Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования оффшорных зон в мировой
экономике 6
1.1. Сущность понятия оффшорная зона и ее основные признаки 6
1.2. Оффшорные компании и механизмы их функционирования 13
1.3. Роль оффшорных зон в международных экономических отношениях... .22
Глава 2. Анализ проблем функционирования оффшорных зон 29
2.1. Нечестная налоговая конкуренция, как одна из проблем оффшорных
зон 29
2.2. Оффшоры как способ «отмывания» денег 39
2.3. Проблемы использования оффшорных зон российской экономикой. .49
Глава 3. Пути решения и перспективы создания оффшорных зон 61
3.1 Международное «антиоффшорное» регулирование: современное
состояние и перспективы 61
3.2. Перспективы и рекомендации по развитию оффшорных зон в Российской Федерации 73
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложение 1 98
Приложение 2
Сегодня государство - это сформировавшийся институт и его присутствие подразумевает существование налоговой базы. А там где есть налоги, появляется вероятность уклонения от них. Данной возможностью представляются оффшорные зоны. По нескольким причинам подобная тема считается важной. Одна из них - глобализация экономики. Многие компании ведут бизнес за границами своей державы. Иная причина - существенная роль в мировой экономике. По некоторым исследованиям около половины всех международных финансовых потоков, так или иначе, проходят через оффшорные зоны, что говорит об их огромном значении для международного бизнеса. Кроме низкого налогообложения оффшорные зоны имеют ряд других преимуществ. Это и трудоустройство наемных работников в странах оффшорного бизнеса. Для самих стран - это привлечение дополнительных инвестиций, потому как многие из них обладают рядом неблагоприятных условий для ведения бизнеса и только льготные условия для иностранных компаний способствуют притоку капитала и квалифицированной рабочей силы.
Помимо прочего надо заметить, собственно и в оффшорном бизнесе не все так гладко. Невзирая на плюсы, которые предоставляют оффшорные зоны, есть и недочеты, при этом весьма значительные. Это незаконное «отмывание» наличных средств, неблаговидная налоговая конкурентная борьба, содействие криминалу, такие как контрабанда оружия, наркотиков, терроризм. Кроме этого до конца не решены и трудности оффшорного регулирования бизнеса. Не всегда можно пресечь преступную деятельность в сфере финансовых правонарушений, поскольку законодательная база не совершенна.
В качестве фактического материала основными источниками информации являлись отчеты Центрального банка РФ, отчеты международных организаций ОЭСР, ФАТФ, ITIO.
Целью данной дипломной работы является анализ проблем функционирования оффшорных зон в мировой и российской практике и оценить перспективы создания оффшорных зон в России.
Объектом исследования является процесс оффшоризации бизнеса в мировой и российской практике.
Предмет исследования заключает в себе перспективы развития оффшорных зон в России и регулирование мировой и российской оффшорной деятельности.
Исходя из цели, выделим следующие задачи дипломной работы:
- определить сущность понятия оффшорная зона, оффшорная компания и механизмы их функционирования, определить роль оффшорных зон в международных экономических операциях;
- проанализировать проблемы функционирования оффшорных зон в мировой и российской практике;
- выявить пути решения проблем функционирования оффшорных зон;
- оценить перспективы развития оффшорных территорий в Российской Федерации.
В первой главе дипломной работы дается определение понятия оффшорная зона, его сущность, рассмотрены основные виды и типы оффшорных компаний и механизмы их функционирования. Далее рассмотрена роль оффшорных юрисдикций в мировой экономике.
Во второй главе проводится обзор основных проблем функционирования оффшорных зон, таких как недобросовестная налоговая конкуренция и отмывание денег, утечка капитала и квалифицированной рабочей силы, терроризм, наркоторговля, незаконная торговля оружием и другие противозаконные действия, которые осуществляются с помощью оффшорных компаний.
В третьей главе совершен анализ современного состояния антиоффшорного регулирования и перспективы его развития. И непосредственно перспективы развития и рекомендации по развитию оффшорных зон в Российской Федерации.
Основными методами исследования данной дипломной работы являются:
- анализ литературы по данной тематике;
- изучение российской и зарубежной практики;
- сравнительный метод;
- метод прогнозирования и экономико-статистический метод анализа данных.
