Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность социально-педагогической работы……………………..…6
1.1. Понятие и определение………………………………………..…………….6
1.2. Социально-педагогическая работа с молодежью………………..………....8
Глава 2. Социально-педагогическая работа по профориентации молодежи в условиях современного рынка труда…………………………………………...11
2.1. Анализ российского рынка труда молодежи……………………………...11
2.2. Исследование выбора профессии современными старшеклассниками....17
Заключение……………………………………………………………….………26
Список используемых источников……………………………………………...28
Социально-экономические преобразования в нашей стране, связанные с переводом народного хозяйства на рыночные отношения, вызывают необходимость нового подхода к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Обеспечению высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях в значительной степени может содействовать профессиональная ориентация, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующим не только в потребностях общества, но и ее возможностям и запросам.
В условиях старшей школы завершается процесс формирования социально адаптированной личности и происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение учащегося, что является обоснованием актуальности профориентационной работы и профилизации в рамках модернизации содержания и структуры образования.
Стратегия модернизации общего образования в отношении старшей школы определяет задачу целенаправленного формирования «социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовывать избранную позицию в том или ином социальном пространстве».
В положении о профориентации, принятом Министерством труда и социального развития РФ, сказано, что профессиональная ориентация- это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, исторически сложившегося в форме проявления заботы государства и общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований и профессионально важных качеств человека, необходимых для того или иного вида трудовой деятельности.
Но на сегодняшний день, в связи с развивающимися рыночными отношениями в сфере экономики в нашей стране, профориентационная работа ставит новые проблемы перед старшеклассниками.
1. Какие профессии будут наиболее востребованными лет через десять?
2. Смена сферы деятельности - жизненная неудача или этап в карьере?
3. Есть ли альтернатива высшему образованию?
4. Какие психологические качества личности необходимы для той или иной профессии?
Опыт работы по профессиональной и социальной ориентации старшеклассников в Российской Федерации однозначно показывает, что реализация социально-профессиональной ориентации рассматривается, как развитие личности подростка, как условия повышения результативности воспитательного процесса и связанна с активным поиском новых форм, методов и средств.
Однако, современный мир подвержен очень быстрому темпу жизни, что приводит к нарушениям в социальной среде. У большинства родителей замечается острая нехватка времени для полноценного воспитания подрастающего поколения. Зачастую дети представлены сами себе. Они много времени проводят вне дома и наиболее сильно подтверждены влиянию своих сверстников, что зачастую приводит к появлению адъективного поведения (зависимости, агрессии, нежелательной беременности и т.д.). Именно с нарушением механизмов социализации и роста неблагоприятных условий в молодежной среде, ростом негативных явлений среди населения, снижением воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений как основных институтов социализации личности, связано возрастание значимости социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность изучается как специально концентрированная деятельность сотрудников образовательного учреждения, родителей и учащихся по осуществлению вероятных возможностей общества для разрешения проблем личности путем проведения заранее спланированных воспитательных мероприятий, в которых обязательно осуществляется работа по реализации (использованию) потенциальных возможностей социума в достижении поставленных задач. Деятельность педагогов в этом случае называется социально-педагогической работой, которая выступает как средство осуществлении потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности.
Социально-педагогическая деятельность с подростком является необходимым компонентом системы образования. Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью современной школы в эффективном функционировании в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы успешную социальную адаптацию детей, развитие их индивидуальных особенностей, творческого отношения к жизни каждого учащегося и укрепления своего физического и психического здоровья. Социально-педагогическая деятельность выступает как средство осуществления скрытых возможностей общества, используемое в интересах разрешения возникающих у ребенка проблем.
Теоретическая основа исследования. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная Г.В. Резапкиной, И.Р. Сорокиным, Н.С. Пряжниковым, Е.Ю. Пряжниковой, М.В. Разумовой, М.А. Бендюковым, И.Л. Соломиным, В.М. Чучко, Д.А. Парновым. Проблеме профориентации старшеклассников посвящены работы С.С. Гриншпуна, А.Г. Антипьева, Н.Д. Бобковой, Г.А. Дзида, Ж.Б. Хапсироковой, Э.А. Столбовой, Д.Д. Мухортовой, В.И. Мурадовой, М.В. Брянцевой. Психологические основы профориентационной работы со старшеклассниками представлены в трудах Е.Б. Горчакова, Ю.В. Тюшева, Е.А. Климова, О.А. Тарасюк, Е.М. Ивановой, Э.Ф. Зеера. Исторические аспекты отражены в трудах Е.А. Климова, О.Г. Носковой, Ю.В. Онищенко, С.С. Гриншпуна, А.А. Муратовой. Особенности общения со старшеклассниками раскрыты в исследованиях Ю.В. Тюшева, И.Р. Сорокиной, Т.Л. Павловой, С.Ю. Байрангуловой, Д.С. Григорьева, Т.Н. Скоробогатовой, Д. А. Пудовкина.
Объектом данной курсовой работы является–социально-педагогическая работа с молодежью.
