Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ошибок технической и смысловой сторон чтения младших школьников с дислексией…………………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятия «дислексия»……………………………………………..6
1.2. Методы и технологии обучения младших школьников с дислексией…..16
Глава 2. Экспериментальное исследование ошибок технической и смысловой сторон чтения младших школьников с дислексией…………………………...25
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования ошибок технической и смысловой сторон чтения младших школьников с дислексией………………………………………………………………………..25
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...44
Проблема полноценного чтения находится в зоне особо пристального внимания российского сообщества. Федеральный государственный образовательный стандарт, положенный в основу развития современного начального образования, ставят перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, творческой, эстетически развитой, активной и самостоятельной. В решении этой проблемы важнейшую роль играет литературное чтение, функциональные основы которого закладываются в начальной школе. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение определяет уровень образованности человека, его интеллект, коммуникативную культуру.
Особое значение приобретает вопрос первоначального обучения чтению младших школьников с нарушениями речи, в частности, с дислексией.
В специальной лингвометодической литературе, посвященной вопросам формирования навыков чтения у данного контингента учащихся, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К. Аксенова, А.И. Граборов, Р.С. Левина, В.Г. Петрова, Н.К. Сорокина, Р.И. Лалаева и др.).
Чтение у младших школьников с нарушениями речи характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
В связи с большой распространенностью нарушений навыков чтения и их значительной стойкостью у учащихся с дислексией проблема поиска способов и приемов, способствующих наиболее эффективному формированию навыков чтения (беглость, осознанность, правильность, выразительность) является актуальной и практически значимой для специальной методики.
Объект исследования - формирование навыков чтения у младших школьников с дислексией.
Предмет исследования - использование комплекса упражнений с целью устранения ошибок технической и смысловой сторон речи навыков чтения у первоклассников с дислексией.
Гипотеза исследования - формированию навыков чтения у первоклассников с дислексией будет способствовать использование комплекса упражнений, если систематически диагностировать и учитывать уровень сформированности навыков чтения у первоклассников с дислексией.
Цель исследования – рассмотреть ошибки технической и смысловой сторон чтения младших школьников с дислексией.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «дислексия»;
2) рассмотреть методы и технологии обучения младших школьников с дислексией;
3) организовать и провести экспериментальное исследование ошибок технической и смысловой сторон чтения младших школьников с дислексией4
4) проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение методологических основ данной проблемы; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- интерпретационные: количественная обработка результатов исследования (обработка цифровых данных и рисунков); качественная обработка результатов исследования (дифференциация полученного материала).
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении и систематизации научно-теоретических положений о формировании навыков чтения у младших школьников с дислексией.
Практическая значимость исследования заключается в подготовке методических рекомендаций и практических материалов для учителей начальных классов и студентов-бакалавров педагогического образования по проблеме формирования навыков чтения у младших школьников с дислексией.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы и предложения.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. С помощью него можно обогащаться знаниями, развивать познавательные и речевые способности ребенка, его творческие силы, воспитывать нравственные качества и развивать эстетические чувства.
Чтение – это навык, который приобретается и совершенствуется. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Мы же будем говорить не о таких ошибках — закономерных, естественных. Нас интересуют специфические ошибки стойкого характера. Речь идет о речевой патологии.
Чтобы подойти к овладению навыком чтения, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.
В настоящее время нарушение в формировании навыка чтения называют «дислексия».
Множество авторов (С. Борель – Мезонни, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева) выделяют свои формы дислексии, и у каждого формы представлены в своей интерпретации, авторы предлагают их в соответствии с механизмом развития болезни.
На процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.
Становление навыка осознанного чтения предполагает овладение обучающимся особой семиотической системой, которая тесно связана с устной речью. Обучение звуко-буквенному чтению происходит на базе ряда речевых операций: фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических представлений. Этим определяется тесная взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи.
У детей-дислектиков могут быть обнаружены нарушения фонетикофонематических процессов, недоразвитие символического языкового уровня, недоразвитие языковых обобщений, ошибки звукопроизношения, недифференцированность представлений о синтаксических связях внутри предложения, бедность словаря, аграмматизмы, а также моторные трудности и нарушения зрительных функций и пространственных представлений. Это огромный комплекс проблем, требующий грамотной логокоррекционной работы. Доказано, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует самая тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения специфических нарушений чтения педагоги-логопеды разрабатывают единую систему коррекционного воздействия. В случае с дислексией комплекс коррекционных мер всегда направлен на преодоление возможных причин нарушения чтения:
- недоразвитие фонетико-фонематического компонента языка;
- недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи;
- несформированность зрительных функций.
Автором было организовано экспериментальное исследование ошибок технической и смысловой сторон чтения младших школьников с дислексией.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Школа № 19(25) имени вице-адмирала В.М. Головнина» города Рязани.
Основной целью экспериментальной части исследования стало выявление уровня сформированности правильного, беглого, сознательного выразительного навыков чтения у первоклассников с дислексией и определение содержания методов и приемов логопедической работы по формированию навыков чтения.
Исходя из результатов констатирующего этапа исследования, необходимо подчеркнуть, что у 85,7 % первоклассников с дислексией низкий уровень навыков чтения, у 14,3 % учащихся средний уровень навыков чтения. По результатам констатирующего эксперимента у большинства учащихся с дислексией выявлен недостаточный уровень сформированности навыков чтения.
