Введение 3
1.Общие основы организации противодействия преступности 5
1.1 Определение термина «противодействие преступности» 5
1.2 Этапы и виды противодействия преступности 8
2. Порядок организации деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности 12
2.1 Основные направления предупредительной деятельности органов внутренних дел 12
2.2 Проблемы и пути укрепления взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в целях противодействия преступности 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Предупреждение преступлений – одна из важнейших задач правоохранительных органов. Однако, несмотря на ее значимость и важность, реализация данной задачи сталкивается с рядом проблем. На сегодняшний день нет комплексного подхода к организации предупредительной деятельности, отсутствует единая система, нет эффективного взаимодействия между различными подразделениями правоохранительных органов и гражданами. Не задействованы в должной степени партии, общественные организации, трудовые коллективы.
Итак, актуальность исследования деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности очевидна и обоснована. Комплексный и системный подход позволит обеспечить благополучное социальное и экономическое развитие страны, политическую стабильность. Сегодня требуется грамотное распределение функциональных обязанностей в целях формирования эффективной предупредительной деятельности, необходимо также привлекать трудовые коллективы и граждан в работе по предупреждению преступлений.
Степень разработанности темы исследования. Вопросам по предупреждению преступлений на протяжении многих лет уделялось существенное внимание. В советское время было выполнено много научных работ и монографий по данной теме, в современной практике данным вопросам уделяется гораздо меньше внимания, не учитывается опыт советского времени. Среди основных ученых можно отметить А.И. Алексеева, М.М. Бабаева, А.И. Гурова, Г.В. Дашкова, B.C. Устинова и других.
Объектом исследования является деятельность правоохранительных органов по предупреждению преступности.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие деятельность правоохранительных органов по предупреждению преступности.
Целью курсовой работы стала разработка рекомендаций по совершенствованию работы правоохранительных органов в целях предупреждения преступности.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. определить термин «противодействие преступности»;
2. изучить этапы и виды противодействия преступности;
3. проанализировать основные направления противодействия преступности;
4. исследовать проблемы предупреждения преступлений в России;
5. определить направления совершенствования предупредительной деятельности правоохранительных органов в России.
Для написания работы были использованы метод описания, сравнения, наблюдения, синтеза, метод научного познания и другие.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Первая глава содержит в себе определение термина «противодействие преступности», раскрывает этапы и виды противодействия преступности. Во второй главе проанализированы основные аспекты и направления деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности. В данной главе также рассмотрены рекомендации по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в целях предупреждения преступлений.
Под противодействием преступности необходимо понимать ряд целенаправленных мер уполномоченных органов в целях предотвращения преступлений, повышение эффективности мер расследования и раскрытия преступлений. Система противодействия преступности организована на системном и комплексном применении мер по предотвращению возникновения преступлений, снижения риска наступления того или преступления, улучшения криминогенной обстановки в стране.
Профилактика преступлений должна носить комплексный характер, необходимо использовать различные методы и методики работы с потенциально опасными группами лиц. Крайне важно, чтобы профилактика преступлений осуществлялась комплексно, путем взаимодействия различных уполномоченных лиц, правоохранительных органов, трудовых коллективов и отдельных граждан. В отдельных случаях должна осуществляться индивидуальная работа путем убеждения и воспитания должного уровня правосознания среди граждан.
Ведущая роль в части предупреждения преступлений отводится органам внутренних дел. Невозможно разрабатывать и внедрять программы противодействия и профилактики преступности, не зная причин и условий совершения преступлений. Органы ОВД собирают и систематизируют сведения о преступности, факторах, на нее повлиявших, исследуют причины, условия и последствия. Полученный материал детально обрабатывается, выявляются потенциально опасные группы лиц. Методом убеждения, проведения бесед осуществляется ряд предупредительных мер. Немаловажную роль в работе ОВД играет взаимодействие с другими органами государственной власти, трудовыми коллективами, общественными организациями. Важную роль играет обращение сотрудников ОВД к населению о воспитании должного уровня правосознания. Принимаются и разрабатываются общественные программы в целях организации предупредительных мер по борьбе с преступностью. В последнее время также активно применяются средств цифровизации и информатизации, различные технические средства в целях предупреждения преступлений. Одной из инновационных мер также является участие сотрудников ОВД при разработке правовых актов. Знание причин и особенностей совершения преступлений способствует формированию более точных законодательных актов. Все это повышает эффективность деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений.
