ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...5
§ 1. Ретроспективный анализ развития отечественной государственной гражданской службы……………………………………………………………...5
§ 2. Государственная гражданская служба России: современное состояние..10
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….15
§ 1. Проблемы государственной гражданской службы Российской Федерации на современном этапе ее развития……………………………………………...15
§ 2. Основные факторы дальнейшего развития государственной гражданской службы Российской Федерации………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36
Актуальность темы исследования. Государственная служба — центральное звено системы государственного управления, важнейший механизм реализации функций государства, что закономерно определяет тесную связь между проблемами государственного управления и состоянием государственной службы. Так, анализ эффективности государственного управления требует определения, с одной стороны, четкой взаимосвязи между деятельностью государственных служащих и результативностью их труда и, с другой стороны, столь же четкого обоснования объема расходов на государственное управление. Нерешенность этих вопросов ведет к неэффективному использованию ресурсов, неполной реализации возможностей социально-экономического развития страны, недостаточной степени доверия общества к институтам государства.
Государственная гражданская служба как профессионально-кадровая подсистема системы государственного управления характеризуется различными аспектами, определяющими уровень образованности, профессионализма, мотивации государственных служащих, от чего в итоге зависит успех реализации любых инициатив политической власти страны.
Степень разработанности темы исследования. Именно в деятельности государственных служащих реально воплощаются функции и задачи государственного аппарата, а правовой статус государственного гражданского служащего выражает его необходимые связи с государством и обществом, а также включает в себя систему предоставленных государственным гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, кроме этого, административно-правовой статус государственного гражданского служащего включает в себя систему гарантий реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных на государственного гражданского служащего. Исследованием вопросов правового регулирования государственной гражданской службы занимались такие авторы как: Т.Р. Баранова, Д.Н. Бахрах, Ж.А. Гукова, Н.В. Вассерман и др.
Цель исследования – рассмотреть особенности правового регулирования государственной гражданской службы.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1) провести ретроспективный анализ развития отечественной государственной гражданской службы;
2) проанализировать современное состояние развития государственной гражданской службы России;
3) рассмотреть проблемы государственной гражданской службы Российской Федерации на современном этапе ее развития;
4) охарактеризовать основные факторы дальнейшего развития государственной гражданской службы Российской Федерации.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования государственной гражданской службы.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере государственной гражданской службы.
Методы курсового исследования включают в себя: анализ, синтез, дедукция, обобщение, системный подход и другие методы научного исследования.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Государственная гражданская служба играет особую роль в государственном управлении посредством создания кадровой системы государственных служащих, которые обладают специальным правовым статусом, определяющим их правовой положение, круг прав, обязанностей, ограничений, гарантий, запретов и возможные меры юридической ответственности. Правовой статус служащего играет особую роль в процессе исполнения служащим должностных полномочий, регламентируя рамки его поведения, устанавливая определенные правила.
Государственную гражданскую службу можно охарактеризовать как публичную, т.к. работа во благо народа и народ должен знать, насколько эффективно выполнена работа. Государственная гражданская служба является разносторонней – сочетает в себе не только исполнительную, но и управленческую и консервативную направленность.
На современном этапе развития нашего общества, в условиях внутренней экономической напряжённости и внешнеполитического давления, повышаются требования к госаппарату. В.В. Путин в послании к Федеральному Собранию указывал на то, что низкое качество власти является тормозом на пути реформ в различных сферах общественной жизни .
Трансформации службы в органах государственной власти относятся к числу ключевых структурных реформ. В условиях современного развития общества и государства этап правового оформления института службы в органах государственной власти пройден, и на повестке дня находится вопрос о повышении его эффективности. При этом наблюдается стагнация реформы службы в органах государственной власти: доверие граждан к государственным органам не повышается, как показывают различные данные . Причиной может быть недостаточное осознание политическими и административными акторами институциональных особенностей службы в органах государственной власти. В сложившихся условиях наука призвана выработать инструментарий, который позволит обеспечить адекватность реформы государственной бюрократии потребностям современного общества.
Исследователи говорят о том, что совершенствование данного института должно быть встроено в курс политического руководства государства . Но для действенного реформирования необходимо уметь прогнозировать влияние политических факторов на трансформацию института службы в государственных органах. Современная служба в государственных органах должна, в первую очередь, стать инструментом для реализации национальных приоритетов. Необходимо установить связь между процессами внутри института службы в государственных органах и конечным эффектом для общества от его функционирования.
Система службы в государственных органах является инерционной, ввиду чего изменения в ней происходят замедленно. Политические изменения оказывают определяющее, но далеко не мгновенное воздействие на свойства службы в государственных органах, чем обосновано включение в горизонт исследования продолжительного временного периода. Важно не только видеть следствия, но и понимать причины изменений, закономерности развития анализируемого института.
Итак, на сегодняшний день существуют проблемы, препятствующие развитию государственной гражданской службы, однако предпринимаются и будут предприниматься меры по совершенствованию данной системы. И немаловажно постоянно находить новые мероприятия с целью усовершенствования кадровой политики, так как в современных кризисных условиях, сегодняшние проблемы могут стать более опасными. Безусловно, невозможно с точной уверенностью сказать, что предпринимаемые мероприятия помогут в полной мере решить существующие недостатки данной системы. Однако следует регулярно принимать во внимание постоянно меняющиеся условия и находить наилучшие методы, которые могут оказать влияние на усовершенствование системы государственного управления. С этой целью необходимо всегда проводить мониторинги и анализы всех протекающих процессов в системе государственного управления и незамедлительно приспосабливаться под них посредством совершенствования системы государственной гражданской службы.
