Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Опыт архитектуры «классики» в творчестве О.И. Гурьева

Работа №74390

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Историография 5
Глава 1. Довоенные постройки 27
Глава 2. Послевоенные постройки 34
2.1 Малоэтажная застройка 1946-1951 гг. 36
2.2 Застройка Петроградской стороны 38
2.3 Постройки в Приморском районе 43
Глава 3. Анализ классических форм в творчестве О. И. Гурьева 45
Заключение 48
Список литературы 49
Список иллюстраций 53
Иллюстрации

История развития русской архитектуры прошла крайне насыщенный событиями и творческими исканиями путь, нередко возвращаясь к переосмыслению и новому взгляду на ушедшие в прошлое стили и направления, прошедшие через призму творческого взгляда отдельно взятого архитектора. Именно к таким архитекторам относится Олег Иванович Гурьев.
Архитектор родился в семье видного петербургского художника и педагога в 1912 году. От родителей он унаследовал любовь к искусству. В 1935 году Гурьев окончил Институт инженеров коммунального строительства, после которого был направлен в мастерскую института «Ленпроект», которую возглавлял Г. А Симонов. Под его руководством Гурьев выполнил свой дипломный проект - планировку Вышнего Волочка и здание музея.
В мастерской Ленпроекта, Гурьеву практически сразу было поручено выполнять сложный и ответственный проект - планировку жилого квартала на Малой Охте. В том квартале в период с 1936 по 1939 г. Гурьев проектирует 5 жилых домов, что говорит о нём как о сформировавшемся архитекторе.
Целью данной работы является определение характерных черт творчества Гурьева, сложившихся под влиянием классиков русской и европейской архитектуры.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- Изучение историографического материала по русской неоклассике;
- Изучение источников, описывающих творческую деятельность Гурьева;
- Анализ основных творческих периодов в деятельности архитектора;
- Анализ специфики творческой манеры архитектора.
Актуальность данной работы определяется возрастающим интересом к архитектуре советской неоклассики и недостаточной изученностью творчества архитекторов того периода, и в частности, Олега Ивановича Гурьева. В настоящее время всё больше современных архитекторов обращается к творчеству советских зодчих периода конструктивизма и сталинского неоклассицизма, пытаясь подражать архитектуре того периода, а также выполняя проекты уплотнительной застройки в исторических частях города, пытаясь органично вписать новые строения в уже сложившуюся историческую застройку давно сформировавшихся районов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на многочисленные постройки, его творчество остаётся практически не изученным в современной литературе. И его вклад в развитие современной неоклассики тяжело переоценить. Гурьев был не только архитектором практиком, но также являлся серьёзным теоретиком архитектуры, о чём говорит его труд «Композиция Андреа Палладио. Вопросы пропорциональности». Он подробно изучает научные труды Палладио, Альберти, Витрувия и других признанных классиков теории архитектуры, и в конце своей жизни защищает кандидатскую диссертацию.
Его теоретические воззрения полностью согласуются с его творчеством, начиная от дипломной работы и заканчивая тем периодом, когда ещё не в полной мере была ограничена творческая работа зодчих связанная с борьбой с излишествами в архитектуре. Его решимость и уверенность в своих взглядах, позволяет ему сохранить приверженность выбранному направлению до конца своей жизни. Изучая его творчество становится очевидным очень сильное влияние Палладио на его творчество. В его работах четко прослеживаются основные принципы описанные Палладио:
- уравновешенная осевая композиция: расположение входа и въезда в двор (арка) на оси симметрии, по сторонам которой находятся также одинаковые по размерам помещения; элементы фасада тоже расположены симметрично;
- крупный масштаб главных фасадов;
- расчленение фасадов полуколоннами или пилястрами;
- использование объемной композиции аттика (балюстрады);
- слитность внешнего и внутреннего пространства.
Начиная с последних годов третьего десятилетия 20 века у Гурьева вырабатывается его четкий неповторимый стиль. Несмотря на то, что он почти всегда работает в со ставе творческого коллектива, в их по стройках легко прослеживается именно его влияние на архитектуру зданий . Архитектура каждой эпохи создавала свою систему пропорциональности, используя достижения предшествующих поколений зодчих.



1. Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления / Сост. Косенкова Ю. Л. М., 2010.
2. Бартенев И. А. Зодчие и строители Ленинграда. Л., 1963.
3. Бархин М. Г., Иконников А. В. Советская архитектура // Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. II. М., 1975.
