ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения импортозамещения 6
1.1. Понятие импортозамещения как экономического процесса 6
1.2. Политика импортозамещения 9
1.3. Зарубежный опыт импортозамещения 12
Глава 2. Анализ политики импортозамещения в России 18
2.1. Общемировые тенденции внешнеторговой защиты национального
хозяйства 18
2.2. Проблемы импортозависимости и особенности импортозамещения в
российской экономике 25
2.3. Вступление России в ВТО 32
Глава 3. Совершенствование механизма стимулирования импортозамещения
в РФ 41
3.1. Перспективы политики импортозамещения в современной России 41
3.2. Приоритетные направления политики импортозамещения в
современных условиях 47
3.2. Инструменты стимулирования импортозамещения в РФ 56
Заключение 65
Список использованной литературы 70
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения импортозамещения 6
1.1. Понятие импортозамещения как экономического процесса 6
1.2. Политика импортозамещения 9
1.3. Зарубежный опыт импортозамещения 12
Глава 2. Анализ политики импортозамещения в России 18
2.1. Общемировые тенденции внешнеторговой защиты национального
хозяйства 18
2.2. Проблемы импортозависимости и особенности импортозамещения в
российской экономике 25
2.3. Вступление России в ВТО 32
Глава 3. Совершенствование механизма стимулирования импортозамещения
в РФ 41
3.1. Перспективы политики импортозамещения в современной России 41
3.2. Приоритетные направления политики импортозамещения в
современных условиях 47
3.2. Инструменты стимулирования импортозамещения в РФ 56
Заключение 65
Список использованной литературы 70
Приложения
Задача замещения импортной продукции отечественными аналогами во многом определяется характером зависимости российской экономики от импорта. Главной целью импортозамещения является создание той среды для национальной промышленности, в которой будет наблюдаться больший ее рост. Представители этой концепции говорят о том, что устойчивое экономическое развитие государства возможно только в случае значительного увеличения уровня промышленного самообеспечения, повышения объемов выпуска продукции внутри страны.
Такой подход является следствием нестабильности процессов, происходящих в мировой экономике и настороженным отношением к иностранному капиталу. Но что при реализации импортозамещения основным источником средств для придания экономике первоначально импульса роста останутся доходы экспортного сектора. Таким образом, не нужно забывать о том, что создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесславно потеряны при возвращении к привычному для данной страны курсу. То есть нужно развивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уровень развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать с развитыми промышленными странами.
Импортозамещение - уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары называют импортозамещающими [9, с. 132-140].
Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения.
Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью анализа и перспектив использования методов поддержки национальных производителей в наиболее уязвимых отраслях.
Теоретическую базу исследования составили труды таких российских ученых, как Матяхин С.С., Меркулова, В.С., Носова, И.М., Остапов, К.К., Панков П.Н., Стрельников, П.А., Щербаков, К.Р. и другие.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию политики импортозамещения в современной России.
Для реализации поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыто понятие импортозамещения как экономического процесса;
- изучена политика импортозамещения;
- проанализирован зарубежный опыт импортозамещения;
- выявлены общемировые тенденции внешнеторговой защиты национального хозяйства;
- исследованы проблемы импортозависимости и особенности импортозамещения в российской экономике;
- оценены перспективы политики импортозамещения в современной России;
- выявлены приоритетные направления политики импортозамещения в современных условиях;
- проанализированы инструменты стимулирования импортозамещения в РФ;
- обоснована необходимость использования импортозамещения в России в ближайшие годы.
Объектом исследования является импортозамещение.
Предмет исследования - особенности реализации политики импортозамещения в современной России.
В дипломной работе применены такие методы исследования, как: информационный метод, аналитический метод, социологический метод исследования, методы сравнения и обобщения, статистического анализа.
Такой подход является следствием нестабильности процессов, происходящих в мировой экономике и настороженным отношением к иностранному капиталу. Но что при реализации импортозамещения основным источником средств для придания экономике первоначально импульса роста останутся доходы экспортного сектора. Таким образом, не нужно забывать о том, что создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесславно потеряны при возвращении к привычному для данной страны курсу. То есть нужно развивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уровень развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать с развитыми промышленными странами.
Импортозамещение - уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары называют импортозамещающими [9, с. 132-140].
Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения.
Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью анализа и перспектив использования методов поддержки национальных производителей в наиболее уязвимых отраслях.