Необходимо, чтобы государственная служба реально функционировала и воспринималась не как самодостаточная надстройка над обществом, а как институт, главной целью которого является обеспечение сбалансированного развития экономики и повышение качества жизни граждан. Это требует как совершенствования законодательства, так и изменений в кадровой политике.
С учетом вызовов общественно-политического развития России важно определить основной вектор реформирования госаппарата, который будет призван повысить открытость государственной службы, адаптировать ее к политическим изменениям и динамичным потребностям общества.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
4. Указ Президента РФ от 30.04.2008 № 634 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 2006.
5. Указ Президента РФ от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы» // Собрание законодательства РФ, 15.08.2016, № 33, ст. 5165.
6. Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2016 № 1919-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы», утв. Указом Президента РФ от 11.08.2016 № 403» // Собрание законодательства РФ, 19.09.2016, № 38, ст. 5604.
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 01 марта 2018 г. // Российская газета. 2018. 2 марта.
8. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (по состоянию на 04.05.2017). Режим доступа: http://government.ru/orders/selection/406/27535/ (дата обращения: 04.03.2019).
Учебная и научная литература
9. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика / РАГС при Президенте РФ. - 2-е издание, дополненное. - М.: Издво РАГС, 2008. – 310 с.
10. Барабашев А.Г., Беков Х.А., Зайцева Т.В. Реформа государственной службы России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 г. М.: Изд-во Весь мир, 2003. – 317 с.
11. Барабашев А.Г., Клименко А.В. Состояние и направления реформ российского госуправления. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2017. – 114 с.
12. Барциц И. Н., Борщевский Г. А., Магомедов К. О. Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России: аналитический доклад / И. Н. Барциц, Г. А. Борщевский, К. О. Магомедов. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. – 136 с.
13. Бахтаирова Е.А. Проблемы правового регулирования формирования и использования кадрового резерва на государственной гражданской службе / Е.А. Бахтаирова. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. – 124 с.
14. Борщевский Г.А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: Монография. М.: Юрайт, 2018. – 219 с.
15. Кузьмина Н. М. Формирование организационной стратегии управления кадровым потенциалом: компетентностный подход : монография — М.: ИНФРА-М, 2017. — 94 с.
16. Малышева М.А. Теория и методы современного государственного управления. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. — 280 с.
17. Сороко А.В. Управление кадровым потенциалом государственной гражданской службы на основе формирования резерва управленческих кадров. Дисс. док. эконом. наук. Москва, 2011. – 219 с.
18. Турчинов А.И, Панин И.Н., Коростылева Н.Н. Государственная кадровая политика Российской Федерации: взаимодействие государства и бизнеса по воспроизводству и востребованности кадрового потенциала страны. – М.: РАГС, 2010. – 190 с.
19. Турчинов А.И., Магомедов К.О. Кадровый потенциал государственной гражданской службы: духовно-нравственные проблемы: Монография. – М.: РАГС, 2009. – 129 с.
20. Турчинов А.И., Магомедов К.О., Кононенко Т.А. Современная кадровая политика и управление персоналом в российских организациях: социологический анализ: Монография. – М.: МАКС-Пресс, 2013. – 295 с.
Статьи
21. Авдеева Л.В. Кадровые технологии в системе государственной гражданской службы РФ // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - № 26. – 201с.
22. Берзин Б.Ю. Социологический анализ кадрового состава аппарата органов государственной власти: современные тенденции // Вопросы управления. – Вып. 18. – 2012. – С. 14 – 18.
23. Борщевский Г.А., Калмыков Н.Н. Современные приоритеты профессионального развития государственных гражданских служащих // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Том 9, № 4. С. 552.
24. Ерзылева И.А. Проблемы управления государственной гражданской службой Российской Федерации // Вестник научных конференций. - 2015. - № 3 - 4. – 159с.
25. Коростылева Н.Н., Ефанова О.А. Государственные служащие: мотивы поступления на службу и профессиональный рост / Н.Н. Коростылева, О.А. Ефанова // Четвертая международная научно- практическая социологическая конференция «Продолжая Грушина» 27-28 февраля 2014 г. // М.: ВЦИОМ, 2014. – 217 с.
26. Курганов Н.А. О разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2013. – № 2 (25). – С. 22–25.
27. Мамедова Н.А. Сущность и возможности оценки кадрового потенциала государственной гражданской службы // Открытое образование. 2012. № 5. С. 93-96.
28. Панова Е.А., Опарина Н.Н. Современные кадровые инструменты в системе государственной гражданской службы // Государственное управление. Электронный вестник. - 2015. - № 48. – 234с.
29. Турчинов А.И. Государственная служба России: состояние и проблемы развития // Социально-профессиональное развитие государственной службы. Материалы 13-й Общерос. науч.-практ. конф. с международным участием. М.: РАНХиГС. — 2014. — С. 125-132.
Интернет-ресурсы
30. Выступление участников экспертной дискуссии «Человеческий капитал на государственной и муниципальной службе», состоявшейся 16.01.2018 в рамках Гайдаровского форума. Режим доступа: http://gaidarforum.ru/program/media/chelovecheskiy-kapital-na-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sluzhbe-tsennosti-i-razvitie/ (дата обращения: 04.03.2019).