Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖЕНЩИН В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ С 1915 ПО 2016 ГОД

Работа №79287

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Гендерная репрезентация 8
§ 1.1 Что такое гендер? 8
§ 1.2 Особенности языка публицистики как методы репрезентации в журналистских текстах 14
§ 1.3 Краткая периодизация рассматриваемых периодов в контексте политического заказа на решение женского вопроса 19
Глава 2. Гендерная репрезентация женщин в отечественных СМИ 24
§ 2.1 Период с 1915 по 1990 год 24
§ 2.2 Период с 1992 по 2016 50
Заключение 55
Список использованных источников и научной литературы
I. Источники 59
II. Литература 87

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

До середины ХХ в. половая принадлежность индивида считалась более или менее определенной биологической данностью, из которой автоматически выводились все телесные, социальные и психологические различия между мужчинами и женщинам. Вопрос о том, что такое пол и на чем основаны отличия мужского и женского еще никто не поднимал. Мы говорим о мужском и женском теле, мужских и женских социальных ролях, мужской и женской психологии. Опять же, никто не исследовал вопрос, насколько велики эти различия и есть ли они вообще.
Единственное очевидное отличие, подтвержденное наукой - репродуктивный процесс, в котором мужчина и женщина выступают как противоположные начала. Другие половые отличия выглядят менее определенными.
Конкретные мужчины и женщины бывают очень разными и по своему физическому облику, психическим свойствам, интересам и занятиям, а наши нормативные представления о «мужественности» (маскулинности) и «женственности» (фемининности), хотя и отражают некие реалии, в целом являются не чем иным, как стереотипами общественного сознания. С появлением в 1930-х годах специальных психологических тестов для измерения маскулинности и фемининности эта проблема стала особенно острой, причем выяснились три важных обстоятельства.
Во-первых, мужчины и женщины обладают разными степенями маскулинности и фемининности, они могут быть более или менее маскулинными, фемининными или же андрогинными, сочетающими в себе мужские и женские свойства.
Во-вторых, маскулинность и фемининность многогранны и многомерны, «мужское» телосложение может сочетаться с «женскими» интересами и чувствами, и наоборот, причем многое зависит от ситуации и сферы деятельности.
В-третьих, наши понятия о маскулинности и фемининности и соответствующие психологические тесты покоятся не на строгих аналитических теориях, а на житейском здравом смысле и повседневном опыте: мы называем какие-то черты или свойства женскими (фемининными), потому что в доступном нам эмпирическом материале их чаще или сильнее проявляли женщины, но это может зависеть не от биологии, а от среды и воспитания.
В этой работе нам будет важно показать не многообразие гендерных идентичностей в принципе, а то, как общество берет на себя обязанности регулировать «норму» в поведении других в соответствии с собственной.
Актуальность исследования: Тема истории репрезентации женщин в России остается очень узкой, небольшое количество исследователей - А.А. Темкина, Е.А. Здравомыслова, С. Чуйкина, Н. Яргомская - социологи и работают с интервью, и гораздо меньше с материалами из СМИ. Тем не менее, в статьях, работах и обсуждениях этой темы часто можно услышать, как весь советский период описывают одним предложением «женщины в СССР добились всех прав». Однако только по материалам из СМИ можно указать на как минимум две ошибки в этом высказывании. Во-первых, революционный период с 1915 по 1922 - это самостоятельный виток в репрезентации, так же как и с период с 1922 по 1990 никак нельзя понимать как единый в этом вопросе. Во-вторых, почти все СМИ в этот период отражали государственную идеологию и по публикациям можно проследить динамику изменений в отношении женщин и женских прав.
Объект: Материалы, содержащие репрезентацию женщин в газетах «Комсомольская правда», «Работница», «Женская жизнь», «Женский вестник», «Женский журнал» и интернет-журналах «Работница», «Wondersine» и «ELLE.ru».
Предмет: Репрезентация женщин в советской и российской периодике.
Цель: Проследить динамику репрезентации женщин в досоветской, советской и российской периодике, охарактеризовав ее типичные проявления на каждом этапе.
Задача 1: Выявить основные подходы к гендерной репрезентации женщин в СМИ.
Задача 2: Охарактеризовать основные этапы развития репрезентации в СМИ в рассматриваемых периодах.
