Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование системы мерчандайзинга розничного торгового предприятия

Работа №78824

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

маркетинг

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы мерчандайзинга розничного
торгового предприятия 6
1.1. Сущность, цели и роль мерчандайзинга в работе розничного торгового предприятия 6
1.2. Инструменты мерчандайзинга в работе розничного торгового предприятия 12
1.3. Специфика системы мерчандайзинга в магазинах розничного формата 24
Глава 2. Оценка системы мерчандайзинга розничного торгового
предприятия ООО «Бахетле 1» 36
2.1. Общая характеристика розничного торгового предприятия ООО «Бахетле 1» 36
2.2. Характеристика товарного ассортимента розничного торгового
предприятия ООО «Бахетле 1» 47
2.3. Анализ системы мерчандайзинга розничного торгового предприятия
ООО «Бахетле 1» 58
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы мерчандайзинга розничного торгового предприятия ООО «Бахетле 1» 71
3.1. Направления совершенствования системы мерчандайзинга розничного торгового предприятия ООО «Бахетле 1» 71
3.2. Экономическое обоснование предложенных рекомендаций по
совершенствованию системы мерчандайзинга розничного торгового предприятия ООО «Бахетле 1» 82
Заключение 93
Список литературы 100
Приложения

Динамичное развивающийся розничный рынок стимулирует торговые предприятия к применению различных маркетинговых приемов, способствующих увеличению продажи товаров. Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющий эффективно организовать продажу товаров, является мерчандайзинг.
Мерчандайзинг ( англ. "merchandising"- "искусство торговать") - это система мероприятий, проводимых в торговом предприятии, направленных на обеспечение удобства и выгоды совершения покупки покупателями. То есть товар в магазине должен быть выставлен так, чтобы продажа была возможна без участия или с минимальным участием продавца-консультанта.
Актуальность данной работы в том, что на протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, что в связи с повышением уровня конкуренции предприятию с целью сохранения своей позиции необходимо представить, максимально удобно, востребованный товар потребителю, а также простимулировать импульсные покупки с целью получения прибыли.
Казалось, сделано все: создана марка, вещь оптимально соответствует критерию «цена — качество», готова упаковка, разработаны методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению. Однако остается еще один последний шанс выделить свой товар и, соответственно, заставить его лучше продаваться или продаваться вообще. Эта работа в системе маркетинговых коммуникаций и называется мерчандайзингом, то есть продвижением торговых марок в розничной сети. Уровень технической оснащенности предприятия, квалификации персонала, грамотное формирование ассортимента товаров и обеспечение оптимальных товарных запасов определяет эффективность реализации продукции, обуславливает возможность ритмичности ее продажи с заданными потребительскими свойствами. В связи с этим выбор темы дипломной работы весьма актуален на сегодняшний день.
Теоретической и методической основой выпускной квалификационной работы является отечественная и зарубежная литература по предметам товароведения, коммерции, маркетинга, мерчандайзинга, экономического анализа, товарной политики предприятия. Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению мерчандайзинга, трудов по данному вопросу в отечественной науке достаточно мало.
Степень изученности данного исследования представлена в трудах следующих авторов: Альбеков А.У.; Белявский И.К.; Берман Б.; Братин Л.А.; Виноградова С.Н.; Канаян Р.; Ким Д.; Парамонова Т.Н.; Савин В.И.; Щур Д.Л. и др.
В работе использовались аналитический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный методы, а также методы сравнения, обобщения и систематизации.
Объектом данной работы является розничное торговое предприятие ООО «Бахетле 1».
Предметом данной работы является организация системы мерчандайзинга розничного торгового предприятия.
Целью данной работы является анализ системы мерчандайзинга розничного торгового предприятия ООО «Бахетле 1» и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
В связи с данной целью поставлены задачи:
- определить сущность, цель и роль мерчандайзинга в розничном торговом предприятии;
- рассмотреть инструменты мерчандайзинга в розничном торговом предприятии;
- определить специфику системы мерчандайзинга в магазинах розничного формата;
- провести анализ организации системы мерчандайзинга в
супермаркете ООО «Бахетле 1»;
- представить пути совершенствования системы мерчандайзинга в супермаркете ООО «Бахетле 1».
