Введение 3
1. Теоретические аспекты управления ассортиментом товаров на
розничном предприятии 6
1.1. Инструменты и методы управления ассортиментом товаров на
розничном предприятии 6
1.2. Понятие и сущность мерчандайзинга 16
1.3. Тенденции и закономерности управления ассортиментом товаров
на розничном предприятии 23
2. Анализ практики управления ассортиментом товаров на розничном
предприятии на примере ООО "Алтын гасыр" 32
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 32
2.2. Особенности управления ассортиментом товаров в ООО "Алтын
гасыр" 40
2.3. Анализ методов мерчандайзинга в ООО «Алтын гасыр» 46
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса
управления ассортиментом в ООО «Алтын гасыр» 53
3.1. Рекомендации по оптимизации товарного ассортимента 53
3.2. Предложения по развитию мерчандайзинга 58
3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемых
мероприятий 61
Заключение 65
Список использованной литературы 70
Приложения
Актуальность данной темы дипломной работы состоит в следующем: любое предприятие как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления, а также службу, называемую мерчандайзингом.
Мерчандайзинг - достаточно новое направление в маркетинге, которое в последнее время стало популярным среди производителей, дистрибьюторов и розничных продавцов. Мерчандайзинг - это прямое соответствие между имиджем торговой марки компании и местом, которое компания занимает на торговой полке любого магазина. Даже при хорошей работе дистрибьюции без мерчандайзинга не обойтись. Мерчандайзинг всегда ориентирован на определенный результат. Поэтому хорошо организованный мерчандайзинг в состоянии повлиять на выбор покупателя.
Невозможно говорить о продвижении торговых марок без грамотно выстроенной дистрибьюции и мерчандайзинга. Бессмысленно реализовывать рекламные проекты и проводить промо-акции, если покупатель не может найти продукцию на полке магазина.
Распространенные на сегодняшний день услуги мерчандайзинга заключаются в осуществлении различных мероприятий, направленных на повышение привлекательности, доступности товаров для конечного потребителя.
Целью дипломной работы является разработка предложения по увеличению объема продаж товаров в магазине «Алтан» с помощью инструментов мерчандайзинга.
Для достижения поставленной цели в данной дипломной работе автором решался ряд теоретических и практических задач.
1. Рассмотреть теоретические аспекты мерчандайзинга.
2. Проанализировать мерчандайзинг на примере ООО «Алтын гасыр».
3. Разработать пути совершенствования приемов мерчандайзинга в деятельности ООО «Алтын гасыр».
4. Оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий Объектом исследования является ООО «Алтын гасыр».
Предметом исследования является мерчандайзинг ООО «Алтын гасыр».
При написании дипломной работы использовались работы многих авторов в области мерчандайзинга. Материалы периодической печати, нормативная и локальная документация ООО «Алтын гасыр».
При написании дипломной работы использовались работы Берна Э., Бурлачука Л.Ф., Вакуленко Р.Я., Ладанова И.Д., Попова С.А. и других авторов в области мерчандайзинга. Материалы периодической печати, нормативная документация ООО «Алтын гасыр».
Использованы законодательные материалы Правительства Российской Федерации, статьи в специальных методических изданиях, так же были использованы интернет-ресурсы.
Практическая значимость данной дипломной работы определяется возможностью использования её выводов в практике как самому студенту выпускнику, так и руководству ООО «Алтын гасыр» в устранении выявленных недостатков и внесении предложенных автором дипломной работы предложений.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, разбитой на разделы, в которых рассматриваются особенности управления ассортиментом товаров, методы мерчандайзинга используемые в магазине, а также даны рекомендации и предложения с оценкой их экономической эффективности, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель и задачи, рассмотрена структура дипломной работы.
В первом разделе дипломной работы автором раскрыты теоретические вопросы в области мерчандайзинга.
Во втором разделе дается характеристика ООО «Алтын гасыр», проводит анализ применения мерчандайзинга на примере ООО «Алтын гасыр».
