Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования поведения потребителей 5
1.1. Поведение потребителей: понятие и типы 5
1.2. Методы исследования покупательского поведения 21
1.3. Факторы, влияющие на поведение потребителей 29
2. Исследование поведения потребителей на примере магазина «Продукты»
ИП Хуснутдинова 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Продукты»
ИП Хуснутдинова 36
2.2. Маркетинговое исследование особенностей поведения потребителей.... 48
3. Направления совершенствования деятельности ИП Хуснутдинова 58
3.1. Совершенствование взаимодействия с потребителями по результатам
маркетингового исследования 58
3.2. Направления совершенствования коммерческой деятельности за счет
улучшения взаимодействия с потребителями 62
3.3. Оценка социально-экономического эффекта совершенствования
взаимодействия с потребителями 70
Заключение 74
Список литературы
Приложение
В современных условиях развития экономики, глобализации рынков, жесткой конкурентной рыночной среды коммерческим организациям необходимо предпринимать различные меры для того, чтобы становится лидерами или хотя бы занимать какой-либо процент рынка. Продавая услуги и товары, фирмы продают свое отношение к клиенту и насколько более продумано будет решение относительно предпочтений клиента зависит успех фирмы. Исследование потребителей и покупательского поведения на рынке, темпы роста объёма производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину прибыли, рентабельность и конкурентоспособность предприятия. Это и делает все более актуальными проблемы изучения методов исследования, оценки и использования в маркетинге компаний потребительского поведения.
Важной частью плана по завоеванию рынка и расширению границ является признание доминирующей роли потребителей и изучение их покупательского поведения. Чем более ответственно организация отнесется к сбору и систематизации данной информации, тем более правильными будут решения относительно бизнеса. Конечно, желательно ещё задолго до создания товара или услуги иметь представление о потенциальном покупателе, его предпочтениях, интересах, финансовом состоянии, мотивах совершения покупки. Комплексно исследовав потребительское поведение, организация получит результаты, которые создадут информационную основу для разработки направлений взаимовыгодного экономического партнерства организаций торговли с потребителями, эффективного коммуникационного взаимодействия, поддержки потребительской лояльности к организации под воздействием маркетинга отношений.
Объектом исследования является магазин «Продукты» ИП Хуснутдиновой.
Предмет исследования - механизм влияния поведения потребителей на коммерческую деятельность предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей поведения потребителей и разработка предложений по совершенствованию коммерческой деятельности за счет улучшения взаимодействия с клиентами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, типы и факторы, влияющие на поведение потребителей;
- изучить методы исследования покупательского поведения;
- привести организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- провести маркетинговое исследование особенностей поведения потребителей;
- разработать предложения по совершенствованию коммерческой деятельности за счет улучшения взаимодействия с потребителями и оценить их социально-экономическую эффективность.
В ходе исследования использованы литературные источники в области теории и практики основ маркетинга с позиций изучения факторов и мотивов потребительского поведения таких ученых как: У.С. Джевонс, Л. Вальрас, Торндайк Э., Дж. Уотсон, Лазарсфелд П., П. Самуэльсон, Дж. Акерлоф, Дж. Стиглиц, М. Спенс, Дихтер Э., Б. Скиннер, Ф. Хайек, Р.Г. Колли, Ж. Бодрийяр, Д. Траут, Э. Райс, С. Ривкин, Б. Шмитт, Ф.Котлер, Блэкуэлл Р., Белявцев М.И., Иваненко Л.М., Калюжнова Н.Я., Грищенков А.И., Самостроенко Г.М., Лебедева О.А., Якобсон А.Я., Келлер К.Л., О.С. Дейнека и других.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, библиографический список.
В работе были изучены теоретические аспекты исследования поведения потребителей. Рассматривая представленные трактовки потребительского поведения российскими и зарубежными учеными, можно сделать вывод, что нет единого понимания данного понятия. Определяя потребительское поведение, ученые не включают в понятие поведения распоряжение или перепродажу товара. Некоторые ученые включают в потребительское поведение и утилизацию товара. При анализе научной литературы выявлено, что большинство ученых считает понятия «поведение потребителей» и «потребительское поведение» равнозначными и употребляются как синонимы.
Методы исследования покупателей разделяются на две группы: качественные и количественные. Качественные включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что потребители делают и говорят.
Было выявлено три группы факторов, которые влияют на потребительское поведение: социальный фактор, психологический фактор и экономический фактор. К влиянию социального фактора относятся факторы потребительского поведения, зависящие от мнения окружающих. Факторы, возникающие при влиянии психологического фактора, бывают двух типов: зависящие от восприятия денег и зависящие от восприятия способа оплаты. При влиянии экономического фактора возникают факторы, зависящие от цены товара.
