Модерн в русской архитектуре
|
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Модерн в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве……………………………………………………………………………..5
1.1. История зарождения модерна…………………………………………………..5
1.2. Стили модерна…………………………………………………………………...6
Глава 2. Специфика модерна в архитектура русских городов конца XIX – начала XX вв………………………………………………………………………..11
2.1. Памятники архитектуры Москвы конца XIX – начала XX вв. в стиле модерн……………………………………………………………………………….11
2.2. Модерн в архитектуре особняков г. Ростов-на-Дону конца XIX – начала XX века…………………………………………………………………………………..18
2.3. Архитектурные памятники г. Курск…………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список источников и литературы…………………………………………………26
Глава 1. Модерн в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве……………………………………………………………………………..5
1.1. История зарождения модерна…………………………………………………..5
1.2. Стили модерна…………………………………………………………………...6
Глава 2. Специфика модерна в архитектура русских городов конца XIX – начала XX вв………………………………………………………………………..11
2.1. Памятники архитектуры Москвы конца XIX – начала XX вв. в стиле модерн……………………………………………………………………………….11
2.2. Модерн в архитектуре особняков г. Ростов-на-Дону конца XIX – начала XX века…………………………………………………………………………………..18
2.3. Архитектурные памятники г. Курск…………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список источников и литературы…………………………………………………26
Актуальность исследования. Рубеж ХIХ-ХХ веков отмечает особый, новый этап в развитии московской архитектуры. На смену эклектике приходит стиль модерн, главной задачей которого стало создание новых, созвучных времени форм.
Стиль «Модерн» (от французского слова moderne, то есть, новый, современный) возник в Европе как направление развития искусства на рубеже XIX– XX веков в результате стремления художников и архитекторов противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия. Стиль «Модерн» можно рассматривать, как попытку суммировать эстетический опыт человечества, обобщить художественные традиции Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма. На протяжении периода, длившегося около 30 лет, прослеживается развитие стиля «Модерн», когда происходило накопление и осмысление новых художественных идей, шел поиск новых форм, сближались различные жанры и виды искусства. Именно это искусство создало предпосылки, вызвавшие коренные изменения в мировой художественной культуре XX века. Главным принципом стиля «Модерн» была стилизация, выраженная, как идея подчиненности всех элементов композиции какому-либо единому формообразующему началу. В качестве такого начала мог быть выбран национальный или исторический стиль, или же некий элемент народного или примитивного искусства, либо природные формы, или геометрический мотив, а также новые конструкции и свойства новых материалов, появившихся на рубеже веков – стали, стекла, железобетона.
В русской действительности середины и конца XIX века этот стиль появился как путь преодоления меркантильности и бездуховности, присущей буржуазному обществу, как желание уйти от прозы жизни начала столетия. Стиль модерн можно рассматривать как романтическую претензию на преобразование действительности средствами художественного творчества, с целью ее одухотворения и насыщения ее красотой.
Цель исследования заключается в анализе характерных черт модерна как стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства конца XIX – начала XX вв.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) проанализировать историю зарождения модерна;
2) рассмотреть стили модерна;
3) охарактеризовать памятники архитектуры Москвы конца XIX – начала XX вв. в стиле модерн;
4) рассмотреть модерн в архитектуре особняков г. Ростов-на-Дону конца XIX – начала XX века;
5) проанализировать архитектурные памятники г. Курск.
Стиль «Модерн» (от французского слова moderne, то есть, новый, современный) возник в Европе как направление развития искусства на рубеже XIX– XX веков в результате стремления художников и архитекторов противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия. Стиль «Модерн» можно рассматривать, как попытку суммировать эстетический опыт человечества, обобщить художественные традиции Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма. На протяжении периода, длившегося около 30 лет, прослеживается развитие стиля «Модерн», когда происходило накопление и осмысление новых художественных идей, шел поиск новых форм, сближались различные жанры и виды искусства. Именно это искусство создало предпосылки, вызвавшие коренные изменения в мировой художественной культуре XX века. Главным принципом стиля «Модерн» была стилизация, выраженная, как идея подчиненности всех элементов композиции какому-либо единому формообразующему началу. В качестве такого начала мог быть выбран национальный или исторический стиль, или же некий элемент народного или примитивного искусства, либо природные формы, или геометрический мотив, а также новые конструкции и свойства новых материалов, появившихся на рубеже веков – стали, стекла, железобетона.
В русской действительности середины и конца XIX века этот стиль появился как путь преодоления меркантильности и бездуховности, присущей буржуазному обществу, как желание уйти от прозы жизни начала столетия. Стиль модерн можно рассматривать как романтическую претензию на преобразование действительности средствами художественного творчества, с целью ее одухотворения и насыщения ее красотой.
Цель исследования заключается в анализе характерных черт модерна как стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства конца XIX – начала XX вв.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) проанализировать историю зарождения модерна;
2) рассмотреть стили модерна;
3) охарактеризовать памятники архитектуры Москвы конца XIX – начала XX вв. в стиле модерн;
4) рассмотреть модерн в архитектуре особняков г. Ростов-на-Дону конца XIX – начала XX века;
5) проанализировать архитектурные памятники г. Курск.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
В конце ХIХ-ХХ века, в Европе зародился стиль «модерн». Несмотря на то что, основные принципы и мотивы стиля остались одинаковыми для всех стран, в каждой стране он обретал индивидуальные черты, вбирая в себя элементы национальной культуры. В России стал независимым направлением, повлиявшим на архитектуру.
