РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ АПК РЕГИОНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА 6
1.1. Сущность и необходимость государственной поддержки АПК 6
1.2. Направления, формы и методы государственной поддержки АПК.... 13
1.3. Зарубежный опыт государственной поддержки АПК 23
2. АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ
АПК РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) 32
2.1. Состояние и тенденции развития АПК в Республике Татарстан 32
2.2. Бюджетное финансирование сельскохозяйственного производства в
регионе 40
2.3. Оценка эффективности государственной поддержки АПК в регионе.. 52
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 59
3.1. Пути оптимизации механизма субсидирования АПК в Республике
Татарстан 59
3.2. Повышение эффективности целевых программ развития АПК в
регионе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА 6
1.1. Сущность и необходимость государственной поддержки АПК 6
1.2. Направления, формы и методы государственной поддержки АПК.... 13
1.3. Зарубежный опыт государственной поддержки АПК 23
2. АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ
АПК РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) 32
2.1. Состояние и тенденции развития АПК в Республике Татарстан 32
2.2. Бюджетное финансирование сельскохозяйственного производства в
регионе 40
2.3. Оценка эффективности государственной поддержки АПК в регионе.. 52
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 59
3.1. Пути оптимизации механизма субсидирования АПК в Республике
Татарстан 59
3.2. Повышение эффективности целевых программ развития АПК в
регионе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Переход на устойчивое развитие аграрного сектора экономики России не представляется возможным без усиления роли государственной поддержки этой стратегической отрасли национальной экономики. В рыночных условиях, как демонстрируют экономическая теория и практика, сельскохозяйственное производство является наиболее подверженным отрицательным последствиям всевозможного спектра дестабилизирующих факторов. В этой связи усилие регулирующего воздействия федеральных и региональных органов государственного управления на развитие сельскохозяйственной отрасли становится объективной потребностью.
Проведение целого ряда фундаментальных реформ в аграрном секторе экономики Российской Федерации привело к заметным преобразованиям экономических отношений в сельском хозяйстве, становлению рыночных форм и методов ведения производственной деятельности. Базисом данных преобразований послужила глубинная трансформация собственности на средства производства. На месте долгое время действовавших организационно-правовых форм образовались новые формы. Их
многообразие способствовало значительному влиянию на развитие аграрного производства. Наряду с этим, либерализация экономической сферы страны, как правило, нерациональная поспешность в проведении реформ основных сфер агропромышленного комплекса, отсутствие четко выработанной стратегии и адаптационных мероприятий, катастрофическое снижение государственной поддержки спровоцировали глубокий системный кризис в аграрном секторе и социальной сфере сельской местности. Несбалансированность цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию все еще остается основным фактором, тормозящим развитие агропромышленного производства и уменьшающим прибыльность в отрасли. Соотношение индексов промышленного и сельскохозяйственного производства за годы рыночных преобразований также формируется не в пользу сельскохозяйственной отрасли.
Важнейшая задача агропродовольственной политики государства заключается в формировании развитого конкурентоспособного агропромышленного сектора, формирующего продовольственную безопасность государства, увеличивающего экспорт разнообразных видов агропродовольственной продукции.
Вместе с тем реализуемые в последние годы в регионах России регулирующие влияния на производство и сбыт продовольственных товаров имеют фрагментарный характер, недостаточно эффективны и не способствуют достижению желаемых результатов. Чрезвычайно сложные проблемы региональной агропродовольственной политики, реализуемой в условиях трансформации экономической системы и общества, истолковывается недостатком практического опыта, слабой научной проработкой, преобладанием политических конъюнктурных стремлений. В связи с этим проблемы стратегического развития регионального сельского хозяйства должны рассматриваться комплексно, с рассмотрением аграрной политики, динамики доходов сельского населения, развития инфраструктуры рынка, совершенствования государственного управления продовольственным рынком. Именно этими обстоятельствами во многом обуславливается необходимость экономических исследований, которые позволили бы сформировать адекватную новым экономическим реалиям региональную агропродовольственную политику, являющуюся отражением методов и подходов воздействия на сельскохозяйственный сектор экономики региона.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ роли государственной поддержки в развитии АПК региона.
