Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Работа №78937

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы47
Год сдачи2021
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База: МБДОУ «Детский сад №150 общеразвивающего вида» (г. Кемерово).
Выборка исследования. В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 6,9 лет (10 мальчиков и 10 девочек).
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
1. Теоретические подходы к проблеме развития эмпатии у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Психологическая сущность эмпатии 6
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 10
2. Эмпирическое исследование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1. Анализ результатов изучения эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 17
2.2. Развивающая программа «Радуга» с использованием арт-терапии по развитии эмпатии детей старшего дошкольного возраста 25
2.3. Анализ результатов исследования 31
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 1. Методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Эмпатия» 40
Приложение 2. Методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Моделирование эмоциональных состояний» 41
Приложение 3. Вопросы диагностической беседы 44
Приложение 4. Результаты констатирующего этапа 45
Приложение 5. Результаты контрольного этапа 47

Важность процесса развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте не вызывает сомнений в логике социально-нравственного развития ребенка и в ходе его социализации. Проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям дошкольного возраста, так как именно в этом периоде ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Объект исследования – эмпатия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить развитие эмпатии у детей дошкольного возраста на примере старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть психологическую сущность эмпатии.
2. Определить уровни развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать развивающую программу по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
4. Проверить в ходе исследования эффективность развития эмпатии средствами арт-терапии
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста можно повысить, если применять средства арт-терапевтического воздействия.
Методологическую основу исследования составили:
- подходы к трактовке понятия «эмпатия» – К. Изард, А.Н. Лук и др.;
- подходы к возрастным особенностям проявления эмпатии в дошкольном детстве – Т.А. Репина, Т.И. Тимофеева и др.;
- подходы к выбору средств и методов развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста – О.В. Гордеева, А.Д. Кошелева и др.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование; методы математической статистики.
Методики исследования: В определения уровней развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста использованы методики: Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Эмпатия», Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Моделирование эмоциональных состояний».
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе психолого-педагогической литературы по проблеме развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организации по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
Первый этап (апрель-май 2021 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (сентябрь 2021 года – октябрь 2021 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялся сбор экспериментальных данных. Далее была разработана и апробирована система работы по эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Третий этап (октябрь 2021 года) заключительно-обобщающий – обработка экспериментальных данных, их интерпретация, формулировка выводов по результатам проведенного исследования. Оформление результатов исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №150 общеразвивающего вида» (г. Кемерово). В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 6,9 лет (10 мальчиков и 10 девочек).
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ психологических особенностей дошкольников позволяет нам утверждать, что дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом для нравственного и эмоционального развития, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятным для формирования навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В этом возрасте особое значение имеют нравственные мотивы поведения, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с пониманием эмоциональной сферы окружающих и усвоением нравственных норм, правил поведения.
Анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что эмпатия является важнейшим фактором нравственного и духовного развития детей дошкольного возраста. Эмпатия способствует развитию межличностных познаний и отношений, позволяет оказывать поддержку друг другу, учит детей сопереживать, сочувствовать. Она предполагает эмоциональное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития эмпатии в связи с тем, что в эмоциональной сфере детей происходит целый ряд серьезных изменений. Установление иерархии мотивов в старшем дошкольном возрасте приводит к появлению устойчивых сопереживаний, которые относятся не к сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам, что позволяет наполнять деятельность смыслом.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы с 20 детьми старшего дошкольного возраста было организовано и проведено исследование.
Анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что у детей старшего дошкольного возраста в основном на среднем (12 (60%) дошкольников) и низком (4 (20%) дошкольников) уровнях развита эмпатия и эмоциональная сфера.
На формирующем этапе была реализована развивающая программа «Радуга», направленная на развитие эмпатии старших дошкольников средствами арт-терапии. Структурно программа представлена 18 занятиями по 25 минут каждое. Помимо изодеятельности на развивающих занятий были использованы и другие арт-терапевтические методы и приемы. На занятиях старшим дошкольниками предоставлялась возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. Дети задавали вопросы педагогу, друг другу, обогащалась их речь, и активизировался словарный запас. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулировала положительную мотивацию у ребенка, вызывала радостное настроение, не утомляла. Специальные приемы и упражнения, включенные в занятие, позволяли целенаправленно развивать у детей умение сопереживать, высказывать слова благодарности, сочувствия и т.д.