При исследовании теоретических основ оффшорных юрисдикций и фирм, их роли в мировой экономике, были сделаны последующие выводы:
- оффшорные зоны - это определенная территория, на которой
заграничные кредитные учреждения и другие фирмы исполняют операции с нерезидентами в заграничной для данного государства валюте при невмешательстве либо наименьшем вмешательстве со стороны государства, создавшего оффшорную зону. Оффшорную зону отличают последующие показатели: налоговые льготы, анонимность воплощения бизнеса, недоступность денежного контролирования, минимальные требования относительно существования фирмы, вероятность ведения операций в любой валюте, и другие льготы.
- специализация оффшоров во многом определяется специализацией зарегистрированных там оффшорных фирм. Основная специфика правового положения оффшорной фирмы - присутствие нерезидентного статуса. Из этого следует, что собственно центр управления и контора оффшорной компании располагается за границей, или вообще отсутствует.
- оффшорные зоны содействуют привлечению заграничных вложений в страну и образованию дополнительных рабочих мест. С одной стороны, в их создании проявляются общемировые направленности либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. Если взглянуть под другим углом, оффшорные зоны способствуют подъему финансовых правонарушений, в том числе, совершение и сокрытие налоговых правонарушений, осуществление финансовой аферы. Но и самое плохое это - контрабанда наркотиков, терроризм, что наносит веский урон всему населению Земли. Как правило, мошеннические действия исполняются через банки, методом выпуска фиктивных либо необеспеченных векселей, депозитных сертификатов и прочих экономических инструментов. Данному содействует анонимность собственников. По части конфиденциальности практически постоянно впереди были швейцарские банки. Можно сделать вывод, что роль оффшорных зон неоднозначна. Как может показаться имеется ряд важных превосходств, но также серьезны и их недостатки.
В следствии проделанного анализа обнаружены следующие трудности и направленности по функционированию оффшорных зон:
- к результатам налоговой конкурентоной борьбы относятся и утечка денег и рабочей силы, и подъем теневого сектора экономики, и нарушения в распределении общественных благ, и многое другое, с одной стороны. С другой стороны, для основной массы оффшорных юрисдикций ключевым «национальным ресурсом» считается вероятность привлечения международных инвесторов при помощи установленных правительством преимуществ, потому что не многие государства богаты природными ресурсами, научным потенциалом и рабочей силой. Отталкиваясь от данных проблем, созданы две организации: ОЭСР, в которую входят развитые державы, и ITIO, в нее входят развивающиеся страны. Исправлять ситуацию нечестной налоговой борьбы должно каждое правительство, которое недовольно выводом капитала из страны. Для начала, страна должна понимать, что чрезмерное налоговое бремя содействует возникновению стремления у плательщика избежать излишних налоговых выплат.
- одна из главнейших трудностей, как оффшорных зон, так и мировой экономики это «отмывание денег». Оффшорные юрисдикции издавна облюбовали для себя законопреступники, они используют оффшоры для того, чтобы легализовать прибыль, приобретенную преступным методом. Вывод капитала в оффшоры в целях легализации наносит серьезный ущерб экономическому подъему государства. Отмывание средств сложно контролировать, потому что для этой цели могут использоваться финансовые учреждения в любой стране, и как только одна схема вскроется, преступники тут же придумывают новую. Данная трудноразрешимая задача серьезная проблема для всего мира и угроза для населения в общем. Для решения данной трудности необходимы старания всех государств мира. С целью решения данной задачи была создана международная организация ФАТФ. Однако во множестве государств до сих пор существует понятие банковской тайны, что не позволяет правительству государств отследить средства, которые уже ушли в другое государство.
- основополагающая роль в устранении негатива, появившегося в связи с оффшоризацией, должна быть в значительном улучшении условий предпринимательства в России, потому что фокусирование на установлении строгих рамок в отношении оффшорной политической деятельности в РФ, сейчас, не дает желаемого результата. Сходные запретительные меры в критериях имеющегося порядка перемещения капиталов могут только лишь усилить незаконную утечку капиталов и повысить риски при вложении заграничных инвестиций в России. Демонстрация максимального контроля оффшоров имеет все шансы подрыва конкурентных позиций РФ. В следствии этого в целях избежания лишних потерь и рисков, в деятельности оффшоров необходимо вводить не воспрещающие меры, а увеличивать прозрачность их деятельности. В соответствии этим необходимо производить тщательную работу российским регуляторам с оффшорными зонами по аналогии с другими странами, нужно улучшать федеральное законодательство и создавать финансовый климат, направленный на минимизацию мотивации российских предпринимателей к использованию оффшоров. Вместе с этим, законопослушный бизнес не должен пострадать от антиоффшорной кампании правительства. Следовательно, целесообразность применения оффшоров должна вытекать из бизнес-структуры, но не по предписанию регулирующего органа, не отвечающего за эффективность ее работы.
