Введение
1. Теоретические основы обеспечения информацией маркетинговой
деятельности 7
1.1. Понятие, сущность, функции и виды информационного обеспечения 7
1.2. Маркетинговая информационная система 12
1.3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований 20
2. Анализ информационного обеспечения маркетинговой деятельности
ООО «Пи Джей Казань» 25
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ООО «Пи Джей
Казань» 25
2.2. Организация маркетинговой деятельности на предприятии 32
2.3. Анализ первичной и вторичной маркетинговой источников информации
3. Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения
маркетинговой деятельности ООО «Пи Джей Казань» 62
3.1. Пути совершенствования обеспечения информацией маркетинговой
деятельности предприятия 62
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности
ООО «Пи Джей Казань» 68
3.3. Экономическое обоснование рекомендаций по совершенствованию
информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия 73
Заключение 84
Список литературы 87
Вектор направления развития мирового общества обращен в сторону, где информация приобретает роль ценного актива любой компании. Причем, в данном случае речь идет не о обычные сведения, которые помогают руководству принимать решения, а отлаженную систему, которая непрерывно действует на предприятии.
Информация является важнейшим ресурсом и объектом управления. Получение информации подчинено задачам управления и имеет целью обеспечить оценивание и анализ рыночных процессов для принятия правильных маркетинговых решений.
Информация - это средство уменьшения неопределенности, что является свойственной стохастическим процессам рынка; она является орудием конкурентной борьбы. Сбор, обработка и сводка информации представляет собой составную часть общего информационно-аналитического процесса маркетинга. Многосторонняя, отличающаяся сложной иерархической структурой и взаимосвязями информация в маркетинге образует единую систему, которая является частью информационной системы управления организацией.
Доминантой развития современного общества является внедрение информационных технологий и компьютерных коммуникаций во все сферы деятельности. Термин information age (информационная эпоха) стал интернациональным и характеризует качественно новый этап развития, в котором информация играет ведущую роль и определяет характер всех экономических, социальных и политических процессов.
Информационная революция оказывает влияние на характер деятельности любого предприятия. Само понятие предприятия, традиционно определяемое как обособленная производственно-технологическая организация, объединяющая рабочую силу со средствами производства для выпуска товаров и услуг, утрачивает свои сущностные характеристики обособленности, пространственной и территориальной локализованное™. Получают развитие сетевые или виртуальные организации, т. е. организации, в которых границы между его участниками, ресурсами и подразделениями размыты благодаря интенсивному информационному обмену. Одной из предпосылок возникновения таких предприятий является бурный рост телетехники и телекоммуникаций, при котором отпадает необходимость пространственного сосредоточения участников единого процесса труда. Конечный результат деятельности предприятия - продукция и услуги - также трансформируется. В национальном продукте развитых стран все больший удельный вес занимают не материальные, а виртуальные продукты и услуги.
В связи с этим, тема данной бакалаврской работы «Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия на примере ООО «Пи Джей Казань» (далее «Papa John's) является наиболее актуальной. Актуальность темы подчеркивает так же тот факт, что успех компании на рынке во многом зависит от качества обмена информацией и свободного использования единых принципов и подходов. Объединение всех источников данных, универсализация принципов работы с информацией, учет и накопление сведений позволяют алгоритмизировать процесс поиска ответов на вопросы, возникающие перед руководством предприятия.
Целью работы является изучение проблемы систематизации информационного обеспечения маркетинговой деятельности промышленного предприятия и разработка рекомендаций по совершенствования информационного обеспечения.
Цель работы достигается решением следующих задач:
- изучить понятие информационного обеспечения и его классификацию;
- привести структуру системы информационного обеспечения и способы его формирования;
- обозначить проблемы систематизации информационного обеспечения современных промышленных предприятий;
- привести технико-экономическую характеристику объекта исследования;
- проанализировать маркетинговую деятельность объекта
исследования;
- анализировать систематизацию информационного обеспечения
маркетинговой работы объекта исследования;
- сформировать предложения по внедрению автоматизированной системы обработки маркетинговой информации;
- оценить предлагаемые мероприятия по систематизации информационного обеспечения объекта исследования.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность ООО «Пи Джей Казань»
Предметом исследования является информационное обеспечение маркетинговой деятельности ООО «Пи Джей Казань» в части систематизации информационного обеспечения в целях совершенствования его маркетинговой работы.
В первой части работы представлено информационное обеспечение как объект систематизации в теории организации маркетинговой деятельности, а также раскрыты проблемы систематизации информационного обеспечения современных промышленных предприятий.
Во второй части проводится общая характеристика предприятия, а так же анализ организации маркетинговой деятельности и источников информации маркетингового обеспечения ООО «Пи Джей Казань».