Для реализации программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая направлена на коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, в процессе обучающего эксперимента автором были проведены уроки чтения и логопедические занятия в 1 классах на базе МБОУ «Школа № 19(25) имени вице-адмирала В.М. Головнина» города Рязани. В процессе обучающего эксперимента автор применял комплекс упражнений для развития правильности, беглости, сознательности, выразительности.
Итогом формирующего эксперимента стало проведение контрольного эксперимента, целью которого было выявить уровень сформированности правильного, беглого, сознательного, выразительного навыков чтения у первоклассников с дислексией.
В результате проведенных автором занятий количество первоклассников с низким уровнем сформированности навыков чтения снизилось. Таким образом, выявленная положительная динамика формирования навыков чтения у первоклассников с дислексией и сравнительный анализ результатов после формирующего эксперимента позволили судить об эффективности коррекционно-логопедической работы, а именно использовании комплекса упражнений по развитию основных компонентов навыка чтения у первоклассников с дислексией, что подтвердили гипотезу исследования.
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев. – Известия АПН РСФСР, 1955. – № 70. – 106 с.
2. Астафьева Л.А. Формирование навыков беглого чтения у учащихся начальной школы // Филологическое образование в период детства. – 2015. – С. 117-119.
3. Биджиева М.С.А. О формировании навыков чтения у младших школьников // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – № 10-1. – С.11-13.
4. Булатова И.А. Формирование и развитие навыка чтения у младших школьников // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. – № 51. – С. 153-160.
5. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – М.: Просвещение, 1953. – 31с.
6. Епифанова О.В. Методика раннего выявления дислексии: автоматизация навыков чтения в электронном пособии «1С:Образовательная коллекция. Букварь» // Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» для развития компетенций цифровой экономики. – 2018. – С. 425-428.
7. Ефимова Д.В. Комплексный подход к коррекции дислексии // Педагогика и современность. – 2014. – № 2. – С. 95-100.
8. Заведенко Н.Н., Румянцева М.В., Толстова В.А. Дислексия: клинические, нейропсихологические и нейрофизиологические показатели на фоне терапии ноотропилом // Журнал неврологии и психиатрии. – 2009. – № 5.
9. Калинина И.Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 10-13.
10. Касьянова З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте // Начальная школа. – 2010. – № 4. – С. 11-13.
11. Катаева Н.А. Изучение навыка чтения (технической и смысловой составляющих) у младших школьников с общим недоразвитием речи // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2014. – С. 77-80.
12. Керн С.А. Эффективные методы коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста и подростков // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2017. – № 7. – С. 64-75.
13. Климова Е.П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Обучение и воспитание: методики и практики. – 2013. – № 7. – С. 117-120.
14. Колганова Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – № 3 (119). – С. 106-111.
15. Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой // Начальная школа. – 2013. – № 11. – С. 38-42.
16. Коломиец Д.Л. Формирование правильной читательской деятельности младших школьников на основе технологии продуктивного чтения // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2015. – № 8. – С. 102-106.
17. Комарова А.В. О формировании навыков чтения у младших школьников с помощью технологий инновационной компьютерной дидактики // Школьные годы. – 2014. – № 54. – С. 10-20.
18. Кусаинова Р.Н., Терейковская Т.В., Еленбпева К.С. Современные подходы к формированию функционального навыка чтения у младших школьников // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. – 2015. – С. 241-242.
19. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
20. Лыюрова Н. В., Назметдинова И. С. Организация учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС: Учеб. Пособие / Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО АИПКП, 2012. – 91 с.
21. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987. – 415с.
22. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2006. – 480с.
23. Майорова Ю.А. Комплексная методика формирования молчаливого чтения у школьников с дислексией, обучающихся на начальной ступени общего образования // Вестник Московского Государственного Областного Университета. – 2015. – № 2. – С. 79-86.
24. Малалаева М.С. Формирование читательской компетентности младших школьников // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 2 (44). – С. 168-171.
25. Маслова А.И. Литературное образование младших школьников: приемы и методы // Вестник научных конференций. – 2015. – № 4-4 (4). – С. 102-104.
26. Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г. Читательская компетентность как предмет формирования // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 1. – С. 3052- 3059.
27. Наибуллина Н.Т., Глизерина Н.Д. Формирование читательской культуры младших школьников в процессе анализа литературного произведения // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2015. – № 8. – С. 169-173.
28. Нюкалова Е.О. Использование средств информационных технологий при формировании навыка чтения у младших школьников // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2016. – № 42. – С. 94-96.
29. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 424 с
30. Птичкина Т.А. Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 2. – С. 999-1008.
31. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. Пособие. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
32. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11-18.
33. Сорокина Н.К. Особенность навыков чтения у детей-олигофренов / Н.К. Сорокина // Вопросы олигофренопедагогики. - 2007. - №3. – с. 45-51.
34. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков / О.А. Токарева / под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Медицина, 1969. – 155 с.
35. Чтение в цифровую эпоху: Сборник материалов VIII Международной научнопрактической конференции Российской ассоциации дислексии, 15 мая 2018 г. / Под общ. ред. О. А. Величенковой и А. В. Лагутиной.— М., 2018. — 172 с.