Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и понятийные основы…………………………………7
1.1. Понятие «подростки» и особенности этого возрастного периода………...7
1.2. Творчество как понятие в науке……………………………………………11
Глава 2. Исследование влияния учреждений дополнительного образования на подростков…………………………………………………………………….20
2.1. Анализ развития творческих способностей под влиянием учреждений дополнительного образования………………………………………………….20
2.2. Разработка методики улучшения влияния на развитие творческих способностей в подростковом возрасте………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованной литературы………………………………………..38
Приложения……………………………………………………………………..40
Актуальность и значимость исследования. Дополнительное образование детей и подростков рассматривается как неотъемлемая часть общего образования и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, направленных на развитие его способностей, интересов, которые ведут их к социально-культурной самореализации, саморазвитию, самовоспитанию. Именно дополнительное образование создает предпосылки для стимулирования творческого развития несовершеннолетних.
Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует получить и творчески реализовать больший объем знаний, которые они получают на уроках. Ребенок, творчески проявляя себя в чем-либо с юных лет, в дальнейшем может добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах их сверстников. Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами группы.
Современное школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, часто затормаживается именно в силу обязательности и стандартизованности программ. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам», программы обучения и методика их реализации во многом определялись подготовленностью и творчеством педагогов. В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.
В учреждении дополнительного образования процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент делается на наиболее полном активном и творческом проявлении каждого ребенка.
Разумное соединение школьной и внешкольной воспитательной стратегии означает начало качественно нового, целостного подхода к созиданию личности в едином процессе непрерывного образования, а потому имеет большое будущее. Сотрудничество и взаимодействие школы и дополнительного образования обусловлены обоюдной заинтересованностью. Оно создает благоприятные возможности для творческой самореализации ребенка во внешкольном учреждении, стимулирует его познавательную активность.
Сказанное свидетельствует об актуальности и значимости выбранной темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Наиболее значимыми для теоретического обоснования развития творческих способностей являются труды В.И. Андреева, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого. Проблема творчества, как высшая форма активности, рассматривается психологами Л.С. Выготским, А.К. Ковалевым, Н.С. Лейтесом, Я.А. Пономаревым и др. Исследованию творческих способностей посвящены труды С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Богоявленской и других. Вопросам творческой деятельности как фактора формирования активной, самореализующейся личности большое внимание уделяли В.И.Андреев, Д.Б. Богоявленская, Д. Гилфорд, А.М. Матюшкин, П. Торренс, К. Юнг. Классификация творческих способностей дается, в частности, в работах А.Н. Лука. Методика выявления и развития творческих способностей разрабатывается учеными В.Г. Грязевой, В.А. Петровским, А.М. Матюшкиным, А.В. Усовой и др. Возможность развития творческих способностей в досуговой деятельности исследована В.А. Горским, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, Л.А. Николаевой, А.Б. Фоминой и др. Социальный аспект творческих способностей раскрывают В.Г.Афанасьев, Л.А.Антонова, Л.П. Буева, И.С. Кон и др. Способам развития творческих способностей посвящены исследования Е.В. Киселевой, В.Ю. Лешера, А.А. Мелик-Пашаева, М.А. Прокофьева, Н.М. Пручкиной и др. Необходимость использования личностно-ориентированных психолого-педагогических технологий в развитии творческих способностей доказана в работах Г.С. Альтшуллера, В.И. Андреева, И.П. Волкова, В.А. Горского, И.П. Иванова, Б.П. Никитина, С.В. Сальцевой. С педагогической точки зрения проблему развития творческих способностей исследовали Н.С. Лернер, Н.Е. Щуркова, В.А. Левин.
Проблема исследования обусловлена тем, что в педагогике не получил должного освещения вопрос о статусе учреждения дополнительного образования как инновационной сферы, выявляющей «зону ближайшего развития» детей (Л.С. Выготский), вариативного образования как мощного средства формирования творческого потенциала личности, базовыми характеристиками которой являются творческие способности.
Объект исследования представляет собой процесс развития творческих способностей подростков посредством образовательной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.
Предмет исследования – образовательная деятельность в условиях учреждений дополнительного образования как средство развития творческих способностей подростков.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по развитию творческих способностей подростков посредством образовательной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие «подростки» и особенности этого возрастного периода;
2) проанализировать творчество как понятие в науке;
3) провести анализ развития творческих способностей под влиянием учреждений дополнительного образования;
4) разработать разработка методики улучшения влияния на развитие творческих способностей в подростковом возрасте.