Вывялены возможности развития международного антиоффшорного регулирования, оценены перспективы становления оффшорных зон в Российской Федерации и даны рекомендации:
- международное антиоффшорное регулирование развивается, признаком этого является то, что «чёрный список» международных организаций убавляется. Безналоговые юрисдикции идут на встречу международным сообществам, принимая частично новые правила игры. Врочем, как и прежде налоги на территории оффшорных государств не взимаются, информация о структуре фирм не является публичной, то есть оффшоры продолжают присутствовать и предлагать собственные условия для бизнеса. Хотя никто и не ставит целью всецело устранить безналоговые и низконалоговые юрисдикции. Главная миссия международных организаций - взять оффшорные территории под собственный контроль. Европейским странам важно иметь доступ к информации, сосредоточенной в оффшорных зонах для контроля за экономическими потоками и своими налоговыми резидентами. А при наличии информации европейские страны постоянно найдут метод получения причитающихся им сумм налогов со своих резидентов, для этого не обязательно искоренять оффшорные зоны. Относительно налогоплательщиков, то им придётся использовать наиболее строгие схемы законной минимизации налогообложения, хотя варианты всегда найдутся. В сражении за привлечение капиталов страны нередко идут на налоговые уступки, самое главное - правильно ими пользоваться.
- в целом в России вполне вероятно существование и становление оффшорных зон. Крым вполне готов стать привлекательным для фирм из Российской Федерации, государств ЕАЭС и прочих стран в части привлечения иностранных вложений и обеспечения оффшорной деятельности международных фирм, стремящихся реструктурировать налогообложение, но не «отмывать» деньги, приобретенные незаконным методом. Не стоит нарушать рекомендации международных организаций, в том числе ОЭСР, ФАТФ, G20, потому как это окажет неблаготворное действие для всей российской экономики в общем. Перспективой дальнейших исследований в этом направлении может выступать исследование правового и методологического аппарата создания и функционирования оффшорной зоны на территории Республики Крым. При соблюдении данных требований вполне возможно функционирование оффшорных компаний на территории в Российской Федерации. В таком случае уменьшится отток капитала из РФ, будет наблюдаться приток прямых иностранных инвестиций в страну, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения и развитие как полуострова, так и страны в целом.
1. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2005. № 30 (ч.1). Ст. 3104.
2. Налоговый Кодекс РФ, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 30.12.2006, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2007) // Российская газета. 2003. № 261. 4. Налоговый Кодекс РФ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.06.2006, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2007) // Российская газета. 2003. № 261; № 262.
3. Приказ МНС РФ от 28.03.03 № БГ-3-23/150 «Об утверждении методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового Кодекса РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (дохода) иностранных организаций» // Бухгалтерский учет. №9. 2003.
4. Приказ МНС РФ от 28.03.03 № БГ-3-23/150 «Об утверждении методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового Кодекса РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (дохода) иностранных организаций» // Бухгалтерский учет. 2003. № 9.
5. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2676.
6. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
7. Федеральный закон РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в РФ» // СЗ РФ. 2005. № 30. ст. 3127.
Учебники и учебные пособия
8. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и оффшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики): учебное пособие / В.И.Баронов, Г.М.Костюнина - М.:Магистр: НИЦ ИНФРА - М, 2013 - 560 с.
9. Косарева Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: Учебное пособие / Т.Е. Косарева и др.; под ред. Т.Е. Косаревой. - 8-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
10. Костюнина Г.М., Баронов В.И., Буглай В.Б., Платонова И.Н. Оффшорный бизнес во внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. / Г.М. Костюнина и др; под ред. Г.М. Костюниной. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.
11. Щенин, Р. К. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для академического бакалавриата / Р. К. Щенин, В. В. Поляков ; под ред. Р. К. Щенина, В. В. Полякова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 446 с.
Монографии
12. Волошин Д.А. Искажение корпоративной отчетности: выявление, противодействие и профилактика / Волошин Д.А. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 156 с.
