Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (KPI) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Работа №78669

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА 6
1.1. Понятие, виды и характеристики ключевых показателей
эффективности (KPI) 6
1.2. Методические подходы к формированию и внедрению системы
ключевых показателей эффективности в банке 17
2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ КЛЮЧЕВЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (KPI) ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА ВТБ (ПАО) 27
2.1. Общая характеристика функционирования Банка ВТБ (ПАО) 27
2.2. Анализ системы управления эффективностью деятельности с
использованием КР1 в Банке ВТБ (ПАО) 38
3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ KPI ДЛЯ
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 52
3.1. Основные трудности внедрения и применения системы KPI в
российских банках 52
3.2. Рекомендации по адаптивному внедрению системы ключевых
показателей эффективности в коммерческих банках России 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ


В условиях нестабильности коммерческие банки столкнулись с целым спектром вызовов: усилением конкуренции, снижением прибыльности, изменением поведения потребителя - падением его доверия и лояльности. В целом же, банковская отрасль снизила обороты, вследствие чего, возникла необходимость пересмотра бизнес-моделей и повышения операционной эффективности. В этой связи актуальной задачей представляется разработка алгоритма и системы оценочных показателей, которые позволят осуществлять объективный анализ эффективности (результативности) деятельности кредитной организации.
Основу конкурентного преимущества в наши дни составляют не столько линейка предлагаемых банковских услуг и продуктов, сколько способность обеспечения совершенствования инструментов планирования, полнота информационно-аналитической базы кредитной организации, управленческие качества и компетенции руководителей, наличие у них способностей к принятию правильных управленческих решений исходя из доступной информации в стремительно меняющихся условиях, включая степень риска и неопределенности.
В отечественном банковском секторе все большую значимость обретают понимание факторов управления, законов, принципов эффективности стратегического планирования. Ориентированность на направления деятельности, приносящие быстрый доход, взамен системного анализа, маркетинговых исследований, не основанных на прогнозировании факторов, как внешних, так и внутренних, непосредственно оказывающих влияние на работу кредитной организации, ее финансовую устойчивость, вовлечении в управление банковской организацией ее персонала, сегодня стоит расценивать как недостаток деятельности подобного коммерческого банка.
Стратегическое планирование является инструментом развития банка, используемым для обеспечения его финансовой устойчивости, в динамично нарастающих условиях трансформирования внешней среды и обусловленной этим неопределенности, учащающихся кризисных явлений.
В этой связи внедрение системы ключевых показателей эффективности поможет в осуществлении контроля за выполнением поставленных банком стратегических задач. Система ключевых показателей эффективности (англ. key performance indicators, KPI) - это своего рода панель управления, по состоянию которой в организации можно увидеть: достигает ли компания целей или отклоняется и на сколько. Причем видит не только руководитель, но и весь коллектив организации. У каждого сотрудника есть своя система показателей, по которой он сам может отследить хорошо или плохо он работает, какой доход при этом получит. Такая обратная связь помогает участникам процесса отслеживать результаты и вовремя реагировать, делать поправки и вносить коррективы, в случае необходимости.
Целью данного исследования является разработка рекомендаций по обеспечению адаптивного внедрения и применения системы ключевых показателей эффективности в коммерческих банках России.
В соответствии с целью задачи исследования заключаются в следующем:
- изучение теоретических аспектов ключевых показателей эффективности и существующих методик разработки этой системы;
- проведение анализа управления эффективностью деятельности с использованием KPI в коммерческом банке;
- выявление проблем внедрения и применения системы KPI в банке;
- определение путей решения выявленных проблем.
В ходе работы были использованы различные источники информации, труды зарубежных и отечественных авторов, таких как У.У. Эккерсон, Р. Каплан, Д. Нортон, А. К. Клочков, Т. И. Лобанова, М.М. Панов и другие, интернет-ресурсы, нормативно-правовые акты, регулирующие банковскую сферу. Однако анализ литературных источников показал, что теоретически очень мало разработок в области формирования данной системы. Данный метод пришел в Россию из стран Европы и Америки и носит преимущественно прикладной характер. Если в России система ключевых показателей деятельности применяется не более десяти лет, то зарубежные специалисты внедряют данную систему в организации уже несколько десятков лет. На сегодняшний момент разработчики пришли к выводу, что не может быть универсальной, четкой и однозначной структуры, однако некоторые пункты должны присутствовать в каждой системе KPI.
Предметом данной работы является применение системы KPI в коммерческом банке. Объектом исследования является Банк ВТБ (ПАО).