Результаты контрольного этапа исследования позволили выявить положительную динамику в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. На контрольном этапе по результатам применения трех диагностических методик не выявлено старших дошкольников с низким уровнем развития эмпатии.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства. – 2-е изд. [Текст] / В. В. Абраменкова. – Москва: ПЕР СЭ, 2016. – 432 с.
2. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – Санкт-Петербург: ДОРВАЛЬ, 2017. – 96 с.
3. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. – 2-е изд. [Текст] / В. Н. Белкина. – Ярославль: ЯГПУ, 2015. – 249 с.
4. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2018. – №2. – С. 63-69.
5. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе [Текст] / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 38–47.
6. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Вилюнас. – Москва: Изд-во Моск. ун- та, 2012. – 142 с.
7. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях [Текст] // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. – Москва: Изд-во МГУ, 2010. – 587 с.
8. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я. Гозман. – Москва: Изд-во Моск. ун- та, 2017. – 176 с.
9. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2019. – №2. – С. 137-149.
10. Долгова, В. И. Эмпатия и коммуникативная компетентность [Текст] / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. – Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2017. – 253 c.
11. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 521 с.
12. Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Б. И. Изотова, Е. В. Никифирова. – Москва: ТЦ Сфера. 2015. – 165 с.
13. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – Москва: Издат. центр «Академия», 2017. – 176 с.
14. Лабунская, В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – 3-е изд. [Текст] / В. А. Лабунская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 608 с.
15. Лук, А .Н. Эмоции и личность [Текст] / А. Н. Лук. – Москва: АСТ, 2019. – 455 с.
16. Массен, П. Развитие личности ребенка [Текст] / Пер. с англ. / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон – Москва: Прогресс, 2014. – 272 с.
17. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. М. Миланич. – Москва: АСТ, 2015. – 274 с.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва: АСТ, 2016 – 471 с.
19. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст] / Н. Ньюкомб. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 640 с.
20. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва: Академия, 2017. – 324 с.
21. Орлов, А. Б. Феномены эмпатии и конгруэнтность [Текст] / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии, 2019. – С. 46–51.
22. Путляева, Л. В. О функциях эмоций в мыслительных процессах [Текст] / Л. В. Путляева // Вопросы психологии. – 2015. – С. 28-35.
23. Репина, Т. А. Развитие чувств в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Репина // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 41-46.
24. Роджерс, К. Клиентцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии [Текст] / К. Роджерс // Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – С. 48–58.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Эксмо, 2013. – 720 с.
26. Симонов, П. В. Мозговые механизмы эмоций [Текст] / П. В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. – 2018. – № 2. – С. 320-328.
27. Тимофеева, Т. И. Онтогенез эмоций [Текст] / Т. И. Тимофеева // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 52-55.
28. Ульянова, И. В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций дошкольников: монография [Текст] / И. В. Ульянова. – Москва: РосНОУ, 2015. – 416 с.
29. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Москва: Академия, 2009. – 368 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст]. – М.: Просвещение, 2016.– 50 с.
31. Шадриков, В. Д. Происхождение человечности: учеб. пособие [Текст] / В. Д. Шадриков. – Москва: Логос, 2017. – 296 с.
32. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека [Текст] / А. М. Щетинина // Вопросы психологии. – 2018. – №3. – С. 61-66.
33. Хомская, Е. Д. Мозг и эмоции [Текст] / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 356 с.
34. Юрчик, Р. О. Эмоциональная сфера дошкольников [Текст] / Р. О. Юрчик // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 124-131.
35. Юсупов, И. М. Психология эмпатии [Текст] / И. М. Юсупов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016 . – 652 с.
36. Яковлева, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Н. Г. Яковлева // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 36-42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