Методы и приемы использования межпредметной связи в образовательном процессе средней школы
|
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты интеграции географии и английского языка
1.1. Методика обучения географии в средней школе
1.2. Методика обучения английскому языку в средней школе
1.3. Интеграция как способ оптимизации учебного процесса
2. Интеграция содержания школьных курсов географии и английского языка
2.1. Вопросы экологического образования в школьных курсах географии и английского языка
2.2. Лингвострановедческий аспект как основа формирования иноязычной культуры в обучении иностранному языку в средней школе
2.3. Английская топонимика в обучении иностранному языку и географии
3. Обобщение опыта работы по использованию межпредметных связей английского языка и географии.
3.1. Интегрированный урок английского языка и географии в свете ФГОС в 7 классе
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты интеграции географии и английского языка
1.1. Методика обучения географии в средней школе
1.2. Методика обучения английскому языку в средней школе
1.3. Интеграция как способ оптимизации учебного процесса
2. Интеграция содержания школьных курсов географии и английского языка
2.1. Вопросы экологического образования в школьных курсах географии и английского языка
2.2. Лингвострановедческий аспект как основа формирования иноязычной культуры в обучении иностранному языку в средней школе
2.3. Английская топонимика в обучении иностранному языку и географии
3. Обобщение опыта работы по использованию межпредметных связей английского языка и географии.
3.1. Интегрированный урок английского языка и географии в свете ФГОС в 7 классе
Заключение
Список литературы
Приложение
Современное содержание и технологии образования ориентируются на развитие ключевых компетентностей учащихся, призванных обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в избранной сфере жизнедеятельности, помочь реализовать свой личностный потенциал. Модернизация образования, происходящая в сложных социально-экономических условиях, опирается на педагогические концепции, в первую очередь на модель личностно ориентированного образования, на гуманистические традиции педагогики, уважение к внутреннему миру ученика и его свободному развитию как личности. Одним из таких путей является построение процесса обучения на интегративной основе.
Актуальность проблемы исследования связана, во-первых, с тем, что современные педагоги все чаще сталкиваются с необходимостью общаться на иностранном языке как в сфере бытовой, так и профессиональной. В связи с этим, ВУЗ ставит перед собой задачу совершенствования системы языковой подготовки: разработка новых методов и форм обучения, поиск технологий организации учебного процесса, отвечающие современным требованиям.
Во-вторых, это связано с двойной специализацией, получаемой нами в рамках КФУ.
В-третьих, иностранный язык, как известно, не может существовать изолированно от жизнедеятельности общества: экономической,
политической и духовной, что составляет и предмет изучения географии. Процессы, происходящие в обществе, и порождают функции иностранного языка. Для этого рассмотрим особенности состояния системы подготовки педагогических кадров, обратившись к интегративным методикам.
Европейское общество обозначает пять ключевых компетенций (понятие ключевых компетенций введено в 1990 году Международной организацией труда): социальная, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная, специальная.
Социальная компетенция - способность взять на себя ответственность, совместно разрабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества.
Коммуникативная компетенция определяет технологии устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет.
Возросли потребности общества и человека в изучении иностранного языка. Исследование Марченко А.Н. показало, что 80% всей мировой информации хранится на английском языке, 5 самых крупных радио и телекомпаний вещают на английском языке [11].
Методика построения итегрированнго урока - одна из новых современных методик, позволяющих связывать различные предметы между собой. Не является исключением и английский с географией. Если присмотреться, то можно понять, что сам английский язык, как предмет, является интегрированным. Он состоит из межпредметных связей и предлагает учащимся знания различных областей науки, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Интегрированные уроки имеют множество положительных сторон: повышают мотивацию учащихся, формируют познавательный интерес, благодаря чему повышается уровень обученности и воспитанности школьников; формируют целостное представление о научной картине мира, рассматривают предмет с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова[3].
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна. Это поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
Иностранный язык как учебный предмет открыт для использования знаний из различных областей, других учебных предметов. Овладение иноязычной деятельностью с опорой на межпредметные связи позволяет учитывать индивидуальные особенности и склонности обучаемых, что, безусловно, создает наиболее благоприятный режим для практического использования языка как средства общения.
