Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты интеграции географии и английского языка
1.1. Методика обучения географии в средней школе
1.2. Методика обучения английскому языку в средней школе
1.3. Интеграция как способ оптимизации учебного процесса
2. Интеграция содержания школьных курсов географии и английского языка
2.1. Вопросы экологического образования в школьных курсах географии и английского языка
2.2. Лингвострановедческий аспект как основа формирования иноязычной культуры в обучении иностранному языку в средней школе
2.3. Английская топонимика в обучении иностранному языку и географии
3. Обобщение опыта работы по использованию межпредметных связей английского языка и географии.
3.1. Интегрированный урок английского языка и географии в свете ФГОС в 7 классе
Заключение
Список литературы
Приложение
Современное содержание и технологии образования ориентируются на развитие ключевых компетентностей учащихся, призванных обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в избранной сфере жизнедеятельности, помочь реализовать свой личностный потенциал. Модернизация образования, происходящая в сложных социально-экономических условиях, опирается на педагогические концепции, в первую очередь на модель личностно ориентированного образования, на гуманистические традиции педагогики, уважение к внутреннему миру ученика и его свободному развитию как личности. Одним из таких путей является построение процесса обучения на интегративной основе.
Актуальность проблемы исследования связана, во-первых, с тем, что современные педагоги все чаще сталкиваются с необходимостью общаться на иностранном языке как в сфере бытовой, так и профессиональной. В связи с этим, ВУЗ ставит перед собой задачу совершенствования системы языковой подготовки: разработка новых методов и форм обучения, поиск технологий организации учебного процесса, отвечающие современным требованиям.
Во-вторых, это связано с двойной специализацией, получаемой нами в рамках КФУ.
В-третьих, иностранный язык, как известно, не может существовать изолированно от жизнедеятельности общества: экономической,
политической и духовной, что составляет и предмет изучения географии. Процессы, происходящие в обществе, и порождают функции иностранного языка. Для этого рассмотрим особенности состояния системы подготовки педагогических кадров, обратившись к интегративным методикам.
Европейское общество обозначает пять ключевых компетенций (понятие ключевых компетенций введено в 1990 году Международной организацией труда): социальная, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная, специальная.
Социальная компетенция - способность взять на себя ответственность, совместно разрабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества.
Коммуникативная компетенция определяет технологии устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет.
Возросли потребности общества и человека в изучении иностранного языка. Исследование Марченко А.Н. показало, что 80% всей мировой информации хранится на английском языке, 5 самых крупных радио и телекомпаний вещают на английском языке [11].
Методика построения итегрированнго урока - одна из новых современных методик, позволяющих связывать различные предметы между собой. Не является исключением и английский с географией. Если присмотреться, то можно понять, что сам английский язык, как предмет, является интегрированным. Он состоит из межпредметных связей и предлагает учащимся знания различных областей науки, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Интегрированные уроки имеют множество положительных сторон: повышают мотивацию учащихся, формируют познавательный интерес, благодаря чему повышается уровень обученности и воспитанности школьников; формируют целостное представление о научной картине мира, рассматривают предмет с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова[3].
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна. Это поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
Иностранный язык как учебный предмет открыт для использования знаний из различных областей, других учебных предметов. Овладение иноязычной деятельностью с опорой на межпредметные связи позволяет учитывать индивидуальные особенности и склонности обучаемых, что, безусловно, создает наиболее благоприятный режим для практического использования языка как средства общения.
Результатом же процесса интеграции в образовании является создание нового курса, дисциплины и пр., которые имеют комплексный характер, решают комбинированные задачи, формируют качественно новые знания учеников, развивают их творческий потенциал и являются важнейшим фактором оптимизации учебного процесса.
Проблемой исследования явилось обоснование в психолого-педагогическом и методическом плане целенаправленного развития познавательной активности учащихся средней школы средствами межпредметной интеграции английского языка и географии.
Объект исследования: процесс изучения географии.
Предмет исследования: особенности преподавания географии в условиях англоязычной школы.
Цель исследования: выявить оптимальные формы, методы и приемы использования межпредметной связи в образовательном процессе средней школы, раскрыть сущность интеграции и как инновационной формы работы в обучении географии и английскому языку в условиях англоязычной школы.
Достижение поставленной цели связано с реализацией следующих задач исследования:
- изучить психолого-педагогические аспекты интеграции географии и английского языка;
- проанализировать и выявить экологический и
лингвострановедческий аспекты как основу интеграции содержания школьных курсов географии и английского языка;
- обобщить опыт работы по использованию межпредметных связей в процессе обучения географии и английскому языку.
Основными методами исследования являются анализ педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, обобщение.
Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются методы обучения географии и английского языка и проблема интеграции предметов в историческом, психолого-педагогическом аспектах, а также показана степень разработанности проблемы на современном этапе её развития.
