Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль игры в обучении учеников средней школы

Работа №79272

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы32
Год сдачи2020
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования роли игры в обучении учеников средней школы……………………………………………...6
1.1. Особенности обучения учеников среднего звена…………………………..6
1.2. Игра как средство развития учеников средней школы…………………….9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игры в обучении учеников среднего звена……………………………………………..15
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы………………………15
2.2. Применение игровых технологий в обучении учеников среднего звена..16
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по использованию игровых технологий в обучении учеников среднего звена...21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………..30


Актуальность исследования. Одна из современных проблем обучения – заинтересовать ребенка в процессе познания информации в школьных дисциплинах. Чаще всего, родители беспокоятся о том, что ребенок проводит много времени за играми, а не за учебой. Поэтому применение игровой формы просто необходимо, чтобы привлечь внимание ребенка.
Применение игровой формы в обучении – существует уже давно. Многие учителя начальных классов и преподаватели в группах дошкольного образования применяют специальные методики, где используется игровое поведение. Исследование в сфере образования показали, что дети охотнее воспринимают информацию: видя перед собой не сухие цифры и буквы, а объекты, которые имеют ассоциации. Именно поэтому чаще всего, для обучения на начальных этапах используют наглядные объекты.
Игровые технологии обладают большими воспитательными возможностями. В психолого-педагогической науке проблема использования игровых технологий в воспитательном процессе исследовано достаточно широко. Проблемы игры интересовали психологов и педагогов различных времен. Исследованием игры занимались Э. Берн, Л.С. Выготский, Б.В. Куприянов, Е.В. Титова, Й. Хейзинг, С.А. Шмаков Д.Б. Эльконин. Внимание ученых привлекало использование игры в учебно-воспитательном процессе на различных возрастных этапах. На каждом возрастном этапе игра имеет свои особенности.
Несмотря на большое количество работ в области игровых технологий, отсутствует достаточная информация об их обучающих возможностях, продуктивных сферах учебного использования и принципах их применения в практике обучения. Поэтому задача определения дидактических возможностей игровых технологий на базе современных научно-педагогических средств, представляется актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
Объект исследования - учебно-познавательная деятельность учеников средней школы.
Предмет исследования - использование игровых технологий на уроках в средней школе.
Гипотеза исследования. Использование игровых технологий на уроках в средней школе может повысить уровень учебной мотивации обучающихся и изменить отношение к учебным предметам, а также качественную и количественную успеваемость учеников среднего звена.
Цель исследования состоит в опытно-экспериментальном исследовании роли игры в обучении учеников средней школы.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть особенности обучения учеников среднего звена;
2) охарактеризовать игру как средство развития учеников средней школы;
3) провести опытно-экспериментальную работу по использованию игры в обучении учеников среднего звена.
В курсовой работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, систематическая обработка экспериментальных данных, анализ результатов.
Анализ эффективности опытно - экспериментальной работы проводился посредством сопоставления результатов констатирующей и контрольной диагностики при помощи методик диагностики типа познавательной мотивации школьника (Л.Ф. Тихомирова), уровня познавательной активности школьника в процессе изучения английского языка (Н.И. Русанова), анкеты «Изучение познавательных потребностей школьника» (Л. Стефанова).
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные игровые технологии будут способствовать изменению уровня мотивации у обучающихся и отношения к учебным предметам.
Решение поставленных задач обусловило структуру нашей работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, имеется также список использованной литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения и т.д.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию игры в обучении учеников среднего звена.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе физико-математического лицея №38 г. Ульяновска, ул. Лесная, 12, с учащимися 7 В класса.
Анализ эффективности опытно - экспериментальной работы проводился посредством сопоставления результатов констатирующей и контрольной диагностики при помощи методик диагностики типа познавательной мотивации школьника (Л.Ф. Тихомирова), уровня познавательной активности школьника в процессе изучения английского языка (Н.И. Русанова), анкеты «Изучение познавательных потребностей школьника» (Л. Стефанова).
На констатирующем этапе исследования было выявлено следующее: внутренний тип мотивации в процессе осуществления учебно - познавательной деятельности характерен для 27 % учащихся, а внешний для 73 % школьников. Высокий уровень познавательной активности имеют уже 31 % учащихся, средний – 50 % (на 11 % меньше), низкий уровень не характерен ни для 19 %. Выраженная степень интенсивности познавательного интереса характерна для 20 % учащихся, умеренная – для 47 %, слабая – для 19 %.
Предлагаемые дидактические игры на уроках биологии способствуют формированию у учащихся умения анализировать, работать в коллективе, оперативно принимать обоснованные решения, прогнозировать последствия предпринимаемых действий, проявлять инициативу.
Особым видом дидактических игр является составление и заполнение кроссвордов, которые также рекомендуется использовать при изучении новых понятий, а также при проверке понимания значения, смысла изучаемых биологических терминов и понятий. Отвечая на вопросы кроссворда, школьники учатся анализировать материал, выбирать нужные ответы. При составлении кроссворда учащимся необходимо подобрать и записать слова и дать описание их значения. Благодаря этому школьники запоминают определения и правописание понятий и терминов.
Итак, использование дидактических игр в процессе обучения способствует повышению внимания, активизации познавательной деятельности и улучшению памяти учащихся.