Структура работы соответствует логике поставленных целей и задач и состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. При написании работы были использованы: периодические издания, нормативно - правовые акты, научная литература, методическая литература, электронный ресурс, а также первичные документы исследуемого предприятия ООО «Бахетле 1» за 2014-2016 годы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мерчандайзинг - комплекс правил и мероприятий торгового маркетинга, способствующих стимулированию розничных продаж через привлечение внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж за счет соблюдения определенных правил и стандартов выкладки. Исследования подтверждают, что организация, используя розничный мерчандайзинг, может повысить свои продажи на 10 - 15% минимум.
Для того чтобы торговое пространство работало на продажу продукции, его нужно грамотно организовать. В этом и заключается визуальный мерчандайзинг.
Цели мерчандайзинга:
- сориентировать клиента на покупку товара;
- сформирование лояльное отношение потребителей к торговому предприятию, марке товара или к конкретному производителю;
- повысить уровень продаж;
- обеспечить продвижение товара в розничной торговле.
Задачи мерчандайзинга:
- правильный мерчандайзинг должен информировать потенциальных клиентов о месте, где размещен товар;
- подробно охарактеризовать стоимость и качества предлагаемого товара;
- убедить клиента в неотложном совершении покупки;
- привлекать внимание клиентов к месту размещения товара;
- управлять продажами, совершать дополнительные инвестиции;
- поддерживать позицию бренда в случае активных действий конкурентов;
- влиять на поведение клиентов и повышать среднюю сумму покупки.
Роль мерчандайзинга в современной розничной торговле становится все значительнее. Значимость данной сферы усиливают следующие процессы. Во-первых, появление все большего числа крупных торговых сетей, которые работают на основе самообслуживания, во вторых, усиление конкуренции за потенциальных покупателей между фирмами.
Основными приемами мерчандайзинга являются:
1. « Правило золотого треугольника» ( вход - витрина с самым продаваемым товаром ( обычно повседневного спроса) - касса).
2. «Фокусный пункт» ( товар должен быть расположен по центру витрины со смещением вправо).
3. «Движение глаз» ( правый верхний угол - далее перемещение зигзагом справа налево и сверху вниз).
4. «Визуальное восприятие» ( информация воспринимается более осознанно в пространстве, которое находится в 30 градусах от точки, где сфокусирован взгляд потребителя).
5. «Обратные часы» ( 80% покупателей движутся по торговому залу против часовой стрелки, обходя его по внешнему периметру).
Усилить намерение покупателя к совершению покупки поможет располагающая, приятная торговая обстановка: правильная цветовая гамма интерьера, легкая музыка, освещение, запахи, ассоциирующиеся с тем или иным продуктом и стимулирующие эмоциональное состояние.
Основными видами мерчандайзинга являются категорийный, визуальный, визитный, совмещенный, эксклюзивный, коммуникативный.
Для реализации системы мерчандайзинга используют инструменты мерчандайзинга, которые выделяют в три группы:
- зФск-сопйо! — контроль запасов;
- зрасе-тападетеп! — эффективное расположение товаров;
- POS-design — эффективная презентация товара.
Различают вертикальную, горизонтальную и комбинированную выкладку товаров, причем вертикальная выкладка пользуется большей популярностью. Вертикальный способ выкладки используется, в основном, в крупных супермаркетах и гипермаркетах, так как необходимо большое полочное пространство, а горизонтальный - в небольших супермаркетах и магазинах формата «у дома». Также существуют: фронтальная, декоративная выкладки и метод «упаковка с лотком».
В зависимости от формата магазина система мерчандайзнига будет различаться. Так, в магазинах самообслуживания при размещении товаров необходимо соблюдать следующие правила: в непосредственной близости от входа размещают товары частого спроса; с правой стороны, учитывая привычку покупателей к правостороннему движению, размещают товары, объем продажи которых хотят увеличить, а с левой стороны (в направлении к выходу) — товары повышенного спроса. В середине торгового зала размещают товары достаточного ассортимента.
В больших супермаркетах и гипермаркетах основными покупательскими потребностями являются: широкий выбор товара, комплексность покупки (купить все и сразу) и обязательно - комфорт и приятные эмоции. Обязательным является обеспечение широких основных проходов (2,5-2,7 м.), дающих возможность разъехаться 2м тележкам.
Основная задача мерчандайзинга небольшого супермаркета «у дома» - помочь покупателю быстро найти все самое необходимое, и в тоже время почувствовать себя «как дома». Ширина центральных проходов не меньше
1,4 метра.
