 году, события, произошедшие на Украине стали катализатором «решительных» действий Запада и США и против России был введены первые санкции. Под действие санкций попали компании и отрасли, в которых Россия конкурентоспособна, такие как:
- нефтегазовая отрасль;
- военно-промышленный комплекс;
- атомная энергетика;
- авиакосмическая промышленность;
- банковская сфера.
В результате этого из экономики западных стран выводятся российские компании, освобождаются места для внедрения других компаний и прежде всего американских. Санкции, введенные против России странами Запада и ЕС, говорят о том, что таким образом страны хотят не только нанести ущерб российской экономике, но и вытеснить ее с рынка Западной Европы.
Введение экономических санкции' не могло не вызвать ответных действий со стороны российского правительства и под эмбарго попали такие страны как США, Австралия, Канада, Норвегия и страны ЕС. Главной целью принятия такого решения стала не только потребность в ответных действиях, но и также стимулирование экономической активности собственных производителей
Нельзя однозначно сказать, что санкции оказали лишь негативное воздействие на экономику Российской Федерации, можно выделить и положительные стороны. Так, по в 2014-2015 гг., основное внимание стало уделяться тем проблемам, которые уже давно требовали своего решения:
- развитие собственного с/х и рыболовства;
- развитие и расширение внедрения собственных технологии;
- развитие логистической сети;
- создание собственной платежной системы;
- развитие взаимоотношении' с восточными странами.
Введение экономических санкции' против России значительно увеличило актуальность данных направлении'. Их разработка позволит в долгосрочной 61
перспективе не только изменить структуру российского производства, но и уменьшить зависимость от западных стран, как по поставкам, так и по вопросам финансового обеспечения.
В сегодняшних условиях Правительство РФ активно реализует программу импортозамещения по различным видам экономической деятельности, а также Центробанком подготавливаются сценарии развития российской экономики для того, чтобы предугадать возможные угрозы и последствия.
В целом, экономические санкции против России в 2014-2016 годах можно охарактеризовать, как стремление снизить уровень влияния России на мировую экономическую и политическую систему, то есть использование экономических методов для достижения политических целей Само собой введенные секторальные санкции нанесли отрицательный характер, но можно выделить и положительные стороны в данной ситуации:
1) Расширения экспорта технологии' в страны Востока, Африки и Южной Америки. Улучшение технологических возможностей собственного производства.
2) Развитие собственного мясного производства, появление его новых направлений;
3) Развитие собственной рыбной промышленности за счет создания специализированных бирж.
4) Развитие собственного молочного производства(в течение 2014- 2015 гг. доля отечественных производителей увеличилась с 60 % до 90 %);
5) Существует реальная возможность полной компенсации потерь отечественными производителями за счет улучшения логистики.
Итак, санкции ряда стран Западной Европы и ответные меры на них со стороны Российской Федерации имеют неоднозначное влияние на экономику в настоящее время. Россия обладает значительным потенциалом и реальными возможностями для стабильного развития экономики.
1. Венская конвенция о праве договоров между государствами и
международными организациями - 1986 // Справочная Правовая Система
«Гарант».
2. Московская декларация - 1943 // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК,- 1996.
3. Конвенция Объединенных Наций о представительстве государств в отношениях с международными межправительственными организациями - 1975// Справочная Правовая Система «Консультант Плюс».
4. Резолюция Совета Безопасности № 692 (1991) // Международное публичное право. - Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК,- 1996.
5. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 10. 06.77
Библиография
1. Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве: Монография. М.: Диалог-МГУ. 1998. С. 41.
2. Лукашук И.И. Право международной ответственности // Международное публичное и частное право. 2002. N 2. С. 39 - 41. Лукашук И.И. Право международной ответственности. М.: Волтерс Клувер. 2004. С. 320.
3. Курдюков Г.И. Международные экономические санкции и права человека (применение в практике Совета Безопасности ООН) // РЕМП. Спец. выпуск СПб. 2000. С. 101.