Задача 3: Провести анализ газетной периодики, содержащей типические образы женщины согласно выделенным этапам.
Эмпирическая база - работа со статьями и очерками в газетах и журналах в период с 1915 по 2016.
Теоретический метод - метод концептуально-репрезентативного анализа текстов. Данный метод подразумевает анализ смыслов, передаваемых языковыми единицами различного уровня (от морфемы до целого текста и произведения). Первоначально, он использовался, в основном, при описании содержания отдельных концептов, репрезентированных определенными лексико-грамматическими группами слов.
Эмпирическая база исследования состоит из нескольких групп источников.
Первая группа - это статьи из таких газет и журналов как «Комсомольская правда», «Работница», «Женская жизнь», «Женский вестник», «Женский журнал» и интернет-журналы «Работница», «Wondersine» и «ELLE.ru». Краткая библиография: «Комсомольская правда»: О «цветах жизни», 3 июля, 1926 год, Девушка на активной работе, 20 июля, 1926 год, Женщины металлурги, 20 ноября, 1926 год, Девушка и комсомол, 18 января, 1926 год, Кого любить, - с кем жить? 4 июля, 1926 год, Хочу свободы, 4 июля, 1926 год, Почему они не в комсомоле, 12 января, 1930 год, День 8 марта, 8 марта, 1930 год, Дать квалификацию девушке, 14 февраля, 1930 год, Жительницы одной комнаты (11 очерков с апреля по июнь), 1935 год; «Работница»: Как развивалась семья? №12, 1923 год, О «богом данных», №6, 1923 год, Пролетарский суд в борьбе с проституцией, №6, 1923 год, Как уральские работницы развлекаются , №5, 1923 год, Мусульманки просыпаются, №5, 1923 год, Бич женщины - гоноррея, №2, 1923 год, Работница и дети, №1, 1924 год, К молодежи, №7, 1924 год, Борьба с сифилисом, №7, 1924 год, Новая, №8, 1924 год, Что такое аборт? №10, 1924 год, Вторая жена, №12, 1924 год, Женские болезни, №2, 1925 год, Об абортах, №2, 1925 год, На помощь работнице, №8, 1925 год, «Детский труд в колхозах», №7, 1930 год, Миллион работниц на производство, №5, 1931 год, Детей - на общественное воспитание, а свои силы - на строительство, №5, 1931 год, Перестраиваем быт, №6, 1932 год, Вопрос семьи и брака в творчестве Горького, №27, 1932 год, Женщины в науке, технике и искусстве, №12, 1933 год, Четыре близнеца, №34, 1934 год, Комната матери и ребенка, №8-9, 1935 год, Об алиментах, №13, 1935 год, Я против аборта, №17, 1935 год, Рождение человека - естественный, великий и радостный акт, №19, 1935 год, Об инстинкте материнства, №20, 1935 год, О подпольном аборте, №23, 1935 год, Обезболивание родов, №3, 1936 год, Великая забота о женщине-матери, №16, 1936 год, Закон принят, №20-21, 1936.
Для работы мы искали в статьях такие маркеры как «женщина», «семья», «счастье», «дети», «половая жизнь», «здоровье», «красота», «беременность», «уход за телом», «аборт», «мода», «новый быт», «старый быт», а также программные партийные статьи про ситуацию с женщинами в СССР и все материалы, касающиеся 8 марта. Таким образом, для работы нами было исследовано 647 статей: 446 статей в «Работнице», 57 в «Комсомольской правде», 52 в «Женской жизни», 92 в «Женском вестнике».
Однако нужно понимать, что в том же журнале «Работница» их гораздо больше, мы использовали не все материалы, касающиеся «женщин на производстве», «женщина у станка», «лучшая стахановка» и другие, касающиеся их профессиональной деятельности. Материалы в журнале были выстроены таким образом - если «женщина должна работать», то до следующей, новой установки, например, «женщина должна быть матерью», в выпуске печатается по 3-7 материалов «лучших представителей производства» или, соответственно, «лучшая мать».