Объектом нашего исследования является розничное торговое предприятие ООО «Бахетле 1», расположенное по адресу: г. Казань, ул. Московская 2. Целью работы - анализ системы мерчандайзинга розничного торгового предприятия ООО «Бахетле 1» и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Торговая сеть «Бахетле» является региональной сетью магазинов по продаже продовольственных, сопутствующих товаров и алкогольной продукции. 46% в объеме товарооборота составляет готовая пища, с большим спросом на нее - более 1200 наименований.
Годовая выручка компании « Бахетле» составляет около 16 миллиардов рублей за 2016 гг. ООО «Бахетле 1» использующее заемный капитал, имеет высокий финансовый потенциал своего развития за счет формирования дополнительного объема активов и возможности прироста рентабельности деятельности, однако генерирует финансовый риск и угрозу банкротства за счет высокого удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала.
Формат работы сети магазинов ООО «Бахетле» осуществляется как «Премиум класс», который предназначен для населения с уровнем доходов «средний» и «выше среднего». В магазине представлено следующее соотношение товаров: бакалея и напитки - 13%; 30% - молочная продукция; 17% - гастрономическая продукция; 16% - мясные изделия; 24% - овощи, фрукты. Наибольшая доля в выручке принадлежит продукции собственного производства - 40,27%.
На основании результатов АВС - анализа можно сделать следующие выводы: собственное производство, молочная продукция, мясная продукция, фрукты и овощи, акционные спиртные напитки и пиво - данные товарные категории должны подвергаться более тщательному учету и более частой инвентаризации, более часто и внимательнее контролируется своевременное пополнение этих запасов. На данную группу должны быть выделены максимальные инвестиции.
В группу В вошли кондитерские изделия (привозные), рыба и консервы, а также табачные изделия. Инвестиции в данную группу не значительны и необходимы только для поддержания существующего уровня. Однако, стоит обратить внимание на кондитерскую продукцию - стоит убрать из реализации привозные изделия, которые схожи по составу с изделиями собственного производства, так как покупатели в итоге останавливают выбор на продукции собственного производства.
В группу С входят такие товарные категории как: чай, кофе, крупы, специи, масла, диетические продукты и бытовая химия. Именно в этих отделах очень мало внимания уделяется визуальному мерчандайзингу. Поэтому наши рекомендации будут направлены, в первую очередь, на данные товарные категории.
В целом в исследуемом нами супермаркете ООО «Бахетле 1» эффективно используются приемы мерчандайзинга. Супермаркет ООО «Бахетле 1» обладает собственными фирменным стилем, который поддерживается как во внешнем оформлении, так и непосредственно в торговом зале. Интерьерной особенностью торгового зала является нелинейное построение торгового пространства - система гастрономических бутиков - shop-in-shop. Однако не в полной мере соблюдаются приемы визуального мерчандайзинга.
В ходе исследования супермаркета ООО «Бахетле 1» были выявлены некоторые недостатки: узкие проходы между стеллажами, акционный товар лежит на разных полках одной витрины, не все отделы соответствуют концепции shop-in-shop, недостаточное освещение некоторых отделов, а также слишком близкое расположение кассовых узлов к торговому оборудованию у запасного выхода.
Выкладку товара осуществляют мерчандайзеры от поставщиков и непосредственно продавцы - консультанты. Поэтому, чтобы выкладка товара осуществлялась более грамотно, а также с учетом интересов, в первую очередь, супермаркета, а не поставщика мы предлагаем внедрить стандарты мерчанайзинга ( мерчандайзинг - бук), которые разрабатываются специалистами, а реализовать их смогут обычные продавцы - консультанты.
Также предлагается во входной зоне увеличить количество POS- материалов и организовать тематические выкладки с представлением товаров, вошедших в группу С и сопутствующих товаров, пользующихся большим спросом у покупателей.
Для того, чтобы сгладить недостатки планировки « решетка» и увеличить проходы между стеллажами, а также торговым оборудованием и кассами - мы убираем кассы у запасного выхода, тем самым освобождая место для стеллажа с хлебобулочными изделиями, который следует разместить по периметру у стены. К летнему сезону необходимо подготовить мобильный стеллаж на котором будет все необходимое для приготовления шашлыка и некоторые другие товары для пикника.
Для того чтобы устранить недостатки освещения некоторых товарных групп необходимо оптимально выделить зону при помощи светодиодных потолочных светильников с направленным светом.
