ГЛАВА 1. Общая характеристика системы исполнительной власти в РФ………………………………………………………………………………….5
§ 1. Основные понятия и признаки исполнительной власти……………………5
§ 2. Функции исполнительной власти…………………………………………..10
§ 3. Принципы деятельности исполнительной власти…………………………16
ГЛАВА 2. Организация и деятельность органов исполнительной власти…………………………………………………………………………….29
§ 1. Органы исполнительной власти (Правовой статус органов исполнительной власти)…………………………………………………………29
§ 2. Виды органов исполнительной власти……………………………………..34
§ 3. Система органов исполнительной власти в РФ……………………………37
ГЛАВА 3. Перспективы развития системы исполнительной власти……45
Актуальность исследования. Вопрос об исполнительной власти является одним из самых сложных вопросов в юридической науке. Истинные характеристики этой ветви власти отражают состояние государства в конкретный момент в целом, что позволяет оценить потенциал и перспективы государственно-правового подхода к решению социальных проблем. Исполнительная власть - это подсистема (отрасль) государственной власти, предназначенная для управления в определенных сферах (субъектах), осуществления государственной и властной власти публичными методами и средствами, главным образом административным правом.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблему исполнительной власти в своих работах рассматривали такие ученые, как В.Б. Аверьянов, И.Л. Бачило, Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, Ю.А. Тихомиров и другие.
Практика исполнительной власти и законодательство Российской Федерации еще не выработали четкого понимания, однако, приняв Конституцию 1993 года, которая внесла существенные изменения в легитимность органов исполнительной власти в России по сравнению с Конституцией 1978 РСФСР, она существенно изменила порядок формирования органов государственной власти, методы определения их полномочий и определила систему формирования федеральных органов исполнительной власти.
Цель исследования заключается в анализе понятия, признаков, принципов, перспектив развития исполнительной власти в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть основные понятия и признаки исполнительной власти;
2) исследовать функции исполнительной власти;
3) охарактеризовать принципы деятельности исполнительной власти;
4) проанализировать правовой статус органов исполнительной власти;
5) рассмотреть виды органов исполнительной власти;
6) охарактеризовать систему органов исполнительной власти в РФ;
7) наметить перспективы развития системы исполнительной власти.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с деятельностью органов исполнительной власти Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы действующего законодательства, регулирующие основные тенденции развития исполнительной власти Российской Федерации.
Методологической основой исследования бакалаврской работы послужили различные методы научного познания, в частности, системно-структурный, структурно-функциональный, нормативный, дедуктивный и другие.
Теоретическую значимость и прикладную ценность исследования. Результаты исследования могут быть использованы как при дальнейшем теоретическом исследовании, так и в практической деятельности.
Научная новизна исследования. Впервые предпринята попытка комплексного исследования понятия, признаков, принципов, перспектив развития исполнительной власти в Российской Федерации.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
1. Правовой статус исполнительного органа государственной власти (и вообще любого органа публичной власти) состоит из трех блоков.
Во-первых, целевой блок: правовое закрепление целей, задач, функций, для осуществления которых орган (должность) создан.
Во-вторых, организационный блок. Он включает в себя положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации органа (должности), его подчиненности, подконтрольности, а также о названии органа, его организации и структуре, наличии у него прав юридического лица, источниках его финансирования.
В-третьих, компетенционный блок - компетенция как совокупность полномочий органа государственной власти по предметам его ведения. Компетенция состоит из двух органично связанных элементов: полномочий и предметов ведения (подведомственности).
2. К основным функциям исполнительной власти в Российской Федерации относятся следующие :
1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическая (обеспечительная функция) – создание условий для развития хозяйственного строительства, экономического, социального, культурного и административно-политического управления;
4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т.д.;
6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
3. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип единства системы государственной власти (часть 3 статьи 5). Этот принцип находит подтверждение в положениях части 2 статьи 77, устанавливающей, что в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральной властью и органами государственной власти субъектов РФ происходит с учетом необходимости обеспечения реализации положений статей 5 и 77 Конституции.
4. Система органов исполнительной власти в РФ – это совокупность органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ. Она имеет вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни, а также оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма в сочетании с централизацией и децентрализацией, законности, гласности, в том числе отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.