Объектом исследования является агропромышленный комплекс Республики Татарстан.
государственная поддержка развития агропромышленного комплекса на региональном уровне.
В первой главе исследованы теоретические основы государственной поддержки агропромышленного комплекса региона, определена сущность и необходимость государственной поддержки АПК; выявлены направления, формы и методы государственной поддержки АПК, изучен зарубежный опыт государственной поддержки АПК.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ роли государственной поддержки в развитии АПК региона (на примере Республики Татарстан), исследовано современное состояние и тенденции развития АПК в Республике Татарстан, оценено бюджетное финансирование сельскохозяйственного производства в регионе, проведена оценка эффективности государственной поддержки АПК в регионе.
В третьей главе дипломного исследования выявлены основные направления совершенствования государственной поддержки развития АПК в Республике Татарстан, определены пути оптимизации механизма субсидирования АПК в Республике Татарстан, предложены меры по повышению эффективности целевых программ развития АПК в регионе.
Информационно-аналитической базой исследования послужили отчетные данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а также данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
Проведение целого ряда фундаментальных реформ в аграрном секторе экономики Российской Федерации привело к заметным преобразованиям экономических отношений в сельском хозяйстве, становлению рыночных форм и методов ведения производственной деятельности. Базисом данных преобразований послужила глубинная трансформация собственности на средства производства. На месте долгое время действовавших организационно-правовых форм образовались новые формы. Их
многообразие способствовало значительному влиянию на развитие аграрного производства. Наряду с этим, либерализация экономической сферы страны, как правило, нерациональная поспешность в проведении реформ основных сфер агропромышленного комплекса, отсутствие четко выработанной стратегии и адаптационных мероприятий, катастрофическое снижение государственной поддержки спровоцировали глубокий системный кризис в аграрном секторе и социальной сфере сельской местности. Несбалансированность цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию все еще остается основным фактором, тормозящим развитие агропромышленного производства и уменьшающим прибыльность в отрасли. Соотношение индексов промышленного и сельскохозяйственного производства за годы рыночных преобразований также формируется не в пользу сельскохозяйственной отрасли.
Важнейшая задача агропродовольственной политики государства заключается в формировании развитого конкурентоспособного агропромышленного сектора, формирующего продовольственную безопасность государства, увеличивающего экспорт разнообразных видов агропродовольственной продукции.
Вместе с тем реализуемые в последние годы в регионах России регулирующие влияния на производство и сбыт продовольственных товаров имеют фрагментарный характер, недостаточно эффективны и не способствуют достижению желаемых результатов. Чрезвычайно сложные проблемы региональной агропродовольственной политики, реализуемой в условиях трансформации экономической системы и общества, истолковывается недостатком практического опыта, слабой научной проработкой, преобладанием политических конъюнктурных стремлений. В связи с этим проблемы стратегического развития регионального сельского хозяйства должны рассматриваться комплексно, с рассмотрением аграрной политики, динамики доходов сельского населения, развития инфраструктуры рынка, совершенствования государственного управления продовольственным рынком. Именно этими обстоятельствами во многом обуславливается необходимость экономических исследований, которые позволили бы сформировать адекватную новым экономическим реалиям региональную агропродовольственную политику, являющуюся отражением методов и подходов воздействия на сельскохозяйственный сектор экономики региона.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ роли государственной поддержки в развитии АПК региона.
Объектом исследования является агропромышленный комплекс Республики Татарстан.
государственная поддержка развития агропромышленного комплекса на региональном уровне.
В первой главе исследованы теоретические основы государственной поддержки агропромышленного комплекса региона, определена сущность и необходимость государственной поддержки АПК; выявлены направления, формы и методы государственной поддержки АПК, изучен зарубежный опыт государственной поддержки АПК.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ роли государственной поддержки в развитии АПК региона (на примере Республики Татарстан), исследовано современное состояние и тенденции развития АПК в Республике Татарстан, оценено бюджетное финансирование сельскохозяйственного производства в регионе, проведена оценка эффективности государственной поддержки АПК в регионе.
