Введение
1. Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия сферы
услуг 6
1.1. Сущность, понятие, классификация услуг 6
1.2. Тенденции развития рынка страховых услуг РФ 10
1.3. Специфика маркетинга страховых услуг 16
2. Анализ маркетинговой деятельности АО "СК" Астро-Волга" 23
2.1. Характеристика хозяйственной деятельности АО" СК" Астро-Волга" 23
2.2. Характеристика финансовой деятельности АО "СК" Астро-Волга" 30
2.3. Анализ комплекса маркетинга для АО "СК" Астро-Волга" 39
3. Рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга АО
"СК" Астро-Волга" 58
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинга
АО "СК" Астро-Волга" 58
3.2. Экономическое обоснование рекомендацийй по совершенствованию
комплекса маркетинга АО "СК" Астро-Волга" 70
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения
Актуальность выбранной темы обусловлена развитием и популяризацией сферы услуг, имеющей в настоящее время широкое распространение и значительную долю занятого населения.
Сферу услуг можно считать одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня практически все предприятия так или иначе связаны с предоставлением или использованием услуг.
Также, важно отметить, что в условиях современного состояния рыночной экономики в России становится все более необходимым изучение маркетинговой деятельности на предприятии.
В настоящее время предприятиям сложно эффективно функционировать без организации маркетинга. Каждой компании необходимо знать какой товар или услугу, в каком объеме, где, когда и как представить потребителю.
Разработка и эффективная работа с комплексом маркетинга позволит удобно представить деятельность компании, проанализировать и оптимизировать её.
Модель комплекса маркетинга универсальна в использовании, и представляет собой некий чек-лист для результативного развития и функционирования компании на рынке.
Данное понятие впервые появилось в статье "Концепция маркетинг- микса", опубликованной Нэлом Борденом в 1964 году. С помощью данной концепции автор хотел систематизировать и описать все инструменты маркетинга , необходимые для создания маркетингового плана по развитию товара компании. Первоначальный комплекс маркетинга состоял из большого количества компонентов. Впоследствии Джером Мак-Карти сгруппировал все компоненты в удобные для запоминания 4P.
По мере усложнения конкуренции модель маркетинг-микса также претерпела изменения сначала в 5P, затем в 7P. Далее развивались и другие похожие модели: 6P, 10P, 12P.
Объектом выпускной квалификационной работы является АО "СК" Астро-Волга".
Предметом выпускной квалификационной работы является комплекс маркетинга на АО "СК" Астро-Волга".
Целью выпускной квалификационной работы является изучение комплекса маркетинга АО "СК" Астро-Волга" и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие, сущность, классификации услуг;
- определить и проанализировать тенденции развития рынка страховых услуг РФ на 2017 год;
- выявить специфику маркетинга страховых услуг;
- дать характеристику хозяйственной деятельности АО "СК"Астро- Волга";
- проанализировать финансовую деятельность АО "СК"Астро- Волга";
- определить и проанализировать комплекс маркетинга для АО " СК" Астро-Волга";
- выявить недостатки в комплексе маркетинга для АО "СК"Астро- Волга";
- разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга для АО "СК" Астро-Волга"
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы и инструменты анализа: сравнительный анализ, SWOT-анализ, PEST-анализ, SPACE-анализ, финансовый анализ, ABC-анализ, анализ эффективности маркетинговых мероприятий, анализ показателей в динамике и другие.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. ВКР состоит из введения, трех глав (теоретической, аналитической, разработка рекомендаций) и заключения.
Введение раскрывает актуальность темы, необходимость её исследования в современных условиях, цели и задачи работы, объект и предмет исследования, а также методологию.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия сферы услуг. Во второй главе описывается деятельность предприятия, проводится анализ финансовых показателей, рассматривается и анализируется специфика комплекса маркетинга на примере конкретной организации. В третьей главе разрабатываются и обосновываются рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга для АО"СК" Астро-Волга". В заключении работы сделан вывод и подведены основные итоги по данной теме.
В заключении можно подвести некоторые итоги и сделать выводы относительно результатов выпускной квалификационной работы.
На сегодняшний день данная тема является весьма актуальной. Вследствие этого, в связи с развитием и расширением сферы услуг, вызывающей все больший интерес, стоит обратить внимание на способы изучения потребностей и нужд потребителей этих услуг. Немаловажно научиться создавать и предоставлять качественные услуги, способные эти потребности удовлетворить.
В связи с тем, что люди в настоящее время склоны относится к страхованию скептически, необходимо изучать и анализировать методы привлечения людей и заинтересованности их в добровольном страховании своих рисков, жизни и здоровья.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены основные теоретические аспекты маркетинга сферы услуг:
- определено понятие, сущность, особенности и классификации услуг;
- определены и проанализированы тенденции развития рынка страховых услуг на 2017 год;
- выявлена специфику маркетинга страховых услуг;
- определен комплекс маркетинга в страховании.
Также была рассмотрена его специфика на примере конкретной организации в области страхования:
- дать характеристику деятельности АО "СК" Астро-Волга";
- рассчитать и проанализировать финансовые показатели АО "СК" Астро-Волга";
- определить и проанализировать комплекс маркетинга для АО "СК" Астро-Волга", а именно:
1. Определен страховой ассортимент компании, долевое соотношение в портфеле, проведен ABC-анализ и проанализированы его результаты.