13. Канашевский В.А. Правовой режим оффшорных компаний и трастов / В.А.Канашевский. - Изд.2-е, доп. - М.:Международные отношения, 2015. - 184 с.
14. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров / Р.И.Хасбулатов. - М.: Юрайт, 2015. - 884 с.
15.Чашин А.Н. Оффшорные зоны: правовое регулирование /
А.Н.Чашин. - Изд.2-е, переработанное. - Дело и сервис, 2013. - 64 с.
Статьи в периодических изданиях
16. Андросова Т.И. Понятия и сущность функционирования оффшорных зон // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 312-314.
17. Айсанова Л.А., Шлюндт Н.Ю. Оффшорные компании как метод оптимизации налогооблажения // ООО Научная электронная библиотека. - 2016. - № 3-7. - С.8-11.
18. Барсегян А.Г. Перспективы создания оффшорной юрисдикции в Крыму // Теория и практика общественного развития. - 2017. - №4. - С.134¬135.
19. Брунер Р.А., Изутина С.В. Оффшорные юрисдикции: особенности, основные мотивы использования и проблемы контроля над ними // Современное право. - 2013. - №5. - С.81-84.
20. Воблая И.Н. Проблемы бегства капитала из РФ и пути их решения // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. - 2016. - №2. - С. 35-42.
21. Гайфеева Н.В. Зарубежный опыт регулирования деятельности оффшорных компаний // ООО Научная электронная библиотека. - 2016. - №5. - С. 262-271
22. Глухов Д.В. Современное состояние легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С.543-546.
23. Григорьева Ю.П. Роль оффшорных юрисдикций во
внешнеэкономической деятельности российских компаний // Вестник университета. - 2016. - №7-8. - С. 66-76.
24. Григорьева Ю.П. Теоретические и методологические подходы к оценке последствий оффшорного бизнеса для развития современного международного движения капитала // Экономика и социум. - 2016. - №6. - С.2-5.
25. Древаль Л.Н., Сергеев С.А. О некоторых проблемах налогооблажения резидентов в особых экономических зонах РФ // Современная наука. - 2016. - №1. - С.26-30.
26. Дыхова А.Л., Илинич Е.В. Деофшоризация российской экономики как фактор восстановления экономического суверенитета страны // Статистика и экономика. - 2015. - №2. - С. 40-44.
27.Золотарев Е.В. Оффшорные зоны как угроза экономической безопасности // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - №2. - С.158-164.
28. Зубков В.А. Международные стандарты борьбы с отмыванием денег и российское законодательство // Право и безопасность. - 2015. - №2. - С.56¬
59.
29. Идрисова Л.Р. Новый взгляд на понятие оффшоров // Финансы и управление. - 2015. - №4. - С.1-17.
30. Кириленко В.С. Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств, приобретенных преступным путем // Альманах современной науки и образования. - 2014. - №11. - С.77-79.
31. Козловская А.А., Кравченко А.В. Свободные экономические зоны в России и проблемы их функционирования // Студенческий научный форум: сб.научн.ст. / Владивосток. гос. ун-т. - Владивосток, 2015. - С. 1-8.
32. Королюк Т.Д. Регулирование деятельности оффшорных компаний: международно-правовой аспект // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №2. - С.31-36.
33. Косов М.Е. Экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - №8-7. - С.58-65.
34. Назаренко В.А., Бочкова Е.В. Оффшорные зоны мира // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С.626-629
35. Норко Н.В. Свободные экономические зоны и особые портовые зоны России: проблемы и перспективы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №8. - С. 797-801.
36. Пачинов А.П., Калина А.А. Недобросовестная налоговая конкуренция как фактор, способствующий уклонению от налогов // Экономика.Налоги.Право. - 2014. - №3. - С.12-16.
37. Пинская М.Р Международное налогообложение. Размывание налоговой базы с использование оффшоров // ООО Научная электронная библиотека. - 2016. - С.54-55.
38. Погорлецкий А.И. Оффшорный бизнес и антиоффшорное регулирование // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - №2. - С.48-56.
39. Селезнева М.М. Экономические схемы, способы, модели легализации незаконных доходов в банковской системе // Молодой ученый. -
2015. - №11. - С.974-977.
40. Сорокин Д.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в условиях оттока капитала // Вестник Челябинского гос.университета. - 2015.
- №18. - С. 133-139.
41. Теренин С.В. Недобросовестная налоговая конкуренция стран и межстрановая отчетность: концептуальные проблемы и перспективы развития России // Юридический вестник молодых ученых. - 2016. - №3. - С.6-8.
