ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО ПЕРСОНАЛА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ГОСТИНИЦЫ И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫСОКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ОТЕЛЯ…………...5
1.1. Персонал хозяйственной службы гостиницы как важный элемент в обеспечении высоких показателей работы отеля……………………………….5
1.2. Методы оценки качества деятельности линейного персонала хозяйственной службы гостиницы………………………………………………8
1.3. Тренинг как эффективный способ профессионального обучения и развития персонала хозяйственной службы гостиницы………………………14
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИНЕЙНОГО ПЕРСОНАЛА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ГОСТИНИЦЫ «МАСК» СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………………….19
2.1. Характеристика хозяйственно-производственной деятельности гостиницы «МАСК» г. Пятигорск……………………………………………...19
2.2. Анализ профессиональных компетенций линейного персонала хозяйственной службы гостиницы……………………………………………..22
2.3. Разработка тренинга с целью профессионального обучения линейного персонала хозяйственной службы гостиницы «МАСК»……………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..43
Актуальность исследования. В современном обществе велика роль непрерывного образования. В связи с этим многие компании уделяют пристальное внимание организации обучения, выбору форм и методов профессиональной подготовки персонала с учетом потребностей организации и самих сотрудников. Сегодня обучение персонала играет важную роль в успешной и эффективной деятельности любой компании и позволяет ей оставаться конкурентной в своем секторе рынка.
На сегодняшний день лучшим вариантом, по мнению многих специалистов, является именно тренинговая форма обучения.
Тренинг представляет собой, так называемый комплексный метод, который объединяет разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии, подготовку мини-проектов. В результате такой организации групповой работы на тренинге участники самостоятельно, при содействии тренера, обнаруживают какой-то метод или правило, эффективные модели поведения, выявляют оптимальные методы и алгоритмы работы.
Объектом исследования является процесс профессионального обучения.
Предметом исследования выступают тренинги как активный метод профессионального обучения персонала организации.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании проведения тренингов профессиональной направленности.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть персонал хозяйственной службы гостиницы как важный элемент в обеспечении высоких показателей работы отеля;
2) проанализировать методы оценки качества деятельности линейного персонала хозяйственной службы гостиницы;
3) рассмотреть тренинг как эффективный способ профессионального обучения и развития персонала хозяйственной службы гостиницы;
4) охарактеризовать хозяйственно-производственную деятельность гостиницы «МАСК» г. Пятигорск;
5) провести анализ профессиональных компетенций линейного персонала хозяйственной службы гостиницы;
6) разработать тренинг с целью профессионального обучения линейного персонала хозяйственной службы гостиницы «МАСК».
В качестве методов исследования использовались теоретический анализ литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение, сравнение, аналогия.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Служба хозяйственного обеспечения бесспорно является ключевым звеном в успешной работе гостиницы, так как персонал данной службы находится в постоянном контакте с клиентами, является «лицом» предприятия и ответственен за хороший отдых постояльцев.
Персонал хозяйственной службы – это горничные, начальник хозяйственной службы и старшие горничные (супервайзеры). Хозяйственная служба так же, как и Front Office (служба приема и размещения), работает круглосуточно в три смены.
Хозяйственная служба – одна из наиболее жестко регламентированных служб отеля. Для каждой должности в ней предусмотрены четкие инструкции и стандарты.
Назначение данной службы можно описать очень просто: обслуживание и обеспечение удобства гостей в номерах отеля. Однако, помимо этого, существуют также обязанности данной службы, скрытые от глаз посетителей. Помимо уборки номеров на хозяйственную службу возложена уборка холлов, коридоров, помещений ресторанов. Эту работу выполняет специальный персонал с использованием более «тяжелой» и мощной техники, чем та, которая предназначена для уборки номеров.
Качественное исполнение работы в хозяйственной службе требует постоянного сотрудничества с другими службами отеля:
– службой приема и размещения гостей;
– службой питания;
– инженерной службой и др.
Финансовое состояние предприятия «МАСК» можно охарактеризовать стабильным.
