Введение
1. Теоретические аспекты продвижения продукции промышленного
назначения 6
1.1. Особенности маркетинга продукции промышленного назначения 6
1.2. Методы продвижения продукции промышленного назначения 16
1.3. Выставочно-ярмарочная деятельность как основной инструмент
продвижения продукции промышленного назначения 24
2. Анализ комплекса продвижения продукции ОАО
«Казанькомпрессормаш» 31
2.1. Общая характеристика ОАО «Казанькомпрессормаш» 31
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ОАО
«Казанькомпрессормаш» 41
2.3. Анализ методов продвижения продукции ОАО
«Казанькомпрессормаш» 46
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию комплекса
продвижения продукции ОАО «Казанькомпрессормаш» 60
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию комплекса
продвижения продукции ОАО «Казанькомпрессормаш» 60
3.2. Социально-экономическое обоснование предложенных рекомендаций
по совершенствованию комплекса продвижения продукции ОАО «Казанькомпрессормаш» 69
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложение
В последние годы роль системы продвижения продукции значительно возросла в связи с усилением конкурентной борьбы за потребителя, повышением рисков, связанных с созданием новых товаров и ростом требований к стандартам качества выпускаемой продукции. В этих условиях успех организации в значительной мере зависит от того, насколько она в состоянии управлять сложной системой маркетинговых коммуникаций. Продвижение продукции является важной составляющей маркетинговой деятельности любого предприятия и требует соответствующей организации и планирования.
Продвижение товаров промышленного назначения обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при разработке комплекса продвижения. Российские производители продукции промышленного назначения в своей коммуникационной политике пытаются применить в одних случаях теоретические положения, разработанные для товаров широкого потребления, что негативно сказывается на результатах их деятельности; в других случаях действуют методом «проб и ошибок», что также зачастую оказывается неэффективным.
Выявление особенностей продвижения товаров промышленного назначения и путей их практической реализации является актуальным в связи с недостаточным теоретическим обоснованием проблемы, а также с необходимостью разработки практических рекомендаций для промышленных предприятий.
Некоторые аспекты продвижения продукции промышленного назначения рассмотрены в рамках исследований промышленного маркетинга, прежде всего в трудах А. М. Чернышевой, О.У. Юлдашевой, Г.Л. Багиева, А.В. Зозулева и других.
Тема продвижения товаров промышленного назначения остается не до конца разработанной как в теории, так и в практике российских промышленных предприятий. Публикации, посвященные ей, немногочисленны и касаются лишь
отдельных сторон продвижения продукции промышленного назначения. Во многих публикациях описываются преимущественно общие принципы продвижения, а предлагаемые в них рекомендации по продвижению товаров промышленного назначения применимы в такой же степени и к товарам широкого потребления.
Целью бакалаврской работы является исследование теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по продвижению продукции промышленного назначения.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать и систематизировать существующие теоретические разработки в области продвижения продукции промышленного назначения;
- определить особенности различных методов продвижения продукции промышленного назначения;
- исследовать практику продвижения продукции промышленного предприятия;
- определить комплекс мероприятий, целесообразных для продвижения продукции промышленного назначения;
- разработать рекомендации по повышению эффективности продвижения продукции.
Объектом исследования является ОАО «Казанькомпрессормаш».
Предмет исследования - деятельность по продвижению продукции промышленного назначения ОАО «Казанькомпрессормаш».
Теоретической и методической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых по изучаемой проблеме, учебно-методическая литература, периодические издания, электронные ресурсы. В процессе работы использовались результаты наблюдений, открытые публикации, а также данные внутренней отчетности предприятия.
С учетом выявленных особенностей продвижения товаров промышленного назначения были предложены конкретные рекомендации по совершенствованию комплекса продвижения продукции ОАО «Казанькомпрессормаш». Результаты дипломного исследования могут служить материалом для дальнейших исследований и разработки программы продвижения других предприятий, выпускающих товары промышленного назначения.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включает 9 таблиц, 4 рисунка и 3 приложения. Общий объем составляет 80 страниц.
