Трудовой потенциал региона (на примере Республики Татарстан)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.1. Сущность трудовых ресурсов региона и регионального трудового
потенциала
1.2. Инструменты и подходы к управлению трудовым потенциалом
региона
1.3. Методы оценки эффективности использования трудового потенциала
региона
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 37
2.1. Оценка трудового потенциала экономики Республики Татарстан 37
2.2. Анализ эффективности использования трудового потенциала в региональной экономике 46
2.3. Проблемы развития трудового потенциала в Республике Татарстан...56
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 65
3.1. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в Республике Татарстан для различных отраслей экономики.. .65
3.2. Перспективы развития человеческого капитала в РТ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.1. Сущность трудовых ресурсов региона и регионального трудового
потенциала
1.2. Инструменты и подходы к управлению трудовым потенциалом
региона
1.3. Методы оценки эффективности использования трудового потенциала
региона
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 37
2.1. Оценка трудового потенциала экономики Республики Татарстан 37
2.2. Анализ эффективности использования трудового потенциала в региональной экономике 46
2.3. Проблемы развития трудового потенциала в Республике Татарстан...56
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 65
3.1. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в Республике Татарстан для различных отраслей экономики.. .65
3.2. Перспективы развития человеческого капитала в РТ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глубокие трансформационные процессы, затронувшие все составляющие регионального хозяйства, требуют переосмысления роли и функций регионального управления социально-трудовой сферой, выработки новой концепции ее эффективного управления. Мировой опыт показывает, что в деятельности цивилизованных государств происходит существенное перераспределение функций, переосмысление приоритетов государственного управления на всех его уровнях. Главный субъект управления делегирует многие распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие, финансово-экономические функции разным субъектам управления. Тем самым государство высвобождает свои ресурсы для решения наукоемких, творческих и трудозатратных работ: информационно-аналитических,
стратегических.
Состояние и эффективность использования трудового потенциала общества предопределяют возможности его социально-экономического роста. Недостаточная адекватность существующей в нашем государстве системы управления привела к тому, что действия главного субъекта управления носят спонтанный характер, и управляемость социально-экономическими процессами региона резко снизилась.
Являясь своеобразной «узловой» точкой, регион несет двойное (собственно региональное и федеральное) бремя ответственности за обеспечение оптимальных условий развития человеческих ресурсов, сбалансированности рабочих мест и рабочей силы. Высокая эффективность управления на региональном уровне может быть достигнута за счет приближенности субъекта управления к объекту. Сам объект управления гораздо менее громоздкий относительно государства в целом (географическая разбросанность, демографическая емкость). Это позволяет более эффективно реализовывать все функции управления (организация, планирование и контроль), определять цели и задачи, разрабатывать прогнозы, реагировать на изменения и принимать оперативные управленческие решения.
Впервые научная мысль обратила свое внимание к потенциальным возможностям региональной экономики в рамках общей экономической теории во второй половине XVIII в. В течение последующего времени развивались такие направления регионологии как «экономико-географическое», локационное (размещенческое). Концепции, ориентированные на разработку механизмов решения социально-экономических проблем регионального развития, стали преобладать к концу ХХ в.
С начала 90-х гг., с переходом на курс рыночной трансформации российской экономики, проблемы региональной экономики в различных ее аспектах стали предметом дискуссии в отечественной специальной научной литературе и в периодической печати.
Несмотря на обильность и разнообразие исследований, современные требования к трудовому потенциалу, диктуемые новыми экономическими условиями развития страны, дают почву для новых научных исследований с различных позиций. Нет работ в комплексе рассматривающих все самые важные аспекты управления трудовым потенциалом именно на региональном уровне.
Целью работы является исследование регионального трудового потенциала и определение перспектив его дальнейшего развития. Задачи работы:
1. Раскрыть теоретические основы трудового потенциала региона
2. Проанализировать трудовой потенциал Республики Татарстан
3. Выявить основные направления повышения эффективности использования трудового потенциала в Республике Татарстан.
