Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая готовность ребенка к школе

Работа №79170

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы38
Год сдачи2020
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
449
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования психологической готовности ребенка к школе……………………………………………………...6
1.1. Готовность к школьному обучению: отечественные и зарубежные исследования………………………………………………………………………6
1.2. Структура психологической готовности к школьному обучению………11
Глава 2. Психокоррекционная программа сопровождения психологической готовности ребенка к школьному обучению…………………………………..16
2.1. Структура и содержание программы………………………………………16
2.2. Апробация психокоррекционной программы сопровождения психологической готовности ребенка к школьному обучению………………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………...33


Актуальность исследования. Важнейшей задачей, стоящей перед системой дошкольного образования, является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Реформа общеобразовательных и профессиональных школ предусматривает переход детей к обучению с 6 лет. Однако первые попытки реализации данного положения реформы нельзя считать полностью успешными. Значительное количество детей, несмотря на «паспортный возраст» и «школьные» навыки и способности, испытывают большие трудности в обучении. Учителя, работающие с шестилетними детьми, часто терпят неудачу, и многолетний опыт им не помогает. Однако в «семилетних» классах есть и дети, которые с самого начала обучения испытывают значительные трудности. Основная причина их неудач в том, что они еще «малы» психологически, то есть не готовы к школьному образованию. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разработать критерии и показатели психологической готовности детей к школе, а не ориентироваться только на физический или паспортный возраст детей, т.к. подготовка к школе - это осмысленный, индивидуально ориентированный образовательный процесс. Этот процесс предполагает взаимодействие учителей, воспитателей, родителей, детей. В процессе подготовки к школе решаются задачи формирования основных компонентов подготовленности (развитие самостоятельности и активности, коммуникативных навыков, познавательной активности, воображения и творческих способностей, развитие кругозора ребенка и укрепление его психического здоровья).
Цель исследования – изучить и исследовать особенности психокоррекционного сопровождения психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать отечественные и зарубежные исследования, посвященные готовности к школьному обучению;
2) рассмотреть структуру психологической готовности к школьному обучению;
3) разработать психокоррекционную программу сопровождения психологической готовности ребенка к школьному обучению;
4) апробировать авторскую психокоррекционную программу сопровождения психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Объект исследования: психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности психокоррекционного сопровождения психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Гипотеза исследования: формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе будет успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: организация и оптимизация образовательной среды ДОУ с учётом личностно-ориентированный подхода, способствующей формированию психологической готовности детей к обучению в школе, а именно использование при формировании и организации специальных коррекционно-развивающих занятий выявленных психологических трудностей и проблем в сфере основных критериев психологической готовности к школьному обучению будет способствовать целенаправленному и более эффективному формированию готовности к школьному обучению.
Теоретико-методологическая основа исследования: личностно-ориентированный подход; подход, ориентированный на психическое и психологическое здоровье; концепция развивающего образования «Психологизация» педагогической науки и практики.
Практическая значимость работы определяется возможностью внедрить модель управления формированием психологической готовности к школьному обучению у детей 5-7 лет в практику дошкольных образовательных учреждений. Разработанная нами программа по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей 5-7 лет и психолого-педагогические рекомендации по формированию психологической готовности к школьному обучению представляют практическую значимость и могут быть использованы педагогами, педагогами-психологами, родителями в образовательном процессе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Во-первых, в данном возрасте ребенок характеризуется довольно высоким уровнем интеллектуального развития, представленным расчлененным восприятием, обобщенными формами мышления, смысловым запоминанием. У него формируется конкретный объем знаний, умений и навыков, усиленно развиваются произвольные формы мышления, обеспечивающие возможность слушания, рассматривания, запоминания, анализа.
Во-вторых, к этому времени индивид уже обладает умением согласования собственных действий с действиями сверстников в процессе участия в совместной деятельности, он может регулировать собственное поведение в соответствии с установленными в социуме нормами и правилами.
В-третьих, он характеризуется достаточной сформированностью иерархии мотивов и интересов, развитостью внутреннего плана действий, способностью к объективной оценке итогов собственной деятельности и собственных возможностей.
Учет вышеизложенных положений при структурировании психолого-педагогического взаимодействия в старшей и подготовительной группах ДОУ должен способствовать эффективной реализации преемственности и перспективности образовательного процесса и на этой основе - оптимальному формированию готовности ребенка к школьному обучению.
Нами проведено эмпирическое исследование, с целью изучения уровня психологической готовности детей к обучению в школе. Психодиагностическое исследование проводилось в старшей дошкольной группе и в нем принимали участие 50 детей дошкольного возраста (26 девочек и 24 мальчика) в возрасте 6-7 лет. Было сформировано 2 группы: экспериментальная (11 девочек и 14 мальчиков), в которой проводились занятия из разработанной нами психокоррекционной программы, и контрольная (15 девочек и 10 мальчиков).
Результаты нашего исследования контрольной и экспериментальной группы дают возможность говорить нам о том, что уровень психологической готовности у испытуемых экспериментальной группы выше (хоть и не на много), чем у испытуемых контрольной группы, что свидетельствует о положительном влиянии разработанной нами психокоррекционной программы, уникальность которой заключается в организации психопрофилактической работы, основанной на коррекционно-развивающих занятиях, разработанных Л.И. Катаевой.



1. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
2. Васильева Н. В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе / Н. В. Васильева // Школьный логопед. – 2014. – № 4. – С. 73–77.
3. Вьюнов Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы : учебное пособие / Н. И. Вьюнов, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 256 с.
4. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : психол. – пед. основы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. спец. / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. – 2-е изд. – М. : Константа : Академ. проект, 2005. – 255 с.
5. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
6. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
7. Гуткина Нина Иосифовна. Психологическая готовность к школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Н. И. Гуткина. – 4-е изд. – СПб. [и др.] : Питер, 2007, 2008. – 207 с.
8. Ельчанинова Е.Ю. Игровые технологии в формировании психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению / Е.Ю. Ельчанинова // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды : междунар. науч. – практ. конф., 9–11 дек. 2008 г. : [сб. в 5-и ч.] / Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т», Научно-исслед. ин-т столич. образования, Фак. спец. педагогики; [ред. кол. : О. Г. Приходько, М. Н. Русецкая, Л. Б. Баряева, Е. В. Ушакова, Г. В. Парамонова]. – М., 2008. – Т. II, ч. III. – С. 9–11.
9. Ермолаева М.В. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : граф. материал: учебно-метод. пособие / РАО, Моск. психол. – соц. ин-т ; М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – 4-е изд., испр. – М. : Моск. психол. – соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2006, 2011. – 95 с.
10. Ефимова А.С. Актуальные вопросы формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школе / А. С. Ефимова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2018. – № 3. – С. 26–30.
11. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе [Электронный ресурс]: монография/ Князева Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2019.— 161 c.
12. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
13. Коломинский Я. Л. Психологическая готовность к школе / Я. Л. Коломинский, А. А. Панько // Популярная психология для родителей: учеб.-метод. литература / под ред. А. А. Бодалева и др. – М., 1998. – С. 214–229.
14. Корнеева С.А. Психологическая готовность детей с несформированностью высших психических функций к обучению в школе: Нейропсихологический подход / С.А. Корнеева, С.В. Москаленко, Т. В. Сулима // Начальная школа. – 2020. – № 3. – С. 19–22.
15. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
16. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – М. : Знание, 1987. – 79 с.
17. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 264 с.
18. Крайникова Т. А. Психологическая готовность школьников к обучению в основной школе / Т. А. Крайникова // Педагогическая диагностика. – 2017. – № 5. – С. 11–16.
19. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
20. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
21. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
22. Листик Е.М. Психологическая готовность ребенка к школе / Е. М. Листик // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – № 5. – С. 51–54.
23. Лункина Е.Н. Подготовка детей к школе: программа и методические рекомендации : [16+] / Е.Н. Лункина. – Москва : Владос, 2018. – 65 с.
24. Макеева Н.И. Психологическая готовность детей к школе / Н. И. Макеева // Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 7. – С. 91–97.
25. Микляева Н.В. Теоретические основы дошкольного образования : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 496 с.
26. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 95–100.
27. Павелко Н.Н. , Павлов С.О. Психология и педагогика (для бакалавров). М.: КноРус, 2018. 496 с.
28. Павлова А.С. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития / А. С. Павлова // Современные тенденции образования лиц с ОВЗ : материалы науч. – практ. конф., проводимой в рамках мероприятий «Дни науки МГПУ-2014», 9 апр. 2014 г. : [в... ч.] / Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т», Ин-т спец. образования и комплекс. реабилитации ; [сост.: О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова]. – М., 2014. – Ч. 1. – С. 125–129.
29. Павлова И.А. Тест-тренировка при подготовке ребенка к школе / И. А. Павлова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2014. – № 3. – С. 18–28.
30. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе / Т. А. Павлова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 122 с.
31. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 130 с.
32. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / ред. Байбородова Л. В. М.: Юрайт, 2019. 364 с.
33. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе / Г.Г. Петроченко. - М., 2018. – 291 с.
34. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. 404 с.
35. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 2. Практическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. 492 с.
36. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки: индивид. готовность к школе: диагностика и коррекция / К. Н. Поливанова. – М. : Генезис, 2003. – 271 с. : ил. – (Психологическая работа с детьми). – Прил.: с. 200–268. – Библиогр.: с. 269.
37. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н., Формирование коммуникативных навыков у детей 3 – 7 лет: комплексные занятия на основе ФГОС / Ю.В., Полякевич, Г.Н., Осинина, – Волгоград: Учитель, 2017. – 243 с
38. Психологическая готовность к обучению в школе // Психологическая диагностика : учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича. – М. ; Воронеж, 2001. – С. 262–274. 22. Романюк, О. В. Психологическая готовность детей к школе / О. В. Романюк // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 10. – С. 97–104.
39. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. 384 с.
40. Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., Аллагуев А.М.Педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 428 с.
41. Семенова Л. Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации: Новый взгляд на старую проблему / Л. Семенова, В. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 1. – С. 45–48.
42. Семенова Т.С. Диагностика готовности к школе как начальный этап сопровождения детей в образовательном процессе / Т. С. Семенова // Воспитание школьников. – 2013. – № 5. – С. 37–43.
43. Семенова Т.С. Психологическая готовность к обучению в школе: диагностика, динамика, коррекция: монография / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Пензен. гос. ун-т» (ПГУ); Т. С. Семенова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 271 с.
44. Смирнова Е.О., Детская психология: учебник – М.: КНОРУС, 2013. –280 с
45. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. Учебник для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 510 с.
46. Терещенко М.Н. Подготовка детей к обучению в школе: вчера и сегодня // Актуальные вопросы современной науки, 2008. № 4 – 1. – С. 226 – 232.
47. Фокина А. Как оценить готовность детей к школе. План мероприятий с января по май / А. Фокина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 4–9.
48. Фокина А. Семь компонентов психологической готовности ребенка к школе и их показатели / А. Фокина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2019. – № 8. – С. 20–24.
49. Фокина М.В. Психологическая подготовка дошкольников к поступлению в 1 класс / М. В. Фокина // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – № 7. – С. 34–43.
50. Шаехова Р.К. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе: реальность и перспективы / Р. К. Шаехова // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2009. – № 2 (52). – С. 34–37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