Организационная структура предприятия индустрии гостиничного сервиса характеризуется совокупностью рабочих мест, должностей, органов управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей гостиницы «МАСК».
Организационная структура гостиницы «МАСК» формируется исходя из обеспечения её конкурентоспособности, экономической эффективности, целесообразности и рациональной кооперации.
Персонал работает эффективнее, показывают более высокую производительность, следовательно, это приводит к поддержанию конкурентоспособности организации.
Обучение позволяет вывести компанию на новый уровень развития и конкурентоспособности.
Повышается уровень приверженности персонала к организации, что может привести к снижению уровня текучести кадров.
На основе проведенного анализа нами рассмотрены возможности повышения профессиональных компетенций линейного персонала хозяйственной службы гостиницы «МАСК» средствами тренинговой работы.
Тренинг – это форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетенции межличностного и профессионального поведения в общении.
Тренинг профессиональной направленности представляет собой систему специально организованных развивающих взаимодействий между его участниками, каждое из которых характеризуется единством таких составляющих: развивающие ситуации; процесс взаимодействия; способы организации и реализации этого взаимодействия.
Задачи каждого конкретного тренинга непосредственного зависят от целей и отображают, какие именно изменения должны случиться в создании эмоционально-мотивационной сферы участников в рамках тренинга.
Проведенный анализ профессиональной деятельности горничных позволил нам сделать вывод, что знания этих сотрудников находится на высоком уровне, однако, на недостаточном для отеля категории, в связи с чем было предложено провести семинар по их обучению.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, № 49, ст. 5491.
2. Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 № 158 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» // Собрание законодательства РФ, 25.02.2019, № 8, ст. 786.
3. ГОСТ Р 54603-2011. Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/. (Дата обращения 08.06.2021)
4. Анцупов А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. – М.: ЮНИТИ, 2016. 211 с.
5. Баумгартен, Л.В. Маркетинг гостиничного предприятия: учебник для вузов / Л.В. Баумгартен. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 338 с.
6. Бураковская Н.В. Обслуживание в гостиничном комплексе особых категорий клиентов: учебное пособие для вузов / Н.В. Бураковская, О.В. Лукина, Ю.Р. Солодовникова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. 98 с.
7. Быстров С.А. Организация гостиничного дела: учебное пособие / С.А. Быстров. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. 432 с.
8. Быстров С.А. Организация гостиничного дела: учебное пособие / С.А. Быстров. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. 432 с.
9. Вакуленко Р.Я. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р.Я. Вакуленко, Е.А. Кочкурова. – Москва: Университетская книга; Логос, 2020. 320 с.
10. Вотинцева Н.А. Правовое обеспечение гостиничной деятельности: учебное пособие / Н.А. Вотинцева. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. 299 с.
11. Вотинцева Н.А. Правовое обеспечение гостиничной деятельности: учебное пособие / Н.А. Вотинцева. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. 299 с.
12. Глазков В.Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела: учебное пособие для вузов / В. Н. Глазков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 177 с.
13. Голубев А.А. Совершенствование системы обучения и развития персонала / А.А. Голубев, Т.Е. Лебедева, О.В. Голубева // Московский экономический журнал. – 2019. – № 13. – С. 58.
14. Гостиничное дело: словарь / Н.С. Морозова, М.А. Морозов, Т.И. Зворыкина [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.С. Морозовой. – Москва: ИНФРА-М, 2020. 247 с.
15. Гостиничное дело: словарь / Н.С. Морозова, М.А. Морозов, Т.И. Зворыкина [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.С. Морозовой. – Москва : ИНФРА-М, 2020. 247 с.
16. Гостиничное дело: учебное пособие / И. Ф. Игнатьева, И. Н. Чурилина, Т. Ю. Анисимов [и др.] ; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – Санкт-Петебург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. 300 с.
17. Гостиничное дело: учебное пособие / И.Ф. Игнатьева, И.Н. Чурилина, Т.Ю. Анисимов [и др.]; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – Санкт-Петебург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2020. 300 с.
