Введение 3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства 7
1.1. Историческое развитие и сущность малого предпринимательства 7
1.2. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике 20
1.3. Опыт зарубежных стран в малом предпринимательстве в рыночной
экономике 31
Глава 2. Современное состояние малого бизнеса в Российской и Западной экономике 41
2.1. Развитие малого бизнеса в России 41
2.2. Сравнительная характеристика малого бизнеса в России и в Западных
странах (на примере Франции и Германии) 46
2.3. Проблемы развития малого бизнеса в России 55
Глава 3. Перспективы и пути развития малого предпринимательства в
России 61
3.1. Нормативно-правовое регулирование и перспективы развития малого бизнеса в Российской и Западной экономике 61
3.2. Совершенствование малого предпринимательства в России: возможность применения опыта западных стран 79
Заключение 95
Список использованных источников
Неотъемлемой частью рыночной экономики на сегодняшний день являются малые предприятия. Более того, нельзя забывать о том, что постоянно происходит их увеличение. В связи с этим, можно отметить, что мировая экономика в современном мире переживает настоящий «бум» малого предпринимательства. Следует отметить несколько причин такому подъему, а именно рост роли услуг в экономике, проведение приватизации и уменьшение регулирующей роли государства, предоставление государством свободы в предпринимательской деятельности, а также расширением государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства в развитых странах мира. Малый бизнес приобрел актуальность в 90-х годах, поскольку в то время малый бизнес содействовал развитию конкуренции, кроме того, малые предприятия создавали новые рабочие места и интенсивно занимались научными разработками. Малый бизнес также является залогом демократизации экономики и фактором поддержки социальной справедливости в современном обществе. Эффективность существования малых предприятий также подтверждается зарубежным опытом.
Крупный бизнес, по сравнению с малым, требует выгодного емкого рынка и стабильного продолжительного спроса. Кроме того, для него важна продукция массового производства, которая соответствует требованиям, а также аккумулирование значительных финансовых средств.
Малые предприятия же имеют целый ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом, а именно простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей, а также отсутствие жесткой иерархии. Кроме того, себестоимость продукции в малом бизнеса ниже, но остается высокое качество производимой продукции и услуг.
Одной из особенностей малого бизнеса является доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, а его функционирование не требует крупных финансовых вложений и больших материальных и трудовых ресурсов.
В отечественной экономике переход к рыночным отношениям обусловлен необходимостью организационно-экономических новаций во многих областях хозяйственной деятельности. Развитие малых форм производства способствует развитию конкурентной рыночной среды, созданию новых рабочих мест, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, а также формированию широкого круга собственников.
Исходя из перечисленного выше, была выбрана тема дипломной работы «Малое предпринимательство как субъект мировой и национальной экономики», актуальность которой обусловлена тем, что, малое предпринимательство является важнейшим составляющим звеном в рыночной экономике. Формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований. Также малые предприятия выполняют связующую и посредническую роль между крупными производителями и конечными потребителями, поэтому, на сегодняшний день, поддержка и развитие малого предпринимательства необходимы.
Как показывает опыт ведущих развитых стран современного мира, наличие высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора является обязательным фактором успешного развития рыночной экономики. Развитие данного сектора экономики является своеобразным локомотивом, который ведет за собой экономическое и социальное развитие.
В сфере малого бизнеса хозяйственная практика находится в причинно-следственной зависимости наряду с углубляющейся специализацией общественного производства, а также дифференциацией товаров и услуг. Развитие малого бизнеса необходимо для современного общества из-за его экономической маневренности, гибкости принятия решений и территориально-пространственной мобильности.
Однако следует отметить ряд особенностей, которым на сегодняшний день уделено недостаточно внимания. К ним относятся: формирование рациональной структуры индустриальных центров, разработка экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса, методология комплексной оценки предпринимательских проектов.
Первыми кто попытался рассмотреть предпринимательство с научной точки зрения были Р. Кантильон и Ж. Б. Сей. Макс Вебер в своей научной работе показал как религиозные факторы стимулируют возникновение «предпринимательского духа». Решающее значение на развитие предпринимательства оказал Й. Шумпетер. Ч. Бернард, Г. Левитт, Д. Мак-
Грегер развили теорию и практику предпринимательства. В России вопросом малого предпринимательства занимались М. Туган-Барановский, П. Сорокин, П. А. Бурышкин и Н.Д. Кондратьев.
Научные труды современных ученых, таких как: Л.И. Абалкин, А.И. Агеев, Г.Л. Багиев, А.В. Бусыгин, В.Я. Горфинкель, А.И. Иоффе, В.В. Карпов, Н.Е. Карманов, В.Г. Павлюченко, Ю.А. Петрова, Э.А. Арустамов, Г.Л. Тульчинский, В.А. Швандар, А.И. Попов, Л.В. Фёдоров, Т.А. Федотовская сыграли важную роль в вопросах организации и развития малого предпринимательства.
