Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Мизансцена в режиссерском замысле как существенный компонент театрализованного представления……………………………………………….6
1.1. Мизансценирование как один из основных инструментов режиссера…...6
1.2. Виды мизансценирования……………………………………………………9
1.3. Мизансценирование как компетентность режиссера массовых зрелищ...13
Выводы по главе 1……………………………………………………………….16
Глава 2. Практический анализ театрализованного представления «Мы помним ваши имена» по мотивам повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»…………………………………………………………………………….18
2.1. Идейно-тематический замысел представления «Мы помним ваши имена» по мотивам повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»……………………...18
2.2. Режиссерское решение сценария театрализованного представления «Мы помним ваши имена» по мотивам повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»…………………………………………………………………………….25
Выводы по главе 2……………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы……………………………………………...41
Спектакль, театрализованное представление, инсценировка, театрализованный концерт и многие другие театральные формы – это отклик на конкретное событие, жизненный факт, оснащенный множеством выразительных средств. Каждое из них, вступая в тесную взаимосвязь зрителя и режиссера, способно создать художественный образ. Одним из самых значимых выразительных средств режиссёра, является мизансцена.
Предлагаю вам рассмотреть значимость мизансцены в работе режиссёра, виды мизансцен и выявить методы выстраивания мизансцен.
Театральный опыт накопил множество приемов построения группировок и мизансцен, которые с успехом используются в процессах постановок спектаклей и обучения будущих актеров и режиссеров. Однако по сей день она исследуется исключительно в качестве пластического компонента общей архитектоники спектакля. Несмотря на то что современная практическая режиссура активно использует мизансцену как коммуникативную единицу, тем не менее, мизансценический языковой компонент не отрефлексирован должным образом как одна из лексических доминант специального сценического языка, как социокультурный феномен в культурно-семиотическом пространстве театра.
Язык действий персонажа на сцене нередко реализуется в качестве «стерильной» мизансцены (имеется в виду расположение вещей на сцене и их перемещение без использования речевого компонента). Если учесть, что в театре действие выражается в непрерывном потоке живой человеческой речи и живых человеческих движений, то следует «рече-мизансцену» воспринимать этакой неразрывной симбиотической реальностью. При этом мизансцена одинаково выразительна, когда осуществляется на фоне произнесенного текста и без него.
Всякая языковая конструкция предполагает наличие определенной знаковой системы, соотносящей понятийное содержание с типовой формой выражения, поскольку процесс общения предполагает, с одной стороны, формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, процесс взаимопонимания между персонажами, основанный на литературной речи в совокупности с мизансценированием, представляет собой одну из сложных форм существования человеческого языка — «рече-мизансцену». Несмотря на удвоенный психолингвистический процесс, он также содержит в себе, по Р. Якобсону, акт коммуникации, где между отправителем сообщения (адресантом) и его получателем (адресатом) располагается сообщение, которое благодаря пониманию кода обеими сторонами, формирует перекрестные семиотические поля из двух каналов связи, представляющих собой единое культурное пространство.
Актуальность исследования. Благодаря новым технологиям, количество выразительных средств, используемых в реализации любой формы театрального искусства, возрастает. Все они создают яркие, иногда даже фееричные образы. Но за всем этим буйством красок теряется значимость мизансцены, одного из самых сильных средств, умело создающий неповторимый облик спектакля.
Мизансцены увеличивают силу выразительности мысли режиссера, помогают ему раскрыть смысл и идею спектакля, представления, зрелища. В разработке мизансцены отражается сложное взаимодействие внешней формы и внутренней структуры программы, ее художественный образ в пластическом выражении. Любое представление обретает свою мудрую рассудительность и силу через определенную стилистику мизансцен, графический рисунок, через темпо-ритм их движения.
В контексте задач режиссёра мизансцена выступает как пластический образ представления, в центре которого находится живой, действующий человек.
Цель исследования - анализ технологии использования временных и пространственных особенностей мизансценирования в театрализованных представлениях.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть мизансценирование как один из основных инструментов режиссера;
2) проанализировать виды мизансценирования;
3) охарактеризовать мизансценирование как компетентность режиссера массовых зрелищ.
Объект исследования – мизансцена.
Предмет исследования - мизансцена как инструмент режиссёра.