42.Чернявская Е.Ю., Крылова Т.А. Особенности налогообложения для резидентов особых экономических зон //Бизнес. Образование. Право. - 2016.
- №3. - С.126-130.
43. Шайтова Н.Ж. Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике// Экономические науки. - 2013. -№15. - С.3-5.
44. Янчуркин О.В. Исторические аспекты развития положений о легализации (отмывании) преступных доходов и их влияние на правоприменительную практику // Genesis: исторические исследования. -
2016. - №2. - С.2.
Статьи в сборниках
45. Сейсенбаева Ж.М. Специальный налоговый режим на основе патента как инструмент налогового регулирования // 38-я Международная научно-практическая конференция: сб. стат. - Москва, 2015. - С.106-110.
46. Хафизова А.Р., Тагирова М.О. Оффшорные зоны в глобальной экономике // Сборник научных трудов по итогам международной научно - практической конференнции: сб. стат. - Казань, 2015. - С.87-89.
Электронные ресурсы
47. About the OECD.org[Электронный ресурс] / Официальный сайт The
Organisation for Economic Cooperation and Development. - URL:
http://www.oecd.org/about/(дата обращения 28.04.2017).
48. Basel AML Index - Basel Institute on Governance [Электронный ресурс] / Сайт International Centre For Asset Recovery. - URL: https: //index.basel governance.org/ranking(дата обращения 13.05.2017).
49. Financial Secrecy Index [Электронный ресурс] / Сайт Tax Justice Network. - URL:http://www.financialsecrecyindex.com/(дата обращения 05.05.2017).
50.Improving Economic Instruments for Water Recources Management [Электронный ресурс] / Сайт ОЭСР. - URL:http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/environment/(дата обращения 19.05.2017).
51.International Tax and Investment Organization [Электронный ресурс] / Официальный сайт International Tax and Investment Organization. - URL: http: //www.itio .org/about .htm(дата обращения 28.04.2017)
52.OECD Publication [Электронный ресурс] / Официальный сайт ОЭСР. - URL: http://www.oecd-ilibrary.org/(дата обращения 11.05.2017).
53. Tax Justice Network [Электронный ресурс] / Сайт Tax Justice Network. - URL:http://www.taxjustice.net/topics/finance-sector/archive/(дата обращения 29.04.2017).
54. The FATF Recommendation [Электронный ресурс] / Сайт FATF. - URL:http: //www.fatf- gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/fatf-recommendations.html(дата обращения 13.05.2017).
55. The Heritage Foundation [Электронный ресурс] / Index Of Economic
Freedom. Сайт The Heritage Foundation. - URL:
http://www.heritage.org/index/ranking(дата обращения 02.05.2017).
56. Who we are [Электронный ресурс] / Официальный сайт FATF. - URL: http://www.fatf-gafi.org/about/(дата обращения 13.05.2017)
57. Андрей Суздальцев: « С созданием оффшорной зоны в экономику
Крыма подтянутся российские банки» [Электронный ресурс] / Сайт Московский монитор. - URL:
http://mosmonitor.ru/articles/economy/andrey suzdaltsev s sozdaniem ofshornoy
_zonyi_v_ekonomiku_kryima podtyanutsya_rossiyskie_banki(дата обращения 19.05.2017).
58. В Крыму и Севастополе хотят ввести элементы оффшорной зоны [Электронный ресурс] / Сайт Российского налогового портала. - URL: http: //taxpravo .ru/novosti/statya-390389-
v kryimu i sevastopole hotyat vvesti elementyi ofshornoy zonyi (дата
обращения 20.05.2017).
59. Все тайное возвращается [Электронный ресурс] / Сайт Российская газета. - URL:https://rg.ru/2016/06/15/nalogovaia-amnistiia-v-rossii-zavershitsia-cherez-piatnadcat-dnej.html(дата обращения 13.05.2017).
60. Глобальное неравенство в доходах продолжает расти [Электронный
ресурс] / сайт Вести. Экономика. - URL:
http://www.vestifinance.ru/articles/38184(дата обращения 05.05.2017).
61. Годовой отчет Банка России за 2016 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт ЦБ РФ. - URL:https://www.cbr.ru/publ/God/ar 2016.pdf(дата обращения 17.05.2017).
