Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Всемирная торговая организация как глобальный институт регулирования международной торговли………………………………….……5
1.1. Этапы создания ВТО и ее значение для торговой политики государств…..5
1.2. Торговые вопросы и правовая основа ВТО………………………………….7
1.3. Таможенные вопросы в рамках ВТО……………………………………….13
Глава 2. Международное сотрудничество России и Всемирной торговой организации………………………………………………………………………15
2.1. История вступления России в ВТО: переговоры, условия присоединения, ратификация……………………………………………………………………...15
2.2. Присоединение к ВТО: обязательства и последствия……………………..16
2.3. Перспективы экономического развития России в рамках ЕАЭС в условиях присоединения к ВТО………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире, с развитой внешнеэкономической деятельностью, международная торговля происходит активнее, нежели раньше. Отличия в качестве жизни населения, ресурсообеспеченности государств, а также экономической и технологической развитости стран создают проблемы, которые усложняют процессы международного сотрудничества. Для благоприятной жизни всех людей необходимо следовать определенным порядкам и соблюдать правила. Всемирная торговая организация осуществляет комплексное регулирование всех проблем и споров, а также следит за соблюдением прав и обязанностей государств в сфере международной торговли.
Степень разработанности научной проблемы. В исследовании автор опирался на фундаментальные труды, посвящённые различным направлениям теории международной торговли, а именно, работы П. Кругмана, Ф. Листа, М. Портера, Д. Рикардо и др.
Среди ученых, внесших существенный вклад в исследование свободной торговли и различных аспектов функционирования ВТО, необходимо отметить К. Багвелла, У. Баумола, Я. Бхагвати, А. Панагарайю, Д. Родрика, П. Самуэльсона, Р. Стайгера, Дж. Стиглица.
Объектом исследования в диссертации являются международные торговые отношения в условиях углубления международного разделения труда и глобализации мировой экономики. Предмет исследования — Всемирная торговая организация как ведущий социальный институт, имеющий своей целью регулирование международной торговли.
Цель исследования заключается в анализе процесса вхождения России в ВТО.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть основные этапы создания ВТО и ее значение для торговой политики государств;
2) охарактеризовать торговые вопросы и правовая основа ВТО;
3) охарактеризовать таможенные вопросы в рамках ВТО;
4) проанализировать историю вступления России в ВТО;
5) рассмотреть обязательства и последствия присоединения России к ВТО.
6) Охарактеризовать перспективы экономического развития России в рамках ЕАЭС в условиях присоединения к ВТО.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты курсового проекта могут быть использованы при дальнейшем изучении темы исследования.
Неспособность эффективно отвечать на быструю смену вызовов мирового торгово-экономического порядка и обеспечить на деле равноправие всех участников международной торговой системы определила нарастание кризисных явлений в деятельности ВТО.
Результаты исследования указывают на наличие признаков действительного кризиса ВТО. Всемирная торговая организация создавалась и изначально воспринималась как фундаментальный институт глобального торгового регулирования. Однако в настоящее время ВТО демонстрирует неэффективность в реализации многих направлений деятельности, что, на наш взгляд, предопределено не столько несогласованными и порой вызывающими действиями отдельных стран или просчетами в работе самой Организации, сколько концептуальным возвратом глобальной экономики в эпоху протекционизма и регионализации, что и объясняет провалы системы ВТО и указывает на необходимость коренных системных перемен.
Зачастую взгляды на вопросы реформы диаметрально противоположные. Например, участники со статусом развивающейся страны в ВТО (во главе с Индией, ЮАР, Китаем) видят в ней возможность сохранить за собой (а где-то и добавить) льготы и преференции, полагающиеся развивающимся и наименее развитым странам. США и другие развитые страны, напротив, считают, что в результате реформы следует отобрать такие изъятия у некоторых развивающихся стран, достигших высоких показателей экономического развития. Тройка ЕС-США-Япония совместно продвигают предложение об ужесточении правил в области промышленных субсидий. Многие из членов G20 к этим предложениям относятся категорично.
Считаем необходимым внести ряд предложений в программу планомерного реформирования Всемирной торговой организации:
1) расширение политики заключения многосторонних торговых соглашений и повышение статуса РТС, в том числе в рамках институтов ООН;
2) конкретизация XXI статьи ГАТТ в контексте уточнения обстоятельств, обуславливающих применение защитных мер в целях обеспечения защиты национальных интересов;
3) разработка алгоритма, который бы позволил установить предельную концентрацию экспортеров из развитых стран на рынках сельскохозяйственной продукции, превышение которой было бы основанием для обязательного снижения страной-импортером тарифов на ввозимую сельхозпродукцию в отношении экспортеров из развивающимся и наименее развитых стран;
4) проработка механизма комплексной поддержки экспортеров из наименее развитых стран по приведению их продукции под требуемые санитарные и технические стандарты на уровне отдельного структурного подразделения ВТО.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Книги
3. Всемирная торговая организация: право и институты: учебное пособие / И.В. Рачков; ООО Юридическая фирма «Некторов, Савельев и партнёры». — М.: Институт права и публичной политики, 2019. — 294 с.
4. Касьягина Г.Ю. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. М., 2019. – 211 с.
5. Статьи из периодической печати и сборников
6. Бирюкова О.В. Регулирование государственных закупок в международной торговле услугами // Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – № 7. – С. 31-42.
7. Завгородний А.Ф. Экономические и социальные последствия присоединения России к ВТО // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2016. – № 4 (100). – С. 42-47.
8. Загашвили В.С. Проблемы Дохийского раунда ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 7. С. 7–20.
9. Котляров Н.Н. Участие России в ВТО: новые реалии и перспективы после присоединения // Финансы: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 9-13.
10. Саукина Ю.О. Противостояние или гармонизация: правовой режим ЕАЭС, СНГ, НАФТА в контексте требований Генерального соглашения ВТО по торговле капиталами и финансовыми услугами // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2016. – №2. – С. 80-86.
11. Ткаченко С.А. Всемирная торговая организация как институциональная основа международных интеграционных процессов // Законодательство и экономика, 2017, № 1. С. 14 – 16.
12. Шайдуллина В.К. Экономико-правовые проблемы регулирования финансовых услуг в Российской Федерации в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – №7 (22). – С. 393-396.
13. Шкутько О.Н. Либерализация рынка услуг как условие формирования динамических преимуществ стран // Научный результат. Экономические исследования. – 2017. – № 3. – С.10-18.
14. Шуплецов А. Ф. Россия после вступления во Всемирную торговую организацию: преимущества и проблемы // Baikal Research Journal. – 2017. – № 2. – С. 10-17.