Рассмотренные ситуации и типы потребительского поведения возникают под влиянием нескольких факторов: психологического, социального и экономического.
С усложнением потребительского поведения из-за роста числа факторов, оказывающих влияние на варианты поведения, будут появляться новые и усиливаться значение существующих определенных факторов, что также обуславливает актуальность рассмотрения факторов применительно к развитию рынков электронной торговли.
В поведении потребителей исследователями выделено множество различных факторов и ситуаций, которые в разной степени влияют на процесс принятия решения о покупке.
Во второй главе было проанализировано потребительское поведение на примере функционирования предприятия ИП Хуснутдинова, основным видом деятельности которой выступает розничная торговля. Директор магазина на основе отчетности анализирует спрос на продукцию в определенные промежутки времени, в праздничные дни, будни, выходные. На основе чего делает выводы по предполагаемым закупкам клиентов.
По данным SWOT-анализа, у магазина ИП Хуснутдинова есть множество слабых моментов в своей деятельности: наблюдается нехватка опыта в системе менеджмента, невысокий уровень управленческой и организационной деятельности; слабая организация условий труда; не развит финансовый анализ основных финансово-экономических показателей. Поэтому для устранения проблем необходимо разработать ряд мер, которые позволят избежать ухудшения ситуации, и улучшить свои позиции на рынке.
В ходе прохождения преддипломной практики в продуктовом магазине ИП Хуснутдинова автором был проведен опрос покупателей, которые в течение недели посещали магазин и выразили свое согласие на участие в анкетном опросе. Итак, за неделю было опрошено 50 покупателей, из них: 12 мужчин, 38 женщин. Исходя из опроса потребителей, в настоящее время требует существенной доработки следующие направления: процесс и обстановка, персонал и продвижение, т.е. мероприятия, связанные с сервисным обслуживанием потребителей.
Проанализировав результаты собственного исследования и опираясь на исследования самой организации, были сделаны следующие выводы:
«Продукты» еще только начинает осваивать рынок, следовательно, у кампании пока есть возможности для количественного роста, для развития «вширь».
В связи с этим надо обратить внимание на мотивацию персонала. В «Продукты» ИП Хуснутдинова, судя по исследованию, наблюдается высокая текучесть кадров и низкий профессионализм. Это означает, что необходимы программы по мотивации персонала.
В качестве мотивации персонала по привлечению клиента автором было предложено что-то вроде соревнования по количеству персональных клиентов, где за каждого личного клиента полагается возрастающая премия.
1. . Внедрение креативных идей. Креативность - неотъемлемая часть современной экономики, а также современных средств социальной коммуникации, частью которой является реклама. Креативные идеи как участник в формировании потребительского спроса, могут изменять направление и ориентацию материальных расходов потребителя, а также его привычки.
2. Также, в целях повышения лояльности покупателей можно разработать дисконтные накопительные скидочные карты и раздавать их при первой покупке. В будущем по данным картам по дням расписать скидочные дни, например, в понедельник по карте 7% скидка, в остальные дни 3% скидка.
3. Можно рассмотреть вариант усовершенствования проведения исследований путем разработки новой формы, которая будет более информативной и субъективной при проведении интервью.
4. Актуально формирование методических основ разработки стандартов качества обслуживания покупателей как особого нормативно-правового документа, регламентирующего нормальное (стандартное) качество обслуживания покупателей и др.
Таким образом, после проведения предложенных мероприятий, можно рассчитывать на увеличение выручки на 9%, что в денежном выражении составляет 187700 рублей в год. При этом совокупные затраты будут равны 29 560 рублей.
Экономическая эффективность - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Эффективность затрат равна 1,4. Срок окупаемости - это промежуток времени, по прошествии которого сумма вложенных средств сравняется с суммой полученных доходов. Иными словами, в этом случае коэффициент показывает, какое время потребуется для того, чтобы вернуть вложенные деньги и начать получать прибыль. Срок окупаемости равен 0,7 года.
1. Федеральный закон О рекламе от 13.03.2006 №38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Справочно-правовая система Консультант
2. Анашкина Н.А. Основы рекламной деятельности: монография / Н.А. Анашкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 273 с.
3. Антипов К.В. Основы рекламы / К.В. Антипов. - М.: Дашков и К, 2014. - 332 с.
4. Бердышев С.Н. Эффективная реклама: Практическое пособие / С.Н. Бердышев. - М.: Дашков и К, 2014. - 332 с.
5. Блажнов Е.А. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М.: ИНФРА-М, 2013. - 345 с.
