Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования речевых нарушений дошкольников с дизартрией………………………………………...5
1.1. Дизартрия: особенности нарушения речевой функции……………………5
1.2. Особенности речевого развития дошкольников в норме и при дизартрии…………………………………………………………………………..7
Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………...11
2.1. Методы коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста…………..11
2.2. Эффективность применения логопедического массажа в процессе коррекционно-логопедической работы………………………………………...16
2.3. Организация консультативной помощи родителям детей с дизартрией..17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...24
Актуальность исследования. В настоящее время актуальной является проблема развития детской речи. Количество детей с речевыми нарушениями растет, в то время как развитие речи влияет на формирование мышления, эмоциональной и волевой сфер ребенка. Часто наблюдаются следующие особенности: преобладание односложной, «ситуативной» речи, отсутствие распространенных предложений в речи; скудный словарный запас; бедная диалогическая речь, трудности в формулировке вопросов и ответов; трудности в построении монолога; отсутствие навыков культуры речи (использование интонации, регуляция громкости голоса, темпа и т.д.); «смазанность» всех звуков речи; нарушения звукопроизношения. О нарушениях речи говорят логопедические заключения: дислалия, дизартрия, алалия, заикание, ринолалия и т.д.
Проблема выявления и коррекции дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.
Теоретико-методологические аспекты дизартрии изучались исследователями: О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, М. Б. Эйдиновой, Л. И. Беляковой, Е. Н. Винарской, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мастюковой, Н. Н. Панченко, Л. А. Даниловой, М. В. Ипполитовой, Л. В. Лопатиной, Е. Ф. Архиповой и другими учеными.
Цель исследования заключается в рассмотрении особенностей логопедической работы при дизартрии детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности нарушения речевой функции при дизартрии.
2. Проанализировать особенности речевого развития дошкольников в норме и при дизартрии.
3. Рассмотреть методы коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать эффективность применения логопедического массажа в процессе коррекционно-логопедической работы.
5. Предложить организацию консультативной помощи родителям детей с дизартрией.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Среди детей дошкольного возраста самым распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (общим недоразвитием речи, заиканием, и др.) и проявляется в расстройствах просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления.
Дизартрия относится к клинико-педагогической классификации речевых нарушений, к расстройствам фонационного оформления речи. Она рассматривается как сложное речевое нарушение органического генеза, проявляющееся в неврологических, психологических и речевых симптомах.
При дизартрии наблюдается целый ряд неречевых и речевых симптомов.
Логопедическая работа по устранению дизартрии может включать в себя следующие этапы:
1-й этап – подготовительный.
Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя следующие направления:
1) нормализация мышечного тонуса,
2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,
3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
4) нормализация голоса,
5) нормализация просодики,
6) нормализация мелкой моторики рук.
2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков.
Направления:
1) выработка основных артикуляционных укладов,
2) определение последовательности работы над звуками,
3) развитие фонематического слуха,
4) постановка звука,
5) автоматизация
6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков.
Направления:
1) выработка самоконтроля,
2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.
4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап – подготовка к обучению в школе.
Направления:
1) формирование графомоторных навыков,
2) развитие связной речи,
3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
Квалифицированная логопедическая помощь, необходимая при дизартрии, характеризуется строго индивидуальным подходом к лечению и требует постоянного наблюдения специалиста. Очевидно, что детям с данным речевым расстройством для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи, требуется включение в процесс воспитания ребенка с дизартрией активное взаимодействие с семьей. Необходимо создание единого коррекционно-развивающего пространства как в дошкольном образовательном учреждении, так и дома . Достичь этого можно посредством консультаций и проявления высокого профессионализма логопеда.
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ ; Астрель, 2008. – 256 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 88 с.
3. Бариева А.А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс / А.А. Бариева. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 228–230 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7414/ (дата обращения: 16.05.2021).
4. Бачина О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. – М. : ТЦ «Сфера», 2009. – 64 с.
5. Брюховских Л.А. Диза ртрия: учебно-методическое пособие по логопедии / Л.А. Брюховских. – Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. А ста фье ва , 2016. – 179 с.
6. Волкова Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 144 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Л.С. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. / гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
8. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. А.Дьякова—2-е изд., исправленное — М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 119 с.
9. Логопедия: учебник для студ. фа к. высш. учеб. заведений / под ре д. Т.Б. Филичевой. – М., 2017. – 608 с.
10. Мамаева А.В. Развитие произносительной стороны речи у детей с церебральным параличом / А.В. Мамаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – №2
11. Семенова К. А. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин ; под ред. Л. С. Волковой. - Кн. 1. - Ч. 2. - Москва, 2003. - С. 103-118.
12. Степанова О. Л. Организация логопедической работы в ДОУ / О. Л. Степанова. – М. : ТЦ «Сфера», 2003. – 112 с.
13. Тверская О. Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушение речи / О. Н. Тверская // Логопед. – 2010. – № 4. – С. 6-11.
14. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с.