Предметом – профориентация молодежи старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – система профориентационной работы со старшеклассниками в отечественной системе образования может стать успешнее при комплексном сочетании в ней:
1) профессионального просвещения;
2) профессиональной диагностики;
3) консультаций школьного психолога и социального педагога;
4) профессионального отбора;
5) социально-психологической, трудовой адаптации;
6) профессионального воспитания.
Цель данной работы – выявить особенности профориентационной работы с молодежью старшего школьного возраста.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1) рассмотрение понятия и определения социально-педагогической работы;
2) выявление особенности социально-педагогической работы с молодежью;
3) проведение анализа российского рынка труда молодежи
4) проведение исследования выбора профессии современными старшеклассниками.
Методы исследования. В работе были использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение).
Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в комплексном анализе организации социально-педагогической работы по эффективной профориентации молодежи.
Практическая значимость. Результаты курсовой работы могут быть использованы при дальнейших исследованиях.
Система профориентации в России могла бы стать связующим мостиком между институтом образования и потенциальными работодателями. Говоря о профессиональной ориентации как о системе, стоит учитывать, что она включает в себя следующие элементы:
1) профессиональное просвещение - выражается в проведении в школах классных собраний (классных часов), на которых обсуждаются перспективы дальнейшего обучения и дальнейшего трудоустройства, раздаются буклеты, проспекты, содержащие информацию о профессиях и ВУЗах;
2) профессиональная диагностика - заключается в системном проведении тестирований на выявление склонностей, способностей и интересов;
3) консультации школьного психолога и социального педагога являются неотъемлемой частью профессиональной консультации. Также в рамках школьной профессиональной ориентации применяют:
4) профессиональный отбор, который выражается в проведении встреч с представителями различных профессий, которые расскажут об особенностях своего вида деятельности, а также приглашение представителей различных ВУЗов и участие старшеклассников в Днях открытых дверей.
5) Социально-психологическая, трудовая адаптация проводится в форме экскурсий на предприятия и организации.
6) Профессиональное воспитание заключается в проведении родительских собраний по профориентации учащихся.
Анализ зарубежных источников подтверждает наше предположение о том, что мероприятия по профориентации обладают высокой эффективностью, в случае, если носят системный характер. Согласно результатам исследования The Worldwide Educating for the Future Index (WEFFI) 3, проведенного в 2018 г. журналом «The Economist», Финляндия и Швейцария занимают лидирующую позицию в рейтинге 50 стран мира по подготовке молодежи к жизни и работе в современном быстро меняющемся мире. Выборку исследования составили молодые люди в возрасте 15–24 лет. Результаты были распределены по трем уровням — политическому, учебному и социально-экономическому. Россия в этом рейтинге заняла 26 место. Во многом успех Финляндии объясняется реформами системы образования, произошедшими в этой стране в последние годы. Так, с 1 января 2018 г. в Финляндии вступил в силу новый закон о профессиональном обучении, который направлен на развитие эффективного профессионального образования и обучения, в соответствии с которым в школах уделяется особое внимание разработке стратегий развития личных компетенций учащихся, а также обучению на рабочем месте. Государство регулирует отношения учащегося и работодателя на законодательном уровне и дает четкие инструкции по заключению трудового соглашения на ученичество. Среднее еженедельное рабочее время учащегося в процессе обучения должно составлять не менее 25 часов.
Для большинства европейских стран профориентационная деятельности считается обязательным стандартом школьного обучения и начинается с начальной школы. В школьный курс введены лекции по планированию и развитию карьеры, на которых ребят учат самостоятельно ориентироваться в мире профессий и оценивать себя с учетом ситуации на рынке труда. В школах Великобритании, Германии и Франции работают специальные бюро, которые проводят карьерные и психологические консультации для подростков. В программу входят как теоретические, так и практические занятия: деловые игры, тренинги и встречи с представителями профессий. В процессе учебной деятельности, школьники учатся составлять резюме и пользоваться различными инструментами для поиска профессии. Кроме того, каждый ребёнок заполняет рабочую тетрадь, где сообщает о своих личных интересах, профессиях родителей, предпочтение к той или иной профессии. Рабочая тетрадь и данные об успеваемости ученика служат основой для консультаций со специалистом по профессиональной подготовке.
Таким образом, создание единой системы профориентации представляется необходимым шагом для установления взаимодействия института образования и рынка труда. Единая система по профориентации объединяет деятельность школ, профессиональных учебных заведений, государственных органов управления образованием, средств массовой информации, семьи, потенциальных работодателей.
1. Ананьева Т. В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков // Методист. —2009. —№ 3. — С. 53-55.
2. Антипьев А. Профориентация молодежи: сегодня и завтра //Человек и труд. — 2012. — № 7. — С. 26-28.
3. Антипьев А.Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития. //Историческая и социальнообразовательная мысль. — 2012. — № 2. — С.141-150.
4. Атлас новых профессий. Агенство стратегических инициатив «Сколково». [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://skolkovo.ru/public/ media/ documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 10.04.2020).