6. Бузин В.Н. Основы рекламной деятельности / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 482 с.
7. Бун Л. Современный маркетинг / Л. Бун, Д. Куртц. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 493 с.
8. Васильев Г.А. Основы рекламы / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 249 с.
9. Грошев И.В. Основы рекламы / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 363 с.
10. Дашков Л.П. Основы рекламной деятельности / Л.П. Дашков. - М.: Дашков и К, 2015. - 697 с.
11. Дубровин И.А. Основы рекламы и рекламной деятельности / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2014. - 311 с.
12. Жуков Б.М. Маркетинг и реклама / Б.М. Жуков, А.А. Романов, В.П. Басенко. - М.: Дашков и К, 2012. - 440 с.
13.Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие / П. С. Завьялов - М.: ИНФА - М, 2011. - 496с.
14. Захаров С.В. Маркетинг: учебник / С.В.Захаров, В.И.Павленко, Б.Ю. Сербиновский. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2017. - 318 с. Измайлова М.А. Основы рекламной деятельности / М.А. Измайлова. - М.: Дашков и К, 2014. - 521 с.
23. Костина Г.Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг / Г. Д. Костина- М.: Омега-Л, 2016.- 175 с.
24. Котлер Ф, Маркетинг от А до Я: 80 концепция, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 211 с.
25. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс,
B. Вонг; пер. с англ. - 2-е Европ. изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2003. - 944 с.: ил.
26. Лебедева О.А. Маркетинговые исследования рынка / О. А. Лебедева. - М.: ФОРУМ-М, 2015.- 191 с.
27. Марочкина С.С. Основы рекламы / С.С. Марочкина. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 372 с.
28. Мамонова Е. Торговая сеть растет из ларька [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/05/28/predprinimateli.html(дата обращения: 22.04.2017)
29. Михарева, В.А. Прикладной маркетинг: учебное пособие / В.А. Михарева [и др.] - Минск: Вышэйшая школа, 2017. - 431 с.
30. Нэреш, К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. / К. Нэреш. — М.: Издательский дом Вильяме, 2012. — 960 с.: ил.
31. Ноздрева Р.Б. Как побеждать на рынке: практикум. - М. Центр экономики и маркетинга, 2013. - 400 с.
32. Нуралиев С.У. Маркетинг / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиев. - М.: Дашков и К, 2013. - 493 с.
33. Остроумова М. Аренда брэнда // Коммерсантъ-Власть. - 2014. - № 20. -
C. 49-50.
34. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. — 3-е изд. — М.: Оме-га-Л, 2015. - 656 с. -
32. Похабов В.И. Основы маркетинга учебное пособие / .И.Похабов, В.В.Тарелко. - Мн.: Вышэйшая школа, 2001. - 271 с.
Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований / С. Г. Светуньков. - СПб: ДНК, 2013. - 345 с.
33. Титова В.А. Маркетинг. Учебное пособие. / В. А. Титов. -Ростов -на - Дону: «Феникс», 2016 - 448с.
34. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б. Е. Токарев - М.: Экономистъ, 2015. - 624с.
35. Федько В.П. Основы маркетинга / В.П.Федько, Н.Г.Федько: 100 экзаменационных ответов. - Ростов -на- Дону: Издательский центр «МарТ», 2016. - 448 с. -
36. Федько В.П. Основы маркетинга / Федько, к.э.н И.И. Савдиви. - Изд. 4¬е - Ростов - на - Дону : Феникс, 2015. - 312 с.
37. Хлусов В.П. Основы маркетинга / В.П.Хлусов. - М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. - 160 с. - ISBN 5-7990-0077-3.
38. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - М.: Финансы и Статистика, 2012. - 528с.
39. Чевертон П. Теория и практика современного маркетинга = Key Marketing Skills : полный набор стратегий, инструментов и техник / П. Чевертон; [пер. с англ. В. Н. Егорова]. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 604 с. : ил. - ISBN 5-8183-0437-X: 136-00
40. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. - URL: - http://www.aup.ru(дата обращения: 13.05.2017)
41. Информационный бизнес портал [Электронный ресурс]. - URL: http: //market-pages. ru (дата обращения:13.05.2017)
42. Колина И. Свой бизнес на готовом фундаменте // Business excellence Деловое совершенство. - 2014. - № 9. - С.22-26.
42.Маркетинг - журнал 4Р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.4p.ru(дата обращения: 13.05.2017)
43. Маркетинг, курс лекций [Электронный ресурс] . - URL: http://www.alphatelecom.info(дата обращения: 13.05.2017)
44. Попов Е.В. Сегментация рынка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mavriz.ru(дата обращения: 13.05.2017)