Третья часть дипломной работы посвящена разработке по совершенствования информационного обеспечение маркетинговой деятельности, результаты которых предполагают расчет экономического эффекта информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия.
Проблемы поиска эффективных путей информационного обеспечения маркетинговой деятельности, систематизации информационного обеспечения затронуты в трудах таких ученых как Бушуева Л.И. «Информационно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности организаций: теория и методология статистического исследования», Типологизация функций информационных систем в управлении организациями.» Мытарев Ф.Ю. Информационные ресурсы как предмет бизнеса», Вишняков, В.А. «Информационный менеджмент.- Информационное обеспечение и Интернет- маркетинг», Полевой Н.С. «Методологические основы информационного обеспечения», Лобанов, С.Г. «Некоторые аспекты многоуровневой технологии информационно-аналитической работы».
Роль маркетинга в деятельности любой коммерческой организации чрезвычайно велика. От правильности ведения маркетинговой деятельности зависят такие важные показатели как уровень продаж, рентабельность, прибыльность и другие.
Определяющую роль в ведении маркетинга играет стратегия предприятия. Наиболее четкое определение стратегии фирмы, а также следование и контроль над её исполнением помогает организации показывать хорошие результаты.
Выбрав для себя на определенный период времени приоритетные цели деятельности, фирма формирует стратегию в зависимости от конкретной рыночной ситуации. Выбор комбинации стратегий зависит от позиции товара фирмы на рынке, уровня затрат на маркетинг, в том числе и в их распределении по целевым рынкам, а также от комплекса маркетинговых мероприятий для реализации стратегии.
Полный процесс стратегического маркетингового планирования включает следующие основные этапы: проведение маркетингового анализа, разработка миссии фирмы, определение целей фирмы, разработка общей стратегии, определение механизма контроля.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты информационного обеспечение маркетинговой деятельности, её основные понятия. Виды информации и факторы, влияющие на неё. Также была изучена маркетинговая информационная система.
На примере ООО «Пи Джей казань» были рассмотрены информационные источники маркетинга, которые в дальнейшем помогли проанализировать деятельность ООО «Пи Джей Казань».
Во второй главе была описана история «Папа Джонс», организационная структура предприятия, также был проведен анализ производственно - хозяйственной деятельности ООО «Пи Джей Казань», который показал, что компания является рентабельной и ликвидной. С помощью знаний, полученных во время прохождения преддипломной практики, был составлен SWOT-анализ, как один из методов оценки конкурентоспособности. Он заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Оно увеличивает численность персонала, что связано с расширением пиццерии, а также прослеживается положительная динамика развития организации. Ключевым моментом является использование пиццерией маркетинговых коммуникаций, как одного из инструментов маркетинга.
А также, были выявлены основные конкуренты «Папа Джонс» в г. Казань:
1. «Dodo pizza»
2. «2 Берега»
Компания ООО «Пи Джей Казань» активно развивает самостоятельную маркетинговую деятельность в онлайн среде через SMM. Аккаунты «Papa Jhon's» зарегистрированы в «Instagram», «Facebook», «Вконтакте»
На данных страницах размещается вся актуальная информация, а именно проводимые скидки, акции, конкурсы.
В третьей главе были проведены рекомендации по совершенствования ООО «Пи Джей Казань», были рассмотрены особенности получения информации и её преимущества при анализах. Еще одной проблемой для данной компании является отношение с государственной структурой. Исходя из этого были рекомендованы пути совершенствования в данной области.
Для деловой репутации пиццерии «Papa John’s» полезным будет формирование неформальных связей с представителями власти города посредством участия в политической жизни, поддержки общественных и политических движений, участия в решении региональных экологических проблем, занятости.
В качестве примера подобных рекламных мероприятий можно назвать:
- Помощь в проведении городских праздников;
- Участие в организации Новогодних детских утренников;
- Помощь в приобретении медицинского оборудования для
учреждений здравоохранения и пр.
И еще были предложены для продвижения и улучшения имиджа участие во всевозможных ярмарках и выставках, которые проводятся не только в городе Казань, но и по всей России. Именно подобные мероприятия представляют собой эффективный путь продвижения продукции на рынок и формирования у потребителя впечатления крупного предприятия. Так как выставки являются одним из основных секторов экономики и вторым по значимости маркетинговым инструментом.
Было предложено также автоприцеп фуд-трак.
Сроки окупаемости рекомендации составила 10,2 месяца, экономическая оценка разработанной предложении, эффективность составило 1,2 %.
И, наконец, в заключение, необходимо отметить, что лучших результатов во внедрении новых видов маркетингового инструментария добьется тот предприятие, которое осуществит творческий подход, проявит инициативу, и найдет новые, нетрадиционные, собственные способы воздействия на потребителей, конкурентов, цены или товары.
