Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты проблемы межпредметных связей в обучении……5
2. Реализация межпредметных связей при обучении математике……………..8
3. Проблемы реализации межпредметных связей между физикой и математикой в практике работы учителей математики……………………….12
4. Технологическая карта одного урока математики с использованием межпредметных связей с физикой……………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...22
Школа ориентирована на интеллектуальное развитие школьников, поэтому на уроках необходимо создание условий, обеспечивающих их эффективное интеллектуальное развитие. Во ФГОС отмечается необходимость использования элементов интеграции в учебно-воспитательном процессе, что обеспечивает возможность формирования и развития единой системы знаний, обобщенных умений, мировоззренческой направленности учебно-познавательных интересов на базе изучения различных дисциплин или нескольких предметных областей (И.А. Зимняя, Е.Н. КабановаМеллер, Н.А. Менчинская, З.И. Тюмасева, А.В. Усова, Л.З. Цветанова-Чурукова и др.) [14; 23]. Анализ специальной литературы и практики дагестанских общеобразовательных школ выявил существующее противоречие между требованиями ФГОС ООО к организации интегрированного обучения и недостаточным научно-методическим обеспечением сопровождения преподавания русского языка при интеграции культуры и речевой деятельности, в частности средствами музыки.
Существующие условия учебно-воспитательного процесса в дагестанской общеобразовательной школе и внутренние психофизиологические механизмы развития учащихся требуют эффективной интеграции предметного содержания школьного образования. В данной статье мы попытаемся выявить условия, обеспечивающие на уроках русского языка эффективную учебную деятельность и превращающие ее в один из инструментов реализации ФГОС.
Это обусловливает актуальность исследования проблемы межпредметной интеграции как технологии обучения учащихся и их интеллектуального развития, а ее решение усиливает практическую направленность обучения и развивает способность сопоставлять теорию с практикой.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся.
Предмет исследования – межпредметные связи в процессе обучения математике.
Цель исследования – рассмотреть особенности межпредметных связей в обучении (на примере математики и физики).
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические аспекты проблемы межпредметных связей в обучении;
2) охарактеризовать процесс реализации межпредметных связей при обучении математике;
3) проанализировать проблемы реализации межпредметных связей между физикой и математикой в практике работы учителей математики;
4) разработать технологическую карту одного урока математики с использованием межпредметных связей с физикой.
В настоящее время в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования на государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой ставятся задачи выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.
Очевидно, что полное решение таких задач невозможно в рамках преподавания отдельных учебных дисциплин. Только в результате совместного изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции, как основа умения учиться. Поэтому на первый план должен выступать метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных школьных предметов.
Тесная, глубокая и многогранная связь между школьными курсами математики, физики и другими предметами является традиционной, и обсуждается достаточно давно.
В результате проведенного исследования мы делаем вывод, насколько могут быть многогранны и глубоки межпредметные связи математики и физики. Современный учитель должен их знать, понимать и использовать в процессе преподавания своего предмета. В практической работе для их активизации и устранения некоторых несоответствий школьных программ по физике и математике полезными представляются интегрированные уроки, введение соответствующих элективных курсов, а также обращение учителей к вузовским электронным образовательным ресурсам и мультидисциплинарным учебно-методическим комплексам. При этом, в силу ограниченного времени на изучения той или иной темы, интегрированные уроки могут носить и фрагментарный характер, т. е. возможно использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе.
1. Абакумова А.Н. Использование интегрированных уроков для формирования метапредметных компетенций обучающихся // Исследовательская деятельность в образовательном пространстве региона: сб. матер. конф. - Славянск-на-Кубани: изд-во КубГУ, 2017. - С. 196-201.
2. Багова Л.Л. Межпредметная интеграция в образовательном процессе и ее проблемы на этапах становления педагогической науки [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-vobrazovatelnom-protsesse-i-ee-problemy-na-etapah-stanovleniya-pedagogicheskoynauki/viewer (дата обращения: 26.02.2021).
3. Баляйкина В.М. Межпредметные связи как принцип интеграции обучения [Электронный ресурс] // URL: https://scienceeducation.ru/pdf/2019/6/29320.pdf (дата обращения: 26.02.2021).
