Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Общая характеристика и содержание спортивной тренировки……...7
1.1. Общая характеристика……………………………………………………….7
1.2. Содержание спортивной тренировки……………………………………...13
Глава 2. Методика и организация исследования………………………………22
2.1. Методы исследования………………………………………………………22
2.2. Организация исследования…………………………………………………25
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………………….31
3.1. Результаты исследования…………………………………………………...31
3.2. Направления совершенствования развития специальных качеств в плавании………………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….55
Список используемой литературы……………………………………………...56
Актуальность исследования. В современной спортивной тренировке пловцов высокие результаты выступлений на соревнованиях достигаются интегрированным применением тренировочных средств из всех видов подготовки спортсмена. Перспективный прогресс спортивных результатов в плавании определяется рациональным соотношением средств и тренировочных режимов в процессе физической и технической подготовки на этапе выбора для специализации способа плавания. Между тем, одни и те же изменения различных сторон подготовленности спортсменов на фоне разнонаправленных изменений отдельных составляющих уровня тренированности могут по-разному влиять на результативность процесса тренировки в целом. Вышесказанное обусловливает актуальность синхронизированного формирования физической и технической подготовки на этапе выбора для специализации определенного способа плавания. Между тем, одни и те же изменения различных сторон подготовленности спортсменов на фоне разнонаправленных изменений отдельных составляющих уровня тренированности могут по-разному влиять на результативность процесса тренировки в целом. Вышесказанное обусловливает актуальность синхронизированного формирования физической и технической подготовки на этапе выбора для специализации определенного способа плавания.
Исследования, проведенные в последние годы ведущими отечественными и зарубежными специалистами в области юношеского спортивного плавания, показывают, что применение в тренировке специализированных средств, координирующих процессы физической и технической подготовки юных пловцов, улучшают интегральную готовность спортсменов к ответственным стартам [46].
Организационно-педагогические аспекты комплексного использования средств и методов спортивной тренировки юных пловцов на этапе начальной специализации изучались во многих работах [46; 47; 1]. В перечисленных диссертациях изучены некоторые тенденции формирования интегральной готовности спортсменов к участию в соревнованиях и перспективному улучшению модельных характеристик в процессе многолетней углубленной специализации. Данные работы существенно расширили научное знание по исследуемой проблематике. Вместе с этим, углубленных исследований, посвященных анализу синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации (базовой подготовки), идентифицировано не было. В содержании научно-исследовательских источников не отражены вопросы, раскрывающие сущность и алгоритмы педагогической технологии синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов на этапе начальной специализации. Также отсутствуют исследования, обосновывающие организационно-педагогические условия ее эффективной практической реализации [43].
Объект - процесс обучения и развития специальных качеств в плавании.
Предмет – специальные качества в плавании.
Гипотеза исследования: предполагается, что обучение и развитие специальных навыков и качеств в плавании позволит пловцу иметь преимущество в соревновании.
Цель – исследовать методику развития специальных качеств в плавании.
Задачи:
– рассмотреть общую характеристику и содержание спортивной тренировки
– выяснить методику и организацию исследования
– провести анализ и обсудить результаты исследования.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные (исследование научной литературы по теме исследования), так и экспериментальные методы исследования.
Научная новизна. В работе разработан и предложен комплекс упражнений, направленный на развитие специальных качеств в плавании.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в тренировочном процессе.
Делая выводы, мы можем сказать следующее:
Мы выявили качества, необходимые для спортивного плавания.
Организовали и проведи опытно-экспериментальное исследование, целью которого стал анализ методики развития специальных качеств в плавании таких как сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть тренировочный процесс пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения.
2. Определить место дифференцированного подхода в методике тренировки пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения.
3. Установить степень влияния реализации дифференцированного подхода в методике тренировки пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения на здоровье занимающихся.
Объектом исследования выступает тренировочный процесс пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения.
Предмет исследования: методика, реализующая дифференцированный подход у пловцов.
Базой исследования выступила ДЮСШ «Нептун».
В результате проведенного исследования мы показали примерами упражнения для совершенствования данных навыков
По результатам данного исследования мы можем узнать об общей физической подготовке спортсменов и о том, какие именно качества им необходимо совершенствовать.
1. Аганов С.С. Совершенствование системы подготовки сотрудников МЧС для действий в условиях чрезвычайных ситуаций (организационно-правовой аспект): дис. … канд. юрид. наук. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2001. 212 с.
2. Аикин В.А. Современные аспекты спортивной тренировки в плавании за рубежом / В. А. Аикин, Ю. В. Корягина. – Омск : ФГБОУ ВП О «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2015. – 34 с
3. Анушкевич Н.В., Белик А.Е., Бартенева Л.М. Техника плавания способом баттерфляй и ее совершенствование у юных пловцов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 74 – 81.
4. Баранов В.А. Эффективность дифференцированного применения средств и методов в учебно-тренировочном процессе юных пловцов // Социально-экономические явления и процессы. 2011. Вып. 5 – 6. С. 316 - 319.
5. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 2017. 217 с.
6. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., «Просвещение». 2017. 119 с.
7. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: Физкультура и спорт, 2018. 211 с.
8. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для вузов / Н.Ж.Булгакова. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 344 с.
9. Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки «Пед. Образование» проф. «Физ. Культура» / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова. - М.; Academia, 2019. - 319 с.
10. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., «Физкультура и спорт», 2016. 133 с.
11. Викулов А.Д. Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367 с.
12. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
13. Водные виды спорта : учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 022300 - Физ. культура и спорт: Рек. М-вом образования РФ / ред. Булгакова Н.Ж. - М.: ACADEMIA, 2017. - 315 с.: ил.
14. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
15. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., «Физкультура и спорт», 2018. 221 с.
16. Давыдов В.Ю., Авдиенко В.Б. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (теоретические и практические аспекты). М.: Советский спорт, 2014. 384 с.
17. Инясевский К.А. Плавание: учеб.-метод. пособие / К.А. Инясевский. – Москва : Высшая школа, 1978. – 183 с.
18. Каунсилмен Дж.Е. Спортивное плавание / Дж.Е. Каунсилмен. – Москва : Физкультура и спорт, 1982. – 208 с.
19. Козлов А.В. Орехов Е.Ф. Спортивная тренировка юных пловцов. СПб, 2019. 208 с.
20. Колиненко Е.А., Могилев В.Е. Методика функциональной подготовки юных пловцов в подготовительном периоде // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 4. С. 61 – 66.
21. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 2017. 144 с.
22. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020. 448 с.
23. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 256 с.
24. Лафлин Т. Как рыба в воде. Эффективные техники плавания, доступные каждому. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 232 с.
25. Лафлин Т. Полное погружение. Как плыть лучше, быстрее и легче. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 208 с.
26. Макаренко Л. П. Плавайте на здоровье / Л.П. Макаренко. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 80 с.
27. Миронов Д.Л., Андреева М.О., Егоров В.Н. Повышение эффективности процесса спортивного совершенствования юных пловцов на основе использования средств искусственного затрудняющего воздействия // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 4. С. 67 – 73.
28. Никитский Б.Н. Плавание: учеб. для студентов фак. физ. воспит. пед. ин-тов по спец. 2114 «Физического воспитания» / Б.Н. Никитский. – М.: Просвещение, 1981. – 304 с.
29. Парфенов В. А. Плавание / В.А. Парфенов. – Киев: Вища школа, 1978. – 288 с.
30. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 184 с.
31. Плавание : теория и методика избр. вида спорта : [курс лекций] : учеб. пособие / под ред. д-ра пед. наук проф. А.И.Погребного ; Федер. агентство по физ. культуре и спорту, Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар: [КГУФКСТ], 2018. - 446 с.
32. Плавание: учеб. для студентов вузов, осуществляющих образоват. деятельность по специальности 022300 – «Физ. культура и спорт»: Рек. Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму / под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ФиС, 2020. - 398 с.: ил.
33. Плавание: учебник / Н.Ж. Булгакова [и др.]. М.: Инфра-М, 2018. 290 с.
34. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. 286 с.
35. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 2019. №3. С. 11 – 14.
36. Распопова Е.А. Прыжки в воду: учеб. для вузов физ. культуры: доп. Мвом РФ по физ. культуре, спорту и туризму / Е.А. Распопова. - М.: ФОН, 2016. - 301 с.
37. Распределение студентов на типовые группы для дифференцированного обучения плаванию / С.А. Сироткин [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 7. С. 39 – 53.
38. Собянин Ф. И. Физическая культура. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Феникс, 2020. 221 с.
39. Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 1. // под редакцией д.п.н., проф. В.Н. Платонова. М.: Советский спорт, 2020. – 480 с.
40. Суслов Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский — М.: «Физкультура и спорт», 2017. 219 с.
41. Тарасевич Г.А., Казыраева А.С., Бакшеев М.Д. Динамика показателей специализированных восприятий пловцов кролистов 10 – 15-летнего возраста // Омский научный вестник. 2006. № 9(47). С. 294 – 298.
42. Теория и методика обучения предмету «физическая культура». Водные виды спорта. Учебное пособие / под ред. Булгакова Н. Ж. М.: Юрайт, 2019. 304 с.
43. Физическая и профессиональная подготовка обучающихся в системе МЧС России: учебник / С.С. Аганов [и др.]. СПб., 2019. 197 с.
44. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983. 153 с.
45. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. М.: Юрайт, 2019. 114 с.
46. Bakayev V., & Bolotin, A. (2019). Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions // Sport Mont, 17(2), рр. 41–46.
47. Bolotin A., & Bakayev V. (2020). Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in Long-Distance Swimmers at Middle Altitude and Under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment. Sport Mont, 18(2), рр. 113–115.