1) Федеральный закон РФ "О рекламе" от 18.07.95 г., № 108-ФЗ.
2) Федеральный Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" от 23.09.92 г., №3520-1.
3) Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг. Минск.: Интерпрессервис, Мисанта, 2005.- 25с.
4) Акулич И.Л., Демчнеко Е.В. Основы маркетинга.- Минск.: Высшая школа, 2005. - 15с.
5) Амблер Т. Практический маркетинг // Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н.Каптуревского.- СПб.: Питер, 2000.- 400с.
6) Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга. - М.: Фолиум,
2006.
7) Ассэль Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии // Учебник для вузов.-М.: ИНФРА-М, 1999.- 804с.
8) Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.,Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; под общей ред.Багиева Г.Л.-М.: Экономика, 1999 .- 703с.
9) Батра Р., Майерс Д. Рекламный менеждмент: пер. с англ. -5-е изд. - М.; СПб .: Вильямс, 2006. - 784 с.
10) Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2006.- 416с.
11) Васильев Г.А. Маркетинг: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2006.
12) Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: 2005- с. 314 - 317.
13) Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: 2005. - 2001с.
14) Градов А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия. /Учебное пособие.- СПб.: 2006. - 92с.
15) Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: Инфра - М, 2007.- 305с.
16) Данько Т.П Управление маркетингом. - М.: Инфра - М, 2009. -200с.
17) Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе: Как стать известным не тратя денег на рекламу// Пер. с англ. Н.В.Бабиной. - Минск.: Современное слово,
2007. - 349 с.
18) Добрынин А.И. , Тарасевич Л.С. Экономическая теория , задачи, логические схемы, методические материалы. - СПб.: Питер,2007. - 55с.
19) Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга.- М.: 2005, с.24 - 32.
20) Диксон Питер Р.Управление маркетингом: Учебное пособие для вузов по экономическим специальностям (перевод с англ. под общей редакцией).- М.: Бином, 1998.- 320 с.
21) Дихтль, Ервин, Херагин Х. п/р И.С. Минко. Практический маркетинг: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 1995. - 140 с.
22) Дурович А.П." Маркетинг на фирме" , Учебное пособие. Издательство "Новое знание", 2005г.- 496с.
23) Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.-2-е европ.изд.-К.;М.; - СПб.: Вильямс, 1998.-105с.
24) Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент - СПб.: Питер Ком, 1998.- 896 с.
25) Котлер Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс, 1999. - 734 с.
26) Овечкина О.М. Основы маркетинга: Учебное пособие для вузов. - М.: «изд-во деловой и учебной литературы», 2006. -105 с.
27) Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация на фирме. Учебное пособие Издательство " Инфра-М" -М. 2007.- 318с.
28) Романов А. Н. Маркетинг: Учебник.- М.: 2006.- 155 с.
29) Ричард Отт. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг// Перевод с англ. - М.: Филин, 1997.-320с.
30) Симановская М. Предпосылки и тенденции применения концепции маркетинга в российской экономике. //Маркетинг. - Москва.: ЦМИМ, 1997. - №2. - с. 23 - 35.
31) Скуднова Н.И. Управление отделом продаж. - М.: Аргумент, 2009.
32) Соболев И.И., Соболева Е.А. "Финансово-экономическая деятельность фирмы". Учебно-методическое пособие. Издательство "Финансы и статистика", 2001.- 128с.
33) Спиро Р.Л. Управление продажами. -М.: Издательский Дом Гребенникова, 2007.
34) Уперов В.В. Реклама - ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы / В сб.: Гермес. Торговля и реклама. - СПб.: Аллегория, 2003. - 440 с.
35) Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: теория и практика. - СПб.: Питер, 2006. - 736 с.
36) Харрис Г., Харрис Г.Дж. Как заставить говорить о вашем деле: 101 простой и недорогой способ продвинуть свой бизнес: Пер. с англ.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 144с.
37) Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер. с нем.- М.: ИНФРА- М, 2007.- 334с.
38) Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 528с.
39) Черчиль Г. Маркетинговые исследования. - Спб.: Питер, 2006 - 752с.
40) Шаповалов В. Управление маркетингом и маркетинговый анализ. - М.: Феникс, 2008.
41) Яновский А. Маркетинг в производственно-сбытовой деятельности - залог коммерческого успеха. //Маркетинг. - Москва.: ЦМИМ, 2006. -№3 - с. 37 - 42.
42) Андреев С. И. Принятие решений в маркетинговых ситуациях. // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006.-№1.- с.28 - 36.
43) Дымшиц М. Как добиться эффективности рекламы в прессе // Реклама и Жизнь.- 2007. - №1(21). - с.67 - 70.
44) Моисеева Н., Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга и ее методическое обеспечение // Маркетинг. - 2006. - №6 (61). - с.110- 113.