Объектом исследования выступает трудовой потенциал региона (на примере Республики Татарстан)
Предметом исследования выступают механизмы оценки и управления региональным трудовым потенциалом в ресурсном обеспечении развития экономики региона.
Теоретико-методологической базой исследования явились концептуальные положения региональной экономической теории, экономики труда в части разработки механизмов формирования и эффективного функционирования рынка рабочей силы, основ государственного социального управления, изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Информационно-эмпирической базой явились: официальные статистические и аналитические материалы отчетности министерств РО, данные Госкомстатов РФ и РО, факты и сведения из публикаций в научной литературе и периодической печати.
В рамках общего системно-функционального подхода к исследованию проблемы применялись различные частные методы: экономико-статистических группировок, сравнительного анализа, индикаторов макро- и мезоэкономической динамики, схематической и графической интерпретации.
Концепция дипломного исследования базируется на применении принципов комплексного исследования региона, как относительно самостоятельной мезоуровневой подсистемы в составе хозяйства страны, и обосновании системной модели управления его трудовым потенциалом, обеспечивающей высокую эффективность его формирования и использования в рамках ресурсного обеспечения развития региона.
Структура работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы трудовых ресурсов региона и регионального трудового потенциала, инструменты и подходы к управлению трудовым потенциалом региона, методы оценки эффективности использования трудового потенциала региона.
Во второй главе отражены факторы, влияющие на трудовой потенциал и трудовые ресурсы, занятость населения и уровень безработицы, выявлены проблемы развития трудового потенциала в Республике Татарстан.
В третье главе предложены пути совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в Республике Татарстан для различных отраслей экономики, перспективы развития человеческого потенциала в РТ
стратегических.
Состояние и эффективность использования трудового потенциала общества предопределяют возможности его социально-экономического роста. Недостаточная адекватность существующей в нашем государстве системы управления привела к тому, что действия главного субъекта управления носят спонтанный характер, и управляемость социально-экономическими процессами региона резко снизилась.
Являясь своеобразной «узловой» точкой, регион несет двойное (собственно региональное и федеральное) бремя ответственности за обеспечение оптимальных условий развития человеческих ресурсов, сбалансированности рабочих мест и рабочей силы. Высокая эффективность управления на региональном уровне может быть достигнута за счет приближенности субъекта управления к объекту. Сам объект управления гораздо менее громоздкий относительно государства в целом (географическая разбросанность, демографическая емкость). Это позволяет более эффективно реализовывать все функции управления (организация, планирование и контроль), определять цели и задачи, разрабатывать прогнозы, реагировать на изменения и принимать оперативные управленческие решения.
Впервые научная мысль обратила свое внимание к потенциальным возможностям региональной экономики в рамках общей экономической теории во второй половине XVIII в. В течение последующего времени развивались такие направления регионологии как «экономико-географическое», локационное (размещенческое). Концепции, ориентированные на разработку механизмов решения социально-экономических проблем регионального развития, стали преобладать к концу ХХ в.
С начала 90-х гг., с переходом на курс рыночной трансформации российской экономики, проблемы региональной экономики в различных ее аспектах стали предметом дискуссии в отечественной специальной научной литературе и в периодической печати.
Несмотря на обильность и разнообразие исследований, современные требования к трудовому потенциалу, диктуемые новыми экономическими условиями развития страны, дают почву для новых научных исследований с различных позиций. Нет работ в комплексе рассматривающих все самые важные аспекты управления трудовым потенциалом именно на региональном уровне.
Целью работы является исследование регионального трудового потенциала и определение перспектив его дальнейшего развития. Задачи работы:
1. Раскрыть теоретические основы трудового потенциала региона
2. Проанализировать трудовой потенциал Республики Татарстан
3. Выявить основные направления повышения эффективности использования трудового потенциала в Республике Татарстан.
Объектом исследования выступает трудовой потенциал региона (на примере Республики Татарстан)
Предметом исследования выступают механизмы оценки и управления региональным трудовым потенциалом в ресурсном обеспечении развития экономики региона.
