Введение
1. Теоретические основы формирования маркетинговой политики в
некоммерческой организации 2
1.1. Сущность и специфика маркетинговой политики в некоммерческой
организации 7
1.2. Основной инструментарий маркетинговой политики в
некоммерческой организации 13
1.3. Основные пути развития маркетинговой политики в некоммерческой
организации 20
2. Анализ маркетинговой политики в некоммерческой организации «Наше
дело» на примере благотворительного проекта «Мечтай со мной» 26
2.1. Общая характеристика некоммерческой организации «Наше дело» и
благотворительного проекта «Мечтай со мной» 26
2.2. Инструментарий маркетинговой политики благотворительного
проекта «Мечтай со мной» 36
2.3. Основные пути развития маркетинговой политики в некоммерческой
организации «Наше дело» 41
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой политики некоммерческой организации «Наше дело» в рамках осуществляемого благотворительного проекта «Мечтай со мной» 48
3.1. Рекомендации относительно маркетинговой политики
благотворительного проекта «Мечтай со мной» 48
3.2. Экономическое обоснование предложенных рекомендаций 56
Заключение 60
Список литературы
Современное общество состоит из четырех сфер человеческой деятельности - экономической, социальной, духовной и политической. Однако ни одна сфера не функционирует изолированно от других. Происходит постоянное взаимодействие между ними, и благодаря такой кооперации возникают новые общественные элементы. На пересечении экономической и социальной сфер общества появились некоммерческие организации (НКО). Их роль в современном обществе непрерывно возрастает, так как они играют важную роль в развитии демократии, отражая интересы различных социальных групп. В период экономического кризиса формирование эффективно работающего сектора НКО представляется наиболее актуальным в связи с тем, что именно некоммерческие организации способны решать социально важные вопросы, снижая напряженность в обществе.
Актуальность исследования маркетинговой политики в некоммерческих организациях определяется следующими положениями:
- некоммерческие организации являются одним из важнейших элементов гражданского общества. Создание некоммерческих организаций для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных целей, защиты прав и интересов граждан обеспечивает общественное благо. Некоммерческий сектор обладает способностью быстро реагировать на нужды различных социально-демографических групп, новые и уже существующие социальные проблемы. Без вмешательства некоммерческих организаций в большинстве регионов России такие актуальные проблемы, например, как обеспечение равных возможностей для социально уязвимых слоев население, помощь тяжело больным людям, социальная реабилитация и многое другое, остались бы без внимания или игнорировались. Некоммерческие организации — это катализатор механизма обратной связи между гражданами и государством гражданами и частным бизнесом;
- некоммерческий сектор является основой для разработок социальных инноваций. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены именно некоммерческими организациями. Некоммерческий сектор дает большое пространство для разработок новых практик и идей, так как социальные проблемы трансформируются с развитием общества и приобретают новые формы.
- некоммерческие организации вносят существенный вклад в экономику страны. Основа успешного экономического развития страны - это благоприятный социальный климат. Деятельность некоммерческих организаций улучшает его посредством повышения таких показателей как уровень образования и здоровья нации, что, соответственно увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста. Прямой вклад некоммерческих организаций связан с тем, что негосударственные некоммерческие организации обеспечивают занятость населения, покупают и производят товары и услуги, необходимые для их деятельности, стимулируя тем самым совокупный спрос и увеличивая совокупное предложение. Важно отметить, что часто некоммерческие организации работают в нишах, которые при естественном положении на свободном и конкурентном рынке не интересуют коммерческий сектор, поскольку они дают слишком маленькие нормы прибыли. Косвенный вклад обусловлен тем, что, создавая конкуренцию государственным и муниципальным структурам, некоммерческие организации увеличивают эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг в целом. Некоммерческие организации могут реализовывать государственные заказы на предоставление социально значимых услуг на конкурсной основе. Они также могут самостоятельно определять виды и объем оказываемых ими социальных услуг, как платных, так и бесплатных, финансируемых за счет пожертвований бизнеса и частных лиц.