4. Бархин М. Г., Яралов Ю. С. Советская архитектура // Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. I. М., 1975.
5. Басс В. Г. Петербургская неоклассика 1900-1910-х гг. Архитектурные конкурсы: зодчий, цех, город. СПб, 2005.
6. Басс В. Г. Флоренция - Петербург: влияние тосканского зодчества на петербургскую архитектуру XIX-XX вв. // Научные труды. №4. СПб, 2007. С. 142-147.
7. Басс В. Г. «Русский Палладио»: об одном механизме освоения классики в отечественной архитектуре XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. №5. СПб, 2015. С. 774-782.
8. Блинова Е. К. Композиционные варианты расположения ордерных форм в архитектуре Петербурга // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. №10. Челябинск, 2009. С. 179-190.
9. Булдаков Г. Н., Вайтенс М. Е., Байков Г. А. Ленинград: планировка и застройка. 1945-1957. Л., 1958.
10. Вайтенс А. Г. Генеральные планы развития Ленинграда 1930-1950-х гг.: опыт и итоги реализации // Вестник гражданских инженеров. №3. СПб, 2011.
С. 5-14.
11. Вайтенс А. Г. Вклад института «Ленпроект» в градостроительное развитие Ленинграда в 1930-х - начале 1960-х гг. // Вестник гражданских инженеров. №2 (49). СПб, 2015. С. 5-12.
12. Введенский Б. А. БСЭ. Т. 22. М., 1953. С. 437.
13. Власов С. А. Жилищное строительство в оценке отечественной историографии (1946-1991) // Россия и АТР. №2. Владивосток, 2008. С. 27-34.
14. Гольдштейн А. Ф. Зодчество. М., 1979.
15. Гришин С. Ф., Овчаренко Д. Д. О наследовании градостроительных традиций Санкт-Петербурга в проектной практике Ленинграда 1960-1980-х гг. // Вестник гражданских инженеров. №3 (44). СПб, 2014. С. 35-41.
16. Гурьев О. И. Композиции Андреа Палладио. Вопросы пропорциональности. Л., 1984.
17. Журавлёв А. М., Иконников А. В., Рочегов А. Г. Архитектура советской России. М., 1987.
18. Золотарёва М. В. Объёмно-планировочные особенности архитектурного ландшафта исторических территорий Петроградского района Санкт- Петербурга // Вестник гражданских инженеров. №1 (48). СПб, 2015. С. 27-35.
19. Золотарёва М. В. Объёмно-про странственные особенности застройки Малой Охты в Ленинграде (1920-1940-е гг.) // Жилищное строительство. №1-2. М., 2016. С. 67-71.
20. Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век. / Сост. Исаченко В. Г. СПб, 2000.
21. Ильин Л. А. Новые кварталы как составляющие ансамбли Ленинграда // Архитектура Ленинграда. №2. Л., 1936.
22. Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века: эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб, 2006.
23. Кириков Б. М. Архитектура Петербурга-Ленинграда: страницы истории. СПб, 2014.
24. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1982.
25. Курбатов Ю. И. Архитекторы об архитекторах. Ленинград-Петербург. ХХ век. СПб, 1999.
26. Курбатов Ю. И. Петроград - Ленинград - Санкт-Петербург: архитектурно-градостроительные уроки. СПб, 2008.
27. Курбатов Ю. И. Ленинградский неоклассицизм 1930-1940-х гг. - выдающийся вклад в создание архитектуры, включающий и новизну, и преемственность // Вестник гражданских инженеров. № 5 (58). СПб, 2016. С. 13-15.
28. Лавров Л. П. Кафедра архитектурного проектирования СПбГАСУ // Вестник. Зодчий. 21 век. №2 (43). СПб, 2012. С. 22-25.
29. Лисовский В. Г. Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики. СПб,
2008.
30. Лисовский В. Г. «Суперстили» в градостроительной практике Ленинграда-Петербурга // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. №2. СПб, 2013. С. 179-189.
31. Лукомский Г. К. Современный Петроград: очерк истории возникновения и развития классического строительства (1900 - 1915 гг.). СПб, 2003.
32. Минкус М., Пекарева Н. И. А. Фомин // Мастера советской архитектуры. М., 1953.
33. ОАО "ЛЕННИИПРОЕКТ" 85 лет знаменитой школе проектировщиков // Вестник. Зодчий. 21 век. № 4 (33) СПб, 2009. С. 36-45.