В третьем разделе автором предлагаются пути совершенствования мерчандайзинга ООО «Алтын гасыр»
В заключение содержатся основные выводы, полученные в ходе исследования.
Тема исследования, выбранная для дипломной работы, «Мерчандайзинг, как инструмент управления ассортиментом товаров на розничном предприятии».
Мерчандайзинг - это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки, результатом которого всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.
В ходе выполнения ВКР тема была раскрыта на примере магазина «Алтан». Юридическое лицо ООО «Алтын гасыр».
Целью дипломной работы было предложить мероприятия по увеличению объема продаж товаров в магазине «Алтан» с помощью инструментов мерчандайзинга.
В ходе исследования был решен ряд теоретических и практических задач:
1. Рассмотрены теоретические аспекты мерчандайзинга.
2. Проанализированы мерчандайзинг на примере ООО «Алтын гасыр».
3. Разработаны пути совершенствования приемов мерчандайзинга в деятельности ООО «Алтын гасыр».
4. Дана оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Объектом исследования является ООО «Алтын гасыр».
Перед началом исследования был определен тип покупателей, которые являются основными посетителями магазина «Алтан». Большинство из них - это люди, нацеленные на рациональное отношение к деньгам. Их привлекают низки цены и хорошее качество товара. У магазина есть стабильный поток вторичных клиентов. Благодаря постоянному наличию свежих продуктов, хлебобулочных изделий и алкогольных продуктов магазин отличается стабильно высокой посещаемостью.
Базовыми инструментами мерчандайзинга являются:
1. Анализ ассортимента товара
2. Анализ товарного запаса
3. Анализ выкладки товара с учетом требований поставщика и визуального восприятия покупателя.
Текущая ситуация следующая:
В ассортименте сети сотни наименований продовольственных товаров: хлебобулочные и кондитерские изделия, замороженные полуфабрикаты, печенье, кофе, подсолнечное масло, молочные продукты, колбасные изделия и другие товары. В магазине постоянно проводят опрос покупателей. Собранная информация нужна для: проведения выставок-продаж
определенных товаров, сбора отзывов покупателей, определения дней учёта неудовлетворённого спроса, расчёта прогнозов спроса.
Особенность управления ассортиментом в магазине заключается в постоянном построении АВС-анализа ассортимента продуктового магазина по группам и постоянного его контроля.
На основе анализ ABC можно сделать вывод, что 78,8% всей продукции стабильно продается. Какие-то группы нуждаются в развитии, как, например, хлебобулочные изделия и чай-кофе.
Для управления товарными запасами в магазине используется электронная техника (кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры, принтеры штриховых кодов). Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими.
По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов; площадь проходов для покупателей.
Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования.
Приоритетные места в магазине определены в зависимости от потока покупателей. Товары постоянного спроса легко находимы. Зона кассы является привлекательной, поэтому там расположены такие товары, как жевательные резинки, сладости, напитки. В магазине соблюден принцип размещения товаров по группировке.
Одним из видов анализа, чётко выявляющим картину привлекательности торгового зала и эффективности торгового пространства, является анализ структуры чеков.
Распределение количества покупателей по дням недели и времени суток на данном предприятии неравномерное. В будни количество посетителей находится практически на одном уровне, в выходные этот показатель стремительно увеличивается. В субботу-воскресенье, когда люди отдыхают, наблюдается максимальное количество покупателей и значение среднего чека возрастает практически в 2 раза. Значение среднего чека нашего предприятия 350 рублей.
Проанализировав количество покупателей в течение рабочего дня, необходимо отметить, что максимальное количество покупателей в будни приходится с 13.00-15.00 и 20.00-23.00,- что связано с обедом и ужином. В утренние часы с 07:00 до 10:00 наблюдается снижения количества покупателей, чеки с одной-двумя позициями, среднее значение чека- 150 рублей. Среднее количество позиций в чеке полностью отражает успешность среды для совершения покупок.
Так же в ходе работы была дана оценка финансово-экономическому состоянию и конкурентоспособности объекта исследования.
