Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть. Сценическая атмосфера театрализованных представлений……………………………………………………………………..6
1.1. Театрализация как явление праздничной культуры........................……….6
1.2. Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника…………………………………………………………………………13
1.2. Сценическая атмосфера театрализованных представлений……………...19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….21
Глава II. Практическая часть. Практический анализ специфических особенностей создания атмосферы театрализованного представления «В зазеркалье».............................................................................................................22
2.1. Анализ сценария…………………………………………………………….22
2.2. Специфические особенности создания атмосферы театрализованного представления «В зазеркалье»………………………………………………….23
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...33
Приложение
Актуальность исследования. С каждым годом всё больше праздников, представлений, фестивалей проходит на территории России, и всё чаще в названиях афиш мы сталкиваемся с понятием ‹‹театрализация››: ‹‹театрализованное Dinner-show››, ‹‹театрализованный ужин в белом››, «театрализованное представление, посвященное празднованию Дня Победы», «театрализованный бал» и другое. Однако мы встречаемся с понятием «театрализация» не только в индустрии праздников, но и наблюдаем, как данное явление стремительно входит в употребление представителей разных сфер, зачастую не всегда связанных с праздничной культурой и театром.
Так сегодня театрализацию можно встретить: в музейном пространстве, где она является «формой взаимодействия с посетителями» (Щепеткова И.А., 2006 г.); в образовательной сфере, где все чаще театрализацию стали использовать, как средство активизации в обучении школьников (О.А. Михалева, 2006 г.) и как «педагогический прием» (Т.В. Голубева, 2002 г.), построенный на игре, так как он значительно облегчает процесс усвоения информации детьми и подростками; в политике (Коваленко В.А. 2006), в индустрии моды (Мильман А.Л. 1998, Бакеркина О.А. 2012), где показы приобретают форму представлений и рассматриваются как форма театрализации жизни.
Акцент на понятие «театрализация» в разных сферах приводит к возникновению новых определений и толкований данного термина (с уклоном в особенности сферы применения) и, в то же время, размывая границы между ними. Такое смешение «форм и стилей» мешает с научной точки зрения определить, чем театрализация является сегодня в контексте именно праздничной культуры, а это, в свою очередь, является фактором, затрудняющим работу практиков – режиссеров-постановщиков.
Театрализованные представления не являются новым явлением в праздничной культуре России. Своё рождение и наибольшее развитие они получили еще в советский период. Однако, сегодня, всё возрастающий интерес к данной форме массового искусства несет за собой необходимость более конкретного изучения, с учетом развития общества и технологий, внедряемых в работу над театрализованным представлением, требует нового – актуального – взгляда на данное явление.
Изучением театрализации на протяжении всего XX века занимался достаточно широкий круг исследователей: от театроведов до режиссёров; от художников до педагогов, которые изучали и описывали данное явление и его технологические аспекты: в начале века это П.М. Керженцев и Г.А. Авлов, А.И. Пиатровский и А.А. Гвоздев, В.Э. Мейерхольд и Н.В. Петров; в послевоенные годы в более узком ключе театрализацию рассматривали И.Г. Шароев и И.А. Богданов, О.И. Марков и С.М. Макаров, А.И. Чечетин и И.М. Туманов, О.Л. Орлов и А.П. Обертинская, Е.В. Руденский, В.Я.Суртаев и В.Г. Шабалин.
Появляющиеся в XXI в. труды носят чаще обобщающий или дополняющий характер, и зачастую лишь цитируют труды Н.Н. Евреинова, Д.М. Генкина и Э.В. Вершковского.
Объект исследования – театрализованное представление.
Предмет исследования – специфические особенности атмосферы театрализованного представления.
Гипотеза исследования. Вопрос создания атмосферы является важнейшим вектором режиссуры вне зависимости от ее отраслевой принадлежности (театр, кино, телевидение, театрализованные представления и праздники).
Цель исследования – изучение специфических особенностей создания атмосферы театрализованных представлений.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать театрализацию как явление праздничной культуры;
2) рассмотреть театрализованное представление как зрелищную составляющую праздника;
2) охарактеризовать сценическую атмосферу театрализованных представлений;
3) провести практический анализ специфических особенностей создания атмосферы театрализованного представления «В зазеркалье».
Методы исследования. В работе были использованы как общетеоретические методы исследования (анализ, обобщение, синтез), так и практические (разработка сценария театрализованного представления).
Театрализованное представление осуществляется как зрелищное событие. Таковым его делает творческий замысел создателей, стремящихся с помощью спектра выразительных средств произвести сильное впечатление на зрителей и тем самым донести до них заложенные в действе идеи, образы и чувства. При этом, не умаляя значения других образных средств, следует особо подчеркнуть значение зрелищных элементов действа, создающих выразительную структуру, преодолевающую визуальную обыденность и концентрирующую интерес аудитории. Разумеется, даже случайное происшествие или природное явление, попадая в поле визуального восприятия и становясь объектом целенаправленного интереса, получает значимостную интерпретацию, наделяется особыми, над повседневными смыслами и становится зрелищным событием. Однако в театрализованном представлении его событийная значимость становится программирующим обстоятельством и тем самым многократно умножается. Отметим также широчайший содержательный диапазон событийной основы представления.