Вторая группа посвящена гендерным исследованиям, в некоторых из которых содержаться автобиографии для анализа, интервью с женщинами разных поколений, рассказывающие, как советские и постсоветские реалии отражались на них. (Анна Темкина «Гендерный порядок: постсоветские трансформации (Северный Таджикистан)», «Очерк о даре», Восточная литература, Здравомыслова и Темкина «Понятийное поле гендера», Чуйкина Софья «Быт неотделим от политики: официальные и неофициальные нормы «половой» морали в советском обществе 1930-1980-х годов», Темкина Анна «Сценарии сексуальности и гендерные различия», Яргомская Наталья «Сценарии сексуального дебюта женщин: переход от традиционной к альтернативной модели», Чернова Жанна «Нормативная мужская сексуальность: (ре)презентация в медиадискурсе», Омельченко Елена «Изучая гомофобию: механизмы исключения «другой» сексуальности в провинциальной молодежной среде», Панченков Олег «К сексуальности - через интервью: этнометодологический взгляд» ). Основным источником данных послужил сборник статей на тему гендера, секса и сексуальности в СССР: содержит в себе 22 исследования.
Научная новизна.
Выявлено влияние СМИ на «норму» в обществе, проведен анализ статей, на основе которых можно увидеть, какую «норму» (она понималась как
«идеал») широко демонстрировали в медиа с позиции «женщина должны быть такой как», «жить так, как».
Практическая значимость.
Данную работу можно использовать как исторический справочный материал для исследования репрезентации в СМИ, рекламе в XXI веке. В нашей работе СССР поделен на более узкие периоды, чем известные научные работу на эту тему.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одна из авторов книги «Квир-коммунизм - это этика» заканчивает свое исследование такими словами: «Итого, наш обзор прессы, посвященной “освобождению женщины от кухонного рабства”, завершается полным освобождением от любых попыток освободиться».
Наше исследование прессы за гораздо больший период и с большим количеством материалов подтверждает этот тезис. Женщина, которая открыто говорила о себе существовала на страницах прессы в первый годы революции, когда официальный дискурс еще не сформировался и существует сейчас вне массового читателя. В остальное же время женщина была «женщиной» с корелирующимся набором необходимых вариаций. Это говорит о том, что исследований репрезентации в СМИ должно становится больше, чтобы сформировать социальный заказ нужно отказаться от нарратива «женщина в России освобождена». Необходимы исследования о репрезентации мужчин, чтобы панорамно показать, каким образом мужчинами приписывались те или иные «типические» проявления и как «невидимы» для общества становятся все, кто отклоняется от «нормы».
Нашу работу мы начали с выявления методов гендерной репрезентации, для этого мы рассмотрели языковые средства, используемые СМИ и гендерные теории. Это являлось первой задачей. В рамках ее решения мы пришли к выводу, что средства выразительности, которыми пользуются СМИ, помимо того, что имеют ярко выраженную оценочность, при политическом заказе открыто определяют «нормы поведения». Говорят, что «должна делать порядочная девушка» и «как ведет себя проститутка». Также стоит добавить, что СМИ - это один из трех способов формирования повестки дня, социальной проблематики, оставшиеся два - государство и общество. Однако в условиях СССР общество не могло задавать повестку дня, и проблемы, которые нужно было решать или не решать конструировали исключительно СМИ под диктовку государства. Именно поэтому короткий досоветский период изобилует яркими и грубыми высказываниями и требованиями, потому что на том этапе формировался социальный заказ от общества - от женского сообщества, которое открыто обвиняло мужское сообщество в нарушении его прав. И именно потому постсоветская пресса обладает всеми возможностями для формирования новой проблематики, потому что 69 лет проблема, поставленная женщинами, не решалась.
Второй задачей являлось охарактеризовать основные этапы развития репрезентации в СМИ в рассматриваемые периоды. Мы осознанно не привязывали стандартную периодизацию СССР с периодами, на которые разделили СССР по формам репрезентации. Даже беглого взгляда на даты будет достаточно, чтобы увидеть, как быстро принимаются сами законы и, судя по нашему исследования, сколько десятков лет требуется, чтобы ретранслировать запрос государства в массы. Например, мы знаем, что с 1930 г. аборты становятся платными, в 1936 г. запрещаются (до 1955 года). В Уголовный кодекс союзных республик возвращается «мужеложество». В 1938 году сокращается декретный отпуск, с 1941 года вводится налог на бездетность, в 1944 г. ужесточается процедура развода. Но один лишь вопрос абортов «обсуждался» на страницах печати с 1928 по 1936 год включительно. Важным выводом из характеристика рассматриваемых этапов развития репрезентации следует то, что женщины не просто не принимали участие, но и были отчуждены от собственной эмансипации. В отсутствие низового активизма и независимых общественных движений «освобождающие» права и гарантии не были сознательно запрошены женщинами, не были отформатированы в соответствии с их интересами, они просто директивно спускались сверху — женщины пассивно одаривались благами. Единственным активистов и гендерным экспертом было государство.