ООО «Алтын гасыр», можно характеризовать как устойчивое предприятие, готовое в долгосрочной и краткосрочной перспективе отвечать по своим обязательствам за счет собственных средств.
По итогам исследования были предложены следующие мероприятия:
1. Введение Положения об ассортиментной политике;
2. Использование стратегии неокругленных цен;
3. Внедрение в работу магазина специалиста по маркетингу;
4. Повышение квалификации сотрудников;
5. Внести изменения в облик интерьера и торгового зала.
Основной упор предлагается сделать на оптимизацию ассортимента товара. Руководству компании рекомендуется закупать продукцию, пользующуюся наибольшим спросом (товары группы А и в меньше степени В) с некоторым избытком, с целью более точно определения спроса на продукцию. Так же необходимо сокращать запасы невостребованной продукции, а высвободившиеся оборотные средства направлять на товарные позиции, приносящие большую прибыль, при этом постоянно пополняя ассортимент новинками, ведь в конкурентной борьбе без обновления ассортимента не обойтись.
Так же ООО «Алтын Гасыр» необходимо больше использовать стратегию неокругленных цен, при которой у потребителя возникает больше доверия к продавцу и компании.
Для повышения эффективности формирования товарного ассортимента в ООО «Алтын Гасыр» предлагается внедрить в работу магазина специалиста по маркетингу. В его обязанности будет входить мониторинг действий конкурентов, акций, скидок, изменений ценовой политики.
Прием на работу специалиста - это, безусловно, дополнительные расходы. Для обоснования эффективности данного мероприятия были рассчитаны затраты, связанные с введением данной штатной единицы, и величину дополнительной прибыли, которую нам может это принести.
Расчеты показали, что на вложенный в мероприятия по совершенствованию мерчандайзинга рубль вернётся 2,73 рублей прибыли.
При затратах в 473 тыс. руб. на осуществление предложенных мероприятий, запланированные затраты окупятся приблизительно за 3 месяца.
Так же большое внимание предлагается уделить развитию мерчандайзинга в целом.
С целью совершенствования системы мерчандайзинга в исследуемом магазине предлагаются следующие меры:
1. Размещение POS-материалов в прикассовой зоне. Для этого предлагается разместить в прикассовой зоне стойку, на которой будут размещаться листовки о проводимых и предстоящих акциях и распродажах.
2. Привлечение внимания покупателей на отдельные товары. Для этого необходимо выделять в магазине не более 15-20 % товаров при помощи цветовых контрастов.
3. Для привлечения покупателей предлагается рядом со входом в ООО «Алтын Гасыр» установить трамарезки (щиты для фотографирования).
Таким образом, разработанные мероприятия в полной мере удовлетворяют целям проекта по совершенствованию мерчандайзинга магазина и могут быть приняты к внедрению. Повышение эффективности мерчандайзинга будет способствовать развитию предприятия, повышению лояльности покупателей и в целом положительным образом скажется на конкурентоспособности ООО «Алтын Гасыр».
1. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.); часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.).
2. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2001 г. №190-ФЗ с изм. от 07.09.2002 г.); часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.).
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) с 1 февраля 2002 г., введенный Федеральным законом от 30.12.2011 № 197-ФЗ.
4. ФЗ № 306-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество" от 30.12.2008г (в ред. от 15.01.2010) // СПС «Консультант Плюс».
5. ФЗ N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" в ред. от 03.11.2010, принят ГД ФС РФ 24.11.1995, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011 // СПС «Консультант Плюс».
6. Алябьева, М. В. Обоснование методики выбора поставщика при принятии маркетинговых решений в розничной торговле организаций потребительской кооперации /М. В. Алябьева//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики. -2015. -№ 2. -С. 106-112.
7. Антосенков В., Кокин Ю. Реформа заработной платы - ожидание и реальность. // Экономист. - 2015. - №4.
8. Балакирев, С.В. Категорийный менеджмент в качестве современного подхода к управлению товарным ассортиментом / С.В. Балакирев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 5.