С событийностью театрализованного представления связана с его временная однократность, неповторимость. Даже если оно рассчитано на своеобразную «тиражируемость», то в этом случае воспроизводится только некий структурный «каркас», фабульная основа. Само живое течение действия представления всякий раз представляет собой новую версию зрелища. Таковы, например, «повторы» театрализованных игровых программ, «елочных» представлений и т.д. Аналогично дело обстоит с регулярным созданием театрализованных представлений, посвященных знаменательным датам праздничного календаря. В этом случае воспроизводится тематика событийной основы, но ее конкретное воплощение всякий раз находит в представлении новую зрелищную форму.
В значительной мере подобное свойство определяется игровым характером, присущим развертыванию действа театрализованного представления. Разумеется, лежащие в его основе сценарные установки, казалось бы, несколько ограничивают спонтанную непредсказуемость игрового начала, однако оно по сути выступает непременным производящим условием осуществления представления. Во-первых, его действо именно разыгрывается исполнителями в живых образах и ситуациях, придавая происходящему интонации театральной игры. Во-вторых, возникает своеобразная игровая ситуация взаимодействия исполнителей и зрительской аудитории, более непосредственная и вариативная, чем театре как таковом. В-третьих, часто театрализованные представления предполагают условие прямого игрового включения зрителей в качестве участников происходящего.
Это, в свою очередь, характеризует зрителей как со-творцов зрелищного действа театрализованного представления. При этом участие человека-зрителя не сводится только к визуальному восприятию происходящего, хотя это, несомненно, выступает исходным условием. Сам чувственный образ происходящего, возникающий в переживаниях, составляет органичную часть зрелищного события в целом, являясь формой е только присутствия, но и соучастия. Пространственно-временное развертывание действенной структуры представления вовлекает зрителя в проигрывание своих перипетий, даже если это происходит только в мыслимо-чувственной форме. Однако театрализованное представление в принципе «разомкнуто» в сторону зрителя, предполагая возможность его непосредственного соучастия в действенной структуре зрелищного события.
Все это позволяет рассматривать театрализованное представление как социокультурную форму, оптимально сочетающую и репрезентативно представляющую основные свойства, присущие живым проявлениям зрелищной культуры: подлинность реального зрелищного действа, спонтанность игрового начала, креативное сотворчество исполнителей и зрителей, образующие неповторимую событийность живого зрелищного явления.
Опираясь на тему курсовой работы «Специфические особенности создания атмосферы театрализованных представлений» был разработан сценарий театрализованного представления «В зазеркалье», отрывок которого приведен в приложении к настоящей работе.
На примере разработанного сценария театрализованного представления «В зазеркалье» мы рассмотрели особенности создания внутренней и внешней атмосферы театрализованного представления.
1. Аниконова Т.Г. Театрализованный праздник в патриотическом воспитании // Воспитательная деятельность образовательного учреждения. М.: Издательство «Спутник+», 2014. 114 с.
2. Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин // Учебное пособие. Москва: «Просвещение». 1975. 177 с.
3. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы / Д.М. Генкин, А.А. Конович // Сборник научных трудов. Ленинград: ЛГИК. 1982. 155 с.
4. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба / Д.М. Генкин // Учебное пособие. Ленинград: Министерство культуры РСФСР, ЛГИК. 1972. 214 с.
5. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1991. 177 с.
6. Керженцев П.М. Творческий театр. Пути социалистического театра. / П.М. Керженцев // 2-ое, доп. изд. Петроград: издательство «Книга». 1919. 201 с.
7. Кнебелъ М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М.: Искусство, 1966. 168 с.
8. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР, М 1990. 45 с.
9. Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991. 211 с.
10. Матасова А.М., Ляшенко Н.В. Специфические особенности создания сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и массовых праздников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69722 (дата обращения: 25.03.2021).
11. Мейерхольд В.И. Статьи, письма, речи, беседы / В.И. Мейерхольд // Часть первая (1891-1817). Москва: Искусство. 1986. 407 с.
12. Пиотровский А.И. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма. / А.И. Пиоттровский, А.А. Гвоздев // История советского театра. Ленинград: Государственное издательство художественной литературы. 1933. 511 с.
13. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. 292 с.
14. Радлов С.Э. Массовые постановки Статьи о театре: 1918-1922. Пг.: Центральное кооперативное издательство «Мысль», 1923. 211 с.
15. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3 / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1990. 214 с.
16. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. – Л., 1984. 34 с.
17. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс / Гос. Ин-т искусствознания М-ва культуры и массовых коммуникаций РФ. М.: Наука, 2006. 77 с.
18. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002. 45 с.
19. Чехов М.А. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1999. 271 с.
20. Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.: Просвещение, 1986. 179 с.