Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования воспитания……6
1.1. Развитие научных представлений о сущности воспитания………………..6
1.2. Воспитание ребенка в различных видах деятельности…………………...10
Глава 2. Особенности и причины отклонений воспитания ребенка………….15
2.1. Виды отклонений воспитания в развитии ребенка……………………….15
2.2. Социально-педагогическая профилактика и помощь при отклонениях воспитания ребенка……………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...29
Актуальность исследования. Начиная с 90-х годов XX века наша страна живет в условиях социально-педагогической и психологической нестабильности. В связи с чем все более уделяется внимание стилю воспитания и его особенностям. Конечно, интерес многих современных исследователей к сфере отношений между взрослыми и детьми объясняется значимостью роли взрослого для развития ребенка. Личность ребенка с рождения начинает формироваться адекватно семейным отношениям, психологическому климату в семье. Стиль межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей - важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально - исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Еще издавна люди считали семью важнейшим проводником в жизни ребенка, важнейшей ячейкой общества, и это, важно заметить, не случайно, так как именно в семье впервые формируется и развивается человек как личность, как социальный объект; он впервые начинает познавать окружающую действительность, используя социальные приоритеты данной семьи, культурные ценности, правила поведения, различные нормы; овладевает своими первыми социальными ролями и установками, моделями поведения, которые он, непосредственно, будет использовать для дальнейшей адаптации в социальный мир. То есть условия воспитания, ситуации формирования ребенка в семье, стиль воспитания, являются значительными факторами развития личности ребенка, от него напрямую зависит успешность его как личности в будущем.
В воспитании ребенка можно выделить три стиля воспитания: авторитарный, либеральный, демократический.
В авторитарном стиле слово родителей – это закон для ребенка. Все просьбы родителей звучат как приказы и указания. Если ребенок ослушивается родителей, то его ждет наказание. Из таких детей вырастают тихие, с низкой самооценкой дети.
Либеральный режим характерен абсолютной свободой действий ребенка. Родители очень мало занимаются с детьми и уделяют им внимание. При таком стиле, когда дети повзрослеют могут легко попасть под плохое влияние.
Демократический стиль считается самым благоприятным для воспитания детей. Этот стиль характерен тем, что родители следят за детьми, учат дисциплине, не препятствуют самостоятельности. В таком семье дети выполняют свои обязанности и не чувствую себя ограниченными. К родителям относятся с уважением, так же и к детям. При этом стиле почти нет конфликтов. Родители поддерживают дружеские отношения с ребенком, делятся впечатлениями, уважают интересы друг друга. Дети при таком стиле не агрессивны, способны манипулировать другими. В будущем этим детям будет легко обособится в любом обществе. Таким образом, каждая семья сама выбирает какой стиль для воспитания ребенка выбрать, но во всем должен быть баланс, уважение друг к другу, нельзя постоянно оскорблять ребенка и унижать, но также нельзя уделять чрезмерное внимание и давать полную свободу ребенку. Взрослые должны учитывать все интересы и мнение ребенка, а он в свою очередь будет уважать взрослых и прислушиваться к ним.
Несомненно, демократический и либеральный стили воспитания имеют ряд преимуществ: доверительные отношения в семье, открытость родителей перед детьми, свобода выбора и ответственность за свои действия. Безусловно, данные установки необходимы в воспитании ребенка. Но все-таки следует признать и необходимость некоторого возвращения элементов не авторитарного, но «авторитетного» воспитания. Такой тип воспитания учит ребенка подчинятся внешним распоряжениям, что является предпосылкой в дальнейшем наличия навыков саморегуляции и самоконтроля.
Особенности и организация воспитания детей рассматривались в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученных, как А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, А.Е. Личко, А.С. Макаренко, 3. Матейчек, Р. Снайдер, А.С. Спиваковская, А. Фромм, Г. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер и другие.
В исследованиях Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской огромная роль в психическом развитии ребенка отводится игре, труду, учению и общению ребенка. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, сильные эмоциональные побуждения возникают у детей в практической деятельности, что отражено в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна.
Цель исследования – рассмотреть отклонения воспитания в развитии ребенка как социально-педагогическую проблему.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть развитие научных представлений о сущности воспитания;
2) проанализировать воспитание ребенка в различных видах деятельности;
3) охарактеризовать виды отклонений воспитания в развитии ребенка;
4) рассмотреть социально-педагогическую профилактику и помощь при отклонениях воспитания ребенка.
В курсовой работе были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы и предложения.
Воспитание - это целенаправленный процесс формирования личности, в котором малыш учиться культуре и существованию в обществе. Другими словами - это воздействие на ребенка какими-либо поступками, направленными на развитие его ума и мировоззрения. В дальнейшем, воспитание которое дали ему родители накладывают отпечаток на его жизнь.
Ученые в воспитании ребенка выделяют три периода:
1 – до 3 лет;
2 – от 3 до 6 лет;
3 – школьный возраст.
Каждый период характерен своими особенностями и окружением, в котором ребенок растет и формируется как личность.
Период воспитания до 3 лет характерен повышенной заботой и вниманием. В это время ребенок получает начальную стадию воспитания. В этот период стоит активно заниматься какими-либо педагогическими методиками с ребенком до достижения его первых успехов. Родители учат его говорить, ходить. Малыш получает информацию из разговоров с родителями, а именно из эмоциональной окраски.
Период воспитания от 3 до 6 лет отличается тем, что ребенок во всем пытается подражать своим родителям, быть таким же. Дети копируют речь, движения, привычки. Так же дети обращают внимания на поступки взрослых. В этот период родители должны переосмыслить свое поведение, чтобы подать ребенку наилучший пример.
Период воспитания школьников характерен активным участием не только родителей, но и педагогов в их жизни. В это время наилучшее понимание окружающего мира до детей приходит через игры. У детей этого возраста очень развито воображение, и они верят в реальность воображаемых событий. Взаимодействие ребенка с педагогом позволяет научиться общению в коллективе. Так же в этот период в детей вкладывается экологическое воспитание, то есть бережное отношение к природе и окружающей среде. При выборе развития ребенка в какой-либо сфере нужно учитывать его интересы, увлечения, склонности, его мнение .
Каждая семья сама выбирает какой стиль для воспитания ребенка выбрать, но во всем должен быть баланс, уважение друг к другу, нельзя постоянно оскорблять ребенка и унижать, но также нельзя уделять чрезмерное внимание и давать полную свободу ребенку. Взрослые должны учитывать все интересы и мнение ребенка, а он в свою очередь будет уважать взрослых и прислушиваться к ним.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров – СПб. : Питер, 2011 – 400 с.
2. Андреева Т.В. Психология семьи / Т. В. Андреева. – СПб. : Питер, 2013. – 336 с.
3. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро – и патопсихологии. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
4. Бойченко Я. С. Мотивация в структуре психологической культуры и ее влияние на развитие молодежи / Я. С. Бойченко // Физическое воспитание студентов – 2012. – № 2. – С. 8-13.
5. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
6. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
8. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста / О.О. Гонина. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 272 с.
9. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии, 1992. – № 3 - 4. – С. 14 - 19.
10. Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 168 с.
11. Коломийченко Л.В. Программа формирования психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. – Добрянка, 2004. – 211 с.
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2007. – 232 с.
13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
14. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – 2 - е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
15. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен : учебн. пособ. – М., 2006. – 117 с.
16. Селина В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : дис. … канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2009. – 210 с.
17. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики детско-родительских отношений / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 14 – 17.
18. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1995. – 245 с.