Теоретико-методологической базой исследования явились концептуальные положения региональной экономической теории, экономики труда в части разработки механизмов формирования и эффективного функционирования рынка рабочей силы, основ государственного социального управления, изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Информационно-эмпирической базой явились: официальные статистические и аналитические материалы отчетности министерств РО, данные Госкомстатов РФ и РО, факты и сведения из публикаций в научной литературе и периодической печати.
В рамках общего системно-функционального подхода к исследованию проблемы применялись различные частные методы: экономико-статистических группировок, сравнительного анализа, индикаторов макро- и мезоэкономической динамики, схематической и графической интерпретации.
Концепция дипломного исследования базируется на применении принципов комплексного исследования региона, как относительно самостоятельной мезоуровневой подсистемы в составе хозяйства страны, и обосновании системной модели управления его трудовым потенциалом, обеспечивающей высокую эффективность его формирования и использования в рамках ресурсного обеспечения развития региона.
Структура работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы трудовых ресурсов региона и регионального трудового потенциала, инструменты и подходы к управлению трудовым потенциалом региона, методы оценки эффективности использования трудового потенциала региона.
Во второй главе отражены факторы, влияющие на трудовой потенциал и трудовые ресурсы, занятость населения и уровень безработицы, выявлены проблемы развития трудового потенциала в Республике Татарстан.
В третье главе предложены пути совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в Республике Татарстан для различных отраслей экономики, перспективы развития человеческого потенциала в РТ
Понятия «трудовой потенциал» и «трудовые ресурсы» различаются в современном толковании по методу их расчета как физической величины. В первом случае характеристика основывается на измерении количественных сторон, а во втором на него накладываются качественные параметры. Выявление последних в практике управления во многом затруднительно. Само текущее управление, а также прогнозирование этих характеристик имеет реальное значение прежде всего на региональном уровне и непосредственно связано с оценкой трудообеспеченности работниками требующейся квалификации регионального развития. При сложившейся неустойчивости основополагающих параметров, формирующих результативные показатели потенциала труда, корректность оценок проблематична. В этих условиях в хозяйственной практике целесообразно использование нового показателя - «трудовой потенциал региона», включающий население в трудоспособном возрасте с характеристикой профессионального составляющего по критериям квалификации и специализации.
Данный показатель как подсистема экономического потенциала региона, представляет его социально-экономическую форму, в рамках которой происходит становление и функционирование личного фактора в региональном развитии. Определяющими факторами эффективности использования трудового потенциала региона являются: -развитие инфраструктуры территориального рынка труда, -повышения уровня занятости и уменьшения безработицы, -технологическое и инновационное совершенствование трудового процесса, -обеспечение непосредственной обусловленности оплаты труда от результата с учетом его сложности.
Вывод по 1 главе:
Проведенный в дипломе анализ некоторых теоретических воззрений позволил сформулировать отдельные выводы, определяющие мобильность работника. Помимо заработной платы существует ряд других факторов, воздействующих на предложение рабочей силы: естественный прирост населения, научно-технический прогресс, экономический кризис и т.д. Поэтому заработная плата не является единственным и решающим мотивом предложения труда. Анализируя взаимосвязь уровня заработной платы и динамики предложения рабочей силы следует учитывать, что рост заработной платы в рыночной экономике ограничивается целым рядом факторов, что значительно снижает эффект ее воздействия на рынок труда.
Вывод по 2 главе:
Исследование динамики основных демографических показателей, формирующих трудовой потенциал Республики Татарстан показало, что на 2016 год наблюдается сдержанный рост показателей уровня жизни населения, показатели денежных доходов на душу населения увеличились, увеличилась средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство.
Также стоит отметить, что в последние годы в республике Татарстан снижается уровень безработицы. Исследование основных параметров возрастной структуры занятых в экономике позволило установить сравнительную стабильность в группах более старших возрастов; более молодые проявляют большую подвижность в поисках трудовой деятельности. Этой спецификой обуславливается необходимость дифференциации подходов к решению проблем трудовой занятости в Республике Татарстан.