Во второй главе рассматривается интеграция в содержании школьных курсов географии и английского языка в экологическом и лингвострановедческом аспекте и топонимике, где интеграция рассматривается как методическое явление.
В третьей главе приведён анализ уроков английского языка, где чётко прослеживается географический аспект. Сконструирован интегрированный урок географии и английского языка для 7 класса.
В заключении сформулированы главные проблемы, над которыми работают в настоящее время педагоги, методисты, психологи, решение которых позволит в будущем наиболее эффективно, полно внедрить идеи интеграции в процесс обучения и образования.
Список литературы освещает все источники, которые были использованы при написании работы. Поэтому среди источников имеются психологические работы, ряд работ по проблеме межпредметных связей т.к. в некоторых случаях мы обращаемся к межпредметным связям, как к основе возникновения интеграции предметов в обучении. Непосредственно по теме «интеграция предметов географии и английского языка» литературы нет, вся информация черпалась из периодической печати.
Содержание работы включает в себя 135 страниц, 2 приложения.
Изучение процесса интеграции, проходившее во время написания работы, привело к выводу, что единого понимания пути этого явления нет.
На сегодняшний день в ФГОС по общему образованию не предусматривается методических рекомендаций, нет ещё разработанных программ, учебников, а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.
Но главной при определении жизнеспособности идеи интеграции в современной школе остаётся проблема подготовки кадров. Невозможно, видимо, даже мечтать о том, что нынешняя система подготовки специалистов может взять на себя груз забот об универсальном образовании педагога, который сможет в своей практической деятельности применять интегративные подходы к учебно-воспитательному процессу.
Важно отметить, что к изучению проблемы интеграции приступили именно учителя-практики, которые высказывают свои соображения на страницах печати. Это есть положительный факт для развития интеграции, т.к. в опоре рождается истина.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать , что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
В системе Российского высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» бакалавры обучаются по программе «география с дополнительной специальностью английский язык». В связи с этим актуализируется проблема межпредметной связи географии и английского языка.
Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей, взаимозависимостей между предметами. При всем разнообразии интегрированных уроков и подхода к ним, интеграция - это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир. Интеграция направлена, в конечном счете, на обеспечение целостности образования. Процесс интеграции - это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности. И для того, чтобы эффективно использовать их на практике, нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в школе.
В результате проведенной мной исследовательской работы было выяснено значение и эффективность использования интеграции учебных предметов географии и английского языка на уровне межпредметных связей рассматриваемые на экологической проблеме в географии и английском языке, лингвострановедческом аспекте и топонимики с целью развития учащихся как личности, развитие интереса к обучению, творческой активности и самостоятельности учащихся, а также формирование соответствующих умений и навыков. Проанализировала педагогическую литературу по данной теме, рассмотрела особенности межпредметных связей с интеграцией, определили эффективность использования интеграции в средней школе.
Во время проведения интегрированных уроков дети обнаруживают высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения. У большинства учащихся преобладает внутренняя мотивация, которая характеризуется интересом к самому процессу и его результату, стремлением развивать какие либо умения и качества учащихся. Также не маловажно, что учащиеся при проведении данных уроков чувствуют себя комфортно и испытывают лишь положительные эмоции.
Из сказанного выше, можно сделать вывод, что интегрированная форма обучения, активизируя всех учащихся, повышает их интерес к занятиям и вместе c тем обеспечивает быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала, соответственно, повышая качество образования.
1. Айзек Азимов. Слова на карте. Географические названия и их смысл - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 367 с.
2. Ардаматская Е.Н. К вопроосу о формировании общекультурной компетенции средствами иностранного языка сборник публикаций научного журнала ''Globus''по материалам V международной научно-практической конференции: «Общественные науки в современном мире» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - С-П. : Научный журнал ''Globus'', 2016. -120с.
3. Ахлебинина Т.В. Межпредметная интеграция и ее роль в повышении качества знаний и развитии школьников //Наука и школа - 1998. - 22 с.
4. Бондалетов В.Д. Русская ономастика.-М., 1983. - 224 с.
5. Букарова А.В. Иноязычные дискурсивные умения учащихся средней школы на уроке английского языка / Сборник публикаций научного журнала ''Globus''по материалам V международной научно¬практической конференции: «Достижения и проблемы современной науки» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - С-П. : Научный журнал ''Globus'', 2016. - С.16¬19.
6. Ваулина Ю. Е., Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс/ Английский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
- М.: Exspress Publishing: Просвещение, 2012. - 164 с.
7. Ваулина Ю. Е., Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс/ Английский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
- М.: Exspress Publishing: Просвещение, 2008. - 136 с.
8. Ваулина Ю. Е., Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс/ Английский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
- М.: Exspress Publishing: Просвещение, 2010. - 143 с.
9. Ваулина Ю. Е., Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс/ Английский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
- М.: Exspress Publishing: Просвещение, 2012. - 216 с.
10. Ваулина Ю. Е., Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс/ Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
- М.: Exspress Publishing: Просвещение, 2010. - 216 с.