Целью написания дипломной работы является комплексный анализ малого предпринимательства в России и в Западных странах и разработка перспектив их развития.
Исходя из поставленной цели, определяются задачи дипломной работы:
- охарактеризовать теоретическую сущность основ малого предпринимательства;
изучить роль малого предпринимательства в рыночной экономике;
- ознакомиться с опытом зарубежных стран в малом предпринимательстве в рыночной экономике;
- проанализировать малое предпринимательство в России и Западных странах;
- предложить перспективы и пути развития малого бизнеса в Российской и Западной экономике.
Объектом исследования данной дипломной работы является рыночная экономика России и Западных стран. Предметом исследования - малое предпринимательство.
При написании дипломной работы использованы основные нормативные документы, касающиеся непосредственно малого предпринимательства, новейшая литература по вопросам экономики, основ предпринимательской деятельности.
В дипломной работе были применены следующие методы: анализ теоретического материала, описательный метод, сравнительно - сопоставительный метод.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, 8 параграфов, заключения и списка использованных источников.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы малого предпринимательства.
Во второй главе было проанализировано современное состояние малого бизнеса в Российской и Западной экономике.
В третьей главе были представлены перспективы и пути развития малого предпринимательства в России.
Целью дипломной работы было проанализировать современное состояние малого предпринимательства в Российской и Западной экономике. На основании данной цели были решены непосредственно задачи исследования и в результате сформированы следующие выводы.
Было рассмотрено определение понятия малого предпринимательства и его основных характеристик. Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных законами и государственными органами, которые конституционируют сущность этого понятия.
Согласно мировой практике, основным показателем малого предпринимательства является собственно средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Проанализировав ряд других научных работ, было установлено, что под малым предприятием также понимается деятельность, которая осуществляется непосредственно небольшой группой лиц, или предприятие, которым управляет один собственник.
Если говорить о роли малого предпринимательства непосредственно в экономике страны, следует отметить, что малое предпринимательство является одним из ведущих секторов, который во многом определяет темпы экономического роста, структуру и непосредственно качество валового национального продукта, а также состояние занятости населения.
Исходя из этого следует выделить основные задачи малого бизнеса:
- ускорение реструктуризации собственности, реформирования предприятий, а также собственно структурной перестройки экономики;
- содействие образованию эффективного собственника, а также появлению среднего по уровню материального благосостояния;
- повышение эффективности экономики и непосредственно социально-политической стабильности в обществе, которая происходит посредством организации предпринимательской деятельности;
- развитие конкуренции и непосредственно преодоления отраслевого и регионального монополизма;
- сокращение числа безработных и собственно создание материальной основы для более полной занятости населения;
- укрепление экономической базы местных органов власти;
- развитие сельских населенных пунктов и непосредственно небольших городских поселений;
Ключевой задачей малого предпринимательства является создание условий для активизации инициативной деятельности субъектов хозяйствования.
В выпускной квалификационной работе было изучено современное состояние малого предпринимательства в Российской и Западной экономике. Отметим, что в странах ЕС насчитывается примерно 16 млн. предприятий, включая и собственно сельскохозяйственный сектор. Примерно 101 млн. человек занято на таких предприятиях, в то время как общая занятость в странах-членах ЕС - 150 млн. человек. Совокупный оборот предприятий непосредственно стран-участниц ЕС составил в 2015 году порядка 11 636 триллионов экю.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации действовало 844 тыс. малых предприятий. Общая численность занятых на малых предприятиях собственно составляла 8.3 млн. человек, что составляет 13% от общего числа занятых в российской экономике. 43% малых предприятий занято непосредственно в сфере торговли и общественного питания, 17% - в строительстве, 16% в промышленности. В первом полугодии 1997 года было произведено продукции и собственно оказано услуг по всем видам деятельности 125, 6 трлн. рублей, что составило около 7% выпуска продукции и непосредственно оказания услуг во всех отраслях экономики России. По России в среднем на одном малом предприятии задействовано 10 человек.
Следовательно, исходя из данных показателей, можно прийти к выводу, что малое предпринимательство непосредственно в Западных странах, в частности в Германии и Франции, более развито, нежели в Российской экономике. Объяснить это можно тем, что на Западе малые предприятия составляют непосредственно около 80-90% от общего числа предприятий, в то время как в Российской экономике этот показатель собственно не превышает на данный момент 9-10%.
