ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты экологического воспитания обучающихся старших классов общеобразовательных организаций 6
1.1 Исторические предпосылки возникновения и современный этап развития экологического воспитания в России 6
1.2 Психолого-педагогические аспекты экологического воспитания
старшеклассников 15
Глава 2 Экологическое воспитание обучающихся IX-XI классов общеобразовательных организаций в процессе изучения экономической географии 22
2.1 Экологическое воспитание старшеклассников на уроках экономической географии 22
2.2 Использование инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе 32
Глава 3 Результаты экспериментальной работы обучающихся по формированию экологического воспитания старшеклассников в процессе
изучении географии 46
3.1. Методы и приемы реализации эксперимента 46
3.2. Итоги реализации экспериментальной работы учащихся старших
классов в изучении географии 57
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1 Теоретические аспекты экологического воспитания обучающихся старших классов общеобразовательных организаций 6
1.1 Исторические предпосылки возникновения и современный этап развития экологического воспитания в России 6
1.2 Психолого-педагогические аспекты экологического воспитания
старшеклассников 15
Глава 2 Экологическое воспитание обучающихся IX-XI классов общеобразовательных организаций в процессе изучения экономической географии 22
2.1 Экологическое воспитание старшеклассников на уроках экономической географии 22
2.2 Использование инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе 32
Глава 3 Результаты экспериментальной работы обучающихся по формированию экологического воспитания старшеклассников в процессе
изучении географии 46
3.1. Методы и приемы реализации эксперимента 46
3.2. Итоги реализации экспериментальной работы учащихся старших
классов в изучении географии 57
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Порожденный активной деятельностью человека экологический кризис сегодня стал затрагивать как человечество в целом, так и каждого жителя нашей планеты. Человеческая деятельность, которая направлена на создание необходимых условий для существования, стала источником угрозы для существования и дальнейшего развития цивилизации.
В наши дни крайне необходимо признать приоритетной жизнедеятельность человека, направленную на защиту природы на разных уровнях: глобальном, региональном и локальном. Также возникла необходимость принятия важности проблемы каждым человеком на личностном уровне, воспитания человека с высоким уровнем экологической культуры. В сложившихся обстоятельствах большое значение приобретает формирование высокого уровня экологического воспитания у подрастающего поколения, следовательно, решение экологических проблем становится социально-педагогической задачей.
Анализ опыта экологического образования в Российской Федерации позволяет констатировать тот факт, что экологическое воспитание, как неотъемлемая его часть, в образовательном процессе скорее больше декларируется, чем эффективно включается в практику школ. На сегодняшний день, достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования, однако практически полностью отсутствует системность, последовательность формирования отдельных его компонентов.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью:
- выработки в обществе основ экологического воспитания личности;
- формирования у людей мысли об отказе от потребительского отношения к природе;
- осознания взаимосвязи экологии и географии и огромной роли данного предмета в формировании экологически воспитанной личности;
- обоснования возможности и педагогических условий эффективного формирования экологической культуры учащейся молодежи.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Воронин И.А., Гайсин И.Т., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Уразметов И.А., Хусаинов З.А., Якушев В.А.
Анализ научно-педагогической литературы, практики работы школ, результаты проведенного эксперимента показывают, что на уроках социальной и экономической географии в старших классах не уделяется достаточное внимание важным экологическим вопросам, в результате чего большинство учеников старших классов ясно не осознает взаимосвязь и взаимозависимость экологии и географии. Также недостаточно учитываются возрастные и индивидуальные особенности старших школьников.
Наиболее острым сейчас становится противоречие между признанием приоритетным направлением в педагогике формирование личности с высоким уровнем экологического воспитания и недостаточной разработанностью содержательной и процессуальной сторон его научно-методического обеспечения в общеобразовательном учреждении, а если конкретнее - средствами географического и экологического образования.
Важность решения данного противоречия обусловила следующую формулировку проблемы исследования: каковы психолого-педагогические и научно-методические возможности школьного географического образования в экологическом воспитании учеников старших классов; структурная модель содержания, методов и форм экологического воспитания старшеклассников средствами (содержательными и процессуальными) географического образования.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Экологическое воспитание старшеклассников в процессе обучения географии».
Цель исследования - анализ процесса экологического воспитания на уроках географии в старших классах.
Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:
- рассмотреть исторические предпосылки и современный этап развития экологического воспитания в России;
- рассмотреть психолого-педагогические аспекты экологического воспитания старшеклассников;
- рассмотреть пути экологического воспитания учеников старших классов на уроках экономической и социальной географии посредством инновационных технологий;
- провести экспериментальную работу по экологическому воспитанию в процессе изучении географии.
Объект исследования - экологическое воспитание школьников.
Предмет исследования - процесс экологического воспитания старшеклассников средствами географического образования.
При проведении исследования использовались следующие методы: комплексный и системный подход, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения, метод моделирования, абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В наши дни крайне необходимо признать приоритетной жизнедеятельность человека, направленную на защиту природы на разных уровнях: глобальном, региональном и локальном. Также возникла необходимость принятия важности проблемы каждым человеком на личностном уровне, воспитания человека с высоким уровнем экологической культуры. В сложившихся обстоятельствах большое значение приобретает формирование высокого уровня экологического воспитания у подрастающего поколения, следовательно, решение экологических проблем становится социально-педагогической задачей.
Анализ опыта экологического образования в Российской Федерации позволяет констатировать тот факт, что экологическое воспитание, как неотъемлемая его часть, в образовательном процессе скорее больше декларируется, чем эффективно включается в практику школ. На сегодняшний день, достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования, однако практически полностью отсутствует системность, последовательность формирования отдельных его компонентов.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью:
- выработки в обществе основ экологического воспитания личности;
- формирования у людей мысли об отказе от потребительского отношения к природе;
- осознания взаимосвязи экологии и географии и огромной роли данного предмета в формировании экологически воспитанной личности;
- обоснования возможности и педагогических условий эффективного формирования экологической культуры учащейся молодежи.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Воронин И.А., Гайсин И.Т., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Уразметов И.А., Хусаинов З.А., Якушев В.А.
Анализ научно-педагогической литературы, практики работы школ, результаты проведенного эксперимента показывают, что на уроках социальной и экономической географии в старших классах не уделяется достаточное внимание важным экологическим вопросам, в результате чего большинство учеников старших классов ясно не осознает взаимосвязь и взаимозависимость экологии и географии. Также недостаточно учитываются возрастные и индивидуальные особенности старших школьников.
Наиболее острым сейчас становится противоречие между признанием приоритетным направлением в педагогике формирование личности с высоким уровнем экологического воспитания и недостаточной разработанностью содержательной и процессуальной сторон его научно-методического обеспечения в общеобразовательном учреждении, а если конкретнее - средствами географического и экологического образования.
Важность решения данного противоречия обусловила следующую формулировку проблемы исследования: каковы психолого-педагогические и научно-методические возможности школьного географического образования в экологическом воспитании учеников старших классов; структурная модель содержания, методов и форм экологического воспитания старшеклассников средствами (содержательными и процессуальными) географического образования.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Экологическое воспитание старшеклассников в процессе обучения географии».
Цель исследования - анализ процесса экологического воспитания на уроках географии в старших классах.
Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:
- рассмотреть исторические предпосылки и современный этап развития экологического воспитания в России;
- рассмотреть психолого-педагогические аспекты экологического воспитания старшеклассников;
- рассмотреть пути экологического воспитания учеников старших классов на уроках экономической и социальной географии посредством инновационных технологий;
- провести экспериментальную работу по экологическому воспитанию в процессе изучении географии.
Объект исследования - экологическое воспитание школьников.
Предмет исследования - процесс экологического воспитания старшеклассников средствами географического образования.
При проведении исследования использовались следующие методы: комплексный и системный подход, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения, метод моделирования, абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В соответствии с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены исторические предпосылки и современный этап развития экологического воспитания в России, психолого-педагогические аспекты экологического воспитания, пути экологического воспитания учеников старших классов на уроках экономической и социальной географии посредством инновационных технологий. Также была проведена экспериментальная работа по экологическому воспитанию в процессе изучении географии. Это позволило сделать следующие выводы.
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры.
Главная цель экологического воспитания - дать школьникам понять сложность проблемы охраны природы, осознать необходимость приспособления их деятельности и развиваться способами, находящимися в гармоничных отношениях с окружающей средой.
Задачи экологического воспитания состоит в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе.
Формирование экологической культуры у обучающихся и воспитание ментальности их личности возможно, благодаря экологическому образованию, так как оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их.