Отдел с диетической продукцией, которая также входит в группу С, и товары для здорового питания следует оформлять с использованием стеллажей из дерева, использовать зеленый цвет в оформлении и, учитывая последние тенденции в потребительском предпочтении, повысить потребительский спрос на товары применив вывеску « organic».
Необходимо стараться использовать необычное (тематическое) оформление витрин, например, объемную выкладку плодоовощной продукции. Для того, чтобы зона алкоголя выглядела более эстетичной и профессионально активной предлагается разместить указатели стран и декоративные деревянные бочки для акционных товаров.
Чтобы повысить продажи в магазине с помощью музыки в звуковой ряд выгодно включать оповещение о собственных акциях, новинках, поздравления к праздникам и просто забавные реплики, способные повысить настроение покупателей.
С учетом ожидаемого прироста прибыли на 13% предложенные нами мероприятия можно считать эффективными: (3418259 руб. * 13%) / 330326 = 1,35. Так как коэффициент эффективности больше единицы, можно сказать, что внедрение наших рекомендаций даст положительный результат.
Окупаемость предложенных мероприятий составит: (330326 / ( 3418259 + 3418259*0,13)) * 183 дня = 15,64. Таким образом, наши мероприятия окупятся за счет чистой прибыли в течение половины месяца.
Итак, наши рекомендации были связаны, в основном, с применением методов визуального мерчандайзинга: они способствуют стимулированию роста объемов продаж посредством эффективной презентации товара в отделах с продукцией, которая приносила меньшую долю прибыли, без помощи специального персонала. Мы постарались усовершенствовать выкладку товара и организацию торгового пространства таким образом, чтобы торговый зал превратился в привлекательную и приятную для покупателя среду, побуждающую его совершать покупки, что особенно важно для сегмента премиум класса. Таким образом, все вышеприведенные рекомендации будут способствовать привлечению покупателя, благоприятно влиять на формирование атмосферы магазина и поддерживать статус супермаркета ООО « Бахетле 1».



1. Альбеков, А.У. Экономика коммерческого предприятия: Учебное пособие» / А.У. Альбеков, С.А. Согомонян - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 196 с.
2. Арустамов, Э.А. Оборудование предприятий (торговли): учеб. пособие / Э.А. Арустамов. - М.: Издательский Дом «Дашков и КО», 2015. - 451 с.
3. Белявский И.К. Основы коммерции: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет. - М.: МЭСИ, 2014.-129с.
4. Берман, Б., Розничная торговля: стратегический подход: пер. с
англ. / Б. Берман, Р.Дж. Эванс. - 8-е изд. - М.: Издательский дом
«Вильямс», 2016. - 1184 с.
5. Братин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. / Л.А.Братин, Данько. - М.: Дело, 2013. - 560 с.
6. Веллхофф А., Жан-Эмиль Массон, Мерчандайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями — М.: Издательский Дом Гребенникова, 2014. —280 с..
7. Виноградова, С.Н. и др. Коммерческая деятельность / С.Н. Виноградова. - Мн.: Вышэйшая школа, 2013. - 352 с.
8. Галун Д.А. Визуальный мерчандайзинг на раз-два-три-четыре- пять — СПб.: Питер, 2013. — 125 с.
9. Гузелевич Н. Мерчандайзинг: практика эффективных продаж / Гузелевич Н. - Минск : Изд-во Гревцова, 2014. - 192 с.
10. Захарченко Н.П. Сэмплинг и внутримагазинная информация как инструменты мерчандайзинга / Н.П. Захарченко, Н. Г. Захарченко, Е. В. Колесникова / Изд-во: Белгородский университет кооперации, экономики иправа (Белгород), ISSN: 2223-5639, 2016. - 290 с.
11. Канаян, К. Мерчендайзинг / К. Канаян, Р. Канаян. - М.: РИП холдинг, 2012. - 236 с.
12. Клочкова Н.С. Мерчандайзинг : учеб.-практ. пособие / Клочкова Н. С, Логинова Е. Ю., Якорева А. С. - М. : Дашков и К, 2014. - 268 с.
13. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов /А. В. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 304 с.
14. Котлер, Ф. Маркетинг XXI века / Ф. Котлер: перевод с англ. под ред. Т.Р. Тэор. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. - 432 с.