1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Электронный ресурс]: Теория и практика образования в современном мире: Мат-лы Междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2012. – С. 140-142. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/ (дата обращения: 10.03.2020)
2. Аронсон Э.Р. и др. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 394 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 2015. – 317 с.
4. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924. – 211 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией А.В. Петровского. – М., 2014. – 224 с.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М.: Юрайт, 2018. — 160 с.
7. Грос К. Душевная жизнь ребенка. Киев: Издание Киевского Фребелевского общества, 1916. - 212 с.
8. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Академия, 2005. — 352 с.
9. Джиоева А.Р., Бесаева А.Г., Дзудцов И.М. Универсальные учебные действия как средство формирования и развития личности в условиях общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 218-220.
10. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника — М., 2011. — С. 120 — 169.
11. Дубовицкий И.Н. и др. Психологические и педагогические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе образования России. М: Московский институт государственного управления и права, 2018. – 370 с.
12. Жданко Т.А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii (дата обращения: 10.03.2020).
13. Козьяков Р.В., Коро Н.Р., Орлова Е.А., Павлов С.В., Шиманская В.А. Психофизиология профессиональной деятельности. М.: Компания КноРус, 2018. 414 с.
14. Комиссарова Т.С. Формирование пространственного мышления картографическим методом обучения [Электронный ресурс]: Научный журнал: Царскосельские чтения – научн. изд-во Ленинград. гос. ун-та имени А.С. Пушкина. – 2010. – С. 264-267 – URL https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-prostranstvennogo-myshleniya-kartograficheskim-metodom-obucheniya.pdf (дата обращения: 14.03.2020).
15. Константинов Ю.С. Методика обучения: уроки ориентирования: учеб. пособие для вузов / Ю.С. Константинов, О.Л. Глаголева. – 2 - е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 329 с.
16. Леонтьев А.Н. Джиоева А.Р., Бесаева А.Г., Дзудцов И.М. Универсальные учебные действия как средство формирования и развития личности в условиях общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 218-220.
17. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. — 351 с.
18. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М.: Либроком, 2013. - 232 с.
19. Узнадзе Д. Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004. 412 с.
20. Шмаков С. А. Игра и дети. М.: Знание, 1968. 64 с.
21. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Книга по требованию, 2012. 228 с.
22. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
23. Koz'yakov R. Ideas of L.S. Vygotskiy and psychological problems of employment for disabled people // Научные исследования и образование. 2018. № 3 (31). С. 77–84.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