В третьей главе дипломного исследования выявлены основные направления совершенствования государственной поддержки развития АПК в Республике Татарстан, определены пути оптимизации механизма субсидирования АПК в Республике Татарстан, предложены меры по повышению эффективности целевых программ развития АПК в регионе.
Информационно-аналитической базой исследования послужили отчетные данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а также данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
Проведенное исследование роли государственной поддержки в развитии агропромышленного комплекса Республики Татарстан позволяется сделать следующие выводы и рекомендации.
Необходимость всемерного внимания к аграрному сектору высказывают многие ученые-экономисты. Бесконтрольное действие рыночного механизма оказало бы разрушительное воздействие на весь АПК, на производство и потребление продуктов питания и сырья для переработки. Поэтому главную роль в поддержке аграрного сектора должно играть государство, применяя при этом рычаги, выработанные теорией и практикой рыночной экономики, так как сельское хозяйство - одна из наиболее специфических отраслей экономики.
Для последующего развития рассматриваемой системы, прежде всего, необходим анализ общих проблем, при решении которых могут быть найдены как новые формы государственной поддержки и регулирования сельского хозяйства, так и направления рационализации существующих. Особого внимания, по нашему мнению, требует региональный уровень, где функции государственного воздействия имеют непосредственную реализацию и дополнение со стороны субъектов Российской Федерации. В то же время в условиях дальнейшего разграничения полномочий центра и регионов рассматриваемые функции приобретают все большее самостоятельное значение, позволяя адаптировать общую систему государственной поддержки аграрного производства к местным особенностям.
Исследование зарубежного опыта показало, что ЕС и США имеют наиболее схожую систему государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства. Аграрный сектор ЕС активнее защищается от импорта, интенсивно поддерживается экспорт сельхозпродукции, большие расходы направляются на поддержание цен, тогда как в США большее значение отводится прямым платежам. Современная система государственного регулирования аграрного сектора Китая находится на стадии формирования и приспособления в условиях жесткой конкуренции со стороны США и ЕС. Важно отметить, что Китай, США и страны ЕС, являясь участниками ВТО, большое внимание уделяют финансированию экологических программ и развитию рыночной и производственной инфраструктуры. Это позволяет оказывать масштабную поддержку отечественным фермерам данных государств, обходя запреты ВТО (особенно в США) и обеспечивая преимущества их сельского хозяйства, что является показателем проведения взвешенной и продуманной аграрной политики, позволяющей конкурировать на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать высокоэффективное сельскохозяйственное производство.
Проведенное исследование современного экономического состояния сельскохозяйственной отрасли в Республике Татарстан показало, что сельское хозяйство в регионе находится в благоприятных экономических условиях, выражающихся в имеющихся в достаточном количестве финансовых ресурсов у региона, позволяющих в полном объеме финансировать отрасль, что отражается на показателях деятельности сельскохозяйственного производства. Так, по итогам 2016 года объем валовой продукции сельского хозяйства в Республике Татарстан достиг 238,6 млрд. рублей, что больше показателя 2014 года на 28,3%. С каждым годом, за исключением засушливых периодов, в особенности 2010 г., растет урожайность сельскохозяйственных культур. Большое внимание региональные власти в процессе управления развитием сельского хозяйства уделяют развитию инфрастуктуры в сельской местности, поддержке молодых семей и малых форм хозяйствования на селе.
Бюджетное финансирование сельскохозяйственного производства является одним из важнейших приоритетов региональной экономической политики. Так, в 2014-2016 гг. удельный вес сельского хозяйства в расходах регионального бюджета составляет около 3%. Вместе с этим, государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в анализируемом периоде имеет неустойчивую тенденцию. Так, в 2014 г. объем финансирования сельского хозяйства из республиканского бюджета составил 6,2 млрд. рублей, в 2015 году данный показатель вырос до 7,1 млрд. рублей, а в 2016 году снизился до 6,1 млрд. рублей. Основными направлениями бюджетного финансирования отрасли в 2014-2016 гг. являются субсидирование технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства (30,8% расходов на поддержку сельского хозяйства в регионе), а также субсидирование оказания несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства (18,5% расходов на поддержку регионального сельскохозяйственного производства в Республике Татарстан в 2014-2016 гг.).