4. Маринич С.В. Экономические санкции в международном праве. Автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. М., 1989. С. 12.
5. Бирюков П.Н. Международное право / Юристъ. М., 2000. 416 с.
6. Carter B.E. International Economic Sanctions Improving: The Haphazard US Legal Regime. P.
7. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/661(1990), 6 august 1990. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/661 %C2%A0(1990).
8. Резолюции Совета Безопасности ООН: S/RES/841(1993), 16 june 1993;
S/RES/864(1993), 15 september 1993; S/RES/883(1993), 11 november 1993;
S/RES/232(1996), 16 december 1966; S/RES/1132(1997), 8 october 1997. URL: http://www.un.org/russian/sc/committees/.
9. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/2094(2013). URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/2094(2013).
10. Nelson W.H. and Prittie T.C.F. The Economic War Against the Jews. New York: Random House. 1977. P. 29.
11. Резолюции Совета Безопасности ООН: S/RES/1306(2000), 5 july 2000. URL: http: //www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1306(2000); S/RES/1478(2003), 6 may 2003. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1478(2003).
12. Muiz D. The Boycott in International Law. Journal of International Law and Economics. Vol. 9 (1974). P. 187; Lucchini L. Le boycottage - Aspects du droit International Economique. 1972. P. 67 - 101; Bismuth J.L. Le boycottage dans les echanges economiques internationaux. 1980. P. 5 - 6.
13. Fried Grunfield The effectiveness economic sanctions UN. New York. 1997. P. 31.
14. Пресс-релиз Комитета об осуществлении пункта 23 Резолюции 1483 (2003) (документ ООН Press Release SC/7831, IK/372, 29 july 2003). URL: http://www.un.org/russian/sc/committees/1518/non_paper.shtml.
15. Кешнер М.В. К вопросу о проектах повышения эффективности международных санкций // Право и политика. 2014. N 1. С. 53 - 56. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.1.9062.
16. Калинин Э.А. К вопросу об идеологических основах принципов международного экономического права и Россия как полноправный участник международных отношений // Право и политика. 2011. N 8. С. 1323 - 1334.
17. Моравецкий В.С. Функции международных организаций. М.,1979
18. Тюрина Н.Е. Международный правопорядок. Казань, - 2001.
19. Раковский С.Н. Международные организации в начале XXI века (ООН, НАТО, Евросоюз, ЕС и др.) // География в школе. - 2001. № 7.
20. Моравецкий В.С. Функции международных организаций. М.,1979.
Специальная литература:
1. 24СМИ . Новости // Ход конем. Последствия российских санкций для ЕС. - 2015. [Электронный ресурс]
2. CNN money // Russia crisis hurts these brands most. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.05.2015)
3. Drezner, Daniel. 2011. Sanctions Sometimes Smart: Targeted Sanctions in Theory and Practice, International Studies Review 13, pp. 96-108.
4. Lynch, Colum. 2011. The End of Smart Sanctions, Foreign Policy.
5. Международные процессы. Том 12. Номер 3 (38). Июль-сентябрь 2014//. -
2014. [Электронный ресурс]
6. UNIKASSA // Что ждет Россию в 2016 году экономический прогноз. - 2015. [Электронный ресурс]
7. РИА новости // Глава ЕП: санкции против России нужны, но чреваты
последствиями для ЕС. - 2015. [Электронный ресурс] URL:<
world/20140830/1022115009.html>
8. Учебные материалы для студентов // Санкции в международном праве. -
2015. [Электронный ресурс]
9. IAI (InstitutonAffari Internazionali), Coercive Diplomacy, Sanctions and
International Law [Электронный ресурс]
4 Fried Grunfield The effectiveness economic sanctions UN. New York. 1997. P. 31.
13 . Кешнер М.В. К вопросу о проектах повышения эффективности международных санкций // Право и политика. 2014. N 1. С. 53 - 56. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.1.9062