Стратегический анализ правоохранительной сферы показывает, что оптимальной модели взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в России пока не создано. Однако именно наличие эффективного механизма взаимодействия позволит эффективный механизм предупреждения преступности. Организация профилактических мер и предупредительной деятельности только со стороны правоохранительных органов не даст должного эффекта, необходимо формировать высокий уровень правосознания граждан, где каждый участник осознает степень своей ответственности за содеянное. В перспективе может быть сформирована стратегия взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества на основе всенародного обсуждения, учета инициатив граждан и организаций. Это поднимет авторитет правоохранительных органов и будет способствовать достижению партнерских отношений, профилактике преступлений.
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст.4398.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [в редакции от 28.06.2021 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14 ФЗ [в редакции от 09.03.2021 года] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 10.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ [в редакции от 01.07.2021 года] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
5 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22 ноября 2001 г. № 174-ФЗ [в редакции от 01.07.2021 года] // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.
6 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 № 182-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 26. – Ст.3851.
7 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ [в редакции от 06.02.2020 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011 г. — №7. —Ст. 900
8 О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [в редакции от 01.07.2021 года] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №30. – Ст. 3031
9 О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ [в редакции от 26.05.2021 года]// Собрание законодательства РФ. – 2006. – №11. – Ст. 1146
10 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ [в редакции от 26.05.2021 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008 г. – № 52 (часть I). – Ст. 6228
Монографии, учебники, учебные пособия
11 Башкатов, Л. Д. Криминология/ Л.Д. Башкатов. - М.: Юридический центр, 2020. – 272 c.
12 Белоносов, В. О. Российский уголовный процесс / В.О. Белоносов, И.В. Чернышева. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2018. — 480 c.
13 Иншаков, С. М. Криминология. Учебник / С.М. Иншаков. - М.: Юриспруденция, 2019. – 203 c.
14 Никодимов, И.Ю. Криминология. Учебное пособие для бакалавров. — М.: Юрайт, 2019. – 182 с.
Статьи, научные публикации
15 Аникин, В.Н. Проблемы и пути укрепления взаимодействия полиции и гражданского общества в России на основе стратегического анализа правоохранительной сферы / А.Н. Аникин // Актуальные проблемы взаимодействия государства и гражданского общества: сб. науч. статей – Санкт-Петербург,2021. – С. 192–197
16 Акимов, В.Г. Основные направления предупредительной деятельности органов внутренних дел / В.Г. Акимов // Вестник московского университета МВД России. – 2018. – №1. – С. 184–187
17 Долгополов, А.А. О криминологической характеристике преступлений / А.А. Долгополов // Институциональные преобразования в России: сб. науч. статей. – Краснодар,2019. – С. 182-185
18 Диваева, И.Р. Применение специально криминологических мер в предупредительной деятельности органов внутренних дел / И.Р. Диваева // Актуальные проблемы государства и общества. – 2020. – №1. – с. 246–250
19 Прокудина, Е.С. Проблемы внедрения результатов криминологических исследований в практику предупреждения преступлений / Е.С. Прокудина // Вестник Луганской Академии внутренних дел. – 2019. – №1. – С. 158–170
20 Саидахмедова, Г. Р. Противодействие преступности: к вопросу об определении термина / Г. Р. Саидахмедова // Молодой ученый. – 2020. – № 5 (295).
21 Тимко, С.А. О сущности понятия «противодействие преступности» / С.А. Тимко // Юрист-Правовед. – 2018. – №1. – С. 6–11
22 Якушин, В.А. Проблемы предупреждения преступности в России / ВА. Якушин // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2019. – №2. – С. 13–19