62. Депутаты подготовили законопроект об элементах оффшорной зоны в Крыму [Электронный ресурс] / Сайт Бизнес. РБК. - URL:
http://www.rbc.ru/business/21/04/2017/58fa1c2b9a7947cf85 818ee0 (дата
обращения 21.05.2017).
63. Информационный оффшор, а почемы бы и нет? [Электронный
ресурс] / Сайт Зеркало Крыма. - URL:
http://zerkalokryma.ru/lenta/people/blogs/informacionnyj_ofshor_a_pochemu_by_ i_net/ (дата обращения 21.05.2017).
64. Катасонов В. Международный наркобизнес и отмывание грязных денег [Электронный ресурс] / Сайт Фонд стратегической культуры. - URL: http: //www.fondsk.ru/news/2014/01/29/mezhdunarodnyj -narkobiznes-i-otmyvanie-grjaznyh-deneg-25460.html(дата обращения 22.04.2017)
65. «Крымский оффшор»: миссия невыполнима [Электронный ресурс] / Сайт Крым. Реалии. - URL:https://ru.krymr.com/a/28465219.html(дата обращения 15.05.2017).
66. Крымстат [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://crimea.gks.ru/(дата обращения 01.06.2017).
67. Методы отмывания денег через фонды или некоммерческие организации [Электронный ресурс] / Сайт European Russians. - URL: http://eurorussians.com/ngo-corruption/(дата обращения 14.04.2017)
68. Минфин назвал основные причины оттока капитала из России
[Электронный ресурс] / Сайт Lenta.ru-Финансы. - URL:
https://lenta.ru/news/2015/11/17/capitalflow/(дата обращения 28.04.2017).
69. Налоговая конкуренция: страны Азии перехватывают инициативу
[Электронный ресурс] / Сайт Tax Today. - URL: http://tax-
today.com/nalogovaya-konkurentsiya-strany-azii-perehvatyvayut-initsiativu/(дата обращения 02.05.2017)
70. Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. - Официальный сайт МЭРТ РФ. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/taxconcession+(дата обращения 02.05.2017).
71. Никитчук И.И. «Оффшорная Россия». Кому принадлежат отечественные предприятия? [Электронный ресурс] / Официальный сайт КПРФ. - URL:https://kprf.ru/party-live/opinion/116245.html(дата обращения 02.05.2017).
72.Отчеты КПМГ налоговых изменений в Азиатско-Тихоокеанском регионе [Электронный ресурс] / Сайт компании KMPG. - URL:
https://home.kpmg.com/xx/en/home/insights/2015/03/taxnewsflash-asia-pacific.html?a(дата обращения 02.05.2017)
73. ОЭСР собирает информацию о схемах по уходу от автоматического
обмена [Электронный ресурс] / Сайт Tax Today. - URL:http://tax-
today.com/category(дата обращения 28.05.2017).
74. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг РФ [Электронный ресурс] / Официальный Сайт ЦБ РФ. - URL: https://www.cbr.ru/statistics/credit statistics/bp.pdf(дата обращения 22.04.2017).
75. Прозрачность и антикоррупционная политика российских частных компаний. Комплаенс как конкурентное преимущество [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив. - URL:http: //www. transparency. org.ru(дата обращения 18.05.2017).
76. Семь вопросов о зарубежных счетах [Электронный ресурс] / Сайт
РКБ. Экономика. - URL:
http://www.rbc.ru/newspaper/2016/05/13/573468469a794778b81a2c25 (дата
обращения 27.05.2017).
77. Список оффшорных зон ЦБ РФ [Электронный ресурс] / Официальный сайт ЦБ РФ. - URL:
http://cbr.ru/eng/press/PR.aspx?file=030917 1541 1317-u.htm(дата обращения 03.05.2017).
78. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс] / Официальный
сайт ЦБ РФ. - URL: http://xn--80aacovidocd0ax3c9dn.xn--
p 1 ai/statistics/?Prtid=svs&ch=itm 62002#CheckedItem (дата обращения
03.05.2017).
79. УНП ООН и вопросы отмывания денег и противодействия финансированию терроризма [Электронный ресурс] / Официальный сайт Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. - URL: https: //www.unodc. org/unodc/ru/money-
laundering/index.html(дата обращения 22.04.2017)
80.Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором [Электронный ресурс] / Центральный банк РФ. - Официальный сайт ЦБ РФ. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit statistics/capital.htm (дата
обращения 02.05.2017).