Также были определены проблемы и пути развития малого предпринимательства собственно на примере России и Западных стран. Можно выделить основные проблемы малого предпринимательства такие, как:
- медленный процесс создания непосредственно
инфраструктуризации;
- не до конца разработаны и приняты нормативные акты, а также региональные программы по развитию малого предпринимательства. Там, где они приняты, не в полной мере происходит непосредственно их реализация;
- медленное увеличение числа собственно малых предприятий, в частности в производственной сфере;
- недостаточно отрегулировано взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и непосредственно опытом по развитию малого предпринимательства, так в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой;
Анализируя малые предприятия в России и в Западных странах, отметим, что в Европейских странах большое значение приобретает непосредственно малое и среднее предпринимательство, где оно представлено собственно совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста непосредственно новых рабочих мест. Это, собственно, позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере. Они эффективны также как производители отдельных уз лов и малых механизмов и их элементов, которые необходимы для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это говорит о том, что необходим комплексный подход к определению места и непосредственно роли малых предприятий в экономике общества.
Таким образом, без малого предпринимательства рыночная экономика не сможет существовать и развиваться.
Основным событием введения в нормативно-правовое регулирование можно назвать собственно старт нового реестра для малого и среднего бизнеса. Не нужно будет тратить время на сбор документации и прочих бумаг, что всегда представляло собой проблему. Частникам теперь можно будет рассчитывать непосредственно на бюджетные деньги, которые выделены правительством в качестве поддержки. Фактически, те компании, которые будут числиться в реестре, вообще перестанут проверяться, кроме пожарных инстанций, Роспотребнадзора и собственно промышленного контроля. Также в 2017 году для малого бизнеса непосредственно в нашей стране стали доступны новые, улучшенные и более гибкие условия кредитования. Еще одним моментом становится тот факт, что государство собственно не собирается увеличивать налоговую нагрузку для малого предпринимательства. Кроме того, поддержка малого бизнеса будет выражена непосредственно в запуске новой интересной системы, которая будет работать по принципу геомаркетингового навигатора.
Таким образом, были предложены следующие меры непосредственно государственной поддержки малого бизнеса:
- необходимо выделить строительство, как вид хозяйственной деятельности с возможным оборотом для применения УСН;
- надо снизить налоговые ставки непосредственно по УСН для населенных пунктов до 60 тыс. чел.;
- необходимо предусмотреть изменение собственно предельных критериев при учете уровня инфляции непосредственно для отнесения предпринимателей к категории малого бизнеса, как в статистики, так и в налогообложение и привести их к единым значениям;
- надо продифференцировать ставки в зависимости от полученного дохода;
- необходимо разработать условия и непосредственно внедрить в практику инновационный ваучер, как меру материальной поддержки малых инновационных предприятий;
- надо внедрить меры регулярной оценки эффективности поддержки малого бизнеса.
1. Конституция Российской Федерации. - доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
2. О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ: фед. закон принят ГДРФ 14.06.1995. -М.: Ось-88, 1995. -45 с.
Статьи в периодических изданиях
3. Батурин Ф. А. Кому оно нужно, это малое предпринимательство?// ЭКО. - № 7 (373). - 2005. - С.160-169.
4. Борзенков Р. Занятость населения в контексте государственной поддержки малого бизнеса// Общество и экономика. - 2014. - №11. - С. 61¬62.
5. Итоги 2012 г. и задачи текущего развития// Экономист. - 2013. - № 7. С. 6-18.
6. Карманова Н. Е. Малый бизнес - немалая проблема// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 179-189.
7. Крутик А. Б. Проблемы и перспективы развития
предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. — 2014. - № 6. - С. 230.
8. Кузьмин В. Мал бизнес, да дорог// Российская газета. - 2014. - № 24. - С. 2.
9. Лебедева Л. Е. Малый и средний бизнес: критерии оценки / Е. Емельянов// Человек и труд. - № 8. - 2006. - С. 71-75.
10. Лясников Н. В. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны / М.Н. Дудин// Журнал Креативная экономика. - № 5. - 2016. - С. 15-22.
11. Малис Н. И. Малый бизнес имеет налоговый потенциал// Финансы. - № 7. -2015. - С. 30-33.
12. Морозко Н. И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России// Финансы и кредит. - № 28 (232). - 2014. - С. 55-63.
13. Пакова О. Н. Функционирование финансовой системы в условиях глобализации// Научно-практический журнал. Экономика и управление: проблемы, решения. - М.: Издательский Дом Научная Библиотека. - № 3, том 2. - 2016. - С. 29-32
14. Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США// Мировая экономика и международные отношения. - № 5. - 2013. - С. 87-89.
Учебники и учебные пособия
15. Альбеков А. У. Экономика коммерческого предприятия: Учебник / С.А. Сагомонян. - Р-н/Д.: Феникс, 2015. - 28-32 с.