Первые постройки в этом стиле принадлежали обеспеченным, богатым людям, которые могли позволить и не боялись богато украшенных и необычных загородных вилл, особняков и усадеб. Однако, через несколько лет, стали избавляться от обильного декора, стремясь к простоте форм, подчеркивающих конструкцию. С распространением этого стиля, стали больше строить общественные здания [11, с. 79]. В декоре построек можно выделить несколько характерных элементов стиля: обилие растительных и анималистических мотивов; стремление к рациональности и практичности. В России можно выделить три направления стиля «модерн»:
- псевдорусский стиль;
- московский стиль;
- северный стиль.
Основой псевдорусского стиля является древнерусская архитектура. Первоначально, это направление использовалось для создания деревянных павильонов и небольших домов. Позже стали появляться сооружения из белого камня и кирпича, украшенные традиционными русскими мотивами. Стрельчатые окна, четырехскатная крыша, резные наличники - это характерные элементы этого стиля [10]. Поэтому постройки напоминают средневековые постройки с теремом.
Московский модерн получил наиболее широкое применение. Его использовали при постройке доходных домов, особняков, вокзалов, характерными элементами этого стиля являются асимметричность форм, разномасштабность объемов; плавность линий, сглаживание углов. Здания этого стиля можно назвать самыми романтичными сооружениями русского модерна [10].
Северный стиль возник в Санкт-Петербурге под влиянием скандинавской архитектуры и стремился к европейскому модерну. Постройки, различными элементами или конструкцией, напоминают крепости или замки [10]. Здания строгие и монументальные; обильно декорированы необработанным камнем; выполненные в сдержанной цветовой гамме. Но при внимательном рассмотрении можно увидеть характерные для русского модерна черты. Северный модерн хоть и не длился долго, но он значительно изменил вид города.
Модерн получил широкое распространение в конце XIX - начале XX вв., и оставил след в искусстве большинства европейских стран. Он содержал в себе множество заимствованных элементов, которые сочетались с материалами того времени. Пришедший в Россию из Европы, модерн развивался стремительно и быстро исчез. Однако, он оставил значительный след в архитектуре России и востребован до сих пор.
В конце ХIХ-ХХ века, в Европе зародился стиль «модерн». Несмотря на то что, основные принципы и мотивы стиля остались одинаковыми для всех стран, в каждой стране он обретал индивидуальные черты, вбирая в себя элементы национальной культуры. В России стал независимым направлением, повлиявшим на архитектуру.
Первые постройки в этом стиле принадлежали обеспеченным, богатым людям, которые могли позволить и не боялись богато украшенных и необычных загородных вилл, особняков и усадеб. Однако, через несколько лет, стали избавляться от обильного декора, стремясь к простоте форм, подчеркивающих конструкцию. С распространением этого стиля, стали больше строить общественные здания [11, с. 79]. В декоре построек можно выделить несколько характерных элементов стиля: обилие растительных и анималистических мотивов; стремление к рациональности и практичности. В России можно выделить три направления стиля «модерн»:
- псевдорусский стиль;
- московский стиль;
- северный стиль.
Основой псевдорусского стиля является древнерусская архитектура. Первоначально, это направление использовалось для создания деревянных павильонов и небольших домов. Позже стали появляться сооружения из белого камня и кирпича, украшенные традиционными русскими мотивами. Стрельчатые окна, четырехскатная крыша, резные наличники - это характерные элементы этого стиля [10]. Поэтому постройки напоминают средневековые постройки с теремом.
Московский модерн получил наиболее широкое применение. Его использовали при постройке доходных домов, особняков, вокзалов, характерными элементами этого стиля являются асимметричность форм, разномасштабность объемов; плавность линий, сглаживание углов. Здания этого стиля можно назвать самыми романтичными сооружениями русского модерна [10].
Северный стиль возник в Санкт-Петербурге под влиянием скандинавской архитектуры и стремился к европейскому модерну. Постройки, различными элементами или конструкцией, напоминают крепости или замки [10]. Здания строгие и монументальные; обильно декорированы необработанным камнем; выполненные в сдержанной цветовой гамме. Но при внимательном рассмотрении можно увидеть характерные для русского модерна черты. Северный модерн хоть и не длился долго, но он значительно изменил вид города.
Модерн получил широкое распространение в конце XIX - начале XX вв., и оставил след в искусстве большинства европейских стран. Он содержал в себе множество заимствованных элементов, которые сочетались с материалами того времени. Пришедший в Россию из Европы, модерн развивался стремительно и быстро исчез. Однако, он оставил значительный след в архитектуре России и востребован до сих пор.
Подобные работы
- СИБИРСКИЙ МОДЕРН: К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ОТ ЦЕНТРА К ПЕРИФЕРИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Архитектор Д. Гримм и его школа
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Архитектура Казани начала XX в.: синтез модерна и эклектики
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Русский стиль в творчестве московских ювелиров середины-второй половины XIX века
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Опыт архитектуры «классики» в творчестве О.И. Гурьева
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Стиль модерн как источник вдохновения в моделировании костюма конца XIX начала XX века
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2016 - ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТОЛИЦЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Г.БАРНАУЛА: УТРАТЫ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ХVIII-НАЧАЛА Х1Х ВЕКОВ
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016 - ТВОРЧЕСТВО В. В. ВЛАДИМИРОВА (1880-1931) В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
Диссертация , искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018