В качестве методов исследования в работе использовались следующие: сравнительно-сопоставительный анализ; изучение и обобщение передового опыта; наблюдение, классификация обобщение.
Научная новизна заключается в анализе различных видов мизансценирования, как выразительного средства режиссуры через раскрытие идейно-тематического анализа режиссёра на сценической площадке.
Мизансцена, в первую очередь, существует в рамках определенных законов для того, чтобы помочь понять зрителю чувственную сторону действа. Все физические движения и отточенная речь актеров являются одинаковыми по своим правам для режиссера. Таким образом, мы получаем следующую концепцию: пластическая сторона театрализованного действия есть один из самых важных аспектов, составляющих единый образ, а мизансцена есть самый главный инструмент режиссера, который помогает в работе подойти к поставленной задаче. Следовательно, мизансцена – это наглядно запечатленные фрагменты пространства с их постоянными изменениями во времени. Через мизансцену в театрализованном действе передаются и характер взаимоотношений действующих лиц, и характеристики людей, и события, и жанр. Мизансцена – это ярко выраженное слово к пониманию действий, которое должно выражать идею, действие, содержание эпизода, передавать его чувства, определять ритм, акцентировать внимание на значимом. С помощью них режиссер разговаривает со зрителем, доводит до понимания сути.
Нами проведен практический анализ театрализованного представления «Мы помним ваши имена» по мотивам повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», предложен его сценарий.
В основу постановки сценария легли сцены из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».
Форма мероприятия: театрализованное представление.
Участники мероприятия: учащиеся средних классов школы.
Идея: привлечь особое внимание к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий войны, показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа бойцов в юбках.
Процесс формирования патриотизма в отечественной образовательной системе остается первоочередной задачей современности.
До недавнего времени патриотическое воспитание оставалось на периферии интересов государства, но на сегодняшний день этот вопрос поднят на государственном уровне.
«Идеология в стране возможна только одна – и это патриотизм», заявил президент Российской Федерации В.В. Путин на пресс-конференции 19 декабря 2019 года. По его словам, «это патриотизм в хорошем, самом широком смысле слова. Идеология должна быть деполитизирована и направлена на укрепление внутренних основ государства».
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности.
Театрализованные представления, являясь традиционным типом передачи информации, представляют собой эффективное средство массовой коммуникации. Именно в театрализованной форме происходит повторение прожитого опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого. Задача театрализованного представления состоит в передаче веками устоявшейся информации об устройстве мира и места человека в этом мире .
Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию .
По нашему мнению, работа в формировании патриотизма должна осуществляться под воздействием российской культуры и искусства, которые максимально синтезируются в системе дополнительного образования средствами театрализованных представлений.
1. Бакланова Т.И. Социально-культурное партнерство музеев и вузов как фактор формирования этнокультурной компетентности студентов / Бакланова Т.И., Медведь Э.И. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 409.
2. Белая Н.С. Подготовка к режиссёрско-педагогической деятельности постановщиков театрализованных представлений в вузах культуры и искусств: компетентностный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 195-202.
3. Белозерова В.В. Формирование профессионально-личностных качеств режиссера театрализованных представлений//Образование и общество. – Орел, 2018. – № 6. – С. 62-66.
4. Белозерова В.В. Формирование профессионально-личностных качеств режиссера театрализованных представлений//Образование и общество. – Орел, 2018. – № 6. – С. 62-66.
5. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений: учебное пособие. – Л.: ЛГИК, 1981. – 72 с.
6. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие. – Москва: Просвещение, 1975. – 256 с.
7. Горюнова И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений. Лекции и сценарии [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. дан. – СПб.: Композитор, 2009. – 208 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=2854 – Загл. с экрана (дата обращения 20.05.2021)
8. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. – М.: Издательство ЮНЕСКО, 1996. – 31 с.
9. Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2018. 198 с.
10. Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра: учеб. пособие / Б.Е. Захава. – Москва: ГИТИС, 2008. – 217 с.
11. Киселева О.И. Фестивальное движение как сфера реализации культурной политики / Киселева О.И., Медведь Э.И. // В сборнике: Наука и технологии в современном обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 30-35.
12. Киселева О.И. Фестивальное движение как сфера реализации культурной политики / Киселева О.И., Медведь Э.И. // В сборнике: Наука и технологии в современном обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 30-35.