Вывод по 3 главе:
Сохранение курса на экономическое развитие в условиях ожидаемого сокращения численности населения и, следовательно, трудоспособной его части, возможно лишь при активизации человеческого фактора и более полного использования трудового потенциала каждого территориального образования. На региональном уровне управления неизбежным становится:
- повышение внимания к активизации человеческого фактора на основе экономического и духовного стимулирования населения его ориентации на экономические и социальные приоритетные сферы деятельности;
- ориентация на повышение территориального трудового потенциала как более устойчивого фактора роста валового регионального продукта;
- усиление мотивации к труду и повышению квалификационного уровня у трудоспособного населения;
- последовательно реализовать принцип оценки стимулирования и
обеспечения ответственности руководящих структур региона по критерию улучшения жизни населения.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что рынок труда в Республике Татарстан в настоящее время характеризуется качественными диспропорциями между спросом и предложением рабочей силы, старением персонала на предприятиях реального сектора экономики, дефицитом квалифицированных рабочих и специалистов по отдельным профессиям. Увеличение доли старших возрастных групп в численности трудоспособного населения может отразиться на способности рабочей силы воспринимать требования высоких технологий в разных секторах экономики.
Также стоит отметить, что в связи с этим наряду с последовательной реализацией государственных программ, направленных на решение проблем занятости населения в целом, необходимо предусмотреть механизмы противодействия дискриминации на рынке труда социально уязвимых групп населения.
Уровень безработицы не критичен и имеет положительную тенденцию к снижению. Реализацию конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы должна обеспечиваться деятельностью органов исполнительной власти Республики Татарстан, направленной на повышение качества и доступности государственных услуг в сфере занятости, повышение эффективности содействия трудоустройству граждан, ищущих работу, содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, а также на реализацию мер социальной поддержки безработных граждан. Комплекс реализуемых мер позволит достичь снижения уровня регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда. Одним из направлений работы должно стать снижение доли молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в числе безработных граждан.
Подготовка и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности.
Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы, а руководству республики нужно создать климат, благоприятствующий обучению.
Накопление человеческого капитала в Республике Татарстан предшествует экономическому росту и служит основой для экономического роста. Процесс накопления человеческого капитала представляет собой инвестиции в образование и профессиональную подготовку. Инвестиции в образование являются инструментом, влияющим на трудовые доходы жизненного цикла людей. Степень накопления человеческого капитала варьируется культурой, страной, регионом проживания носителя человеческого капитала. Человеческий капитал может накапливаться до выхода человека на пенсию. Накопление человеческого капитала, являясь эндогенным, отвечает на стимулы, связанные с изменением технологических знаний. Накопление человеческого капитала эндогенно стремится к нулю за некоторое время до выхода на пенсию. Пожилые работники имеют низкую мотивацию к профессиональной подготовке (переподготовке).
Данный показатель как подсистема экономического потенциала региона, представляет его социально-экономическую форму, в рамках которой происходит становление и функционирование личного фактора в региональном развитии. Определяющими факторами эффективности использования трудового потенциала региона являются: -развитие инфраструктуры территориального рынка труда, -повышения уровня занятости и уменьшения безработицы, -технологическое и инновационное совершенствование трудового процесса, -обеспечение непосредственной обусловленности оплаты труда от результата с учетом его сложности.
Вывод по 1 главе:
Проведенный в дипломе анализ некоторых теоретических воззрений позволил сформулировать отдельные выводы, определяющие мобильность работника. Помимо заработной платы существует ряд других факторов, воздействующих на предложение рабочей силы: естественный прирост населения, научно-технический прогресс, экономический кризис и т.д. Поэтому заработная плата не является единственным и решающим мотивом предложения труда. Анализируя взаимосвязь уровня заработной платы и динамики предложения рабочей силы следует учитывать, что рост заработной платы в рыночной экономике ограничивается целым рядом факторов, что значительно снижает эффект ее воздействия на рынок труда.