- сотрудничество коммерческого и некоммерческого сектора носит выгодный характер для обеих сторон. Преимущество, которое получает предприниматель,
- это улучшение его имиджа, репутации и формирование лояльности потребителей, повышение стабильности деловой среды для ведения бизнеса. Предпринимателям необходимо осознавать важность обладания данной привилегией, так как в современном бизнесе начинают играть значимую роль не только ценовые, но и неценовые факторы конкуренции. Преимущество, получаемое некоммерческой организацией - это новые ресурсы для выполнения общественной миссии и организационного развития. Наглядным примером такого сотрудничества является спонсорство. Выступая в качестве спонсора, предприниматели формируют позитивный образ в сознании потребителей, что далее они могут использовать в своих рекламных и маркетинговых программах. Некоммерческий сектор при спонсорстве удовлетворяет потребность предпринимателей «творить добро» в форме благотворительных проектов.
Нельзя сказать, что маркетинговая политика в некоммерческих организациях имеет высокий уровень изученности в научной литературе, так как для России некоммерческий сектор является новым и на данный момент находится на первых стадиях своего развития. За рубежом вопросами маркетинговой политики в некоммерческих организациях занимались такие известные профессоры-маркетологи как Филип Котлер и Алан Эндриасен. В России исследованиями маркетинга в некоммерческих организациях занимался Андреев С.Н. и Мельниченко Л.Н., члены Гильдии маркетологов, Мартынова О.В. и Шарафутдинова Н.С., доценты кафедры маркетинга, коммерции и предпринимательства Казанского Приволжского федерального университета.
Целью проводимого исследования является изучение маркетинговой политики в некоммерческих организациях и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачами исследования являются:
- выявить сущность и специфику маркетинговой политики в некоммерческой организации;
- изучить инструментарий маркетинговой политики в некоммерческой организации;
- рассмотреть основные современные пути развития маркетинговой политики в н еко м м ер чес ко й орган изаци и;
- дать общую характеристику некоммерческой организации «Наше дело» и благотворительного проекта «Мечтай со мной»;
- изучить инструментарий маркетинговой политики благотворительного проекта «Мечтай со мной»;
- рассмотреть основные современные пути развития маркетинговой политики в некоммерческой организации «Наше дело»;
дать рекомендации относительно маркетинговой политики благотворительного проекта «Мечтай со мной»;
- экономически обосновать предложенные рекомендации.
Объектом исследования является некоммерческая организация «Наше дело».
Предметом исследования является процесс формирования маркетинговой политики благотворительного проекта «Мечтай со мной», осуществляемого в рамках деятельности некоммерческой организации «Наше дело».
В процессе исследовательской деятельности использовались такие методы как аналитический метод для выявления сущности и специфики маркетинговой политики в некоммерческих организациях и ее основных путей развития; сравнение для выявления характерных черт некоммерческой маркетинговой политики; наблюдение для характеристики некоммерческой организации «Наше дело» и благотворительного проекта «Мечтай со мной»- измерение при разработке экономического обоснования предлагаемых рекомендаций.
Итак, проанализировав теоретические и практические аспекты маркетинговой политики в некоммерческих организациях, мы пришли к следующим выводам.
Нель проводимого нами исследования выполнена - мы изучили маркетинговую политику в некоммерческих организациях, выявили характерные для нее свойства, приспособили имеющиеся механизмы и инструменты для решения прикладных задач. Все поставленные перед нами задачи также были выполнены.
Некоммерческие организации - это организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (Гражданский кодекс РФ). Их нельзя объединять с негосударственными учреждениями.
Специфическими особенности некоммерческих организаций являются:
- «производство» некоммерческого продукта;
- действие в более большом круге областей человеческой деятельности, чем у коммерческих организаций;
- более полное и эффективное удовлетворение потребностей:
- решение проблемы установления взаимосвязей между интересами различных групп некоммерческих субъектов.
Маркетинговая политика некоммерческой организации - это деятельность организации, основанная на принципах классического маркетинга и направленная на достижение целей, не связанных непосредственно с получением прибыли. Маркетинговая политика в некоммерческих организациях призвана продвигать некоммерческий продукт с помощью механизмов коммерческого маркетинга. Основные инструменты маркетинговой политики в некоммерческой организации можно сгруппировать по четырем направлениям:
- товарная политика;
- ценовая политика;
- сбытовая политика;
- политика продвижения (коммуникации).