34. Паперный В. Культура 2. М., 1996.
35. Ревзин Г. И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века. М., 1992.
36. Русанов Г. Е., Вайтенс А. Г., Славина Т. А. В. А. Витман, Л. М. Тверской и Г. А. Симонов - зодчие-градостроители Ленинграда (1920 - 1950-е гг.) // Вестник гражданских инженеров. №6 (59). СПб, 2016. С. 66-70.
37. Семенцов С. В. Градостроительное развитие Ленинграда в 1957-1965 гг. // Вестник гражданских инженеров. №1. СПб, 2008. С. 11-16.
38. Смелков Н. О. Архитектура жилых зданий в Ленинграде 1943-1956 гг. // Материалы IX молодёжной международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки. СПб, 2015. С. 64-72.
39. Сперанская В. С. Монументально-декоративные элементы в архитектуре жилых и общественных зданий современного Ленинграда. М., 1972.
40. Сперанская В. С. Ленинградская школа зодчества 1930-1950-х годов в историко-культурном наследии XX века // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. №4 (118). Курск, 2016. С. 86-89.
41. Старостенко Ю. Д. Разработка принципов проектирования жилых кварталов в советском градостроительстве 1930-х гг. // Региональные архитектурно-художественные школы. №1. Новосибирск, 2016. С. 453-459.
42. Хан-Магомедов С. О. Иван Фомин. М., 2011.
43. Хмельницкий Д. Архитектура Сталина. Психология и стиль. М., 2006.
44. Хмельницкий Д. Зодчий Сталин. М., 2007.
45. Цапенко М. П. О реалистических основах советской архитектуры. М., 1952.
46. Яралов Ю. С. Таманян // Мастера советской архитектуры. М., 1950.
Список иллюстраций.
1. Ил. 1. Школа. Шпалерная ул. 31-33. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель. 1935 г.
2. Ил. 2. Жилой дом. Пр. Стачек 9. О. И. Гурьев, Б Р. Рубаненко. 1935 г.
3. Ил. 3. Жилой дом. Ул. Стахановцев 9. О. И. Гурьев и мастерская Г. А. Симонова. 1936-1939 гг.
4. Ил. 4. Жилой дом. Ул. Стахановцев 17. О. И. Гурьев и мастерская Г. А. Симонова. 1936-1939 гг.
5. Ил. 5. Школа. Набережная Робеспьера. О. И. Гурьев. Проект.
6. Ил. 6. Аэровокзал. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель. Проект. 1937 г.
7. Ил. 7. Жилые дома на ул. Савушкина. О. И. Гурьев, Н. В. Баранов, Н. М. Назарьин. 1946-1951 гг.
8. Ил. 8. Жилые дома на Удельной. О. И. Гурьев, Н. В. Баранов, Н. М. Назарьин. 1946-1951 гг.
9. Ил. 9. Жилой дом. Енотаевская ул. 10. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель. 1946-1948 гг.
10. Ил. 10. Жилой дом. Каменноостровский пр. 2. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель. 1949 г.
11. Ил. 11. Жилой дом. Каменноостровский пр. 25. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель, К. А. Гербер. 1951 г.
12. Ил. 12. Жилой дом. Ул. Рентгена 6. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель. 1950-е гг.
13. Ил. 13. Дом на Австрийской пл. О. И. Гурьев, А. П. Щербёнок. 1951-1952 гг.
14. Ил. 14. Дом на Австрийской пл. О. И. Гурьев, А. П. Щербёнок. 1951-1952 гг. Утраченный рельеф.
15. Ил. 15. Жилой дом. Каменноостровский пр. 17. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель. 1956 г.
16. Ил. 16. Жилой дом. Угол Каменноостровского пр. и Большой Пушкарской ул. 1956 г.
17. Ил. 17. Жилой дом. Угол Каменноостровского пр. и наб. р. Карповки. 1952 г.
18. Ил. 18. Здание «Ленпроекта». Троицкая пл. 3-5. О. И. Гурьев, А. П. Щербёнок, Я. Н. Лукин. 1956 г.
19. Ил. 19. Жилой дом. Приморский пр. 11. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель.
20. Ил. 20. Жилой дом. Ул. Савушкина 15. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель, П. В. Курочкин. 1955 г.
21. Ил. 21. Кинотеатр. Бронницкая ул. 24. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель, А. П. Чиж. 1962 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