9. Белкин В.Н., Белкина Н.А. Как управлять трудом. - Казань: Институт экономики УрО РАН, 2014.
10. Белкин В.П., Белкина Н.А. Система оценки и оплаты труда «РОСТ» (практическое пособие). - М.: Социздат, Библиотека журнала «Социальная зашита». 2015.
11. Белугин, Ю. Н. Совершенствование деятельности торговых предприятий потребительской кооперации на основе мерчандайзинга /Ю. Н. Белугин//Сборник научных статей СтГАУ. -Ставрополь, 2012. -С. 122-124.
12. Белугин, Ю. Н. Управление розничной торговлей в организации потребительской кооперации : монография/Ю. Н. Белугин. -Ставрополь: Фабула. -2013. -132 с.
13. Берман Барри, Джоэл Р. Эванс. Розничная торговля: стратегический подход. М., 2012. 1184 с.
14. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. 8-е изд. - M. ИНФРА - М, 2015.
15. Государство и бизнес: социально-экономическая ответственность в
условиях глобализации. State and Business: Socio-Economic Responsibility under Conditions of Globalization: Материалы III Международной
межвузовской научно-практической конференции студентов магистратуры. 23 апреля 2014 г. Секции 1-13 [Электронный ресурс] . - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 575 с. - ISBN 978-5-7310-3037-3 - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535404
16. Губанов С. Система организации и поощрения груда (опыт методической разработки). // Экономист. - 2014. - №3.
17. Дегтярь, О. Н. Оценка состояния и развития розничной торговой сети потребительской кооперации с целью повышения результативности маркетинговой деятельности /О. Н. Дегтярь, Л. А. Исаенко//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2014. -№ 1(49). -С. 382-389.
18. Доценко, А. Н. Совершенствование торговой деятельности организаций потребительской кооперации /А. Н. Доценко//Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. -2015. -№ 1. -С. 119-125.
19. Заработная плата. Издание второе переработанное и дополненное. - М.: Филинъ, 2014.
20. Исаенко, А. В. Тенденции развития розничной торговли потребительской кооперации Белгородской области /А. В. Исаенко, О. Н. Дегтярь//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2014. -№ 2. -С. 74-82.
21. Карташова Л.В., Никонова Т.В. и др. Поведение в организации: Учебник - М.: ИНФРА М. 2015.
22. Катаева Н.Н. Подходы к оценке эффективности
мерчандайзинга//Экономика и социум. -2014. -№ 2(11).
23. Кира и Рубен Канаян. Мерчандайзинг - применки и ловушки для покупателя.
24. Кнорринг В. «Искусство управления», М.БЭК 1997г. Ростов-на-Дону «Феникс» 2014.
25. Косинский Петр Дмитриевич, Чупрякова Алена Григорьевна - Практика применения методики колличественной оценки товарного ассортимента розничного торгового предприятия. Техника и технология пищевых производств - 2014г. №4
26. Леушина О.В. Маркетинговые факторы развития розничной торговли мегаполиса // Директор по маркетингу и сбыту. - 2011. - № 12. С. 9-17.
27. Литвинова О.В. Розничная торговля как предпринимательская деятельность и особенности ее организации // Современные научные исследования. - 2013. - № 16(1). - С.22.
28. Лутовинов П.П., Ходьзко А.А.. Демин Н.С. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие: УрСЭИ АтиСО. - Челябинск, 2014.
29. Минин Э.В., Щербаков В.И. Заработная плата: вопросы и ответы: Справочно-методическое пособие. - Н.: Профиздат. 2015. - С. 234.
30. Мировой сектор розничной торговли 2015/ Делойт Туш Томацу,
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.deloitte.com/assets/DcomRussia/Local%20Assets/Documents/PDF%2 0files_2015/dtt_Global-powers-of-retailing_2015_rus.pd
31. Наумова Л.М., Сбоева И.А. - Мерчандайзинг торгового зала продовольственного магазина. Инновационные технологии управления и права - 2014г. №1(8)
32. Никредин Г.Д., Гадиев ГЛ., Бумин Н.И.. Кабиров P.P., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами: Учеб. Пособие Под науч. ред. Никредина Г.Д. Том I. Поисковая модель словаря справочника. - Уфа: Аи, 1997.
