Исследование процесса самоутверждения личности подростков позволяет говорить об актуальности данного феномена в интересах повышения эффективности деятельности руководителей коллективов по сплочению последних и решению воспитательных задач. Целью исследования стало изучение особенностей самоутверждения детей подросткового возраста. Автором статьи рассмотрены исторические аспекты изучения психологических особенностей самоутверждения, проанализированы условия и возможности для проявления и утверждения человеком своей индивидуальности. В статье обосновывается положение о том, что успешность самоутверждения в большей степени связана с удовлетворением потребности человека в оценке его деятельности, поведения, личностных качеств со стороны социальной среды, чем с неудовлетворением названной потребности. В работе исследованы психологически особенности подросткового возраста. Под самоутверждением подростков автор понимает осознание своей личностной значимости, уровня своих притязаний, формирование адекватной самооценки. Автор полагает, что реализация потребности самоутверждения у подростков сопряжена с двумя главными условиями: наличие определенной сферы деятельности, которая позволит подростку полностью выразить, раскрыть себя; наличие общественного признания своей деятельности со стороны окружающих.
1. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Добудько Т.В., Жукова Т.А., Севенюк С.А. Совершенствование системы мультикультурного образования в условиях холистичной информативно-образовательной среды // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2014. № 3 (23). С. 6-12.
2. Баранникова Н.Б., Бугакова Ю.Ю., Ильяшенко Е.Г., Калачев А.В., Колпачев В.В., Корнетов Г.Б., Микерина А.Л., Петренко А.С., Понятовская Е.В., Ромаев А.П., Ромаева Н.Б., Салов А.И., Севенюк С.А., Седова Е.Е., Семенова Н.В., Челпаченко Тн., Шевелев А.Н., Щетинина Н.П., Юдина Н.П. Постижение педагогической культуры человечества.В 2 томах / под редакцией Г.Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. Москва, 2010. Сер. Историко-педагогическое знание Том 2, Выпуск 33 Отечественная педагогическая традиция. С. 112.
3. Богомолова Н.Н., «Основы социально-психологической теории». Учебное пособие: А.А. Богалев, Р.Б. Гительмахер и др./Под общей ред. А.А. Богалева и А.Н. Сухова. М.: Международная педагогическая академия, 2012.
4. Божович Л. И. Педагогическая психология // Педагогическая, энциклопедия. - Т. 3. - М., 2009. - с.326—331
5. Дурманов П.П. Педагогическое просвещение родителей. Оренбург, ОГПУ, 2009. 210 с.
6. Емельянова М.В. Основы педагогического мастерства: курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического мастерства / М.В. Емельянова/ И.В. Журлова, Т.Н. Савенко, Мозырь: МГПУ, 2006. – 151с.
7. Занюк С. С. Психология мотивации. — Киев, 2001. — С. 16 – 27.
8. Калугина Л.В. Развитие личности подростковом возрасте // Электронный учебник: курс лекций. [Электронный ресурс]. 2000. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met104/node17.html (дата обращения: 22.04.2019)
9. Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. – 2011. – № 2. – С. 115-124.
10. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
11. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2014. 304 с.
12. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. – СПб.: Алатейя, 2000.
13. Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
14. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
15. Севенюк С.А. К проблеме становления духовной культуры современной молодежи // Сборник: Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы // материалы десятой международной научно-практической конференции. 2015. С. 281-282.
16. Севенюк С.А. Научно-методическое обеспечение подготовки учителя начальных классов и профессионального роста педагогов // Сборник: Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. Материалы двенадцатой международной научно-практической конференции. 2017. С. 212-216.
17. Севенюк С.А. О педагогической подготовке студентов российских вузов (конец 19 в. - начало 20 в.) В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 14-16.
18. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. М.: Институт психологии РАН, 2004.
19. Хачатурова К.Р. Основная школа: организация учебного процесса, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся: Учебно-методическое пособие / К.Р. Хачатурова –Санкт-Петербург, 2017. – 96 с.
20. Хачатурова К.Р. Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Хачатурова Карине Робертовна.– Великий Новгород, 2017.– 253 с.
21. Adler A. (1931). What life should mean to you. Boston: Little, Brown.
22. Tillich P. (1986) The Courage to Be. London: Collins (Fount Paperbacks), p. 41-68.