5. Байрангулова С.Ю. Курс «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения // Профильная школа.— 2009. — №2. — С.39-42.
6. Беляева В.И. Деятельность социального педагога в организации среднего профессионального образования: учеб. пособие. М.: Юрайт. 2018. - 333 с.
7. Бендюков М.А., Ступени карьеры: азбука профориентации / Бендюков М.А., Соломин И.Л. — Спб.: Речь, 2006. — 240 с. (с. 99-107)
8. Бобкова Н.Д. Профориентация молодежи: теории и практики учебное пособие по курсу "Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи" / Н. Д. Бобкова, С. С. Гиль, С. В. Малин // М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Курганский гос. ун-т. — Курган, — 2009.
9. Богданов Г.В. Аспекты профессионального самоопределения личности//Молодой ученый. – 2015. №11.-С.497-499
10. Брянцева М.В. Профориентация молодежи как современная социальная проблема // В сборнике: Технологии социальной работы с различными категориями населения сборник научных статей студентов и преподавателей кафедры социальных технологий. Под редакцией Шимановской Я.В. — Москва, — 2016. — С. 328-331
11. Воронин И.В. Эффективность профориентационных занятий с подростками // Педагогические технологии. — 2008. — № 1. — С.71-77.
12. Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда РФ. Прогнозирование потребности в профессиональных кадрах в Российской Федерации: оценка текущей ситуации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.vcot.info/news/ekspert-vniitruda-predstavila-rezultaty-analiza-regionalnogo-opyta-v-sfere-prognozirovaniya-potrebnosti-vkadrah/ (дата обращения: 10. 04. 2020).
13. Гапоненко А.В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. — 2006. — № 3. — С. 10.
14. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи – К.: наукова думка. 2014. – 144с.
15. Зарплатные индексы Superjob (SJI). Исследовательский центр портала Superjob.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.superjob.ru/paymentindex/ (дата обращения: 10.04.2020).
16. Ильина Т.И. подготовка школьников к осознанному выбору профессии/Т.И Ильина//Газета изд. Дома «Первое сентября». – 2015. - №11. – с.9-12
17. Ионина Н.Г. Профориентационная работа со школьниками в условиях реализации ФГОС: монография / «Вестник ТОГИРРО» №3, 2016 г. – Тюмень: ТОГИРРО, 2016. – 28 с.
18. К 2030 году автоматизация лишит работы 800 млн. человек по всему миру. Журнал о технологиях Хайтек. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://hightech.fm/2017/11/30/ automation - 2030 (дата обращения: 10.04.2020).
19. Каримова А. Н., Амиров А.Ж. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы// Молодой ученый. – 2016.-№26.- с. 660-662.
20. Касаткина Н.Э. Организация профессиональной работы в условиях образовательной практики: учебно-методическое пособие / Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова, Т.Б. Игонина и др. – Кемеровский государственный университет – Кемерово, 2016.
21. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2014. – 159с.
22. Конова Т.Б. История социальной работы: учебник для бакалавров / Т.Б. Конова – Москва.: издательство Юрайт, 2019 – 356 с.
23. Макарова М.Ю., Самохина В.М. Информационная система поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения // Молодой ученый.- 2015. - №21. – с. 801-805.
24. Мартынова А.В. Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации/ под науч. ред. профессоров С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. – СПБ: Изд-во ЛОИРО, 2016. – 140 с.
25. О профориентационной работе в Центре тестирования и развития (интервью с О.Н. Ивановой) // Психолог. Диагностика. 2016. №2. – с. 17-23
26. Овсянников А.А., Лакеева Л.В. Рассогласованность рынка труда и системы профессиональной ориентации в России // Народонаселение. — 2019. — Т. 22. — № 4. — с. 62-77.
27. Пиликян К.Г. Профессиональная ориентация: консультирование с применением соционических подходов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014, №3, с. 32-40
28. Работа по-американски: как выбирают профессии за рубежом. Скандинавские страны: обязательная практика. Образовательный портал Учёба.ru. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ucheba.ru/article/3958 (дата обращения: 10.04.2020).
29. Резапкина Г. Акцентуация и выбор профессии/ Г. Резапкина// школьный психолог. «Первое сентября». – 2014. - №12. – с. 25-32.
30. Самохина В.М., Похорукова М.Ю. Программа поддержки осознанного профессионального самоопределения школьников // Молодой ученый. – 2016. - №20. – с. 728-730.
31. Хасанова И.И., Котова С.С. Возможности интерактивной профессиологической службы в профессиональном самоопределении личности//Профессиональное образование и рынок труда. – 2014. - №3. – с. 18-20.
32. Чистякова С.Н. Педагогическая сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М.: Академия, 2015. – 144с.
33. Шеина Л.М. Сложности профессионального самоопределения (из опыта работы) // Образование и воспитание. – 2018. - №1. – с. 50-51
34. Needs analysis in classroom digitalization projects. [Электронный ресурс]