Коммерческая и некоммерческая маркетинговые политики имеют сходства и различия. Например, в коммуникациях в обоих случаях используются продвижение, реклама, пиар, стимулирование сбыта. Но упор ставится на решении разных задач. Коммерческая маркетинговая политика решает упор на решении экономических задач, некоммерческая - социальных. Комплекс продвижения продукта некоммерческих организаций имеет ряд специфических особенностей, что позволяет данным организациям реализовывать уставные цели своей деятельности.
Среди стратегий развития для некоммерческих организаций в рамках маркетинговой политики можно выделить следующие стратегии:
- функционального превосходства;
- специализации;
- концентрации;
- тесной связи с потребителем;
- лидирующей позиции по некоммерческим продуктам.
Среди современных путей развития маркетинговой политики в некоммерческих организациях отметим событийный маркетинг как синтез коммерческого и некоммерческого маркетинга, фандрайзинг и культуру регулярной помощи. Они складываются благодаря специфическим особенностям их деятельности.
Региональное общественное движение содействия гражданским инициативам Республики Татарстан «Наше дело» создано 31 июля 2015 года. «Наше дело» - это региональное, добровольное, некоммерческое, общественное движение, созданное по инициативе группы граждан, объединившихся исходя из общих интересов и совместной деятельности для защиты этих общих интересов и для реализации различных идей. На данный момент уже 2.5 года «Наше дело» осуществляет благотворительный проект «Мечтай со мной», который исполняет мечты смертельно больных детей.
Некоммерческая организация «Наше дело» в рамках благотворительного проекта «Мечтай со мной» использует многие маркетинговые инструменты в соответствии со спецификой своей деятельности. Например, в рамках товарной политики в «Мечтай со мной» товаром является осуществление мечты тяжелобольного ребенка, которая имеет форму проекта. Целевая группа - это дети от 3 до 17 лет. имеющие в анамнезе заболевания с угрозой для жизни. Мечта представляет собой четко сформулированный текст, который оформляется в фирменном цвете проекта - темно-зеленом в определенном заверенном шаблоне.
«Наше дело» активно использует такой инструмент как событийный маркетинг. За последний год она участвовала в открытии «Волшебной комнаты» в Детской Республиканской клинической больнице, презентации всероссийских молодежных форумов в Казанском государственном институте культуры и искусств, где особое внимание было уделено рассказу про форум "Таврида", благотворительном мероприятии "Доброта спасёт мир!", организатором которого выступил Дом Роналда Макдоналда и др.
В рамках такого направления маркетинговой политики как «формирование культуры благотворительности» регулярно на официальном сайте и в социальных сетях публикуются статьи, в которых описывается текущее положение благотворительности, описываются существующие проблемы, поднимаются крайне важные и остро стоящие вопросы. Статьи всегда оформляются в стилистике проекта для идентификации его среди информационного потока пользователя.
Благотворительный проект «Мечтай со мной» реализует внутренний оперативный фандрайзинг. Это происходит в форме фандрайзинга физических лиц с помощью специальной формы на официальном сайте в денежном виде.
Итак, мы считаем, что в маркетинговой политике благотворительного проекта «Мечтай со мной» следует провести изменения по следующим направлениям: совершенствование различных аспектов официального сайта проекта, работы в социальных сетях и e-mail рассылки.
При успешном выполнении данных рекомендаций ожидается улучшение таких количественных показателей работы проекта как увеличение потока пожертвований и как его следствие увеличение числа исполненных желаний, увеличение аудитории проекта и из качественных показателей это повышение узнаваемости проекта.
После проведения экономического обоснования мы имеем, что экономический эффект от реализации предложенных рекомендаций составит 20300 рублей, а срок окупаемости мероприятий составит 0.9 месяца, что является хорошим показателем для благотворительного проекта.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 года [Электронный ресурс]. - Доступ
https:/7¥vv.consultant.riLclocument/eonS- doc LAW5142/ja585dQj>51 fa 4adc4c9878b6019d704cdd9d3699/
2. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) "О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]. - Доступ
http://wvw.consultant.ru/docuirient cons doc LAW 8824;
3. Котлер Ф., Армстронг Г., Основы маркетинга. - 9-е изд., пер. с англ. - М.: 2003.— 1200 с.