Под маркетингом продукции промышленного назначения мы понимаем самостоятельную экономическую дисциплину, включающую современные концепции и тенденции в области промышленного маркетинга, подходы и методы, используемые для принятия маркетинговых решений на рынке промышленных товаров и услуг.
Важную роль в промышленном маркетинге играет определение эффективных методов продвижения товаров промышленного назначения.
К основным методам продвижения продукции промышленного назначения относятся реклама, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта, личные продажи и прямой маркетинг. Все другие коммуникационные инструменты (спонсорство, выставки, брендинг и др.), так или иначе, имеют отношение к какому-либо из этих методов. Помимо методов продвижения все элементы комплекса маркетинга, т.е. продукт, цена и место, также являются важнейшими коммуникациями. Каждый маркетинговый коммуникационный инструмент направлен на решение собственной коммуникационной цели, обладает определенными особенностями и характеристиками.
Наиболее эффективными методами продвижения продукции промышленного назначения являются личные продажи, стимулирование сбыта, выставочно-ярмарочная деятельность.
Участие в работе выставок и ярмарок является эффективным средством формирования маркетинговых коммуникаций предприятий, включающим такие элементы комплекса маркетинговых коммуникаций, как: реклама (печатная, щиты, выставки и т.д.), пропаганда, личная продажа (работа стендистов), стимулирование сбыта (раздача сувениров, предоставление скидок и т.п.), что подчеркивает значимость выставочной деятельности в системе рекламной политики предприятия.
ОАО «Казанькомпрессормаш» - сегодня стабильно работающее Общество, одно из крупнейших в России по производству центробежных, винтовых компрессоров и установок на их основе. Завод выпускает компрессоры для сжатия практически всех применимых в промышленности газов: воздуха, кислорода, природного и попутного нефтяного газов, аммиака, фреона, хлора, гелия и других.
За 2016 год ОАО «Казанькомпрессормаш удалось улучшить финансовые показатели. Выручка ОАО предприятия выросла на 77,24% - с 4,078 млрд. рублей в 2015 году до 7, 227 млрд. рублей в 2016 году. Валовая прибыль производителя компрессорного оборудования увеличилась на 411 млн. рублей до 1,14 млрд. рублей по итогам 2016 года.
Анализ системы продвижения продукции ОАО «Казанькомпрессормаш» показал, что предприятие в основном работает с «профессиональными потребителями», которые при покупке продукции пользуются своим профессиональным опытом, стараясь получить условия продаж и качество продукции на том уровне, который необходим их организации. Профессиональных потребителей интересует, прежде всего, техническая информация.
Проводимое исследование показало, что ОАО «Казанькомпрессормаш» использует широкий спектр маркетинговых коммуникационных инструментов - личные продажи, рекламу в газетах, журналах, на телевидении, наружную рекламу, выставки и ярмарки, спонсорство, паблисити, презентации и т.д.
ОАО «Казанькомпрессормаш» принимает активное участие в работе отраслевых, межрегиональных и местных выставках и ярмарках. За 2016 год было осуществлено семь выставочно-ярмарочных мероприятий.
В целях создания благоприятного имиджа завод периодически оказывает спонсорскую поддержку. ОАО «Казанькомпрессормаш» спонсирует различные социальные и спортивные мероприятия.
Разработан собственный web-сайт, который является центральным элементом коммуникативной политики, проводимой в Интернете. Сайт ОАО «Казанькомпрессормаш» включает следующие блоки: о предприятии, продукция, комплексные решения, сервис, справочные материалы, пресс-центр, контакты.
Важным средством стимулирования сбыта товаров промышленного назначения является также организация системы скидок, применяющаяся предприятием. ОАО «Казанькомпрессормаш» знает своих клиентов и работает с ними в индивидуальном порядке. Другим средством стимулирования потребителей являются сувениры. ОАО «Казанькомпрессормаш» ежегодно заказывает настольные календари, ручки, ежедневники, календари с логотипом компании.