Теоретическую базу исследования составили труды таких российских ученых, как Матяхин С.С., Меркулова, В.С., Носова, И.М., Остапов, К.К., Панков П.Н., Стрельников, П.А., Щербаков, К.Р. и другие.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию политики импортозамещения в современной России.
Для реализации поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыто понятие импортозамещения как экономического процесса;
- изучена политика импортозамещения;
- проанализирован зарубежный опыт импортозамещения;
- выявлены общемировые тенденции внешнеторговой защиты национального хозяйства;
- исследованы проблемы импортозависимости и особенности импортозамещения в российской экономике;
- оценены перспективы политики импортозамещения в современной России;
- выявлены приоритетные направления политики импортозамещения в современных условиях;
- проанализированы инструменты стимулирования импортозамещения в РФ;
- обоснована необходимость использования импортозамещения в России в ближайшие годы.
Объектом исследования является импортозамещение.
Предмет исследования - особенности реализации политики импортозамещения в современной России.
В дипломной работе применены такие методы исследования, как: информационный метод, аналитический метод, социологический метод исследования, методы сравнения и обобщения, статистического анализа.
В экономике РФ тема импортозамещения стала более актуальной, чем это было в предыдущие годы. Ранее меры по стимулирования импортозамещения носили отраслевой характер и были ориентированы на насыщение рынка РФ продукцией собственного производства. В этой части достигнуты успехи в традиционно успешно развивающихся в РФ отраслях оборонно-промышленного комплекса и химической промышленности, а также частично в пищевой отрасли.
В настоящее время, разработана новая стратегия импортозамещения и предполагается, что при ее реализации государству будет обеспечена полная независимость от зарубежных поставщиков по большому перечню товаров, услуг и технологий. Также планируется, что благодаря утвержденной стратегии будет восстановлено и усовершенствовано в некоторых отраслях собственное производство продукции и после спада начнется экономический подъем страны. При этом под импортозамещением имеется ввиду создание новых производств и технологий, которые будут создаваться за счет собственных и заемных средств инвесторов.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации совместно с профильными отраслевыми министерствами разрабатывает отраслевые планы импортозамещения. Всего в настоящее время рассматривается 18 отраслевых планов, которые включают 2059 проектов. Предполагается, что бюджет реализации отраслевых планов по импортозамещению критических видов продукции по гражданским отраслям обрабатывающей промышленности составит 1,5 трлн. рублей.
Ставка на импортозамещение сделана на отрасли производства в области сельскохозяйственного, транспортного, тяжелого, энергетического, нефтегазового машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроения специализированных производств, дорожно-строительной и коммунальной техники,
станкоинструментальной, фармацевтической, биотехнологической,
медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, химической промышленности, промышленности редких и редкоземельных металлов, производства силовой электротехники, подшипников, композиционных материалов (композитов) и изделий из них, индустрии детских товаров, ИТ технологий. В перечень поставляемой в Россию элементной базы включено около 6000 позиций. Из них выпуск более 1200 позиций отечественная промышленность даже в отдаленной перспективе освоить не может [36].
Решая данную проблему, необходимо отметить следующие минусы, связанные с политикой импортозамещения:
- отсутствие сведений о технологических и производственных возможностях российских поставщиков;
- проблемы финансирования подготовки производства и обеспечения производителей оборотным капиталом;
- низкое качество подготовки технико-экономического обоснования, бизнес-планов и финансовых моделей импортозамещающих проектов;
- недостатки таможенного регулирования при импорте сырья и готовой продукции (контрафакт, контрабанда, товары-прикрытия и прочее).
- дефицит подготовленных промышленных площадок, оснащенных необходимой инфраструктурой;
- дороговизна сырья, используемого в производстве
импортозамещающей продукции;
- отсутствие сведений о технологических и производственных возможностях;
- снижение конкурентоспособности, особенно ИТ-индустрии за счет устранения конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками;
- снижение эффективности экономики страны в целом в случае, если решения национальных производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов;
- увеличение нагрузки на бюджет.
В то же время можно выделить ряд плюсов, поэтапно развивающегося и научно обоснованного импортозамещения:
- рост занятости населения и, как следствие, снижение безработицы и повышение уровня жизни;
- повышение уровня научно-технического прогресса и, как следствие, уровня образования;
- укрепление экономической и военной безопасности страны;
- рост спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;
- сохранение валютной выручки внутри страны и, как следствие, рост валютных резервов и улучшение торгового баланса страны.
В настоящее время Министерство промышленности и торговли Российской Федерации работает над перечнем приоритетных видов продукции для формирования инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию.
