Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Характеристика системы исполнительной власти в РФ

Работа №78596

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость6850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Общая характеристика системы исполнительной власти в РФ………………………………………………………………………………….5
§ 1. Основные понятия и признаки исполнительной власти……………………5
§ 2. Функции исполнительной власти…………………………………………..10
§ 3. Принципы деятельности исполнительной власти…………………………16

ГЛАВА 2. Организация и деятельность органов исполнительной власти…………………………………………………………………………….29
§ 1. Органы исполнительной власти (Правовой статус органов исполнительной власти)…………………………………………………………29
§ 2. Виды органов исполнительной власти……………………………………..34
§ 3. Система органов исполнительной власти в РФ……………………………37

ГЛАВА 3. Перспективы развития системы исполнительной власти……45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….65


Актуальность исследования. Вопрос об исполнительной власти является одним из самых сложных вопросов в юридической науке. Истинные характеристики этой ветви власти отражают состояние государства в конкретный момент в целом, что позволяет оценить потенциал и перспективы государственно-правового подхода к решению социальных проблем. Исполнительная власть - это подсистема (отрасль) государственной власти, предназначенная для управления в определенных сферах (субъектах), осуществления государственной и властной власти публичными методами и средствами, главным образом административным правом.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблему исполнительной власти в своих работах рассматривали такие ученые, как В.Б. Аверьянов, И.Л. Бачило, Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, Ю.А. Тихомиров и другие.
Практика исполнительной власти и законодательство Российской Федерации еще не выработали четкого понимания, однако, приняв Конституцию 1993 года, которая внесла существенные изменения в легитимность органов исполнительной власти в России по сравнению с Конституцией 1978 РСФСР, она существенно изменила порядок формирования органов государственной власти, методы определения их полномочий и определила систему формирования федеральных органов исполнительной власти.
Цель исследования заключается в анализе понятия, признаков, принципов, перспектив развития исполнительной власти в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть основные понятия и признаки исполнительной власти;
2) исследовать функции исполнительной власти;
3) охарактеризовать принципы деятельности исполнительной власти;
4) проанализировать правовой статус органов исполнительной власти;
5) рассмотреть виды органов исполнительной власти;
6) охарактеризовать систему органов исполнительной власти в РФ;
7) наметить перспективы развития системы исполнительной власти.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с деятельностью органов исполнительной власти Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы действующего законодательства, регулирующие основные тенденции развития исполнительной власти Российской Федерации.
Методологической основой исследования бакалаврской работы послужили различные методы научного познания, в частности, системно-структурный, структурно-функциональный, нормативный, дедуктивный и другие.
Теоретическую значимость и прикладную ценность исследования. Результаты исследования могут быть использованы как при дальнейшем теоретическом исследовании, так и в практической деятельности.
Научная новизна исследования. Впервые предпринята попытка комплексного исследования понятия, признаков, принципов, перспектив развития исполнительной власти в Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
1. Правовой статус исполнительного органа государственной власти (и вообще любого органа публичной власти) состоит из трех блоков.
Во-первых, целевой блок: правовое закрепление целей, задач, функций, для осуществления которых орган (должность) создан.
Во-вторых, организационный блок. Он включает в себя положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации органа (должности), его подчиненности, подконтрольности, а также о названии органа, его организации и структуре, наличии у него прав юридического лица, источниках его финансирования.
В-третьих, компетенционный блок - компетенция как совокупность полномочий органа государственной власти по предметам его ведения. Компетенция состоит из двух органично связанных элементов: полномочий и предметов ведения (подведомственности).
2. К основным функциям исполнительной власти в Российской Федерации относятся следующие :
1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическая (обеспечительная функция) – создание условий для развития хозяйственного строительства, экономического, социального, культурного и административно-политического управления;
4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т.д.;
6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
3. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип единства системы государственной власти (часть 3 статьи 5). Этот принцип находит подтверждение в положениях части 2 статьи 77, устанавливающей, что в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральной властью и органами государственной власти субъектов РФ происходит с учетом необходимости обеспечения реализации положений статей 5 и 77 Конституции.