Проведенная оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Татарстан показала, что показатель эффективности государственной поддержки отрасли (прирост товарной продукции на 1 рубль, выделенный из бюджета) сократился на 6,1% - и в 2016 году составил 1,08, в то время как за 2015 год - 1,15. В целом за анализируемый период был получен прирост товарной продукции, равный 11,8%, однако эффективность государственной поддержки составила 1,11.
Сохраняется ряд проблем, связанных с недостаточной эффективностью поддержки малых форм хозяйствования на селе и обеспечение помощи со стороны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в области доступа предприятий малого бизнеса на продовольственные рынки региона. Кроме этого, политика в области импортозамещения отечественным продовольствием в регионе недостаточно результативна и не носит комплексный характер.
В выпускной квалификационной работе были изучены основные направления совершенствования государственной поддержки развития АПК в Республике Татарстан.
В качестве комплекса мер, способствующих оптимизации и повышению эффективности субсидирования сельского хозяйства в Республике Татарстан предлагаются следующие:
- необходимо обеспечение формирования в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ широкой информационной базы по вопросам расходования государственных субсидий по направлениям государственной поддержки сельского хозяйства в разрезе муниципальных районов и сельхозорганизаций.
- в целях обеспечения прозрачности распределения и использования бюджетных средств, следует создать специальный раздел на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ.
- следует сформировать гибкий механизм субсидирования закупки сельскохозяйственной техники в Республике Татарстан.
- следует внедрить в практику деятельности сельскохозяйственных
организаций в Республике Татарстан кратко-, средне-, долгосрочное планирование и прогнозирование финансово-производственной деятельности, что позволит более точно определять потребности предприятия в государственных субсидиях.
Кроме этого в работе предложен также комплекс мер по оптимизации целевых программ в области развития сельского хозяйства региона, что позволит существенным образом повысить эффективность реализации целевых программ развития АПК в Республике Татарстан, и будет способствовать сбалансированному развитию отрасли в перспективе.
Необходимость всемерного внимания к аграрному сектору высказывают многие ученые-экономисты. Бесконтрольное действие рыночного механизма оказало бы разрушительное воздействие на весь АПК, на производство и потребление продуктов питания и сырья для переработки. Поэтому главную роль в поддержке аграрного сектора должно играть государство, применяя при этом рычаги, выработанные теорией и практикой рыночной экономики, так как сельское хозяйство - одна из наиболее специфических отраслей экономики.
Для последующего развития рассматриваемой системы, прежде всего, необходим анализ общих проблем, при решении которых могут быть найдены как новые формы государственной поддержки и регулирования сельского хозяйства, так и направления рационализации существующих. Особого внимания, по нашему мнению, требует региональный уровень, где функции государственного воздействия имеют непосредственную реализацию и дополнение со стороны субъектов Российской Федерации. В то же время в условиях дальнейшего разграничения полномочий центра и регионов рассматриваемые функции приобретают все большее самостоятельное значение, позволяя адаптировать общую систему государственной поддержки аграрного производства к местным особенностям.
Исследование зарубежного опыта показало, что ЕС и США имеют наиболее схожую систему государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства. Аграрный сектор ЕС активнее защищается от импорта, интенсивно поддерживается экспорт сельхозпродукции, большие расходы направляются на поддержание цен, тогда как в США большее значение отводится прямым платежам. Современная система государственного регулирования аграрного сектора Китая находится на стадии формирования и приспособления в условиях жесткой конкуренции со стороны США и ЕС. Важно отметить, что Китай, США и страны ЕС, являясь участниками ВТО, большое внимание уделяют финансированию экологических программ и развитию рыночной и производственной инфраструктуры. Это позволяет оказывать масштабную поддержку отечественным фермерам данных государств, обходя запреты ВТО (особенно в США) и обеспечивая преимущества их сельского хозяйства, что является показателем проведения взвешенной и продуманной аграрной политики, позволяющей конкурировать на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать высокоэффективное сельскохозяйственное производство.
