ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ГЛАСНОСТЬ КАК ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП: ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ…………………….6
1.1. Понятие гласности как правового принципа……………………………….6
1.2. Эволюция принципа гласности в российской правовой системе…………9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………………………………19
2.1. Принцип гласности в деятельности законодательных органов государственной власти…………………………………………………………19
2.2. Принцип гласности в деятельности исполнительных органов государственной власти…………………………………………………………24
2.3. Принцип гласности в деятельности судебной системы…………………..30
ГЛАВА 3. ОГРАНИЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………….41
3.1 Ограничение принципа гласности в деятельности органов государственной власти……………………………………………………........41
3.2 Проблемы реализации принципа гласности государственной власти…...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………62
Актуальность исследования. Принцип гласности, закрепленный в многочисленных нормативных правовых актах российской правовой системы, имеет важное значение в деятельности органов государственной власти, во многом определяет их функционирование, является существенным для правоотношений между гражданами и государственными органами.
Развитие правовых отношений, гражданского общества и информационных технологий, обеспечивающих гласность, являются определяющими факторами для формирования и существования правоотношений между гражданами и государством в лице его органов.
Именно поэтому в рамках данной работы представляется необходимым проанализировать не только законодательное закрепление принципа гласности, но и изучить его практическую реализацию в деятельности органов государственной власти, исследовать его непосредственное руководящее значение, нормативный характер.
Цель работы заключается в изучении гласности как правового принципа и его в реализации в деятельности различных органов государственной власти.
Соответственно данной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать понятие гласности как правового принципа;
2. Изучить эволюцию, развитие понятия гласности в российской правовой системе;
3. Исследовать практическую реализацию принципа гласности в деятельности различных органов государственной власти.
4. Предложить определение понятия принципа гласности.
5. Выявить недостатки правого регулирования в данной сфере, разработать предложения по совершенствованию законодательства в части реализации принципа гласности в деятельности различных органов государственной власти.
Объект исследования – гласность как правовой принцип, его реализация в деятельности органов государственной власти.
Предмет исследования - понятие и эволюция гласности как правового принципа, практическая реализация принципа гласности в деятельности судебной системы, законодательных и исполнительных органов власти.
Методологической основой исследования выступают следующие общенаучные методы познания: дедуктивный метод, индуктивный метод, анализ, синтез. Также свое применение находят такие частно-научные методы, как системный метод, логический метод, историко-правовой метод, структурный метод, функциональный метод.
Теоретической основой работы являются труды следующих авторов: Володина А.Н. ,Вдовиной Е.И., Гончарова В.В., Михеева Д.С, Антропова М.А, Гриценко Е.В.,Плескач В.Н., Аносовой Л.С. и др., а так же электронные ресурсы органов государственной власти Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования является судебная практика судов различных уровней.
Сравнительно небольшое количество теоретических исследований, изучающих реализацию принципа гласности в деятельности различных государственных органов, постоянное развитие информационных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие органов государственной власти с гражданами, сообщают избранной теме исследования значимость и актуальность. Кроме того, выводы, предложенные в рамках данной работы, могут являться основой для дальнейших научных исследований и дискуссий, а также применения на практике.
Данная работа обладает научной новизной, поскольку в ее рамках принцип гласности изучается комплексно, исследуется его практическое применение в деятельности различных государственных органов, что помогает глубже проанализировать понятие и значение принципа гласности.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что сформулированные выводы могут быть использованы в деятельности государственных органов как при правотворчестве, так и при правоприменении, кроме того, реализация принципа гласности в деятельности различных органов государственной власти исследуется с учетом действующего законодательства, а также сложившейся судебной практики.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения.
Принцип гласности при проведении кодификации находил достаточно широкое применение еще в советскую эпоху.
В литературе обращается внимание на то, что зачастую «о технике кодификации размышляют исключительно сами юристы, что приводит к составлению слишком доктринальных кодексов, иногда... испещренных ненужными определениями, а иногда даже закрепляющих недолговечные или узкоспециальные теории отдельных участников кодификационного процесса». Кроме того, «законы всегда сталкиваются со страстями и предрассудками законодателя». Для решения указанных проблем принцип гласности в практике кодификации должен применяться во взаимосвязи с иными юридическими принципами, прежде всего, с принципом демократизма.
Гласность предусматривает не просто общедоступность информации, но и «возможность ее свободного и широкого обсуждения», т.е. предполагается возможность корректировки предоставленной информации.
В рамках анализа проблем реализации принципа гласности государственной власти мы рассмотрели роль цифровых технологий в реализации принципа гласности и открытости судебного разбирательства, сделав следующие выводы.
Цифровые технологии влияют на развитие современного общества, соответственно и на процесс судопроизводства. Их влияние будет со временем еще больше усиливаться. Они, конечно, способствуют доступности, гласности и открытости судебного разбирательства, но только для тех, у кого есть соответствующие знания, техника, программное обеспечение и связь. Проблема цифрового неравенства стоит очень остро. Кроме того, не все цифровые технологии нормативно урегулированы, многие технологические новации, уже используемые, ждут своего законодательного закрепления, например, применение систем видео-конференц-связи и веб-конференций.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 13.05.2021) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3012.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 1253-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Супруна Михаила Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 248-О // СПС «КонсультантПлюс».