4. Котлер Ф., Андреасен А.Р., Стратегический маркетинг некоммерческих организаций. - М.: Феникс. 2015. - 854 с.
5. Шарафутдинова Н.С., Маркетинговые инструменты как фактор повышения конкурентоспособности.// Фундаментальные и прикладные исследования корпоративного сектора экономики. - 2013.
- №2.-С.76-81
6. Мартынова О.В., Маркетинговая политика торговых предприятий на фоне изменяющегося потребительского поведения.// Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. - 2014. - С. 114-116
7. Сафин Т.Ф., Направления координации социально ориентированных некоммерческих организаций в республике Татарстан.// Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях «Россия и Европа: связь культуры и экономики» - 2015. - С.268-270
8. Сафин Т.Ф., Некоммерческие организации как важный механизм реализации задач социального предпринимательства.// Институт социальных и гуманитарных знаний (Казань). - 2015г.- №2.-С 228- 235
9. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. - М.: Питер, 2010. — 576с
Ю.Михненко П.А. .Теория менеджмента. - М.: Синергия, 2014. — 640 с.
1 1. Попов С.Г. Социальный менеджмент. - М.: Академия, 2009. — 160 с.
12. Романов А.А.. Басенко В.П., Жуков Б.М. Маркетинг. - М.: Дашков и К, 2012. —440 с.
13. Чернопятов А.М. Маркетинг. - М.: ПАЛЕОТИП, 2015. — 348 с.
14. Фомичёва Л.М., Железняков С.С., Чаплыгина М.А. и др. Маркетинг. - М.: Юго-ЗапГУ, 2016. —202 с.
15. НКО и бизнес: мы нужны друг другу [Электронный ресурс]. - Доступ http://uldelo.ru/2016 04/19 'nko-i-biznes-m-nuzhny-drug-drugu
16. Официальный сайт Правительства Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Доступ http://prav.tatarstan.iTL/
17. Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России [Электронный ресурс]. - Доступ
http://www. socpol it ika.ru/rus/ngo/research/doc ument4693.shtml
18. Теоретические подходы к понятию определения «некоммерческая организация» [Электронный ресурс]. - Доступ
http://cyberleninka.ru/art icle/n. Teoreticheskie-podhody-k-opredeleniy u- ponyatiya-nekommercheskaya-organizatsiya
19. Некоммерческие организации [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/nekominercheskaya- organizaciya.html
20. Портал некоммерческих организаций Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Доступ http://nkort.iTL/
21. Каталог некоммерческих организаций РТ [Электронный ресурс]. - Доступ http:/7opil.tatarstan.ru/katalognko.html
22. Республиканский реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки [Электронный ресурс]. - Доступ http.7/mert.tatarstan.ru/Reestr RT SONKOJitm
23. Азбука фандрайзинга: как собрать средства на ваш проект [Электронный ресурс]. - Доступ
hiips;www. i n i 1 osc rd i c. ru article azb u к a- fan d raj zi nga-k ak - so brat -s red st va- na-vash-proekt/
24. Фандрайзинг [Электронный ресурс]. Доступ http: portaI-nkja.ru. finance/ fraii
25. Официальный сайт Благотворительного проекта «Мечтай со мной» [Электронный ресурс]. Доступ hup:А'м е ч та й со м >< о й. р ф/
26. Социальный маркетинг для бизнеса и НКО: советы эксперта [Электронный ресурс]. - Доступ
http:, 'philanthropy.ru/analysis'2016 08/31 '40571 /
27. Маркетинг в сфере услуг и некоммерческой сфере [Электронный ресурс]. - Доступ hllpj. Iibraryno.ru/11-1-inarketing-v-sfere-uslug-Ь nекоin ine r c• h e s koyy s fe re -1 n a r k et/
28. Некоммерческий маркетинг [Электронный ресурс]. - Доступ http://econoinics.studio/osnovyi-inarketinga/nekommercheskiy- marketing.html
29. «Сообщество» - форум активных граждан [Электронный ресурс]. - Доступ hup//сообщество.рф/
30. Оценка экономической и социальной эффективности некоммерческой организации [Электронный ресурс]. Доступ http://nkor.rn/ailicles/2013/5 6444.html