Именно образовательные учреждения могут обеспечить целенаправленное, систематическое, планомерное, разностороннее и содержательное воздействие на учеников в вопросе формирования экологической культуры как результата экологического воспитания школьников. Данный процесс может стать продуктивным только в том случае, когда в процессе обучения педагогами будут учитываться психолого-педагогические особенности учеников.
Результатом экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура человека, характеризующееся разносторонними глубокими знаниями об окружающей среде (естественное и социальное), наличием мир ценностных ориентаций относительно природы, экологическим стилем мышления и ответственным отношением к природе и своему здоровью, приобретением умений и опыта решения экологических проблем (прежде всего на местном и локальном уровнях), непосредственном участии в природоохранной работе, предвидением возможных негативных последствий природно-преобразовательной деятельности человека[19].
Учащиеся старших классов получаются экологическое воспитание на уроках социальной и экологической географии.
Содержание курса данной школьной дисциплины основано на раскрытии особенностей мира на современном этапе, который может быть охарактеризован сложными диспропорциями, возникающими между разными странами, глубокими противоречиями во взаимодействии природы с обществом. Это позволяет показать учащимся серьезные трудности и большие возможности позитивного решения общечеловеческих проблем. В полной мере содержание данных вопросов на уроках в старших классах при применении следующих форм: лекций, семинаров, творческих работ.
Целью экспериментального исследования стал анализ экологического воспитания учащихся старших классов в процессе в изучении социальной и экономической географии на уроках в № 177 Ново-Савиновского района г. Казани. Основной задачей данного учебного заведения является создание условий для реализации гарантированного общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования. Лицей № 177 осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участие в исследовании принимал 31 ученик 9 «В» класса лицея № 177 г. Казани. Исследование проводилось в три этапа:
- констатирующий эксперимент (определение реального уровня подготовленности учащихся к понятию экологическая культура);
- формирующий эксперимент (практическая реализация использования активных методов обучения на уроках географии);
- контролирующий эксперимент (определение уровня эффективности применения активных методов обучения).
Для эффективного воспитания экологической культуры на уроках географии в лицее № 177 г. Казани использование активных методов
обучения является необходимым и достаточным. Современными задачами гимназии №19 г. Казани является не снабжение учащихся информацией, а развитие умений находить и анализировать ее. Это обусловлено огромным объемом информации и новыми научными открытиями. Появляется необходимость самостоятельного поиска информации учащимися вне стен школы. Стимулирование активности учеников на уроках связана с мотивацией учеников, стремлением познавать новое в области географии.
На констатирующем этапе было проведено тестирование на знание экологии и экологической номенклатуры Российской Федерации. Анализ результатов показал недостаточные знания в этой области.
На На формирующем этапе был проведен 1 урок на тему «Хозяйство Дальнего Востока» и 1 внеклассное мероприятие по географии на тему «Экологические проблемы современности» с ИКТ, а также применением метода проектов .
Анализ результатов тестирования, проведенных на контролирующем этапе, показал, что результаты класса улучшились. Среди учащихся 9 «В» класса произошли следующие изменения: в результате второго теста на знание экологии количество троек уменьшилось на 16 % (кол-во «4» увеличилось на 13%, а кол-во «5» - на 3 %). Похожая тенденция прослеживается и в результатах выполнения заданий на знание экологической номенклатуры: количество учеников , получивших оценку «3» уменьшилось на 10% (то есть количество детей, получивших «4» увеличилось на 4%, а «5»- на 6 %).
Кроме того, дети поменяли свое отношение к экологии как к науке. Теперь они считают, что экологическое воспитание - это важный фактор формирования личности с высоким уровнем экологической культуры.
Из этого можно сделать выводы о том, что уделение достаточного внимания вопросу экологического воспитания на уроках географии в старших классах, приводит к тому, что уровень экологической культуры старшеклассников растет, а это значит, что они смогут рационально относится к окружающей их окружающей среде и природопользованию.
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры.
Главная цель экологического воспитания - дать школьникам понять сложность проблемы охраны природы, осознать необходимость приспособления их деятельности и развиваться способами, находящимися в гармоничных отношениях с окружающей средой.
Задачи экологического воспитания состоит в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе.
Формирование экологической культуры у обучающихся и воспитание ментальности их личности возможно, благодаря экологическому образованию, так как оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их.