7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 158-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 г. № 644-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
9. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой: определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О // Российская газета. 1998. 11 авг.
10. Беше-Головко К. Принцип гласности в России // Lex russica, 2016, № 1. С. 11 – 12.
11. Вавилов Н.С. Роль гражданского общества в обеспечении гласности местного самоуправления // Административное и муниципальное право, 2016, №№ 1, 2. С. 7 – 9.
12. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юрайт, 2018. 367 с.
13. Вилкова Т.Ю. Принцип гласности уголовного судопроизводства: история, современность, перспективы: Монография. М.: Юрайт, 2019. 286 с.
14. Воротников А.А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. 3-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 640с.
15. Гончаров В.И. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации (на примере Ставропольского края). Диссертация на соискание степени к.ю.н. – Москва, 1997. 219 с.
16. Иванов А.Б., Ильяная О.Н. Реализация принципа гласности в правосистематизирующей практике // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: сб. науч. тр. / отв. ред. В.Н. Карташов. Ярославль, 2014. С. 56-66.
17. Иванова Т.В. Европейский суд по правам человека о гласности // Российская юстиция, 2020, № 4. С. 7 – 11.
18. Иванова Т.В. Судебная реформа 1864 года о гласности в гражданском судопроизводстве // Российский судья, 2020, № 3. С. 22 – 23.
19. Иванова Т.В. Гласность от истоков до современности и ее значение в толковании норм права // Российский судья, 2020, № 6. С. 14 – 17.
20. Иголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР / Всесоюзный институт юридических наук. М., 1962. 314 с.
21. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. В 2 т. Т. 1. Ярославль, 2005. 411 с.
22. Карташов В.Н. Теория государства и права. Ярославль, 2018. 219 с.
23. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. 411 с.
24. Кабрияк Р. Кодификации. М., 2007. 119 с.
25. Корнев В.Н. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Н. Корнева. – М.: РАП, 2017. 560 с.
26. Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. – Москва, 1964. 211 с.
27. Кудинов О.А. Комментарии к источникам римского права / О. А. Кудинов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 344 с.
28. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 384 с.
29. Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита служебной тайны // Государство и право. 2000. № 6. С. 85.
30. Лукьянова Е.Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. 208 с.
31. Любашиц В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю.Мордовцев, А.Ю.Мамычев. 3-е изд. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 526 с.
32. Малько А.В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. 2-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 213 с.
33. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко 4-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. 816 с.
34. Матненко М.А., Утемисова З.Ж. Проблемы типологии государств [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2018. С. 3-6.
35. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 640 с
36. Михеева Т.Н., Михеев Д.С. Институт публичных слушаний в контексте принципа гласности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление, 2016, № 6. С. 51 – 55.
37. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999. 213 с.
38. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 464 с.
39. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. 560 с.
40. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. 496 с.
41. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. – Москва, 1996. 307 с.
42. Попов И.А. Гласность как одно из средств обеспечения задач правосудия // Мировой судья, 2018, № 2. С. 11 – 13.
43. Попов И.А. Предмет и пределы гласности уголовного судопроизводства // Мировой судья, 2017, № 12. С. 44 – 45.
44. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-практическое пособие. Под ред. А.С.Пиголкина. Москва, 1998. 219 с.
45. Смагина Е.С. Новые правила размещения судебных актов в сети Интернет в свете реализации принципа гласности в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс, 2018, № 1. С. 11 – 13.
46. Сидельников И.П. Доступность закона. Правовое информирование граждан. – Минск, 2002. 219 с.
47. Сычев А.П. Нормотворчество субъекта Российской Федерации (на примере Новосибирской области). Журнал российского права. 2001. № 1. С. 14 – 17.
48. Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации. Государство и право. 1997. № 1. С. 12-17.
49. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М., 2019 (автор главы — В.М. Баранов). 411 с.
50. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов / Л.П. Рассказов. 6-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 475 с.
51. Рассолов М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: ЮНИТИ. ДАНА: закон и право, 2018. 447 с.
52. Сафронова Е.В. Теория государства и права. Практикум/Е.В. Сафронова, А.Ю. Кузубова, Л.Л. Соловьева. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 195 с
53. Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 272 с.
54. Старков О.В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О.В. Старкова. 4-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. 372 с
55. Фомичева О.А. Субъекты права реализации законодательной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 1. С. 7 – 9.
56. Хабибулин А.Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. Хабибулина А.Г., Лазарева В.В., 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. 512 с.
57. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: Монография. М.: Наука РАН, 2016. 320 с. // СПС «КонсультантПлюс».
58. Шиенок В.П. К вопросу о содержании реализации принципа соблюдения конспирации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Пути совершенствования оперативно-розыскной деятельности в условиях правовой реформы: сб. науч. тр. – Мн., 1993. С. 22 – 23.
59. Шумова К.А., Находнова А.Д. Проблемы обеспечения принципа гласности и открытости в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс, 2018, № 8. С. 14 – 16.
60. Яковлев Д.Ю. Пределы гласности судопроизводства (записки криминолога) // Российский судья, 2020, № 7. С. 11 – 12.