18. Гостиничное хозяйство. Hotelwesen: учебное пособие / сост. Н. П. Алексеева. – Москва: ФЛИНТА, 2021. 344 с.
19. Гостиничное хозяйство. Hotelwesen: учебное пособие / сост. Н.П. Алексеева. – Москва: ФЛИНТА, 2021. 344 с.
20. Гостиничный менеджмент: учебное пособие / Н.В. Дмитриева, Н.А. Зайцева, С.В. Огнева, Р.Н. Ушаков; под ред. Н.А. Зайцевой. – Москва: ИНФРА-М, 2020. 352 с.
21. Гостиничный менеджмент: учебное пособие / Н.В. Дмитриева, Н.А. Зайцева, С.В. Огнева, Р.Н. Ушаков; под ред. Н.А. Зайцевой. – Москва : ИНФРА-М, 2020. 352 с.
22. Дагаева Е.А. Внутрикорпоративная система обучения как фактор развития человеческого капитала // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. № 1. С. 103–106.
23. Денисов А.Ф. Отбор и оценка персонала: учебно-методическое пособие / А.Ф. Денисов. – М.: Аспект-Пресс, 2016. 217 с.
24. Дехтярь Г.М. Стандартизация, сертификация, классификация в туристской и гостиничной индустрии: учебное пособие для вузов / Г.М. Дехтярь. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 412 с.
25. Джум Т.А. Организация гостиничного хозяйства : учебное пособие / Т. А. Джум, Н. И. Денисова. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. 400 с.
26. Джум Т.А. Организация гостиничного хозяйства: учебное пособие / Т.А. Джум, Н.И. Денисова. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2019. 400 с.
27. Заболотная М.С. Пути повышения квалификации персонала в гостинице и ее экономическая эффективность / М.С. Заболотная // Инновации в технике, науке и образовании: Материалы международной научно-практической конференции / Под редакцией Е.В. Конеевой. – М., Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2020. – С. 10-14.
28. Иванов В.В. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе / В. В. Иванов, А. Б. Волов. – Москва : ИНФРА-М, 2019. 336 с.
29. Иванов В.В. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе / В.В. Иванов, А.Б. Волов. – Москва: ИНФРА-М, 2019. 336 с.
30. Иванова С. Как найти своих людей. Искусство подбора и оценки персонала для руководителя / Светлана Иванова. – М.: Альпина Паблишер, 2016. 94 с.
31. Каменская К.В. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на примере гостиничного предприятия / К.В. Каменская, Я.В. Бацына // Сборник статей «Промышленное развитие России: проблемы, перспективы» по материалам XVII Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов 27 ноября 2019 г. Мининский университет. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2019. – С. 184- 188.
32. Климович Л.К., Ермольчик Л.В. Методы оценки персонала. Вестник, 2018. 107 с.
33. Ключевская И.С. Управление персоналом гостиничного предприятия: учебное пособие / И.С. Ключевская. – Москва: ИНФРА-М, 2021. 386 с.
34. Кобяк М.В. Управление качеством гостиничного предприятия: учебник для вузов / М. В. Кобяк, С.С. Скобкин; под редакцией С.С. Скобкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. 518 с.
35. Лустина Т.Н. Влияние системы управления персоналом на конкурентоспособность предприятий индустрии гостеприимства / Т.Н. Лустина, А.Г. Панова, И.А. Суслова // Сервис в России и за рубежом. – 2018. – Т. 12. – № 2 (80). – С. 59-74.
36. Мизинцева М.Ф. Оценка персонала: Учебник и практикум. Базовый курс / М.Ф. Мизинцева, А.Р. Сардарян. – Люберцы: Юрайт, 2017. 112 с.
37. Можаева Н.Г. Гостиничный сервис: учебник / Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. – 2-е изд., испр. – Москва: ИНФРА-М, 2020. 242 с.
38. Можаева Н.Г. Гостиничный сервис: учебник / Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. – 2-е изд., испр. – Москва: ИНФРА-М, 2020. 242 с.
39. Николенко П.Г. Гостиничная индустрия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, Ю.С. Клюева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 449 с.