Методологической основой исследования являются научные методы, которые необходимы для объективного и всестороннего факторного анализа финансового состояния организации. Исследования проведено с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты. Системно-структурный метод использован для анализа финансового состояния организации и выявления структурных изменений. Применение экономико-математических и экономико-статистических методов позволило определить тенденции развития организации, оценить их динамику, прогнозировать их дальнейшее развитие и методы повышения эффективности деятельности организации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день банковская отрасль России снижает обороты, вследствие чего, возникла необходимость пересмотра бизнес-моделей и повышения операционной эффективности путем создания и внедрения в деятельность коммерческих банков новых методов управления, способных обеспечивать как достоверный контроль текущей работы банка, так и видение перспектив принимаемых стратегических решений.
Стратегическое планирование является инструментом развития банка, используемым для обеспечения его финансовой устойчивости, в динамично нарастающих условиях трансформирования внешней среды и обусловленной этим неопределенности, учащающихся кризисных явлений. И внедрение системы ключевых показателей эффективности помогает в осуществлении контроля за выполнением поставленных банком стратегических задач.
Ключевые показатели эффективности - это система оценки, позволяющая организации определить степень достижения стратегических и тактических целей. Система KPI служит для оценки работодателями своих сотрудников, она позволяет проанализировать положение организации в целом и каждого отдельного работника в настоящий момент и понять, насколько сегодняшнее положение соответствует стратегическим целям организации.
На практике существует два подхода к разработке KPI организации, подразделений и сотрудников - процессный и функциональный. Несмотря на то, что использование одной из этих методик позволяет разработать систему KPI практически в любой организации, независимо от ее отраслевой принадлежности и организационной структуры, использование системы KPI в банковской сфере имеет свои особенности, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью банка.
Разработка и внедрение системы KPI представляет собой трудоемкий процесс, требующий времени, финансовых и нефинансовых затрат и является причиной серьезных перемен в банке. Как и любой проект, внедрение системы ключевых показателей эффективности сопровождается трудностями и проблемами, связанными с определением целей деятельности, ограниченными сроками, незаинтересованностью сотрудников, отсутствием документации и прочим. В данной работе нами были рассмотрены основные проблемы, возникающие при внедрении системы KPI, характерные непосредственно для банковского сектора.
Также нами была предложена система рекомендаций, направленная на обеспечение адаптивного внедрения и применения системы ключевых показателей эффективности в российских коммерческих банках, позволяющая банкам определить степень достижение стратегических и операционных целей, оценить эффективность деятельности банка в целом и каждого отдельного работника, мотивировать сотрудников на достижение стратегии банка, что, в конечном счете, позволит обеспечить устойчивость и конкурентоспособность.
Кроме того, в данной работе нами были рассмотрены ключевые показатели эффективности Банка ВТБ (ПАО). Для оценки управления эффективностью Банка ВТБ (ПАО) с использованием системы KPI был проведен сравнительный анализ целевых и фактических значений показателей эффективности за 2014-2016 гг., определены степени их достижения и выяснены причины невыполнения прогнозных значений. Также были рассчитаны прогнозные значения чистой прибыли на 2017-2018 гг.
В качестве рекомендаций для совершенствования действующей системы ключевых показателей Банка ВТБ (ПАО) предложено разработать карту ключевых показателей, включающую стратегические задачи по всем перспективам сбалансированной системы показателей. Сбалансированная система показателей включает в себя 4 основных направления, в рамках которых разрабатываются ключевые показатели эффективности, позволяющие контролировать и регулировать деятельность банка: финансовую, клиентскую, процессную и перспективу обучения и развития персонала. Сбалансированное сочетание показателей всех перспектив позволяет банку обеспечить стабильность и устойчивость его развития.
В организациях, успешно внедривших систему сбалансированных показателей, с целью облегчения представления большого количества информации используется такой инструмент как стратегическая карта. Стратегическая карта - это простой и наглядный способ отражения стратегии, целей и направлений развития кредитной организации. Данная карта ключевых показателей является базовой и может быть включена в раздел «общие показатели». Каждый общий показатель можно рассматривать в частности по основным направлениям деятельности банковской группы ВТБ: корпоративно-инвестиционный бизнес, средний бизнес, розничный бизнес.
Для установления связи между системой ключевых показателей и мотивацией персонала необходимо довести до каждого центра финансовой ответственности и сотрудников соответствующие показатели эффективности и критерии их выполнения. Для улучшения мотивационной составляющей, особенно актуальной для создания или совершенствования стратегического управления банком, необходимо разработать метод расчета премий сотрудников исходя из выполнения ими индивидуальных показателей, взаимосвязанных со стратегией банка.