Проведенное исследование современного экономического состояния сельскохозяйственной отрасли в Республике Татарстан показало, что сельское хозяйство в регионе находится в благоприятных экономических условиях, выражающихся в имеющихся в достаточном количестве финансовых ресурсов у региона, позволяющих в полном объеме финансировать отрасль, что отражается на показателях деятельности сельскохозяйственного производства. Так, по итогам 2016 года объем валовой продукции сельского хозяйства в Республике Татарстан достиг 238,6 млрд. рублей, что больше показателя 2014 года на 28,3%. С каждым годом, за исключением засушливых периодов, в особенности 2010 г., растет урожайность сельскохозяйственных культур. Большое внимание региональные власти в процессе управления развитием сельского хозяйства уделяют развитию инфрастуктуры в сельской местности, поддержке молодых семей и малых форм хозяйствования на селе.
Бюджетное финансирование сельскохозяйственного производства является одним из важнейших приоритетов региональной экономической политики. Так, в 2014-2016 гг. удельный вес сельского хозяйства в расходах регионального бюджета составляет около 3%. Вместе с этим, государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в анализируемом периоде имеет неустойчивую тенденцию. Так, в 2014 г. объем финансирования сельского хозяйства из республиканского бюджета составил 6,2 млрд. рублей, в 2015 году данный показатель вырос до 7,1 млрд. рублей, а в 2016 году снизился до 6,1 млрд. рублей. Основными направлениями бюджетного финансирования отрасли в 2014-2016 гг. являются субсидирование технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства (30,8% расходов на поддержку сельского хозяйства в регионе), а также субсидирование оказания несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства (18,5% расходов на поддержку регионального сельскохозяйственного производства в Республике Татарстан в 2014-2016 гг.).
Проведенная оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Татарстан показала, что показатель эффективности государственной поддержки отрасли (прирост товарной продукции на 1 рубль, выделенный из бюджета) сократился на 6,1% - и в 2016 году составил 1,08, в то время как за 2015 год - 1,15. В целом за анализируемый период был получен прирост товарной продукции, равный 11,8%, однако эффективность государственной поддержки составила 1,11.
Сохраняется ряд проблем, связанных с недостаточной эффективностью поддержки малых форм хозяйствования на селе и обеспечение помощи со стороны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в области доступа предприятий малого бизнеса на продовольственные рынки региона. Кроме этого, политика в области импортозамещения отечественным продовольствием в регионе недостаточно результативна и не носит комплексный характер.
В выпускной квалификационной работе были изучены основные направления совершенствования государственной поддержки развития АПК в Республике Татарстан.
В качестве комплекса мер, способствующих оптимизации и повышению эффективности субсидирования сельского хозяйства в Республике Татарстан предлагаются следующие:
- необходимо обеспечение формирования в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ широкой информационной базы по вопросам расходования государственных субсидий по направлениям государственной поддержки сельского хозяйства в разрезе муниципальных районов и сельхозорганизаций.
- в целях обеспечения прозрачности распределения и использования бюджетных средств, следует создать специальный раздел на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ.
- следует сформировать гибкий механизм субсидирования закупки сельскохозяйственной техники в Республике Татарстан.
- следует внедрить в практику деятельности сельскохозяйственных
организаций в Республике Татарстан кратко-, средне-, долгосрочное планирование и прогнозирование финансово-производственной деятельности, что позволит более точно определять потребности предприятия в государственных субсидиях.
Кроме этого в работе предложен также комплекс мер по оптимизации целевых программ в области развития сельского хозяйства региона, что позволит существенным образом повысить эффективность реализации целевых программ развития АПК в Республике Татарстан, и будет способствовать сбалансированному развитию отрасли в перспективе.
Подобные работы
- СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Современные тенденции и пути развития агропромышленного комплекса Республики Хакасия
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (на материалах Ставропольского края)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ
АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне с учетом международного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Агропромышленный комплекс Красноярского края: анализ состояния отрасли и государственная поддержка
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СУБСИДИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ»)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АПК РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Стратегическое управление региональным аграрно—промышленным комплексом
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