4. Система органов исполнительной власти в РФ – это совокупность органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ. Она имеет вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни, а также оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма в сочетании с централизацией и децентрализацией, законности, гласности, в том числе отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.
5. В рамках рассмотрения перспектив развития системы исполнительной власти мы пришли к выводу, что конституционные поправки 2020 г. в значительной степени изменяют логику и порядок формирования Правительства, вносят серьезные изменения в механизм сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти. Принятие обновленной Конституции создаст предпосылки для инициации процедуры формирования Правительства Российской Федерации, основанной уже на новых принципах и конституционно-правовых подходах. С учетом вектора на создание и укрепление единой системы публичной власти, включающей как государственные органы, так и органы местного самоуправления, основной фокус внимания законодателя в дальнейшем должен быть направлен на поиски подходов, обеспечивающих создание стройной, единообразной и сбалансированной системы исполнительно-распорядительных органов на всех уровнях управления.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 6.10.1999 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - №42. - Ст. 5005.
3. Федеральный конституционный закон от 19.06.2004 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - №25. - Ст. 2478.
4. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №51. - Ст. 5712.
5. Указ Президента Российской Федерации № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г. // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №11. - Ст. 945.
6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945.
7. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.11.2020) 2О структуре федеральных органов исполнительной власти» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65443/https://isfic.info/pikul/gosupr16.htm
8. Постановление Правительства РФ О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации №260 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №23. – Ст. 2312.
2. Книги
9. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд. перераб. И доп. М.: 2005. 337 с.
10. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало-М, 2003. 412 с.
11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997. 212 с.
12. Барциц И.Н. Конституционная идентичность и международное право: о конституционализации международного права и интернационализации конституционного права. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 412 с.
13. Бахрах Д.Н. Административное право. Краткий учебный курс. - М.: НОРМА, 2017. 136с.
14. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Дашков и Ко, 2019. 238 с.
15. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: «Омега-Л», 2017. 346с.
16. Власенко Н. А. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Норма, 2018. 480 с.
17. Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. 416 с.
18. Гавриков В. П. Теория государства и права. Смена парадигмы. М: Проспект, 2017. 464 с.
19. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
20. Горохова С. С., Гуков А. С., Попова О. В. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть / под ред. Альбов А. П., Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 338 с.
21. Дёмин А.В. Теория государства и права (курс лекций). М.: Инфра-М, 2018. 189с.
22. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л Бачило. М.: Юристъ, 1998. 211 с.
23. Маринникова М., Кремёнов И.Н. Нормативно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти в РФ//В сборнике: актуальные проблемы административного и финансового права сборник научных статей магистрантов, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция». Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА. Москва, 2018. 219 с.
24. Марченко Н.М. Теория государства и права. М.: М-Проект, 2017. -575с.
25. Марченко Н.П. Теория государства и права. Учебник 2 изд., М-Проект, московского университета, 2007. 411 с.
26. Мигачёв Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ. М.: Высшее образование, 2016. 620с.
27. Политологический словарь / Под ред. В.Ф. Халипова. М.: Высшая школа, 1995. 407 с.
28. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник / Под ред. И.Д. Коротец. Ростов-н/Д: Феникс; М.: Зевс, 1997. 511 с.
29. Полянский И.А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. - М.: Норма, 2016. 219 с.
30. Четвериков B.C. Органы исполнительной власти; понятие, правовые основы образования и признаки // История становления и современное состояние исполнительной власти в России: Сборник. М, 2003. 177 с.
3. Статьи
31. Бачило И.Л. Методология анализа оценки состояния и совершенствования государственного управления в условиях информатизации // Право и государство: теория и практика. 2015. № 5. С. 135 - 145.
32. Бачило И.Л., Лапина М.А., Карпухин Д.В. Методология систематизации функций и полномочий в системе федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. 2016. № 3. С. 12 - 22.