При курсе на импортозамещение государству необходимо:
- оказывать поддержку российским компаниям в виде субсидирования отраслей;
- обеспечить льготное кредитование;
- повысить ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование и материалы, имеющих аналоги, производимые в РФ;
- установить приоритетные направления производства оборудования и материалов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд;
- осуществить обнуление ставок ввозных таможенных пошлин для оборудования и материалов, не имеющих аналогов в РФ.
Обсуждая проблему импортозамещения, необходимо понимать, что ни одна страна мира не может отказаться целиком и полностью от импорта и создать у себя экономически эффективное производство во всех отраслях. Существующие ограничения по имеющимся ресурсам или технологиям делает это невозможным. Также нецелесообразно заменять определенный набор высококачественных и технологичных импортных товаров при недостаточной развитости или отсутствии национальных технологий и производств. Важнее выбрать в качестве поставщиков такой продукции альтернативные страны, с которыми у нас сложились добрососедские отношения. Стремление начать производство какого-либо товара на своей территории при недостаточных мощностях или ресурсах может привести к еще большей зависимости от импорта - компания начинает закупать еще больше сырья для производства более широкого ассортимента продукции, необходимого для создания конкретного товара. В результате производимый товар вряд ли окажется дешевле и конкурентоспособнее импортного. Таким образом, рассуждая об импортозамещении, нужно ориентироваться на те отрасли, где страна уже имеет отраслевое преимущество, либо может его получить.
Именно на подобных преимуществах основывается международное разделение труда. Оно предполагает специализацию на производстве отдельных видов товаров, рост производительности труда, развитие обмена, научно-технического прогресса, и в результате - углубление процесса интеграции в мировую экономику, и на этой базе повышение уровня жизни населения. В случае, если развитие данной отрасли не дает экономических преимуществ, а возможно даже принесет убытки, от этого лучше отказаться. Причем, выбирая приоритетные направления, разумно ограничиться несколькими наиболее значимыми отраслями.
Таким образом, основной характеристикой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи ограничения и дискриминации импорта. Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности. Другими словами, проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Деятельность по снижению импортоемкости продукции для современной России является важной и актуальной, так как отсутствие решения данной проблемы приведет к тому, что при экономическом росте страны наши макроэкономические проблемы будут только усложняться.
Одна из задач импортозамещения - снижение косвенного импорта, импортоемкости ВВП и экспорта. В свою очередь, внешне ориентированная импортозамещающая стратегия экономической политики, вытесняющая с национального рынка импортные изделия, оплаченная выручкой от сырьевого экспорта, способна обеспечить не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление российской экономики на пути движения к постиндустриальному обществу. Основным направлением импортозамещения промышленности РФ должна стать организация производства тех видов продукции, которые востребованы в стране и имеют высокую добавленную стоимость.
В настоящее время, разработана новая стратегия импортозамещения и предполагается, что при ее реализации государству будет обеспечена полная независимость от зарубежных поставщиков по большому перечню товаров, услуг и технологий. Также планируется, что благодаря утвержденной стратегии будет восстановлено и усовершенствовано в некоторых отраслях собственное производство продукции и после спада начнется экономический подъем страны. При этом под импортозамещением имеется ввиду создание новых производств и технологий, которые будут создаваться за счет собственных и заемных средств инвесторов.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации совместно с профильными отраслевыми министерствами разрабатывает отраслевые планы импортозамещения. Всего в настоящее время рассматривается 18 отраслевых планов, которые включают 2059 проектов. Предполагается, что бюджет реализации отраслевых планов по импортозамещению критических видов продукции по гражданским отраслям обрабатывающей промышленности составит 1,5 трлн. рублей.
Ставка на импортозамещение сделана на отрасли производства в области сельскохозяйственного, транспортного, тяжелого, энергетического, нефтегазового машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроения специализированных производств, дорожно-строительной и коммунальной техники,
станкоинструментальной, фармацевтической, биотехнологической,
медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, химической промышленности, промышленности редких и редкоземельных металлов, производства силовой электротехники, подшипников, композиционных материалов (композитов) и изделий из них, индустрии детских товаров, ИТ технологий. В перечень поставляемой в Россию элементной базы включено около 6000 позиций. Из них выпуск более 1200 позиций отечественная промышленность даже в отдаленной перспективе освоить не может [36].