2. Рассмотрено понятие цены в области страхования, определена специфика ценообразования в страховании и представлены общие положения ценовой политики данной организации.
3. В наглядном виде представлены офисы продаж компании с месторасположением, электронной почтой, номерами телефонов и наличием видов страхования в каждом из офисов.
4. Рассмотрены основные каналы продвижения компании на рынке Поволжья, основные каналы рекламных коммуникаций.
5. Дано представление о сотрудниках компании, их внешнем виде и компетенциях.
6. Описан интерьер офисов, отмечены положительные и отрицательные моменты.
7. Отмечены положительные и отрицательные моменты в процессе предоставления компанией страховых услуг клиентам.
- выявлены недостатки в комплексе маркетинга для АО "СК" Астро-Волга";
- разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга для АО "СК" Астро-Волга", а именно:
1. Организация коммуникаций в русле общей политики и планов компании по интеграции деятельности в сеть интернет.
2. Разработка новых прибыльных продуктов КАСКО со сниженной ценой (бенчмаркинг).
3. Внедрение системы онлайн продаж полисов.
4. Стимулирование продаж продуктов группы B посредством массового страхования через один канал.
5. Разработка мотивационных программ для сотрудников.
6. Обновление материального окружения офисов компании.
Был систематизирован график затрат на предлагаемые мероприятия, рассчитана сумма затрат на 2017-2018гг. (7 680 578 и 19 660 076 рублей соответственно).
Также рассчитана прогнозируемая прибыльность от внедрения продукта КАСКО-Лайт и продаж полисов группы В посредством корпоративного страхования.
В итоге рассчитана эффективность предлагаемых мероприятий.
За 2017 год рекомендации принесут компании прирост прибыли на 7 770 031 рубль. Эффективность внедрения данных мероприятий составит 1,01.
За 2018 год прирост прибыли составит 37 505 439 рублей.
Эффективность внедрения в 2018 году составит 1,91.
Таким образом, можно отметить, что условия написания выпускной квалификационной работы были соблюдены. Было проведено самостоятельная работа, включающая в себя изучение основных теоретических аспектов данной темы и выявление специфики практической деятельности выбранной компании. Были разработаны рекомендации, направленные на решение выявленных в ходе выполнения проекта проблем, вытекающих из анализа выбранного объекта.
1. Статья 2 Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.1995 N 157-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Доступ
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22006/
2. Закон "Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств" № 40 ФЗ включает все изменения до 28 апреля 2017 г.. [Электронный ресурс]. - Доступ
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214520
Внутренние документы предприятия
3. Устав АО "Страховая компания "Астро-Волга" от 03.03.14г.
4. Актуарное заключение по итогам оценивания деятельности АО "Страховая компания "Астро-Волга" за 2016г.
5. Бухгалтерский баланс АО "Страховая компания "Астро-Волга" за 2015-2016 гг.
6. Годовая отчетность по международным стандартам 2015-2016 гг.
7. Отчет о движении денежных средств АО "Страховая компания "Астро-Волга" за 2015-2016 гг.
8. Отчет о финансовых результатах АО "Страховая компания "Астро-Волга" за 2015-2016 гг.
9. Отчет об изменении капитала АО "Страховая компания "Астро-Волга" за 2015-2016 гг.
10. Сводные данные по программе "Сотрудники компании" за 2016 год.
11. Сводные данные по деятельности компании на федеральном уровне.
12. Рекламно-информационный буклет "Страховая компания "Астро-Волга".
13. Подтверждение присвоение нового рейтинга надежности "А" от 6.05.15г.
Учебники и учебные пособия
14. Шарафутдинова Наталья Сергеевна Маркетинг в страховании: Презентация лекции. - 2016.
15. Безрутченко Юлия Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - 2009.
16. Тультаев Т.А. Маркетинг услуг: Учебно-практическое пособие. - М.: 2008.
17. Диянова С.Н. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие / С.Н. Диянова, А.Э. Шьезель. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012.
18. Philip КоИег. Marketing Essentials, 1984. Филипп Котлер. Основы маркетинга. Перевод на русский язык: В. Б. Бобров. - М.: 1991. - Глава 19.
Статьи и материалы периодической печати
19. Михневич Е.А., Федотова К.А. Маркетинг услуг // Вопросы реструктуризации экономики - 2009.
20. Плешков А.П., Богданов И.Н. Перспективы развития обязательных видов страхования в России // Финансы. - 2015. - № 9.
21. Халикова И.Р., Шарифьянова З.Ф. Маркетинг в страховании // Инновационная наука - 2016.
Электронные ресурсы
22. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.astro-volga.ru/
23. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.powerbranding.ru/
24. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.osk-ins.ru/
25. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.raexpert.ru
26. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.slon-media.ru
27. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.insur-info.ru
28. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.ads-soft.ru
29. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.komestra.tomsk.ru
30. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.asn-news.ru
31. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.businesstat.ru/
32. [Электронный ресурс]. - Доступ
http: //www. yandex .ru/adv/story/renins/
33. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.samara.technogres.ru
34. [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.vpkremont.ru