Результатом же процесса интеграции в образовании является создание нового курса, дисциплины и пр., которые имеют комплексный характер, решают комбинированные задачи, формируют качественно новые знания учеников, развивают их творческий потенциал и являются важнейшим фактором оптимизации учебного процесса.
Проблемой исследования явилось обоснование в психолого-педагогическом и методическом плане целенаправленного развития познавательной активности учащихся средней школы средствами межпредметной интеграции английского языка и географии.
Объект исследования: процесс изучения географии.
Предмет исследования: особенности преподавания географии в условиях англоязычной школы.
Цель исследования: выявить оптимальные формы, методы и приемы использования межпредметной связи в образовательном процессе средней школы, раскрыть сущность интеграции и как инновационной формы работы в обучении географии и английскому языку в условиях англоязычной школы.
Достижение поставленной цели связано с реализацией следующих задач исследования:
- изучить психолого-педагогические аспекты интеграции географии и английского языка;
- проанализировать и выявить экологический и
лингвострановедческий аспекты как основу интеграции содержания школьных курсов географии и английского языка;
- обобщить опыт работы по использованию межпредметных связей в процессе обучения географии и английскому языку.
Основными методами исследования являются анализ педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, обобщение.
Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются методы обучения географии и английского языка и проблема интеграции предметов в историческом, психолого-педагогическом аспектах, а также показана степень разработанности проблемы на современном этапе её развития.
Во второй главе рассматривается интеграция в содержании школьных курсов географии и английского языка в экологическом и лингвострановедческом аспекте и топонимике, где интеграция рассматривается как методическое явление.
В третьей главе приведён анализ уроков английского языка, где чётко прослеживается географический аспект. Сконструирован интегрированный урок географии и английского языка для 7 класса.
В заключении сформулированы главные проблемы, над которыми работают в настоящее время педагоги, методисты, психологи, решение которых позволит в будущем наиболее эффективно, полно внедрить идеи интеграции в процесс обучения и образования.
Список литературы освещает все источники, которые были использованы при написании работы. Поэтому среди источников имеются психологические работы, ряд работ по проблеме межпредметных связей т.к. в некоторых случаях мы обращаемся к межпредметным связям, как к основе возникновения интеграции предметов в обучении. Непосредственно по теме «интеграция предметов географии и английского языка» литературы нет, вся информация черпалась из периодической печати.
Содержание работы включает в себя 135 страниц, 2 приложения.
Актуальность проблемы исследования связана, во-первых, с тем, что современные педагоги все чаще сталкиваются с необходимостью общаться на иностранном языке как в сфере бытовой, так и профессиональной. В связи с этим, ВУЗ ставит перед собой задачу совершенствования системы языковой подготовки: разработка новых методов и форм обучения, поиск технологий организации учебного процесса, отвечающие современным требованиям.
Во-вторых, это связано с двойной специализацией, получаемой нами в рамках КФУ.
В-третьих, иностранный язык, как известно, не может существовать изолированно от жизнедеятельности общества: экономической,
политической и духовной, что составляет и предмет изучения географии. Процессы, происходящие в обществе, и порождают функции иностранного языка. Для этого рассмотрим особенности состояния системы подготовки педагогических кадров, обратившись к интегративным методикам.
Европейское общество обозначает пять ключевых компетенций (понятие ключевых компетенций введено в 1990 году Международной организацией труда): социальная, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная, специальная.
Социальная компетенция - способность взять на себя ответственность, совместно разрабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества.
Коммуникативная компетенция определяет технологии устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет.
Возросли потребности общества и человека в изучении иностранного языка. Исследование Марченко А.Н. показало, что 80% всей мировой информации хранится на английском языке, 5 самых крупных радио и телекомпаний вещают на английском языке [11].