Решая данную проблему, необходимо отметить следующие минусы, связанные с политикой импортозамещения:
- отсутствие сведений о технологических и производственных возможностях российских поставщиков;
- проблемы финансирования подготовки производства и обеспечения производителей оборотным капиталом;
- низкое качество подготовки технико-экономического обоснования, бизнес-планов и финансовых моделей импортозамещающих проектов;
- недостатки таможенного регулирования при импорте сырья и готовой продукции (контрафакт, контрабанда, товары-прикрытия и прочее).
- дефицит подготовленных промышленных площадок, оснащенных необходимой инфраструктурой;
- дороговизна сырья, используемого в производстве
импортозамещающей продукции;
- отсутствие сведений о технологических и производственных возможностях;
- снижение конкурентоспособности, особенно ИТ-индустрии за счет устранения конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками;
- снижение эффективности экономики страны в целом в случае, если решения национальных производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов;
- увеличение нагрузки на бюджет.
В то же время можно выделить ряд плюсов, поэтапно развивающегося и научно обоснованного импортозамещения:
- рост занятости населения и, как следствие, снижение безработицы и повышение уровня жизни;
- повышение уровня научно-технического прогресса и, как следствие, уровня образования;
- укрепление экономической и военной безопасности страны;
- рост спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;
- сохранение валютной выручки внутри страны и, как следствие, рост валютных резервов и улучшение торгового баланса страны.
В настоящее время Министерство промышленности и торговли Российской Федерации работает над перечнем приоритетных видов продукции для формирования инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию.
При курсе на импортозамещение государству необходимо:
- оказывать поддержку российским компаниям в виде субсидирования отраслей;
- обеспечить льготное кредитование;
- повысить ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование и материалы, имеющих аналоги, производимые в РФ;
- установить приоритетные направления производства оборудования и материалов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд;
- осуществить обнуление ставок ввозных таможенных пошлин для оборудования и материалов, не имеющих аналогов в РФ.
Обсуждая проблему импортозамещения, необходимо понимать, что ни одна страна мира не может отказаться целиком и полностью от импорта и создать у себя экономически эффективное производство во всех отраслях. Существующие ограничения по имеющимся ресурсам или технологиям делает это невозможным. Также нецелесообразно заменять определенный набор высококачественных и технологичных импортных товаров при недостаточной развитости или отсутствии национальных технологий и производств. Важнее выбрать в качестве поставщиков такой продукции альтернативные страны, с которыми у нас сложились добрососедские отношения. Стремление начать производство какого-либо товара на своей территории при недостаточных мощностях или ресурсах может привести к еще большей зависимости от импорта - компания начинает закупать еще больше сырья для производства более широкого ассортимента продукции, необходимого для создания конкретного товара. В результате производимый товар вряд ли окажется дешевле и конкурентоспособнее импортного. Таким образом, рассуждая об импортозамещении, нужно ориентироваться на те отрасли, где страна уже имеет отраслевое преимущество, либо может его получить.
Именно на подобных преимуществах основывается международное разделение труда. Оно предполагает специализацию на производстве отдельных видов товаров, рост производительности труда, развитие обмена, научно-технического прогресса, и в результате - углубление процесса интеграции в мировую экономику, и на этой базе повышение уровня жизни населения. В случае, если развитие данной отрасли не дает экономических преимуществ, а возможно даже принесет убытки, от этого лучше отказаться. Причем, выбирая приоритетные направления, разумно ограничиться несколькими наиболее значимыми отраслями.
Таким образом, основной характеристикой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи ограничения и дискриминации импорта. Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности. Другими словами, проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Деятельность по снижению импортоемкости продукции для современной России является важной и актуальной, так как отсутствие решения данной проблемы приведет к тому, что при экономическом росте страны наши макроэкономические проблемы будут только усложняться.
Одна из задач импортозамещения - снижение косвенного импорта, импортоемкости ВВП и экспорта. В свою очередь, внешне ориентированная импортозамещающая стратегия экономической политики, вытесняющая с национального рынка импортные изделия, оплаченная выручкой от сырьевого экспорта, способна обеспечить не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление российской экономики на пути движения к постиндустриальному обществу. Основным направлением импортозамещения промышленности РФ должна стать организация производства тех видов продукции, которые востребованы в стране и имеют высокую добавленную стоимость.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Международные экономические организации и их влияние на нефтедобывающий сектор
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Модернизация российской экономики и экономический рост (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)
Курсовые работы, макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы классификации товаров по ТН ВЭД ЕЭАС (Российский новый университет)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Агропромышленный комплекс как локомотив развития российской экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности кризиса российской экономики и пути выхода из кризиса
Курсовые работы, антикризисное управление. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019