5. В рамках рассмотрения перспектив развития системы исполнительной власти мы пришли к выводу, что конституционные поправки 2020 г. в значительной степени изменяют логику и порядок формирования Правительства, вносят серьезные изменения в механизм сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти. Принятие обновленной Конституции создаст предпосылки для инициации процедуры формирования Правительства Российской Федерации, основанной уже на новых принципах и конституционно-правовых подходах. С учетом вектора на создание и укрепление единой системы публичной власти, включающей как государственные органы, так и органы местного самоуправления, основной фокус внимания законодателя в дальнейшем должен быть направлен на поиски подходов, обеспечивающих создание стройной, единообразной и сбалансированной системы исполнительно-распорядительных органов на всех уровнях управления.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 6.10.1999 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - №42. - Ст. 5005.
3. Федеральный конституционный закон от 19.06.2004 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - №25. - Ст. 2478.
4. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №51. - Ст. 5712.
5. Указ Президента Российской Федерации № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г. // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №11. - Ст. 945.
6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945.
7. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.11.2020) 2О структуре федеральных органов исполнительной власти» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65443/https://isfic.info/pikul/gosupr16.htm
8. Постановление Правительства РФ О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации №260 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №23. – Ст. 2312.
2. Книги
9. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд. перераб. И доп. М.: 2005. 337 с.
10. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало-М, 2003. 412 с.
11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997. 212 с.
12. Барциц И.Н. Конституционная идентичность и международное право: о конституционализации международного права и интернационализации конституционного права. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 412 с.
13. Бахрах Д.Н. Административное право. Краткий учебный курс. - М.: НОРМА, 2017. 136с.
14. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Дашков и Ко, 2019. 238 с.
15. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: «Омега-Л», 2017. 346с.
16. Власенко Н. А. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Норма, 2018. 480 с.
17. Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. 416 с.
18. Гавриков В. П. Теория государства и права. Смена парадигмы. М: Проспект, 2017. 464 с.
19. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
20. Горохова С. С., Гуков А. С., Попова О. В. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть / под ред. Альбов А. П., Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 338 с.
21. Дёмин А.В. Теория государства и права (курс лекций). М.: Инфра-М, 2018. 189с.
22. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л Бачило. М.: Юристъ, 1998. 211 с.
23. Маринникова М., Кремёнов И.Н. Нормативно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти в РФ//В сборнике: актуальные проблемы административного и финансового права сборник научных статей магистрантов, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция». Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА. Москва, 2018. 219 с.
24. Марченко Н.М. Теория государства и права. М.: М-Проект, 2017. -575с.
25. Марченко Н.П. Теория государства и права. Учебник 2 изд., М-Проект, московского университета, 2007. 411 с.
26. Мигачёв Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ. М.: Высшее образование, 2016. 620с.
27. Политологический словарь / Под ред. В.Ф. Халипова. М.: Высшая школа, 1995. 407 с.
28. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник / Под ред. И.Д. Коротец. Ростов-н/Д: Феникс; М.: Зевс, 1997. 511 с.
29. Полянский И.А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. - М.: Норма, 2016. 219 с.
30. Четвериков B.C. Органы исполнительной власти; понятие, правовые основы образования и признаки // История становления и современное состояние исполнительной власти в России: Сборник. М, 2003. 177 с.
3. Статьи
31. Бачило И.Л. Методология анализа оценки состояния и совершенствования государственного управления в условиях информатизации // Право и государство: теория и практика. 2015. № 5. С. 135 - 145.
32. Бачило И.Л., Лапина М.А., Карпухин Д.В. Методология систематизации функций и полномочий в системе федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. 2016. № 3. С. 12 - 22.
33. Беловидов Р. Ю. Соотношение исполнительной власти СССР и современной России / Р. Ю. Беловидов, Н. В. Павлов // Труды Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар. 2018. №17. С. 8- 13.
34. Бланкенагель А. Концепция единой системы исполнительной власти, часть 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации — какая система, а где единство? // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1. С. 124 – 127.
35. Бочарова Н.Н. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013 № 4. С. 62-67.
