Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Правовые и организационные аспекты охраны особо важных объектов в Российской Федерации в современный период………………..6
1.1. Понятие охраняемых объектов. Правовое регулирование организации охраны и обороны особо важных объектов………………………6
1.2. Организация и тактика действий ОВД по охране и обороне особо важных объектов………………………………………………………………….8
Глава 2. Охрана особо важных государственных и режимных объектов войсками национальной гвардии Российской Федерации……………….15
2.1. Войска национальной гвардии: общая характеристика…………...15
2.2. Организационные аспекты охраны особо важных объектов войсками национальной гвардии……………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованных источников………………………………………26
Приложения…………………………………………………………………….28
Актуальность исследования. К сожалению, при использовании понятия «охраняемый объект» и классификации таких объектов также имеют место разночтения.
В контексте темы нашего исследования, под охраняемым объектом мы будем понимать здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, подлежащие защите от противоправных посягательств. Перечень важных объектов составляется в МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов Российской Федерации, согласовывается с территориальными органами ФСБ России. Перечень объектов, которые берутся под охрану и оборону (усиливается охрана), не должен превышать возможности органа внутренних дел по выделению сил и средств для выполнения этой задачи. При этом утверждению перечня должны предшествовать оценка и обоснование необходимости включения в него того или иного объекта.
Значение надежной охраны важных объектов определяется самим статусом этих объектов. Обеспечить надежную охрану важных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций можно только тогда, когда эта деятельность определенным образом организована, т.е. обладает свойством внутренней упорядоченности, согласованности и целесообразного взаимодействия составляющих ее процессов и действий.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в результате организации и охраны и обороны особо важных объектов.
Предмет исследования – организация охраны и обороны особо важных объектов.
Цель исследования заключается в анализе организации охраны и обороны особо важных объектов.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие охраняемых объектов, правовое регулирование организации охраны и обороны особо важных объектов;
2) проанализировать организацию и тактику действий ОВД по охране и обороне особо важных объектов;
3) охарактеризовать войска национальной гвардии;
4) проанализировать организационные аспекты охраны особо важных объектов войсками национальной гвардии.
Методологической основой исследования послужили базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессы развития и качественных изменений рассматриваемых общественных отношений, а также совокупность специальных методов исследования: формально-логического, системно-структурного, исторического, сравнительно-правового, социологического, статистического.
Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция РФ, отечественное законодательство, нормативные правовые акты федеральных, региональных органов власти; научная литература, в которой анализируются и комментируются законодательство и законопроекты.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка используемых источников и приложений.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы.
Составляющей государственной охраны является деятельность по защите охраняемых объектов, к которым Закон о госохране относит здания, строения, сооружения (в том числе отдельные помещения), прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения, сооружения и земельные участки, предоставленные органам государственной охраны (ст. 1 Закона о госохране).
Вместе с тем законодательством определены объекты, которые также подлежат охране исключительно силами государства. Ранее обозначавшиеся термином «объекты, подлежащие государственной охране», в настоящее время они приведены в перечне объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»). В частности, это объекты федеральных государственных органов, дипломатических представительств, аэропорты, федеральные музеи, объекты электроэнергетики и другие (приложение 1 к данному Постановлению).
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации»).
Защита охраняемых объектов, в первую очередь объектов государственной собственности, от противоправных посягательств возложена также на государственную ведомственную охрану, право на создание которой имеют определенные федеральные органы исполнительной власти, иные федеральные государственные органы и организации (ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Постановление Правительства РФ от 12.07.2000 № 514 «Об организации ведомственной охраны»). Как правило, подразделение ведомственной охраны создается в форме федерального государственного унитарного предприятия, имеющего территориальные подразделения - филиалы.
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
3. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, № 11, ст. 1146.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900
Монографии, брошюры, статьи, выступления
5. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - Т. 17. - 505 с.
6. Воронков Л.Ю. Тактико-специальная подготовка: учебное пособие / Л.Ю. Воронков, С.И. Муфаздалов, А.Б. Смушкин. — 2-е изд., стер. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. — 254 с.
7. Плохих Г.И. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие / Г.И. Плохих; Юго-Зап. Гос. ун-т. Курск, с. 350.
8. Семенцов В.А. Правоохранительные органы РФ: Курс лекций. М., 2010. – 207 с.
9. Шагов А.Е. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации: вопросы дисциплины и правопорядка. / А.Е. Шагов, О.В. Григорьев. - Пермь: ИП Сигитов Т.М, 2016. - 236 с
Периодические издания
10. Маркелова Ю. В. Национальная гвардия в РФ: оценка законопроекта. / Ю.В. Маркелова // Научный журнал ОСТ. - 2017. - № 124. - С. 81.
11. Отческая Т.И., Ульянов А.А. Правовые и организационные аспекты охраны особо важных объектов в Российской Федерации в современный период // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2012, № 2. С. 14 – 17.