ОАО «Казанькомпрессормаш» осуществляет рекламные мероприятия посредством публикаций в различных газетах и журналах, в том числе отраслевых.
На предприятие большое внимание уделяется качеству и эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК). Для того, чтобы добиться максимальной эффективности, ОАО «Казанькомпрессормаш» стремится к обеспечению согласованности работы каналов и способов коммуникации.
На основании анализа существующих на предприятии способов продвижения товаров разработаны практические рекомендации по совершенствованию комплекса продвижения продукции ОАО
«Казанькомпрессормаш». В бакалаврской работе предлагаются рекомендации по совершенствованию мероприятий, связанных с участием в выставках, а именно: подготовка для презентации на выставке не только ходового товара, но и новых образцов продукции, разработанных и прошедших испытания на заводе, что позволит увеличить количество соглашений и на новые образцы, и их разрекламировать; расширение площади экспозиции (например, в два яруса) для размещения большего числа образцов для большей осведомленности о продукции завода; участие в конкретной выставке не менее трех лет подряд позволит достигнуть ощутимых результатов за счет исправления в последующие разы предыдущих ошибок, ознакомление с конкурентами своей продукции, исключение оборудования и услуг, без которых можно обойтись.
ОАО «Казанькомпрессормаш» предлагается подготовить и организовать event-мероприятие для потенциальных и существующих клиентов, партнеров по бизнесу. Проведение экскурсии по предприятию позволит показать, что компания открыта, готова сотрудничать, рассказывать о своих успехах и не скрывать недостатков. Это лучший способ убедить потенциального партнера в надежности предприятия и способствовать заключению договоров с ОАО «Казанькомпрессормаш».
Внедрение рекомендаций по совершенствованию мероприятий, связанных с участием в выставках, а также проведению специального мероприятия позволят заводу значительно повысить эффективность продвижения продукции: увеличить количество соглашений на компрессорное оборудование, достигнуть большей осведомленности о продукции завода.
1. Абрамов, Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы / Г.П. Абрамов. - М.: Агропромиздат, 2005. - 158 с.
2. Алексеев А. А., Алюшев Р. М. Маркетинг производственного предприятия. Методическая разработка для студентов дневного отделения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
3. Алексунин, В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. В.А. Алексунина. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2002. - 614 с.
4. Артюхова О. Н. Участие в зарубежных выставках // Газовая промышленность.-2004. - № 4. - C. 27.
5. Бернет, Дж., Мориарти, С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / пер. с англ. - СПб: Питер,2001. - 864 с.
6. Бобылева М. П. Участие фирмы в выставке: забота секретаря и офис- менеджера // Секретарское дело. - 2005. - № 6. - с. 13-16.
7. Воронов, А.В. Выставка как тонкий инструмент маркетинга // Электроника: наука, технология, бизнес. - 2004. - № 1. - с.78.
8. Гембл, П., Стоун, М., Вудкок, Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 512 с.
9. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков - Минск: Издательство «Финпресс», 1999. - 270 с.
10. Дорошев, В.И. Введение в теорию маркетинга: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА- М, 2001. - 285 с.
11. Зайцев, В. А. Маркетинг: учеб. пособие / ред.: В.А. Зайцев. - М.: МГИУ, 2005.
- 184 с.
12. Зозулев А. В. Промышленный маркетинг: рыночная стратегия: учеб. пособие. К.: Центр учебной литературы, 2010.
13. Исаева И. В. Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 1.С. 112-116.
14. Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности "Маркетинг" / О. И. Карпеко. - Минск: БГЭУ, 2010. - 414 с.
15. Котлер, Ф. Основы маркетинга Краткий курс Пер. с англ — М Издательский дом "Вильяме", 2007 — 656 с
16. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2003. - 224 с.