33. Беловидов Р. Ю. Соотношение исполнительной власти СССР и современной России / Р. Ю. Беловидов, Н. В. Павлов // Труды Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар. 2018. №17. С. 8- 13.
34. Бланкенагель А. Концепция единой системы исполнительной власти, часть 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации — какая система, а где единство? // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1. С. 124 – 127.
35. Бочарова Н.Н. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013 № 4. С. 62-67.
36. Горощук С.О. Некоторые подходы к типологии государств. // Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества. Материалы конфер. Саратов. 2016. №24. С. 363.
37. Григонис Э.П. Основные юридические понятия о государстве: традиционные и новые представления. // Мир юридической науки. 2017. № 7. С. 214.
38. Демидов М.В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса / М.В. Демидов // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 63-79.
39. Домрачев Д.Г. Административно-правовые функции органов исполнительной власти Российской Федерации / Д.Г. Домрачев // Вестник гуманитарного образования. 2016. № 1. С. 56
40. Заверткина Е.В., Куракин А.В., Карпухин Д.В. Проблемы разграничения функций федеральных органов исполнительной власти как итог административной реформы // Современное право, 2018, № 1. С. 19 – 21.
41. Звягинцева Д.В., Кудряков И.В. Понятие и правовая природа органов исполнительной власти // Science Time. 2016. №5 (29). С. 198-201.
42. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2004. №4. С. 46.
43. Касимов Т.С. Проблемы прогнозов будущего, типологии и классификации государств. // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 45. С. 2415.
44. Климовская М.К. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации//Достижения науки и образования. 2018. № 2 (24). С. 48.
45. Ковин В.С. Актуальные вопросы изучения современных подходов к типологии государств // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 179. С. 453.
46. Ласькова Е.М. Показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти, проблемы их применения / Е.М. Ласькова // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2016. № 14 (14). С. 48-51.
47. Лексин И. Конституционное значение понятия «единая система исполнительной власти» // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1. С. 11 – 14.
48. Морозов В.Е. Территориальные органы в системе федеральной исполнительной власти: к вопросу определения организационно-правового статуса // Административное право и процесс. М.: Юрист, 2016. № 4. С. 74.
49. Ордина О.Н. Правовое регулирование организации публичной администрации в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2015. № 7. С. 45.
50. Скворцова А.П., Коняхина Т.Я., Гусева С.Г. О системе органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5. С. 203-206.
51. Тихомиров Ю.А. О влиянии административной реформы на федеративные отношения // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1. С. 131 – 137.
52. Томилина Е.Е., Опокин А.Б., Голик А.А. Государство: сущность и содержание// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-2. С. 3265.
53. Чеботарев Г.Н. Президентская власть в системе государственной власти Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1997. №4. С. 1584.
4. Диссертации и авторефераты диссертаций
54. Бондаренко А.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 21 с.
55. Бондаренко А.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 205 с.
5. Материалы судебной практики
56. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №28-П// Собрание законодательства РФ. 11.12.1998. - №52. Ст. 6447.
6. Иные источники
57. Володин В.В. Живая Конституция развития // Парламентская газета. – 2019. URL: https:// www.pnp.ru/politics/zhivaya-konstituciya-razvitiya.html (дата обращения: 21.04.2021).
58. Крашенинников П.В. Поправки в Конституцию приняты. Что дальше? // Российская газета. – 2020. URL: https://rg.ru/2020/07/04/krasheninnikov-vo-ispolnenie-konstituciinado-priniat-bolee-100-zakonov.html (дата обращения: 21.04.2021).
59. Кузнецова Е., Тадтаев Г.В поправках в Конституцию разрешат отставку премьера отдельно от кабмина. РБК. 2020. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/01/2020/5e25d4729a794718a35ff 08c (дата обращения: 21.04.2021).
60. Шахрай С.М. Политическая конкуренция. По неосторожности // Эхо Москвы. 2020. URL: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/2599258-echo/ (дата обращения: 21.04.2021).
61. Bräuninger T. et al. Party Competition and Government Formation in Germany: Business as Usual or New Patterns? // German Politics. 2019. Vol. 28. No. 1. P. 80–100.
62. Levinson C. Netanyahu, Gantz Sign Coalition Deal to Form Government. Haaretz. 2020. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/elections/.premium-gantz-netanyahu-expectedto-sign-coalition-deal-on-monday-evening-1.8783533 (дата обращения: 21.04.2021).
63. Van Aelst P., Louwerse T. Parliament without Government: Th e Belgian Parliament and the Government Formation Processes of 2007–2011 // West European Politics. May 2014. Vol. 37. Issue 3. P. 475–496.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