11. Г алеева Н.Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. М., 2007. - 46 с.
12. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их
эффективного использования: Учебное пособие для студентов
педагогический институтов - М.: Просвещение, 1987. - 222 с.
13. Голубчиков Ю.Н. Основы гуманитарной географии: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 364 с.
14. Горбунова М. В. К вопросу о факторах формирования дискурсивных умений учителя// Педагогическое образование в России. - 2013. - С.178.
15. Джуманиязова А.А. Особенности использование
информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка. Сборник публикаций научного журнала ''Globus''по материалам VII международной научно-практической конференции: 1 часть «Достижения и проблемы
современной науки» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). -С-П. :Научный журнал ''Globus'', 2016. - С.102-106.
16. Дзятковская,Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения./ Е.Н.Дзятковская , А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров - М. : Образование и экология, 2011. - 243с.
17. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М.: 1996. - 720 с.
18. Дьюи Д. Школа и ребенок. Пер. с англ. А. Азаревич, 2 изд. М: Пг.: Госиздат, 1923. - 60 с.
19. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.- 222 с.
20. Ильин Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие/ Ильин Г.Л.— М.: Прометей, 2015.- 426 с.
21. Имамова А.И., Валиуллина Г.Ф. Интеграция проектов в
процесс обучения языку../ Сборник публикаций научного журнала ''Globus''по материаламХУ международной научно-практической конференции 1 часть: «Достижения и проблемы современной науки» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта,
академический уровень). - С-П.:Научный журнал ''Globus'', 2017. - С.14-15.
22. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель, 2000.
23. Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и
российское образование в эпоху перемен. - М., 1994. - 327 с.
24. Коринская В.А., Душина И. В., Щенев В.А. Учебник для общеобразовательных учреждений «География материков и океанов» 7 класс / Коринская В.А., Душина И. В., Щенев В.А. - М.: Дрофа, 2006. - 320 с.
25. Кофанова Е.Г. межкультурная коммуникация как основа иноязычного образования в средней школе /Сборник публикаций научного журнала ''Globus''по материалам VI международной научно-практической конференции: «Достижения и проблемы современной науки» г. Санкт- Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - С-П. : Научный журнал ''Globus'', 2016. - С. 8-11.
26. Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
27. Максаковский В.П. Географическая культура, М.: ВЛАДОС, 1998. - 245 с.
28. Максаковский В. П. Научные основы школьной географии. - М., 1982. - 96 с.
29. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебном процессе, его совершенствование. - М.: Просвещение, 1984.- 155с.
30. Мандель Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса: Учебное пособие / Мандель Б.Р. - М.:
Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 152 с.
31. Марченко А.Н. Проблема совершенствования языковой
подготовки будущих педагогов /Сборник публикаций научного журнала ''Globus''по материалам XV международной научно-практической конференции 1 часть: «Достижения и проблемы современной науки» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта,
академический уровень). - С-П.: Научный журнал ''Globus'', 2017. С. 20-25.
32. Мироненко Н.С. Страноведение: теория и методы: Учебное пособие/ Мироненко Н.С. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 268 с.
33. Мурзаев Э.М. словарь народных географических терминов.- М.,1984.-466 с.
34. Никифоров Л.Л. Экология: учебное пособие/Л.Л.Никифоров - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 204 с.
35. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностр. яз. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
36. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
37. Пашкевич А.В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч.мет.пос. / Пашкевич А.В. - 3 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 194 с.
38. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе. -М., 2000. -№2. -с.3-10.
39. Потапов А.Д. Экология: Учебник / Потапов А.Д. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.
40. Романенко О.В. Лексический навык: психолого¬
педагогические аспекты формирования /Сборник публикаций научного журнала ''Globus''по материалам XI международной научно-практической конференции: «Общественные науки в современном мире» г. Санкт- Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - С-П. : Научный журнал ''Globus'', 2016. - С. 13-17.
41. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с.
42. Сальникова, О.А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя. Конспекты лекций, тренинги / О. А. Сальникова. - М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 88 с.
43. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем.- М.: Просвещение, 1980. - 269 с.
44. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
45. Сигал Н.Г., Кондратьева И.Г. Разработка учебно¬методического обеспечения по предмету «Иностранный язык№ в условиях реализации ФГОС: теория и практика/ Сигал Н.Г., Кондратьева И.Г. - Казань: Издательсво Казанского Университета, 2015 - 152 с.
46. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы: Некторые проблемы совр. дидактики/ Под ред. Скаткиной М.Н. . — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
47. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 3-е изд. - М.; Просвещение, 2005. - 239 с.
48. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
49. Шалова Г.И. Активизация учения школьников. - М.:
Педагогика, 1982.-С.211.
50. Школьный топонимический словарь: Пособие для учащихся среднего и старшего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
51. Mills, A. D., A Dictionary of English Placenames. New York: Oxford University Press, 1991.