17. Краснова Н.А., Плесканюк Т.Н. Маркетинговая деятельность в организациях в условиях современного экономического развития: российская и зарубежная практика: сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции 25 февраля 2016 г. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука» - 2016 - 85 с.
18. Наумова А.В. Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи: учеб. пособие для студентов : в 2 ч. Ч. 2. Личные продажи / А.В. Наумова ; Сиб. ун-т потреб. кооперации. - Новосибирск: СибУПК, 2007. - 126 с.
19. Пасмурнов А. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку. СПб: Питер, 2006.
20. Рассохин О. Европейские выставки: презентабельность имиджа // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2005. - № 1. - C. 49.
21. Ромат, Е.В. Реклама. - СПб.: Питер, 2002. - 176 с.
22. Росситер, Дж.Р., Перси, Л. Реклама и продвижение товаров / Под ред. Л.А. Волковой. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
23. Соколова Е.С. Промышленный туризм как инструмент маркетинга производственной компании / Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова / Сборник трудов конференции, 2016 г. - с.41-46.
24. Сухоруков А. В. К вершинам успеха на промышленных выставках. - Новосибирск: Сибпринт, 2008. - 188 с.
25. Уэбстер Ф. Основы промышленного маркетинга. М.: Издательский дом Гребенникова, 2005. - 416 с.
26. Чернова, Е.В. Использование современных методов продвижения продукции на рынке товаров производственно-технического назначения // Вестник удмуртского университета. - 2007. -№2. - С. 279-289.
27. Чернышева, А. М. Промышленный (В2В) маркетинг: учебник и практикум
для бакалавриата и магистратуры / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 433 с. — Серия: Бакалавр и магистр.
Академический курс.
28. Юлдашева О.У. Промышленный маркетинг: теория и практика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 324 с.
29. Гонова, Е. Промышленный туризм как бизнес. [Электронный ресурс] - доступ:http://radistka-ket74.livejournal.eom/11853.html
30. Казанская ярмарка / Условия участия на выставке [Электронный ресурс]. - Доступhttp: //www.restexpo .ru/rus/partieipants/usl ueh/?printer=ok
31. Киреева Н.В. Выставочная деятельность промышленного предприятия - эффективный способ выхода на новые рынки [Электронный ресурс] - Доступ http://www.seienee-bsea.bgita.ru/2012/ekonom 2012 18/kireeva vyst.htm
32. Кушнир И.В. Маркетинг товаров производственного назначения [Электронный ресурс]. - Доступhttp://www.be5.biz/ekonomika/m015/09.htm
33. Мобильные выставочные стенды, выставочные оборудование, оборудование для выставок [Электронный ресурс]. - Доступhttp: //www.artstudiokzn.ru/mobile-stand/
34. Мухина, Е. Промышленный туризм: экскурсии на лучшие заводы России.
[Электронный ресурс] - доступ:
http: //travel. biletyplus. ru/dostoprimeehatelnosti/27667-promyshlennyj -turizm-ekskursii-na-luehshie-zavody-rossii
35. Официальный сайт ОАО «Казанькомпрессормаш» [Электронный ресурс] - Доступhttp://www.eompressormash.ru
36. Продвижение промышленной продукции в интернете [Электронный ресурс] Доступhttp://www.umpro.ru/index.php?page id=17&art id 1=201&group id 4=72
37. Чинчик, Юрий. Промышленный туризм: какая производству польза от
проведения экскурсий [Электронный ресурс] - доступ:
https: //www.gd.ru/articles/8005-promyshlennyy-turizm?ustp=W
38. Эвент (Ивент). Записки маркетолога [Элеткронный ресурс] - Доступ http://www.marketch.ru/marketing dictionary/je/event/index.php
39. Электронный научный журнал: Личные продажи - инструмент продвижения в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс] - Доступhttp: //www.ivdon.ru/magazine/archive/n 1y2013/1503