Вывод по 2 главе:
Исследование динамики основных демографических показателей, формирующих трудовой потенциал Республики Татарстан показало, что на 2016 год наблюдается сдержанный рост показателей уровня жизни населения, показатели денежных доходов на душу населения увеличились, увеличилась средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство.
Также стоит отметить, что в последние годы в республике Татарстан снижается уровень безработицы. Исследование основных параметров возрастной структуры занятых в экономике позволило установить сравнительную стабильность в группах более старших возрастов; более молодые проявляют большую подвижность в поисках трудовой деятельности. Этой спецификой обуславливается необходимость дифференциации подходов к решению проблем трудовой занятости в Республике Татарстан.
Вывод по 3 главе:
Сохранение курса на экономическое развитие в условиях ожидаемого сокращения численности населения и, следовательно, трудоспособной его части, возможно лишь при активизации человеческого фактора и более полного использования трудового потенциала каждого территориального образования. На региональном уровне управления неизбежным становится:
- повышение внимания к активизации человеческого фактора на основе экономического и духовного стимулирования населения его ориентации на экономические и социальные приоритетные сферы деятельности;
- ориентация на повышение территориального трудового потенциала как более устойчивого фактора роста валового регионального продукта;
- усиление мотивации к труду и повышению квалификационного уровня у трудоспособного населения;
- последовательно реализовать принцип оценки стимулирования и
обеспечения ответственности руководящих структур региона по критерию улучшения жизни населения.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что рынок труда в Республике Татарстан в настоящее время характеризуется качественными диспропорциями между спросом и предложением рабочей силы, старением персонала на предприятиях реального сектора экономики, дефицитом квалифицированных рабочих и специалистов по отдельным профессиям. Увеличение доли старших возрастных групп в численности трудоспособного населения может отразиться на способности рабочей силы воспринимать требования высоких технологий в разных секторах экономики.
Также стоит отметить, что в связи с этим наряду с последовательной реализацией государственных программ, направленных на решение проблем занятости населения в целом, необходимо предусмотреть механизмы противодействия дискриминации на рынке труда социально уязвимых групп населения.
Уровень безработицы не критичен и имеет положительную тенденцию к снижению. Реализацию конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы должна обеспечиваться деятельностью органов исполнительной власти Республики Татарстан, направленной на повышение качества и доступности государственных услуг в сфере занятости, повышение эффективности содействия трудоустройству граждан, ищущих работу, содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, а также на реализацию мер социальной поддержки безработных граждан. Комплекс реализуемых мер позволит достичь снижения уровня регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда. Одним из направлений работы должно стать снижение доли молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в числе безработных граждан.
Подготовка и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности.
Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы, а руководству республики нужно создать климат, благоприятствующий обучению.
Накопление человеческого капитала в Республике Татарстан предшествует экономическому росту и служит основой для экономического роста. Процесс накопления человеческого капитала представляет собой инвестиции в образование и профессиональную подготовку. Инвестиции в образование являются инструментом, влияющим на трудовые доходы жизненного цикла людей. Степень накопления человеческого капитала варьируется культурой, страной, регионом проживания носителя человеческого капитала. Человеческий капитал может накапливаться до выхода человека на пенсию. Накопление человеческого капитала, являясь эндогенным, отвечает на стимулы, связанные с изменением технологических знаний. Накопление человеческого капитала эндогенно стремится к нулю за некоторое время до выхода на пенсию. Пожилые работники имеют низкую мотивацию к профессиональной подготовке (переподготовке).
Подобные работы
- СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности развития особых экономических зон в регионах России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, ценные бумаги. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В
ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПФО
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и применение инструментов экологизации развития территориальных образований (комплексов, секторов) российской экономики на примере Республики Татарстан
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Социально-экономические факторы качества жизни населения российских регионов
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