13. Колмыкова А.С. Патриотическое воспитание молодежи выразительными средствами театрализации / Колмыкова А.С. – ИПК БГИИК. 2017. С. 165-167.
14. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. Учебник. — М.: Питер. 2018. 288 с.
15. Литвинова М.В. Массовый праздник как полифункциональное явление // Литвинова М.В. / В сборнике: Наука Искусство Культура. 2013. № 2. С. 5-12.
16. Медведь Э.И. Анализ содержания понятия эстетической культуры личности и ее роли в профессиональной подготовке бакалавров социально-культурной деятельности / Медведь Э.И., Сергеева В.П., Киселева О.И. // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 6. С. 134-138.
17. Медведь Э.И. Формирование духовно-нравственной культуры подростков в условиях детской театральной студии / Медведь Э.И., Данелян В.Р., Киселева О.И. // Среднее профессиональное образование. 2018. № 3. С. 9-13.
18. Медведь Э.И. Формирование духовно-нравственной культуры подростков в условиях детской театральной студии / Медведь Э.И., Данелян В.Р., Киселева О.И. // Среднее профессиональное образование. 2018. № 3. С. 9-13.
19. Мишон Е. В. Связи с общественностью в органах власти. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 176 с.
20. Мочалов Ю.В. «Композиция сценического пространства»/ Ю.В. Мочалов. – МОСКВА: «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ», 1987. – 66 с.
21. Пави П. Словарь театра. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.
22. Плотников А.В. Режиссерский замысел художественно-спортивной программы как феномен культуры зрелища / А.В. Плотников // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2017. – № 3. – С. 69 - 74.
23. Плотников А.В. Режиссура театрализованных представлений и праздников: учебно-методическое пособие / А.В. Плотников, Г.Г. Плотникова. – Краснодар: КГУФКСТ, 2016. – 71с.
24. Подосенов Л.А. Взаимодействие режиссёра и художника в создании художественного образа театрализованного представления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 122–130.
25. Попов А.Д. «Спектакль и режиссер»/ А.Д. Попов. – Москва: ВТО, 1961. – 128 с.
26. Пшенникова В.В. Театрализованные праздничные формы в решении проблем патриотического воспитания молодежи. / Пшенникова В.В. – Белгородский государственный институт искусств и культуры. 2016. С. 325-327.
27. Ремез О.Я. «Мизансцена – язык режиссера»/ О.Я. Ремез. – Москва: Искусство, 1963. – 132 с.
28. Силин А.Д. От замысла к воплощению / Международная ассоциация постановщиков и организаторов массовых организованных представлений и праздников; Министерство культуры Российской Федерации; Государственный Российский Дом народного творчества. – М., 1999. – 102 с.
29. Синяева И. М., Романенкова О. Н., Жильцов Д. А. Реклама и связи с общественностью. Учебник. — М.: Юрайт. 2017. 552 с.
30. Смирнягина Т.Ю. Поэтика праздничного зрелища: традиции и новации в церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи (2014) // Искусство и гуманитарное знание / Т.Ю. Смирнягина. – 2018. – № 3. – С. 117 - 122.
31. Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений. М.,1985. 212 с.
32. Федотова Л. Н. Связи с общественностью. Теория и практика. Учебник. — М.: Вест-Консалтинг. 2016. 468 с.
33. Форд А.С. Эстетические аспекты трансформации режиссёрской профессии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 232-236.
34. Френкель М.А. Современная сценография: (Некоторые вопр. теории и практики) / М. Френкель. - Киев: Мистецтво, 1980. - 132 с.
35. Чечетин А.И. Искусство драматургии театрализованных представлений: Учебное пособие. – М.: Сов. Россия, 1988. – 126 с.
36. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: учебник. / Чечётин А.И – Издательство «Лань. 2016. – С. 284.
37. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и театрализованных представлений: учебник для студентов высших театр. учебных заведений. – М.: Просвещение, 1986. – 463 с.
38. Шубин С.В., Студеникина С.М. Литературный сценарий как основа массовых праздников и театрализованных представлений: учебное пособие для преподавателей и студентов факультетов культуры и искусств. – Омск, 2004. – 134 с.
39. Шубин С.В., Студеникина С.М. Литературный сценарий как основа массовых праздников и театрализованных представлений: учебное пособие для преподавателей и студентов факультетов культуры и искусств. – Омск, 2004. – 134 с.