Введение
1. Экономическое содержание финансовых результатов, их нормативное регулирование
1.1. Понятие финансовых результатов деятельности организации, их структура
1.2. Порядок формирования финансовых результатов деятельности в организации
1.3. Нормативное регулирование учета финансовых результатов в Российской Федерации
2. Бухгалтерский учет и контроль финансовых результатов в АО «Гелиос»
2.1. Учет и контроль доходов и расходов по обычным видам деятельности
2.2. Учет и контроль прочих доходов и расходов организации
2.3. Отражение финансовых результатов в бухгалтерской отчетности
3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции в ООО «Гелиос»
3.1. Факторный анализ и динамика прибыли от продаж
3.2. Анализ показателей рентабельности
Заключение
Эффективность работы каждой организации во многом зависит от своевременного принятия управленческих решений по изменению объёмов выпуска, ассортимента и качества продукции и по ценовой политике предприятия, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке. На основе информации в рыночной системе хозяйствования специалисты должны уметь определить варианты альтернативных курсов действий и экономически обосновать их целесообразность, планировать деятельность организации во времени.
Изменение подходов к пониманию категорий доходов и расходов, возникающих в деятельности организаций, а также признание роли прибыли как главенствующей составной части собственного капитала порождают появление определений финансовых результатов, принципиально новых для отечественной теории и практики.
Решение вопросов, связанных с предоставлением в бухгалтерской отчётности полной, достоверной и нейтральной по отношению к различным группам пользователей информации о финансовых результатах, ставит свои проблемы. Баланс (отчёт о финансовом положении) и отчёт о финансовых результатах (отчёт о совокупном доходе) характеризуют финансовое положение организации за период. Отчёт об изменениях в капитале и отчёт о движении денежных средств характеризуют изменение финансового положения организации за период. Эти формы имеют принципиальное значение для характеристики финансового положения организации. Изменения в собственном капитале организации между началом и концом отчётного периода отражают увеличение или уменьшение её чистых активов в течение периода. В условиях доминирования финансовой концепции капитала изменение величины чистых активов свидетельствует об изменении собственного капитала организации, т.е. о росте или снижении её капитализации за период.
Информация о движении денежных средств даёт пользователям финансовой отчётности основу для оценки способности организации генерировать денежные средства и их эквиваленты.
Общие теоретические вопросы бухгалтерского и управленческого учета, финансовых результатов раскрыли в своих трудах отечественные ученые, среди которых: A.C. Бакаев, П.С. Безруких, В.И; Бариленко, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков, Л:И. Куликова, М.В. Мельник, Е.В. Мизиковский, С.А. Рассказова- Николаева, В.Ф. Палий, М.Л. Пятов, Т.М. Садыкова и другие, а также зарубежные специалисты: X. Андерсон, Д. Колдуэлл, Ж. Ришар, Р. Энтони, Э. Хендриксен и другие.
Цель дипломной работы заключается в изучении теоретических основ формирования и учета финансовых результатов коммерческими организациями и основ анализа финансовых результатов.
Задачи исследования. В рамках исследования в дипломной работе выделены следующие задачи:
- изучить понятие, сущность финансовых результатов организации и порядок их формирования;
- проанализировать систему нормативного регулирования учета финансовых результатов;
- раскрыть особенности учета финансовых результатов в организациях торговли;
- изучить учет финансовых результатов организации;
- проанализировать организацию системы внутреннего контроля учета финансовых результатов в ООО «Гелиос»;
- дать общую оценка финансовых результатов ООО «Гелиос»;
- изучить методику анализа финансовых результатов;
- определить пути совершенствования учета и анализа финансовых результатов.
Финансовый результат представляет собой прирост (уменьшение) собственного капитала организации за отчетный период в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) определяется как разница между доходами и расходами организации.
ООО «Гелиос» - медицинский эстетический центр. Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью «Гелиос». В бухгалтерском учете доходами ООО «Гелиос» признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участник в (собственников имущества).
Все хозяйственные операции, производимые ООО «Гелиос», оформляются оправдательными документами. Ошибки в оформлении первичных документов влияют на определение и признание выручки для целей бухгалтерского и налогового учета.
Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности ведется на счете 90 «Продажи». По дебету счета отражается себестоимость реализуемой
продукции (работ, услуг), а также налоговые обязательства, связанные с реализаций и влияющие на налогооблагаемую базу (НДС, акцизы). По кредиту данного счета учитываются суммы полученной выручки. Данный счет закрывается на счет 99 «Прибыли и убытки» отражая прибыль или убыток по обычным видам деятельности. Финансовый результат деятельности организации формируется на счете 99 «Прибыли и убытки». Путем сравнения оборотов по дебиту и кредиту данного счета, определяется прибыль или убыток организации, который списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
По данным бухгалтерского учета за 2016 г. ООО «Гелиос» получило выручку в сумме 1 263 596 тыс. руб., в том числе НДС - 192 752 тыс. руб. Себестоимость оказанных услуг составила 997 317 тыс. руб., коммерческие расходы - 54 810 тыс. руб. По окончании отчетного периода счет 90 «Продажи» закрывается на счете 99 «Прибыли и убытки». За отчетный период по данным финансового учета организация получила прибыль от продаж в размере 18 717 тыс. руб. В бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Гелиос» финансовый результат по обычным видам деятельности отражен по строке 2200 «Прибыль (убыток) от продаж».
На субсчете 91-1 «Прочие доходы» учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами. На субсчете 91-2 «Прочие расходы» учитываются прочие расходы. Субсчет 91-9 «Сальдо прочих дох д в и расходов» предназначен для выявления сальдо прочих дох д в и расход в за отчетный месяц. В результате на счете 99 «Прибыли и убытки» образуется кредит вое (прибыль) или дебетовое (убыток) сальдо. Это сальдо списывают последней записью отчетного года.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, является прибыль и рентабельность.
Прибыль от продаж продукции ООО «Гелиос» сократилась за 2015-2016 гг. на 3579 тыс. руб. или 16,59%, несмотря на рост выручки от реализации. Это обусловлено ростом расходов по обычным видам деятельности более высокими темпами (+87,65%).
Чистая прибыль сократилась на 1442 тыс. руб. или 53,71%. От прочей деятельности организация имеет убыток, поэтому по результатам 2016 года чистая прибыль сократилась до 1243 тыс. руб.
На прибыль от продаж оказывают влияние объем продаж, цена реализации и полная себестоимость.
Анализ безубыточности ООО «Гелиос» показал, что в 2016 году точка безубыточности увеличилась в 2,07 раза по сравнению с 2015 годом, поскольку возросли как переменные, так и постоянные затраты. То есть при объеме продаж товаров на сумму 946383 тыс. руб. в 2016 г. была достигнута точка безубыточности. Запас финансовой прочности ООО «Гелиос» уменьшается за период с 2015 - 2016 г. Снижение запаса финансовой прочности за рассматриваемый период составило 1107 тыс. руб.
Уровень запаса финансовой прочности ООО «Гелиос» более 11%, при рекомендуемом минимальном значении не ниже 10 %. Однако, за период 2015 - 2016 гг. этот уровень снизился почти на 10%.
Сила воздействия операционного рычага ООО «Гелиос» составляет 8,6 раз на конец 2016 г. За 2015-2016 гг. сила воздействия операционного рычага увеличилась на 4 пункта.
Трендовый анализ прибыли от продаж ООО «Гелиос» показал, что в среднем прогнозируется увеличение расходов по обычным видам деятельности в будущем на 185433,2 тыс. руб. в год. Выручка от продаж по прогнозу увеличится на 1710636 тыс. руб. и составит 2781480 тыс. руб., расходы по обычным видам деятельности увеличатся на 1591466 тыс. руб. и составят 2644310 тыс. руб. При этом прибыль от продаж увеличится более чем в 6 раз и составит 137170 тыс. руб.
Анализ рентабельности продаж ООО «Гелиос» показал сокращение рентабельности за 2015-2016 гг. на 2 процентных пункта. Сокращение рентабельности продаж произошло в основном из-за изменения цен (-22%). Рост рентабельности продаж вызвали изменение себестоимости (+14,79%) и изменение структуры продукции (+5,05%).
Основной целью анализа финансовых результатов является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия. Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи: оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период; факторный анализ прибыли; анализ прочих доходов и расходов; оценка динамики показателей рентабельности продаж и капитала; факторный анализ рентабельности продаж и капитала; анализ затрат, произведенных предприятием, и оценка затрат на один рубль продукции; выявление резервов роста прибыли и рентабельности.
В целом, для увеличения прибыли от продаж необходимо ООО «Гелиос» увеличить сам уровень продаж. Для этого необходимо повысить эффективность сбытовой деятельности предприятия. С этой целью необходимо в ООО «Гелиос» оптимизировать работу службы сбыта (маркетинга). В частности, повысить качество медицинских услуг посредством создания call-центра, промо-сайта, введения должности «менеджер по продвижению медицинских услуг» и т.д.
Вторым направлением повышения прибыли от продаж является оптимизация затрат и анализ взаимодействия взаимосвязи затрат, выручки и прибыли.