4. Беленький Г.И. О воспитательно - образовательных аспектах межпредметных связей // Современная педагогика / Г.И. Беленький, 1977. – С. 56 – 61.
5. Беликов С.Н. Интеграция физики и математики в 8 классе общеобразовательной школы // Высокие интеллектуальные технологии в науке и образовании: сб. матер. науч.-практ. конф. - СПб.: ИИУНЦ «Стратегия будущего», 2017. - С. 116-118.
6. Белов Ф.А. Современный урок физики в контексте педагогических инноваций / Ф.А. Белов, Р.К. Мухамбетова // Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций: Сборник научных трудов Двенадцатой Международной заочной научно-методической конференции. - Саратов: Издательство СРОО «Центр «Просвещение», 2016. - С. 47-52.
7. Блинова Т.Л. Подход к определению понятия «Межпредметные связи в процессе обучения» с позиции ФГОС СОО / Т.Л. Блинова, А.С. Кирилова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва: Буки-Веди, 2013. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4042/ (дата обращения: 26.02.2021).
8. Бойкова Ю.А. Метапредметность и межпредметность - одни из залогов повышения мотивации обучающихся и эффективности учебного процесса // «Педтехнологии»: международный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pedt.ru/categories/4/articles/86 (дата обращения 26.02.2021).
9. Воров Ю.Г., Голубь П.Д. Краткий курс лекций по истории науки. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – 168 с.
10. Голубь П.Д., Овчаров А.В., Насонов А.Д. Из жизни творцов физической науки. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – 359 с.
11. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистерверг. – М.: Учпедгиз, 1956. – 211 с.
12. Емельяненко Е.В., Михалкина Е.А. Интеграция в обучении математике и физике с использованием технологий деятельностного типа в общеобразовательной школе // THEORY AND PRACTICE OF SCIENTIFIC RESEARCH: матер. межд. науч.-практ. конф. - Астрахань: Олимп, 2019. - С. 49-50
13. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. – 219 с.
14. Интегративные формы учебных занятий в системе развивающего обучения / А.В. Усова, М.Д. Даммер и др. Челябинск, 2005. - 182 с.
15. Костина Е.А. Педагогическая технология интегрированного курса «Английский язык и страноведение». Новосибирск: Архивариус Н, 2006. – 79 с.
16. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. Москва: Просвещение, 1988. С. 92.
17. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя / В.Н. Максимова. – Москва: Просвещение, 1984. – 143 с.
18. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения / В.Н. Максимова. – Ленинград, 1981. – 476 с.
19. Сердюкова Н.С. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. – 219 с.
20. Снигирева Л.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий при установлении межпредметных связей математики и физики в условиях реализации образовательной программы среднего общего образования: монография / Л.Н. Снигирева. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 104 с.
21. Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук школе. – Челябинск, 1995. – 16 с.
22. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.: Акад. Пед. наук РФСР, 1948. т.3 – 211 с.
23. Цветанова-Чурукова Л. З. Интегрирано обучение в началните класове. – Благоевград, 2010. - 226 с.
24. Чикинева А.С. Согласование школьных курсов физики и математики на примере изучения раздела «Оптика» / А.С. Чикинева, Н.Г. Недогреева, Ф.А. Белов, О. Аннамаммедов // Инновационное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 1. - Саратов: Изд-во СРОО "Центр «Просвещение», 2019. - С. 206-210.
25. Шлапакова М.М. Приемы реализации межпредметной связи в обучении русскому языку [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priyomy-realizatsii-mezhpredmetnoy-svyazi-vobuchenii-russkomu-yazyku/viewer (дата обращения: 26.02.2021).
26. Шульга Т.К. Актуальность использования межпредметных связей в курсах математики и физики в средней школе // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017. - №1. - С. 282-287.
27. Шурыгина И.В., Фунт И.П., Парсаданян А.А. Межпредметная интеграция как один из эффективных методов реализации ФГОС ОО // проблемы и тенденции научных исследований в системе образования: сб. ст. науч.-практ. конф. - Уфа: Омега Сайнс, 2019.- С. 244-246.