Таким образом, будет выстроена иерархия по выполнению основных стратегических задач и поддержанию финансовой устойчивости банка, а также органичному сочетанию интересов акционеров, партнеров и кредиторов и максимальному обеспечению интересов собственников и потребителей.
При оценке выполнения показателей в зависимости от степени достижения стратегических целей следует показатель относить в одну из трех зон: допустимых отклонений, корректировки отклонений и недопустимых отклонений. В случае если показатель находится в проблемной зоне, то потребуется принять какое-либо управленческое решение для возврата показателя в зону допустимых отклонений.
Контроль и анализ решения стратегических задач, достижения показателей, хода реализации стратегических инициатив банка должен осуществляться ежеквартально. Банку ВТБ (ПАО) следует осуществлять ежеквартально оценку реализации стратегии; рассматривать тенденции развития отрасли; проводить анализ ключевых конкурентов; выявлять новые факторы, влияющие на стратегию или осуществлять ее корректировку и адаптацию к новым условиям; оценивать фактическое выполнение стратегических программ и достижение плановых ключевых показателей и другие. Результаты необходимо принять в расчет для внесения корректировок в утвержденные ключевые показатели эффективности банка и бюджеты в текущем и будущем периодах.
В качестве недостатка системы ключевых показателей Банка ВТБ (ПАО) также можно выделить отсутствие показателя-результата, который позволил бы измерить успешность реализации стратегии. Данный недостаток может быть устранен путем включения в систему показателя, характеризующего степень достижения стратегической цели банковского менеджмента.
Таким образом, формирование системы KPI в организации - это не просто тяжелая работа, это почти искусство. Для формирования системы ключевых показателей деятельности требуется иметь творческое мышление, способность придумать и проработать новую идею, аналитическое мышление, чтобы изучить информацию и сделать правильные выводы, разносторонность, способность в комплексе увидеть бизнес - процессы организации, уловить взаимосвязь между ними, определить показатели, которые являются ключевыми.
К сожалению, разработанный проект системы KPI не дает гарантии успешности бизнеса и даже не гарантирует успешность внедрения системы в организации. Более того, большая часть разработанных систем, имеющих точные и грамотные расчеты, оказывается совершенно не приспособлена к реальной экономической ситуации и необходимой сфере деятельности. Такие системы KPI зачастую оказываются непригодными к использованию.
Для того чтобы система ключевых показателей эффективности стала удобным средством анализа и управления в руках руководства коммерческого банка, а её внедрение принесло банку лишь выгоду, необходимо учитывать множество факторов, которые влияют на эффективность данной системы.



1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
[Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее
обновление 01.06.2017.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 2.12.1990 г., № 395-1-ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 01.06.2017.
3. Об обязательных нормативах банков [Электронный ресурс]: Инструкция ЦБ РФ от 3.12.2012 г., №139-И (ред. от 13.02.2017 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 01.06.2017.
4. Абрамова И., Карапетян З. Как избежать ошибок при внедрении KPI // Генеральный директор. 2011. № 3. C.33-36.
5. Айвазов А.Л. Система сбалансированных показателей как основа обеспечения реализации финансовой стратегии банка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 41. С.6-10.
6. Андрос С.В. Стратегическое управление деятельностью банков с использованием системы сбалансированных показателей // Научные труды ДонНТУ. 2011. №39(2). С. 198-203.
7. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2015. 560 с.
8. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник. М.: Логос, 2011. 364 с.
9. Борисова В.Д. Рекомендуемые подходы к формированию инновационной стратегии коммерческого банка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 221-224.
10. Буевич С.Ю., Королев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009. 160 с.
11. Варфоломеев В.П., Кондратова С.В., Захарова М.В. Управление компанией по ключевым показателям эффективности // Экономический анализ: теория и практика. 2016. №8. С.134-146.
12. Вешкин Ю.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник. М.: Магистр, 2007. 350 с.
13. Вишнякова М.В. Пять «но» использования KPI // Справочник по управлению персоналом. 2011. №5. С.21-23.
14. Горынина Г.Г. Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка на основе методологии сценарного моделирования бизнес-процессов // Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2004. № 4. С. 27-36.
15. Грицай М.Н. Стратегическое управление банковскими услугами как фактор регионального экономического развития // Terra Economicus. 2009. Т.7. №4(2). С.238-241.
16. Денисова А.В. KPI: за и против // Справочник по управлению персоналом. 2011. №5. С.26-31.
17. Евдокимова Е.Г. Оценка персонала на основе KPI.BZ: опыт системной автоматизации // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2010. №3. С.72-75.
18. Жучков Ю.Г. KPI: средство от «перегрева» // Справочник по управлению персоналом. 2008. №5. С.64-71.