Методы, используемые в исследования. Автором использовались как общенаучные методы исследования (изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики), так и эмпирические (методика Г. Дэвиса для определения творческих способностей учащихся).
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при организации развития творческих способностей подростков в условиях учреждений дополнительного образования.
База исследования. танцевальный коллектив «Колибри» старшая группа (13-17 лет), г. Балаково.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Подростковый возраст — это период в развитии ребенка, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Это возрастной период перехода от детства к взрослости, продолжающийся с 11 до 16 лет.
Рассматривая творчество как понятие в науке, мы делаем вывод, что в последнее десятилетие теории творческого познания сохраняют проблематичность психологических аспектов понимания природы творчества. Процесс отставания понимания природы творчества от требований современных задач науки со всей отчётливостью можно заметить в разных вопросах.
Предпосылки развития творческого начала зарождаются и проявляются у детей уже в раннем возрасте. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом. Для них не существует штампов и шаблонов, правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, танцев они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок – личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.
ДОД обладает следующими преимуществами конкурентными преимуществами по отношению к общему образованию:
свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций,
широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей,
ограниченной регламентацией поведения и общения, более широкими возможностями саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), проявления инициативы, индивидуальности и творчества детей,
гибкостью (мобильностью) образовательных программ;
общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной),
возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;
возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОО.
Нами было проведено исследование влияния учреждений дополнительного образования на подростков на примере танцевального коллектива «Колибри» г. Балаково.
Нами было проведено анкетирование с целью изучения уровня развития творческих способностей девочек, обучающихся в коллективе. Дети отвечали на вопросы модифицированной анкеты, составленной на основе диагностической методики Г. Дэвиса.
Анализ анкет кружковцев показал, что высокий уровень творческих способностей имеют 4 человека, средний уровень – у 6 человек, низкий уровень – у 9 человек.
Опираясь на требования межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г., на материалы теоретического исследования, проведенного нами в первой главе, используя научную литературу по педагогике – И.Ф. Харламов, И.П. Подласый; по психологии – Е.И. Рогов, Г.С. Абрамова и др., нами были отобраны и предложены для обучения методы развития творческих способностей личности.
Главная цель обучения состоит в том, чтобы на основе интересов подростков создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его способности к самовыражению в танце.
Задачи:
1. Развитие чувства ритма и музыкальности;
2. Развитие моторно-двигательной памяти;
3. Развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;
4. Формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа;
6. Выявить юные дарования, с целью их продвижения.
Дети, занимающиеся танцами, получают весьма разностороннее интеллектуальное, художественное и физическое развитие.
В данной программе использованы последние идеи и правила преподавания танцев с использованием новых разработок, методик и нормативных документов.
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. – М.: 1989. – 211 с.
2. Выготский Л.С. Психология искусства / Анализ эстетической реакции. 5-е изд. – М.: Лабиринт, 2004. – 407 с.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 6-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 203 с.
4. Грузенберг С.О. Психология творчества. – Минск, 1923. Грузенберг С.О. Гений и творчество. – Л., 1924. – 219 с.
5. Кедров Б.М. Научное открытие и информация о нём // Научное открытие и его восприятие. – М., 1971. – 197 с.
6. Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. – М., 1981. – 201 с.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
8. Кораблева К.А., Тремаскина Е.В. Изучение особенностей подросткового возраста в психолого-педагогической литературе // Вестник магистратуры: науч. журн./учредитель ООО «Коллоквиум». - 2016, № 4-3. - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2016. С. 45 – 47.
9. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. – 513 с.
10. Никольская О.Л. Творчество как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций в философской и психолого-педагогической литературе // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 4. – С. 32-45.
11. Поляков Е.А., Донцов Д.А. Научные основы детской возрастной психологии // ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ. ПРОГНОЗЫ. РЕШЕНИЯ. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 79 – 85.
12. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976. – 217 с.
13. Психология подростка. Полное руководство/Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. – 311 с.
14. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. – Соч. В 2 т. – 2-е изд. – М., 1988. – 443 с.
15. http://nenuda.ru/ опросник-г-дэвиса.html (Дата обращения 10.06.2020)