36. Горощук С.О. Некоторые подходы к типологии государств. // Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества. Материалы конфер. Саратов. 2016. №24. С. 363.
37. Григонис Э.П. Основные юридические понятия о государстве: традиционные и новые представления. // Мир юридической науки. 2017. № 7. С. 214.
38. Демидов М.В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса / М.В. Демидов // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 63-79.
39. Домрачев Д.Г. Административно-правовые функции органов исполнительной власти Российской Федерации / Д.Г. Домрачев // Вестник гуманитарного образования. 2016. № 1. С. 56
40. Заверткина Е.В., Куракин А.В., Карпухин Д.В. Проблемы разграничения функций федеральных органов исполнительной власти как итог административной реформы // Современное право, 2018, № 1. С. 19 – 21.
41. Звягинцева Д.В., Кудряков И.В. Понятие и правовая природа органов исполнительной власти // Science Time. 2016. №5 (29). С. 198-201.
42. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2004. №4. С. 46.
43. Касимов Т.С. Проблемы прогнозов будущего, типологии и классификации государств. // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 45. С. 2415.
44. Климовская М.К. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации//Достижения науки и образования. 2018. № 2 (24). С. 48.
45. Ковин В.С. Актуальные вопросы изучения современных подходов к типологии государств // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 179. С. 453.
46. Ласькова Е.М. Показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти, проблемы их применения / Е.М. Ласькова // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2016. № 14 (14). С. 48-51.
47. Лексин И. Конституционное значение понятия «единая система исполнительной власти» // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1. С. 11 – 14.
48. Морозов В.Е. Территориальные органы в системе федеральной исполнительной власти: к вопросу определения организационно-правового статуса // Административное право и процесс. М.: Юрист, 2016. № 4. С. 74.
49. Ордина О.Н. Правовое регулирование организации публичной администрации в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2015. № 7. С. 45.
50. Скворцова А.П., Коняхина Т.Я., Гусева С.Г. О системе органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5. С. 203-206.
51. Тихомиров Ю.А. О влиянии административной реформы на федеративные отношения // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1. С. 131 – 137.
52. Томилина Е.Е., Опокин А.Б., Голик А.А. Государство: сущность и содержание// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-2. С. 3265.
53. Чеботарев Г.Н. Президентская власть в системе государственной власти Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1997. №4. С. 1584.
4. Диссертации и авторефераты диссертаций
54. Бондаренко А.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 21 с.
55. Бондаренко А.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 205 с.
5. Материалы судебной практики
56. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №28-П// Собрание законодательства РФ. 11.12.1998. - №52. Ст. 6447.
6. Иные источники
57. Володин В.В. Живая Конституция развития // Парламентская газета. – 2019. URL: https:// www.pnp.ru/politics/zhivaya-konstituciya-razvitiya.html (дата обращения: 21.04.2021).
58. Крашенинников П.В. Поправки в Конституцию приняты. Что дальше? // Российская газета. – 2020. URL: https://rg.ru/2020/07/04/krasheninnikov-vo-ispolnenie-konstituciinado-priniat-bolee-100-zakonov.html (дата обращения: 21.04.2021).
59. Кузнецова Е., Тадтаев Г.В поправках в Конституцию разрешат отставку премьера отдельно от кабмина. РБК. 2020. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/01/2020/5e25d4729a794718a35ff 08c (дата обращения: 21.04.2021).
60. Шахрай С.М. Политическая конкуренция. По неосторожности // Эхо Москвы. 2020. URL: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/2599258-echo/ (дата обращения: 21.04.2021).
61. Bräuninger T. et al. Party Competition and Government Formation in Germany: Business as Usual or New Patterns? // German Politics. 2019. Vol. 28. No. 1. P. 80–100.
62. Levinson C. Netanyahu, Gantz Sign Coalition Deal to Form Government. Haaretz. 2020. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/elections/.premium-gantz-netanyahu-expectedto-sign-coalition-deal-on-monday-evening-1.8783533 (дата обращения: 21.04.2021).
63. Van Aelst P., Louwerse T. Parliament without Government: Th e Belgian Parliament and the Government Formation Processes of 2007–2011 // West European Politics. May 2014. Vol. 37. Issue 3. P. 475–496.