Методика построения итегрированнго урока - одна из новых современных методик, позволяющих связывать различные предметы между собой. Не является исключением и английский с географией. Если присмотреться, то можно понять, что сам английский язык, как предмет, является интегрированным. Он состоит из межпредметных связей и предлагает учащимся знания различных областей науки, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Интегрированные уроки имеют множество положительных сторон: повышают мотивацию учащихся, формируют познавательный интерес, благодаря чему повышается уровень обученности и воспитанности школьников; формируют целостное представление о научной картине мира, рассматривают предмет с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова[3].
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна. Это поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
Иностранный язык как учебный предмет открыт для использования знаний из различных областей, других учебных предметов. Овладение иноязычной деятельностью с опорой на межпредметные связи позволяет учитывать индивидуальные особенности и склонности обучаемых, что, безусловно, создает наиболее благоприятный режим для практического использования языка как средства общения.
Результатом же процесса интеграции в образовании является создание нового курса, дисциплины и пр., которые имеют комплексный характер, решают комбинированные задачи, формируют качественно новые знания учеников, развивают их творческий потенциал и являются важнейшим фактором оптимизации учебного процесса.
Проблемой исследования явилось обоснование в психолого-педагогическом и методическом плане целенаправленного развития познавательной активности учащихся средней школы средствами межпредметной интеграции английского языка и географии.
Объект исследования: процесс изучения географии.
Предмет исследования: особенности преподавания географии в условиях англоязычной школы.
Цель исследования: выявить оптимальные формы, методы и приемы использования межпредметной связи в образовательном процессе средней школы, раскрыть сущность интеграции и как инновационной формы работы в обучении географии и английскому языку в условиях англоязычной школы.
Достижение поставленной цели связано с реализацией следующих задач исследования:
- изучить психолого-педагогические аспекты интеграции географии и английского языка;
- проанализировать и выявить экологический и
лингвострановедческий аспекты как основу интеграции содержания школьных курсов географии и английского языка;
- обобщить опыт работы по использованию межпредметных связей в процессе обучения географии и английскому языку.
Основными методами исследования являются анализ педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, обобщение.
Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются методы обучения географии и английского языка и проблема интеграции предметов в историческом, психолого-педагогическом аспектах, а также показана степень разработанности проблемы на современном этапе её развития.
Во второй главе рассматривается интеграция в содержании школьных курсов географии и английского языка в экологическом и лингвострановедческом аспекте и топонимике, где интеграция рассматривается как методическое явление.
В третьей главе приведён анализ уроков английского языка, где чётко прослеживается географический аспект. Сконструирован интегрированный урок географии и английского языка для 7 класса.
В заключении сформулированы главные проблемы, над которыми работают в настоящее время педагоги, методисты, психологи, решение которых позволит в будущем наиболее эффективно, полно внедрить идеи интеграции в процесс обучения и образования.
Список литературы освещает все источники, которые были использованы при написании работы. Поэтому среди источников имеются психологические работы, ряд работ по проблеме межпредметных связей т.к. в некоторых случаях мы обращаемся к межпредметным связям, как к основе возникновения интеграции предметов в обучении. Непосредственно по теме «интеграция предметов географии и английского языка» литературы нет, вся информация черпалась из периодической печати.
Содержание работы включает в себя 135 страниц, 2 приложения.
Изучение процесса интеграции, проходившее во время написания работы, привело к выводу, что единого понимания пути этого явления нет.
На сегодняшний день в ФГОС по общему образованию не предусматривается методических рекомендаций, нет ещё разработанных программ, учебников, а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.
Но главной при определении жизнеспособности идеи интеграции в современной школе остаётся проблема подготовки кадров. Невозможно, видимо, даже мечтать о том, что нынешняя система подготовки специалистов может взять на себя груз забот об универсальном образовании педагога, который сможет в своей практической деятельности применять интегративные подходы к учебно-воспитательному процессу.
Важно отметить, что к изучению проблемы интеграции приступили именно учителя-практики, которые высказывают свои соображения на страницах печати. Это есть положительный факт для развития интеграции, т.к. в опоре рождается истина.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать , что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
В системе Российского высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» бакалавры обучаются по программе «география с дополнительной специальностью английский язык». В связи с этим актуализируется проблема межпредметной связи географии и английского языка.
Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей, взаимозависимостей между предметами. При всем разнообразии интегрированных уроков и подхода к ним, интеграция - это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир. Интеграция направлена, в конечном счете, на обеспечение целостности образования. Процесс интеграции - это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности. И для того, чтобы эффективно использовать их на практике, нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в школе.
В результате проведенной мной исследовательской работы было выяснено значение и эффективность использования интеграции учебных предметов географии и английского языка на уровне межпредметных связей рассматриваемые на экологической проблеме в географии и английском языке, лингвострановедческом аспекте и топонимики с целью развития учащихся как личности, развитие интереса к обучению, творческой активности и самостоятельности учащихся, а также формирование соответствующих умений и навыков. Проанализировала педагогическую литературу по данной теме, рассмотрела особенности межпредметных связей с интеграцией, определили эффективность использования интеграции в средней школе.
Во время проведения интегрированных уроков дети обнаруживают высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения. У большинства учащихся преобладает внутренняя мотивация, которая характеризуется интересом к самому процессу и его результату, стремлением развивать какие либо умения и качества учащихся. Также не маловажно, что учащиеся при проведении данных уроков чувствуют себя комфортно и испытывают лишь положительные эмоции.
Из сказанного выше, можно сделать вывод, что интегрированная форма обучения, активизируя всех учащихся, повышает их интерес к занятиям и вместе c тем обеспечивает быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала, соответственно, повышая качество образования.
На сегодняшний день в ФГОС по общему образованию не предусматривается методических рекомендаций, нет ещё разработанных программ, учебников, а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.
Но главной при определении жизнеспособности идеи интеграции в современной школе остаётся проблема подготовки кадров. Невозможно, видимо, даже мечтать о том, что нынешняя система подготовки специалистов может взять на себя груз забот об универсальном образовании педагога, который сможет в своей практической деятельности применять интегративные подходы к учебно-воспитательному процессу.
Важно отметить, что к изучению проблемы интеграции приступили именно учителя-практики, которые высказывают свои соображения на страницах печати. Это есть положительный факт для развития интеграции, т.к. в опоре рождается истина.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать , что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
В системе Российского высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» бакалавры обучаются по программе «география с дополнительной специальностью английский язык». В связи с этим актуализируется проблема межпредметной связи географии и английского языка.
Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей, взаимозависимостей между предметами. При всем разнообразии интегрированных уроков и подхода к ним, интеграция - это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир. Интеграция направлена, в конечном счете, на обеспечение целостности образования. Процесс интеграции - это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности. И для того, чтобы эффективно использовать их на практике, нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в школе.
В результате проведенной мной исследовательской работы было выяснено значение и эффективность использования интеграции учебных предметов географии и английского языка на уровне межпредметных связей рассматриваемые на экологической проблеме в географии и английском языке, лингвострановедческом аспекте и топонимики с целью развития учащихся как личности, развитие интереса к обучению, творческой активности и самостоятельности учащихся, а также формирование соответствующих умений и навыков. Проанализировала педагогическую литературу по данной теме, рассмотрела особенности межпредметных связей с интеграцией, определили эффективность использования интеграции в средней школе.
Во время проведения интегрированных уроков дети обнаруживают высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения. У большинства учащихся преобладает внутренняя мотивация, которая характеризуется интересом к самому процессу и его результату, стремлением развивать какие либо умения и качества учащихся. Также не маловажно, что учащиеся при проведении данных уроков чувствуют себя комфортно и испытывают лишь положительные эмоции.
Из сказанного выше, можно сделать вывод, что интегрированная форма обучения, активизируя всех учащихся, повышает их интерес к занятиям и вместе c тем обеспечивает быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала, соответственно, повышая качество образования.
Подобные работы
- Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Межпредметные связи физики и электротехники как дидактическое условие формирования профессиональных компетенций у бакалавров
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2018 - Реализация межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Межпредметные связи как средство повышения эффективности урока
английского языка
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Организация обучения решению межпредметных задач физико-
математической направленности обучающихся основной школы в
электронной образовательной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Проблемы межпредметных связей в обучении
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Элективный курс «Моделирование физических явлений» в курсе информатики старшей школы
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



