Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы изучения личности дошкольника с нарушениями речи

Работа №78559

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы27
Год сдачи2020
Стоимость3150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения личности дошкольника с нарушениями речи………………………………………………5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи………………………………………………………………...5
1.2. Виды нарушения речи в дошкольном возрасте…………………………...11
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование нарушений речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………...14
2.1. Организация исследования…………………………………………………14
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Приложения……………………………………………………………………...

Актуальность исследования. Формирование личности ребенка с нарушением речи отличается определенной спецификой. В дошкольном возрасте речевые нарушения варьируются от легких случаев нарушения произношения отдельных звуков до тяжелых нарушений всех компонентов языковой системы.
В легких случаях нарушение произношения при благоприятных условиях воспитания никак не влияет на формирование личности дошкольника. Но неблагоприятные условия воспитания, включающие завышенные требования к речи ребенка со стороны его ближайшего окружения, вызывают проявление негативных личностных черт, свойственных детям с тяжелыми речевыми нарушениями. В частности, имеются в виду:
– пониженная самооценка и общая пассивность;
– низкая заинтересованность в получении знаний в речевом общении, общее снижение познавательного интереса;
– нарушение эмоционального контакта с взрослыми и сверстниками;
– выраженная тревожность и агрессивность;
– реакции дезадаптации как кратковременное психогенное расстройство, возникающее при столкновении ребенка с обстоятельствами, нарушающими его нормальное приспособление к окружающим условиям.
При научно обоснованной организации в ДОУ взаимодействия педагогов с детьми с речевыми нарушениями удается не только скорректировать, но и предотвратить нарушения в формировании личности ребенка. Это предусматривает и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Он предусматривает всестороннее развитие индивидуально-личностных особенностей воспитанников с учетом их индивидуальных потребностей.
Объект исследования – дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования – речевые нарушения детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом и опытно-экспериментальном исследовании личности дошкольников с нарушениями речи.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
2) рассмотреть виды нарушения речи в дошкольном возрасте;
3) провести опытно-экспериментальное исследование нарушений речи детей дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили как теоретические, так и опытно-экспериментальные методы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Речь – это важнейшее условие всестороннего, полноценного развития личности каждого ребенка. Именно речевая деятельность помогает детям социализироваться в обществе, становится уникальным средством коммуникации. Известно, что процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Однако, одним из особенно продуктивных и важных является период дошкольного возраста. К сожалению, уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в ДОУ, в большинстве случаев, не соответствует возрастным нормам. Согласно данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей неуклонно растет [11, с. 126 – 130].
Характеризуя ребенка с общим недоразвитием речи, мы видим некоторые особенности психических процессов, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, слабую мотивацию, трудности в общении, затруднения в моторной сфере, а также нарушения эмоционально-волевой и личностной сферы.
Для гармоничного развития таких детей необходима комплексная и своевременная работа целого ряда специалистов: логопеда, дефектолога, психолога. Комплекс мер должен быть направлен на развитие всех сторон речи и познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия. Также необходима индивидуальная коррекционная программа, составленная с учетом особенностей развития ребенка.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование личности дошкольников с нарушениями речи, в ходе которого были выявлены уровни сформированности процессов прогнозирования эмоций.
Из психодиагностического исследования было выявлено, что у детей с нарушениями речи недостаточно развито прогнозирование эмоций и это значительно влияет на их общее развитие. Успешное развитие предвосхищения в жизнедеятельности ребенка является базой для его социализации, а недостатки в этой же сфере, образуют базу для депривации ребенка. Дети с нарушением речи является категорией детей, подверженной дезадаптации и депривации в обществе. Следовательно, развитие прогностической компетенции для детей с речевой патологией предполагает успешное освоение норм, которые требуются обществом.



1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 108 с.
3. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология. 2018. №3.- С. 19-29.
4. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2011. – 243 с.
5. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Владос, 2004. – 303 с.
6. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - Москва: Наука, 1980. – 223 с.
7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2018. – 384 с.
8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967 г. – 173 с.
9. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и& семьи / К.Л. Печора. - М.: Скрипторий, 2006. - 96 с.
10. Попкова Е.А. Ранняя комплексная диагностика уровня развития ребенка как основа превентивной логопедии в сборнике: исследование различных направлений развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 217-219.
11. Пушкарева А.А. Актуальные проблемы специального и коррекционного образования / А.А. Пушкарева, И.И. Сунагатуллина // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: Сб. науч. тр. по результатам междунар. науч.- практ. конф. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. – С. 126–130.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.
13. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: автореф. дис. док-ра психол. наук: (19.00.01) / Сергиенко Елена Алексеевна. – М., 1997. – 138 с.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.
15. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 239 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