16. Артамонов В. С. Экономическая теория. Ч. I. Основные положения. Микроэкономика: Курс лекций, практикум: Учебное пособие / А.И. Попов, С.А. Иванов, Н.И. Уткин. — СПб.: Лениздат, 2014. - 425 с.
17. Арустамов Э. А. Основы бизнеса: Учебник. - М.: Дашков и К, 2015. - 232 с.
18. Арустамов Э. А. Организация предпринимательства: Учебное пособие / А.Н. Пахомкин. - М.: МУПК, 2017. - 249 с.
19. Архипов А. И. Экономический словарь. - М.: Проспект, 2015. - 486 с.
20. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Инфра-М, 2015. - 320 с.
21. Булатов А. С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. —
М.: Инфра-М, 2013. - 178 с.
22. Буров В.Ю. Теория и методология совершенствования
государственной системы противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства: Диссертация доктора эконномических наук. - С-Пб.: Лениздат, 2015. - 274 с.
23. Валигурский Д. И. Предпринимательство: развитие,
государственное регулирование, перспективы: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2015. - 157 с.
24. Грязнова А. Г. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Т.В. Чечелевой. —М.: Инфра-М, 2013. - 190 с.
25. Журавлева Г. П. Вводный курс по экономической теории: Учебник. — М.: Инфра-М, 2015. - 387 с.
26. Иохин В. Я. Экономическая теория: вопросы и ответы, задачи и решения: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2014. - 220 с.
27. Го рфинкель В. Я. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 6-е изд., перераб. и дополн. - М.: Юнити - дана, 2013. - 663с.
28. Дехтярь Г. М. Правовые основы бизнеса. - М.: Проспект, 2016. - 336 с.
29. Добрынин А. И. Практикум по экономической теории: логические схемы и тесты. - 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лениздат, 2014. - 219 с.
30. Карамова О. В. Социально - институциональное направление и его модификация в XX веке: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2013. - 320 с.
31. Красникова Е. В. Теория переходной экономики: микроэкономика: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2013. - 240 с.
32. Липсиц И. В. Экономика: Учебник для вузов. — М.: Инфра-М,
2014. - 236 с.
33. Лопуста М. Г. Предпринимательство: Учебник. - М.: Инфра - М,
2015. - 520 с.
34. Муравьёв А. И. Предпринимательство: Учебник / А.И. Муравьёв. - СПб.: Лань, 2016. - 696 с.
35. Нестеренко Ю.Н. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2014. - 320 с.
36. Никитина С. К. История Российского предпринимательства:
Учебное пособие. - М.: Экономика, 2014. - 303 с.
37. Океанова З. К. Экономическая теория: Учебник. — М., Инфра-М,
2013. - 210 с.
38. Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы: Учебное пособие. - М.: Профиздат, 2014. - 312 с.
39. Осипова Ю. М. Основы предпринимательского дела: Учебник / Под ред. Е.Е.Смирновой. - М.: Изд-во БЭК, 2015. - 476 с.
40. Петров М. Н. Основы экономики и предпринимательства. — СПб.: Лениздат, 2015. - 290 с.
41. Платонов А. П. Малый бизнес России: проблемы и перспективы: Учебник. - М.: Российская ассоциация развития малого предпринимательства,
2014. - 258 с.
42. Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2012. - 247 с.
43. Рубин Ю. Б. Основы предпринимательства: Учебник. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 464 с.
44. Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М.: Юристъ, 1914. - 659 с.
45. Тактаров Г. А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски / Е.М. Григорьева. — М.: Финансы и статистика, 2012. - 513 с.
46. Чеберко Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 420 с.
47. Швандара В. А. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Владос, 2013. - 240 с.
48. Ясина Е. Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. А.Ю. Чепуренко, В.В. Буев. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2015 - 220 с.
Электронные ресурсы
49. Международный валютный фонд (официальный сайт) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.imf.org/external/about.htm(дата обращения 12.04.2017).
50. Малое и среднее предпринимательство: отчет правительства за 2016
год [Электронный ресурс] / Официальный сайт журнала «Бизнес журнал». - Режим доступа: http://bizmag.online/fn_6082.html (дата обращения
24.04.2017).
51. Малый бизнес в России [Электронный ресурс] / офиц. сайт /
Деловая сеть малого бизнеса. - Екатеринбург, 2014. - Режим доступа:
http://www.dsmb.ru/section/596/(дата обращения 15.04.2017).
52. Список Топ-100 стран по абсолютному показателю ВВП 2016 года
[Электронный ресурс] / Офиц. сайт / Школа инвестора. - Режим доступа: http://investorschool.ru/samye-bogatye-strany-mira-2016 (дата обращения
03.04.2017).
53. Что такое малое предпринимательство [Электронный ресурс] / официальный сайт / Малое предпринимательство и право. - Режим доступа: http://www.lawru.net/podd/podd22.html/(дата обращения 25.05.2017).