40. Николенко П.Г. Гостиничная индустрия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П.Г. Николенко, Е.А. Шамин, Ю.С. Клюева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. 449 с.
41. Николенко П.Г. Организация гостиничного дела : учебник и практикум для вузов / П.Г. Николенко, Е.А. Шамин, Ю.С. Клюева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 449 с.
42. Николенко П.Г. Предпринимательская деятельность в сфере гостиничного бизнеса: администрирование отеля: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П.Г. Николенко, Т.Ф. Гаврильева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 451 с.
43. Николенко П.Г. Проектирование гостиничной деятельности: учебник и практикум для вузов / П.Г. Николенко, Т.Ф. Гаврильева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 413 с.
44. Николенко П.Г. Проектирование гостиничной деятельности: учебник и практикум для вузов / П.Г. Николенко, Т. Ф. Гаврильева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 413 с.
45. Николенко П.Г. Техническое оснащение гостиничных и ресторанных комплексов: учебник для вузов / П.Г. Николенко, Е.А. Шамин, А.Е. Фролова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 751 с.
46. Никольская Е.Ю. Основы менеджмента и управление персоналом в индустрии гостеприимства / Е.Ю. Никольская, Л.В. Семенова. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. 226 с.
47. Никольская Е.Ю. Управление качеством гостиничных услуг / Е. Ю. Никольская. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. 198 с.
48. Никольская Е.Ю. Управление качеством гостиничных услуг / Е.Ю. Никольская. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. 198 с.
49. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : учебник для вузов / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. 197 с.
50. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: учебник для вузов / С.С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 197 с.
51. Скобкин С.С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма: учебник для вузов / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. 442 с.
52. Скобкин С.С. Экономика организации в гостиничном сервисе: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С.С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 373 с.
53. Скобкин С.С. Экономика организации в гостиничном сервисе: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 373 с.
54. Тимохина Т.Л. Организация гостиничного дела: учебник для вузов / Т.Л. Тимохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 297 с.
55. Тимохина Т.Л. Технологии гостиничной деятельности: теория и практика: учебник для вузов / Т.Л. Тимохина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 336 с.
56. Тренинг: Разработка модели профессиональных компетенций. Учебное пособие. – Краснодар: Новация, 2021. 210 с.
57. Ушаков Р.Н. Организация гостиничного дела: обеспечение безопасности: учебное пособие / Р.Н. Ушаков, Н.Л. Авилова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. 136 с.
58. Фаустова Н.В. Организация и специфика предоставления гостиничных услуг в гостиницах: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.В. Фаустова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 188 с.
59. Хатикова З.В. Аудит качества обслуживания в гостинице / З.В. Хатикова // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: материалы XIX региональной научно-практической конференции, г. Евпатория, 01-02 декабря 2017 г. / под общ. ред. В. М. Ячменевой. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. – С. 188–191.
60. Хатикова З.В. Организация и технология гостиничного дела / З.В. Хатикова, И.А. Шевчук, Д.В. Нехайчук. – Севастополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. 204 с.
61. Хруцкий В.Е. Оценка персонала. Сбалансированная система показателей: практическое пособие / В. Е. Хруцкий, Р. А. Толмачев, Р. В. Хруцкий. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. 208 с.
62. Хрящева Н.Ю. Развитие персонала – ключевой фактор успеха бизнеса // Управление персоналом. 2002. № 10. С. 44–51.
63. Черепанов А.В., Рехтина Г.А. Тренинг-технология, как фактор успешности внутриорганизационного обучения и развития человеческих ресурсов: методологический аспект // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3855–3869.
64. Чуваткин П.П. Управление персоналом гостиничных предприятий: учебник для среднего профессионального образования / П.П. Чуваткин, С.А. Горбатов; под редакцией П.П. Чуваткина. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. 280 с.
65. Шанаурина Ю.В. Нормативно-правовое регулирование в гостиничном сервисе: учебное пособие / Ю. В. Шанаурина. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНTA, 2020. 254 с.