33. НИР. Российский журнал управления проектами, 2 (11), 2015 - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 54 с.
34. О.С. Зыбин. Мерчандайзинг в торговом предприятии современного формата.
35. Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ. 2015.
36. Прушковская, Е. Е. Методические подходы к оценке поведенческого
мерчендайзинга в организациях потребительской кооперации Е. Е. Прушковская//Вестник Белгородского университета потребительской
кооперации. -2014. -№ 4. -С. 259-263.
37. Роздольская, И. В. Разработка и реализация инновационных маркетинговых решений как фактор повышения эффективности процессов коммерциализации инноваций в организации /И. В. Роздольская, К. В. Лихонин//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2015. -№ 2. -С. 98-105.
38. Сбоева И.А. - Актуальные подходы к проектированию мерчандайзинга в современном ритейле. Инновационные технологии управления и права -
2014г. №3(10)
39. Семененко С.В. Аналитическая оценка отраслевых тенденций конкурентной среды в розничной торговле // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2014. - № 1-2 (40-41). - С. 289¬293.
40. Стожарова Т.В.Современное информационное обеспечение продаж.//В сборнике: Наука будущего: Единое научное пространство как гарант гармоничного развития фундаментальных и прикладных научных исследований. Санкт-Петербург, ИПМ. 2014. С. 27-31.
41. Тарасова, Е. Е. Методика комплексной оценки качества торгового обслуживания населения в предприятиях розничной торговли /Е. Е. Тарасова, Д. В. Кадацкая//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2015. -№ 4. -С. 64-79.
42. Теплов, В. И. К проблеме развития теоретических основ рыночной политики торговой организации /В. И. Теплов, Н. В. Садовникова//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - № 2. - С. 5-12.
43. Трайндл А.Мастерство ритейл-брендинга. М.: Альпина Паблишер, 2013.
44. Федеральная служба государственной статистики:
http: //www.gks .ru/accounting_report
45. Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся: Доклад Генерального директора МОТ на 81-й сессии. - М.: Международное бюро труда. Московское отд. 2014.
46. Шнорр Ж.П.Состояние и развитие торговли территории в условиях глобализации: теория, методология, практика : дис.. д-ра экон. наук. Красноярск, 2015.
47. Экономика и социология труда: Учеб. пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и В.А. Чуланова. - Р-н/Д.: Феникс, 2015.
48. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.И. Ильина. В.П. Волкова. - М.: Новое знание, 2015.
49. Яковлев Р. Реформирование оплаты труда, возрождение ее основных функций. // Человек и труд. - 2016. - №7.
50. Яковлев Р.А. Бестарифный вариант организации заработной платы. - М.: Информцентр-директор
51. Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П.Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 400.
52. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В.Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2015. - 372 с.
53. Биянська И. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов / И. Биянська // Финансы России. - 2014. - № 9. - С. 149-154.
54. Междисциплинарный словарь по менеджменту: учеб. пособ. / [Д.М.Черванев, В.И.Жилинская, М.В.Петровский и др.]; за ред. Д.М.Черванева, Е.И.Жилинской. - К. : Ничлава, 2014. - 624 с.
55. Управление предприятием в условиях неопределенности и риска / А.В.Балахинина // Управление развитием. - 2014. - №. 20. - С. 309.
56. Управление ассортиментом товаров: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, Т.А. Трыкова, Н.С. Борзунова. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с
57. Управление товарным ассортиментом и запасами: Учебник для бакалавров/Ш.Ш.Магомедов - М.: Дашков и К, 2016. - 176 с.
58. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, 2014, № 1(10) / Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, № 1(10), 2014
59. Оперативное управление экономическими процессами на предприятиях АПК: статья / С.А. Петрова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015
60. Социология управления: теоретические основы / В.И. Чупров, М.А. Осипова. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 172 с