15. Мельник И.М. Мерчандайзинг : учеб. пособ. / Мельник I. М., Хомяк Ю. М. - К. : Знания, 2015. - 309 с.
16. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности торговых организаций. Маркетинг в России и за рубежом/ Т.И Николаева - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2013. - 211 с.
17. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / Ф.Г. Панкратов, Р.К. Серегина. - М.: Маркетинг, 2013. - 579 с.
18. Парамонова, Т.Н. Маркетинг в розничной торговле: учебн-практ. пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк; под общ. редакцией Т.Н. Парамоновой. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2014. - 224 с.
19. Парамонова Т.Н., Блинов И.А., Рамазанов И. А., Мерчандайзинг: Учебное пособие. - 4-е изд., Изд.: КНОРУС 2013. - 144 с.
20. Савин, В.И. Супермаркет: практическое пособие/ В.И. Савин. М.:ДИС,2014.- 191с.
21. Синяева И.М. Маркетинг торговли: Учебник/ И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев.- М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014.-752с.
22. Снегирева В.В. Книга мерчандайзера / Снегирева В.В. - СПб. : Питер, 2013. - 384 с.
23. Сысоева С. В. Большая книга директора магазина / Сысоева С. В., Шаг Г. Г. - СПб. : Питер, 2015. - 432 с.
24. Таборова Л.Г. Умный мерчандайзинг. М.: «Дашков и К», 2014. 160 с.
25. Тарасова, Е. Е. Оценка качества торгового обслуживания в предприятиях розничной торговли потребительской кооперации : теория и практика : монография / Е. Е. Тарасова, Д. В. Кадацкая. - Белгород : Изд-во БУКЭП, 2015. - 197 с.
26. Черноносова, Н. В. Мерчендайзинг в системе приоритетных направлений повышения эффективности деятельности предприятий розничной торговли: автореф. дис.... канд.экон.наук / Н.В. Черноносова; Российский ун-т кооперации. - Москва, 2012. - 27 с.
27. Щур, Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля: монография / Д.Л. Щур, М.В. Труханович. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2013. - 800 с.
28. Барвашов, Я. Выбираем помещение для магазина / Я. Барвашов // Свой бизнес. - 2015. - №10 (15). - 58 с.
29. Ерохина, Л. Товары - по местам! / Л. Ерохина // Свой бизнес. 2013. - №4. - 298 с.
30. Канунников С. Коммерция по ту сторону рынка // Новости торговли. - 2013. - № 1 - 2. - 118 с.
31. Лаптев, А.А. Современные тенденции в управлении маркетинговыми коммуникациями/ А.А. Лаптев, Л.Б. Нюренбергер, К.А. Лиханов // Российское предпринимательство. - 2014. - № 24. - 106 с.
32. Нагребельная А. Торговля становится ароматной / Нагребельная А. // Торговый эксперт. - 2016. - № 11. - 57 с.
33. Червак Г. Мерчандайзинг: искусство тореадора. журнала "Новый маркетинг"/ Червак Г., Бондарчук В., Синило Л. - К. : Изд-во Алексея Капусты, 2013. - 306 с.
34. Чкалова О. Организация размещения и выкладки товаров как составная часть управления торговым предприятием // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 3. - 67 с.
35. Богачева, Е. Мерчендайзинг освещения [Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.e-xecutive.ru. - 56 с.
36. Богачева, Е. Расстановка оборудования [Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.merchbook.com. - 176с.
37. Визуальный мерчандайзинг. Секреты эффективного
представления товаров [Электронный ресурс]. - Доступ:
http://www.iworld.ru. - 214c.
38. Гришкова, Н. Мерчендайзинг: управление торговлей
[Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.hr-portal.ru. - 327с.
39. Зарецкая, Е.Н. Основные инструменты мерчендайзинга [Электронный ресурс]. - Доступ: http://psyfactor.org. - 123с.
40. Канаян К, Канаян Р. Применение совместной выкладки товара
«Искусство компоновки» [Электронный ресурс]. - Доступ:
http//www/usconsult/ru - 119 с.
41. Камнева, А.С. Основные виды мерчендайзинга [Электронный ресурс]. - Доступ: http://sibac.info/index.php. - 96 с.
42. Ким, Д. Управление товарными категориями [Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.worklib.ru. - 317с.
43. Макашов Д. Мерчандайзинг - искусство сбыта товара. [Электронный ресурс]. - Доступ: //www.seminars.ru.- 12 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