Именно образовательные учреждения могут обеспечить целенаправленное, систематическое, планомерное, разностороннее и содержательное воздействие на учеников в вопросе формирования экологической культуры как результата экологического воспитания школьников. Данный процесс может стать продуктивным только в том случае, когда в процессе обучения педагогами будут учитываться психолого-педагогические особенности учеников.
Результатом экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура человека, характеризующееся разносторонними глубокими знаниями об окружающей среде (естественное и социальное), наличием мир ценностных ориентаций относительно природы, экологическим стилем мышления и ответственным отношением к природе и своему здоровью, приобретением умений и опыта решения экологических проблем (прежде всего на местном и локальном уровнях), непосредственном участии в природоохранной работе, предвидением возможных негативных последствий природно-преобразовательной деятельности человека[19].
Учащиеся старших классов получаются экологическое воспитание на уроках социальной и экологической географии.
Содержание курса данной школьной дисциплины основано на раскрытии особенностей мира на современном этапе, который может быть охарактеризован сложными диспропорциями, возникающими между разными странами, глубокими противоречиями во взаимодействии природы с обществом. Это позволяет показать учащимся серьезные трудности и большие возможности позитивного решения общечеловеческих проблем. В полной мере содержание данных вопросов на уроках в старших классах при применении следующих форм: лекций, семинаров, творческих работ.
Целью экспериментального исследования стал анализ экологического воспитания учащихся старших классов в процессе в изучении социальной и экономической географии на уроках в № 177 Ново-Савиновского района г. Казани. Основной задачей данного учебного заведения является создание условий для реализации гарантированного общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования. Лицей № 177 осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участие в исследовании принимал 31 ученик 9 «В» класса лицея № 177 г. Казани. Исследование проводилось в три этапа:
- констатирующий эксперимент (определение реального уровня подготовленности учащихся к понятию экологическая культура);
- формирующий эксперимент (практическая реализация использования активных методов обучения на уроках географии);
- контролирующий эксперимент (определение уровня эффективности применения активных методов обучения).
Для эффективного воспитания экологической культуры на уроках географии в лицее № 177 г. Казани использование активных методов
обучения является необходимым и достаточным. Современными задачами гимназии №19 г. Казани является не снабжение учащихся информацией, а развитие умений находить и анализировать ее. Это обусловлено огромным объемом информации и новыми научными открытиями. Появляется необходимость самостоятельного поиска информации учащимися вне стен школы. Стимулирование активности учеников на уроках связана с мотивацией учеников, стремлением познавать новое в области географии.
На констатирующем этапе было проведено тестирование на знание экологии и экологической номенклатуры Российской Федерации. Анализ результатов показал недостаточные знания в этой области.
На На формирующем этапе был проведен 1 урок на тему «Хозяйство Дальнего Востока» и 1 внеклассное мероприятие по географии на тему «Экологические проблемы современности» с ИКТ, а также применением метода проектов .
Анализ результатов тестирования, проведенных на контролирующем этапе, показал, что результаты класса улучшились. Среди учащихся 9 «В» класса произошли следующие изменения: в результате второго теста на знание экологии количество троек уменьшилось на 16 % (кол-во «4» увеличилось на 13%, а кол-во «5» - на 3 %). Похожая тенденция прослеживается и в результатах выполнения заданий на знание экологической номенклатуры: количество учеников , получивших оценку «3» уменьшилось на 10% (то есть количество детей, получивших «4» увеличилось на 4%, а «5»- на 6 %).
Кроме того, дети поменяли свое отношение к экологии как к науке. Теперь они считают, что экологическое воспитание - это важный фактор формирования личности с высоким уровнем экологической культуры.
Из этого можно сделать выводы о том, что уделение достаточного внимания вопросу экологического воспитания на уроках географии в старших классах, приводит к тому, что уровень экологической культуры старшеклассников растет, а это значит, что они смогут рационально относится к окружающей их окружающей среде и природопользованию.
Подобные работы
- Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся
в процессе обучения географии
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ КАМСКО-УСТЬИНСКОГО РАЙОНА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование экологической культуры на традициях Азербайджанского народа
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Проект «Экобраз» как способ развития экологической воспитанности старших подростков
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности
(с использованием материалов геологического музея естественно-географического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина г. Бийска)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