Последней задачей этого исследования был анализ газетной периодики на предмет типических проявлений женщины. В курсовой работе на эту тему, но с меньшим объемом и количеством изданий, мы выделяли на каждом этапе какой-то один образ «типичной», «идеальной» женщины, чтобы было неверным подходом, так как репрезентация не просто подвижная, но и многоуровневая. «Типическая» «женщина мать» не застревала на весь период с 1936 по 1980 год, она трансформировалась то в «женщину-подругу», то в «женщину-солдата», при этом нарратив «женщина-мать» тоже оставался неизменным. Поэтому подтвердить выполненность третьей задачи можно только перечитав основную часть исследования, в сокращенной версии этого сделать невозможно.
Нашей главной целью было заявлено проследить динамику репрезентации женщин в досоветской, советской и российской периодике, охарактеризовав ее типичные проявления на каждом этапе. Можно утверждать, что поставленной целью мы справились. Было исследовано более 700 статей в таких СМИ как «Комсомольская правда», «Работница», «Женская жизнь», «Женский вестник», «Женский журнал», «Elle», «Wonderzine». Для сохранения динамики в таком масштабном исследовании мы осознанно отказались от таблиц, как нам посоветовала гендерный историк, старший преподаватель НИУ ВШЭ Ирина Ролдугина.
Вместо этого мы брали пример с работ Елены Здравомысловой, кандидата социологических наук, профессора факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, которая ссылается на упоминаемые статьи прямо в тексте и часто прибегает к использованию цитат для подтверждения своих тезисов, таким образом исследование выглядит последовательным и динамичным.
В заключении стоит сказать, что исследование показало нам на новые пути работы над данной темой и подтвердило актуальность исследования репрезентации в постсоветском периоде, так как сам факт наличия исследования и доступность их широкой публике запускает разговор, который впоследствии может сформировать социальный заказ от общества или дать сигнал в такой необходимости СМИ.



1. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. - М.: Очерки политической теории и истории. Документальные материалы, 1998. - 310 с.
2. Айвазова С. Г. Контракт “работающей матери”: советский вариант. - М.: Гендерный калейдоскоп. Курс лекций, 2001. - С. 291-310.
3. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. - М., 2003 - 383 с.
4. Баранов А.Н., Паршин В.В. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание//Роль языка в средствах массовой информации. - М., 1986. - С. 35-46.
5. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2003. — 236 с.
6. Виноградов С.И., Платонова О.В. Культура русской речи. - М., 1999. — 281 с.
7. Григорьева О.Н. Язык в аспекте культуры речи. - М., 2000. — 142 с.
8. Жеребкина И.А. Введение в гендерные исследования. М.: Учебное пособие., СПб.: Алетейя, 2001. — 708 с.
9. Здравомыслова О. В. Российская семья на европейском фоне / О. М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян. - М.: Эдиториа УРСС, 1998. - 456 с.
10. Здравомыслова О. В. Социальное конструирование гендера: феминистская теория / О. В. Здравомыслова, А. А. Темкина. - М.: Введение в гендерные исследования. Ч.1, 2001. - С. 147-173.
11. Кон И.С. Пол, гендер и сексуальность. М.: Лунный свет на заре, 2 изд., 2002. - 265 с.
12. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Любовь небесного цвета, 2009. - 496 с.
13. Монсон П. Лодка на аллеях парка. М.: Лодка на аллеях парка: Введение в социологию, 1996 - С. 43.
14. Сталин И. В. Троцкистская оппозиция прежде и теперь: Речь на заседании объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) 23 октября 1927 г. Сочинения. — Т.
10. — М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1949. С. 172—205.
15. Темкина А.А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России / А.А. Темкина, В. А. Роткирх. - М.: Социс № 11, 2002. - С. 4-15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