19. Зеленова Е.С. Формирование принципов управления персоналом на основе ключевых показателей (KPI) // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. № 5. С.8-12.
20. Зорина Э.О. «Ключевые показатели эффективности» как инструмент управления персоналом // Управление персоналом. 2009. №8. С.49-50.
21. Зорина Э.О. Результативность внедрения технологии «Ключевые
показатели эффективности» // Социально-гуманитарные знания. 2009. №6.
С.332-339.
22. Ивелич А. KPI: технология или образ мышления? // Справочник по управлению персоналом. 2011. №5. С.12-16.
23. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2013. 304 с.
24. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. М: Эксмо, 2013. 160 с.
25. Коняев А.А. Оптимизация затрат в коммерческом банке // Финансы и кредит. 2011. №5. С.42-47.
26. Корнев М.М. Оценка эффективности банковского менеджмента посредством системы KPI // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 1-2. С. 107-110.
27. Котова Л.Р. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. №12. С.44-50.
28. Кулагин О.А. Премирование по KPI // Справочник по управлению персоналом. 2011. №2. С.60-64.
29. Кулагин О.А. Два подхода к разработке KPI // Корпоративная практика. 2015. №5. С.12-21.
30. Лобанова Т.Н. Система ключевых показателей эффективности деятельности банка // Аналитический журнал «Управление в кредитной организации». 2008. №4. С.10-18.
31. Лобанова Е.Н. Разработка ключевых показателей эффективности // Государственное регулирование социально-экономических процессов в условиях глобального кризиса. 2016. № 1. С.75-85.
32. Маслак Н. Г., Панасюк А.В. Анализ прибыльности банка при управлении на основании сбалансированной системы показателей // Вестник Сумского национально аграрного университета. 2012. № 2. C. 20-25.
33. Мащковцев С.В., Бедило М.М. KPI для поддерживающих подразделений // Справочник по управлению персоналом. 2009. №5. С.64-68.
34. Метельков А.А. Разработка КПЭ компании: вопросы и ответы // Управление корпоративными финансами. 2009. №2. С.118-124.
35. Милета В.И. Применения ССП в качестве инструмента оценки стратегиикоммерческого банка // Экономика: теория и практика. 2011. №4(24). С.49-55.
36. Моденов Е. KPI: ключи к эффективному управлению // Консультант. 2012. №3. С.72-76.
37. Николина Н.Б. KPI и оценка деятельности // Справочник кадровика. 2009. №7. С.131-133.
38. Николина Н.Б. KPI: каждому - свои // Справочник по управлению персоналом. 2009. №7. С.51-54.
39. Палей Т.Ф., Гаптрахимова Э.Г. Использование системы KPI в процессе реализации стратегии: практический опыт // Вестник КГФЭИ. 2008. №2. С.27 - 32.
40. Палей Т.Ф., Зарипова Д.И. KPI как элемент стратегии и организации // Вестник КГФЭИ. 2009. №3. С.22-26.
41. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности: пер. с англ. А. Платонова. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 258 с.
42. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. М.: Инфра-М, 2013. 255 с.
43. Серов Е.Р. Система показателей в управлении предпринимательской деятельностью кредитной организации // Экономика и управление: Российский научный журнал. 2010. №6. С.75-82.
44. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: учебное пособие. 5-е изд. М.: Дело, 1995. 272 с.
45. Тютюнник А.В., Машонская К.И. Система сбалансированных показателей в банке миф или необходимость? // Управление в кредитной организации. 2009. №3. С.44-59.
46. Хервиг Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей.
Руководство по внедрению: учебное пособие. М.: Омега, 2012. 278 с.
47. Хорват П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2000. №4. С.2-9.
48. Шпиг Ф.И. Обеспечение исполнения финансовой стратегии банка с помощью системы сбалансированных показателей эффективности // Вестник Сумского национально аграрного университета. 2006. №1(20). С.86-95.
49. Эккерсон У.У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов. пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 396 с.
50. Колбеко Н.П. Внедрение KPI: стоит ли овчинка выделки? Режим доступа: http:// http://www.cnews.ru(дата обращения 01.06.2017).
51. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях. Банк педагогической
информации. Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t12_4.html(дата
обращения 1.06.2017).
52. Информационно-аналитическая система Банки.Ру. Режим доступа: http://www.banki.ru(дата обращения 01.06.2017).
53. Официальный сайт Банка ВТБ (ПАО). Режим доступа: http:// www.vtb.ru(дата обращения 01.06.2017).
54. Центральный банк РФ. Режим доступа. htpp: // www.cbr.ru(дата обращения 01.06.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