ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………………………………6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2 Планирование как важнейшая составная учебного занятия……………….8
1.3 Планирование урока: дидактические и методические принципы………..11
2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..17
2.1 Общие требования к организации планирования урока изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………...17
2.2 План урока изобразительного искусства в начальной школе……………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, диктуют высокие требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога начального общего образования, которому в процессе своей профессиональной деятельности необходимо владеть методиками преподавания целого ряда учебных предметов, в том числе и методикой преподавания изобразительного искусства. Именно поэтому в процессе подготовки студентов-бакалавров педагогического направления следует уделить внимание развитию у них готовности к практическому применению полученных знаний, основанному, в первую очередь, на умении планировать учебную деятельность в начальной школе на уроках изобразительного искусства. Умение планировать учебную и внеучебную деятельность – одно из ключевых для педагога в начальной школе, о чем свидетельствуют требования ФГОС ВО, а именно компетенция ПК-2; в профессиональном стандарте педагога одно из необходимых умений – «планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой».
Теоретико-методологической базой исследования являются результаты научных изысканий В.В. Давыдова, в трудах которого раскрыто содержание понятия учебной деятельности, особенности ее организации с детьми младшего школьного возраста . В работах В.С. Лазарева особое внимание уделяется раскрытию содержания понятия планирования в педагогической деятельности . В.С. Кузин, Б.П. Юсов обосновывают не только необходимость использования педагогом начальной школы на уроке изобразительного искусства различных методических приемов, повышающих его эффективность, таких как наброски, зарисовки, графические или живописные упражнения, установления межпредметных связей, но и владения умением выполнения педагогического рисунка по теме урока . Е.С. Лыкова, Н.М. Сокольникова подробно обосновывают необходимость учета возрастных особенностей детей младшего школьного возраста при организации обучения их рисованию .
Цель данного исследования – теоретическое обоснование педагогических условий для организации планирования современного урока изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования – деятельность педагога, направленная на планирование педагогического процесса в начальной школе.
Предмет исследования – процесс планирования педагогического процесса в начальной школе.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать младший школьный возраст
2) рассмотреть планирование как важнейшую составную учебного занятия;
3) проанализировать дидактические и методические принципы планирования урока;
4) проанализировать общие требования к организации планирования урока изобразительного искусства в начальной школе;
5) разработать план урока изобразительного искусства в начальной школе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
За последнее время значительно усилилось внимание учителей к более полному использованию содержания образования в целях воспитания учащихся, стремление полнее и органичнее ввести в урок саму жизнь, активнее обсуждать с учащимися социально-политические проблемы. При конструировании урока важно постоянно руководствоваться логикой учебно-познавательной деятельности учащихся. Очень важно уметь конструировать основной этап урока, так как именно на нем прежде всего достигается основная дидактическая задача урока. Предшествующие и последующие этапы должны этому способствовать. Уроки по своей структуре многообразны. Задача учителя заключается в том, чтобы творчески подойти к выбору типа урока и его конструированию.
Главное при его построении – это опора на теоретические закономерности, которые лежат в основе процесса усвоения знаний, и при построении урока важно, чтобы его структура соответствовала дидактической цели.
Основываясь на соображениях фактического и дидактического анализа, мы пришли к выводу, что общие интенции планируемого урока выражаются в конкретных целях обучения. Цели обучения – это желаемые результаты обучения. Дальнейшее планирование обучения ориентировано на эти решения, кроме того, достижение целей обучения определяет ход занятий. Если предположить, что обучение всегда означает изменение, цели обучения указывают направление, степень и содержание изменения. Метод, выбранный преподавателем, определяет метод достижения цели обучения. Цели обучения являются важным строительным блоком в планировании – отдельные шаги на пути к ним могут быть определены только путем четкого определения цели.
При составлении плана урока ИЗО важно учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это особый возраст в жизни ребёнка. В этом возрасте ребёнок переходит от ведущей деятельности игры к деятельности учения. И эта деятельность предъявляет к нему принципиально новые требования. Учащиеся научаются управлять своим поведением, преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели.
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребёнком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младшего школьника с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
При освоении содержания выразительных средств изобразительного искусства (композиция, форма, цвет, ритм, линия, объем), например, объема, надо знать, что в силу возрастных особенностей дети учатся передавать объем, начиная с 4 класса, а овладение этим понятием начинается с 3 класса.
В ходе данного исследования нами обоснованы следующие педагогические условия организации планирования современного урока изобразительного искусства в начальной школе:
- соблюдение требований к целеполаганию урока изобразительного искусства в начальной школе, а именно, цель урока должна быть конкретной, достижимой, измеримой, значимой, ограниченной по времени (на основе критериев smart-цели);
- учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- при разработке плана урока соблюдение этапов учебной деятельности: потребность, мотив, учебная задача, учебные действия, операции, контроль;
- знание учителем основных этапов декоративного, тематического рисования или рисования с натуры в зависимости от типа урока изобразительного искусства;
- наличие обоснованных критериев оценивания хорошо выполненного рисунка с натуры либо декоративного или тематического рисования;
- совместное с обучающимися в ходе вступительной беседы определение критериев хорошего рисунка с натуры либо декоративного или тематического рисования;
- выполнение учителем педагогического рисунка по теме урока;
- оценивание выполненной работы сначала обучающимися, затем педагогом.
1. Акишина Е.М. Современный урок искусства как пространство сохранения традиций народной культуры // Humanity space International almanac. 2019.№ 8. С. 967–973.
2. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
3. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сб. статей / Сиб. ин-т развивающего обучения. Томск:, 1995. 142 с.
5. Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
6. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. Учебное пособие. VII класс. – М.: МПСИ, Модэк, 2016. 240 с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
8. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
9. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
10. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. М., 2017. 450 с.
11. Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 24–34.
12. Лыкова Е.С. Анализ возрастных особенностей детского рисунка // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3(19). С. 177–181.
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. М., 2018. 450 с.
14. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. М., 2017. 340 с
15. Муллер О.Ю., Ротова Н.А. Развитие личностных и профессиональных качеств будущих педагогов при реализации проектной деятельности // Концепт. 2020. № 9. С. 83–94.
16. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. М., 2010. 144 с.
17. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Виды искусства и их взаимодействие. М., 2001. 191 с.
18. Klafki W. Neue Studien zur Bildungstheorie und Didaktik. Beiträge zur kritischkonstruktiven Didaktik. Weinheim, Basel: Beltz. 1985.
19. Klingberg L. Einführung in die Allgemeine Didaktik. 7 überarb. Aufl. 1989 Berlin: Volk und Wissen. 1972. 252 p.
20. Kretschmer H., Stary, J. Schulpraktikum. Frankfurt/Main: Scriptor Verlag. 1998. 411 p.
21. Meyer H. Unterricht analysieren, planen und auswerten. Einführung in die Schulpädagogik. Berlin: Cornelsen. 2002. 211 p.
22. Roth H. Pädagogische Psychologie des Lehrens und Lernens. 12 Aufl., Hannover: Schroedel. 1963. 229 p.
23. Straka G.A., Macke, G. Lern-Lehr-Theoretische Didaktik. Waxmann Verlag, Münster. 2005. 178 p.