ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы исследования европейской интеграции 5
1.1 Основные теории международной экономической интеграции 5
1.2 Сущность и виды международной экономической интеграции
1.3 Предпосылки развития европейской интеграции 17
Глава II. Анализ европейской экономической интеграции на современном этапе развития 29
2.1 Обзор последних изменений экономике стран Евросоюза 29
2.2 Анализ экономических последствий интеграции для стран ЕС 35
2.3 Оценка влияния BREXIT на интеграционные процессы в Евросоюзе 44
Глава III. Перспективы развития интеграционных процессов в Евросоюзе .. 55
3.1 BREXIT и основные перспективы евроинтеграции 55
3.2 Рекомендации по совершенствованию стратегии европейской интеграции..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
На рубеже XXI в. вступление в Евросоюз было важнейшей задачей для большинства стран Центральной и Восточной Европы, с решением которой они связывали серьёзные надежды на ускорение темпов и улучшение качества роста национальных экономик. Проблемы международной экономической интеграции стран Европы в систему отношений Евросоюза в последнее время становятся всё более и более актуальными. Поскольку данные проблемы не только затрагивает интересы непосредственно участвующих здесь сторон, но и оказывает влияние на содержание и перспективы взаимоотношений РФ с Евросоюзом.
Степень разработанности поставленной проблемы. При написании работы был привлечен достаточно широкий круг источников. Тема перемещения капитала в экономике получила широкое распространение в научной литературе. Для написания выпускной квалификационной работы использовались: нормативно-правовые источники, статьи из периодических изданий и электронных ресурсов, научные статьи и монографии, а также отчеты, доклады и статистические данные уполномоченных министерств.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании процесса международной экономической интеграции с последующей разработкой рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы международной экономической интеграции;
-выявить современные тенденции развития интеграционных процессов экономике европейских стран;
- показать роль международной интеграции в решении актуальных проблем национальных экономик;
- провести анализ последних изменений в экономике Европейских стран,
-обосновать меры по совершенствованию стратегии интеграционных процессов в Европе.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Евросоюз, а предметом - интеграционные процессы в экономике европейских стран.
Методологической основой при написании работы являлись научные труды отечественных и зарубежных ученых, в которых дан всесторонний и объективный анализ интеграционных процессов. Исследование проведено с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты международной экономической интеграции, определить основные характеристики процессов и явлений, происходящих в этой сфере. Основываясь на измерении, включающем в себя числовые показатели, системно-структурный метод использован для анализа интеграционных процессов в экономике Евросоюза и выявления изменений в их объеме и структуре.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список литературы, перечень иллюстративного материала (приложения). В первой главе рассмотрены теоретические основы международной экономической интеграции. Во второй главе будет проведен анализ современных тенденций интеграции и ее особенностей в Евросоюзе. В третьей главе рассмотрены перспективы интеграционных процессов в Евросоюзе с учетом BREXIT и обоснованы меры по совершенствованию интеграционных процессов в Европе.
На современном этапе интеграция рассматривается как сложный, многоаспектный, саморазвивающийся исторический феномен, который поначалу зарождается в наиболее развитых с технико-экономической и социально-политической точек зрения регионах мира. В этот процесс втягиваются все новые страны по мере «дозревания» их до необходимых экономических, политических и правовых кондиций. Такой подход несравненно сложнее, чем выявление степени дискриминации нерезидентов в рамках того или иного торгово-экономического объединения. Особое внимание отечественной школой всегда уделялось вопросу, где пролегает грань между интеграцией и доинтеграционными стадиями интернационализации. Интеграция представляет собой процесс движения и развития определенной системы, в ходе которых число и интенсивность взаимодействий элементов этой системы растет, -усиливается их взаимная связь и уменьшается относительная самостоятельность по отношению друг к другу. При этом могут проявляться новые формы взаимодействия, т. е. формы, которых не было в системе прежде. В основе взаимодействия лежит существенная необходимая связь. Однако и тогда, когда происходит только усиление уже существующей формы взаимодействия, требуется исследование на уровне закона: не появилось ли изменение относительной весомости, роли, положения, ранга этого закона в отношении всех других? Иными словами, и здесь количественные изменения могут переходить в качественные - качественно изменяется состояние системы. Итоги интеграционных процессов выражаются в понятии интегрированности системы, для выражения которой иногда употребляются такие термины, как организованность, структурность, связанность и пр. Каждый из них подчеркивает определенные стороны системного состояния интегрированности. Европейский союз - уникальная ведущая интеграционная группировка, которая наряду с США и Японией образует один из трех центров (“Триаду”) глобальной системы рыночной экономики. Население ЕС составляет 453 млн. человек, его доля в совокупном ВВП стран ОЭСР - более 38%, а доля в мировой торговле - более 40% (свыше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот). Различные аспекты общей политики интеграционной группировки направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
Государства, образующие интеграционную общность, сохраняют свою самостоятельность и суверенитет. Вместе с тем, некоторую часть своих суверенных прав и прерогатив они передают в совместное ведение Сообществ, создается “Единая Европа”. В результате усиления взаимозависимости стран и центростремительных тенденций происходит втягивание новых участников в интеграционный процесс. Евросоюз переживает сложный период. Глубокие и продолжительные рецессии после глобального финансового кризиса и последующего медленного восстановления рабочих мест подорвали доверие многих граждан ЕС к способности существующих национальных и общеевропейских институтов обеспечить стабильность, защиту и возможности роста. Брексит добавил неуверенности, краткосрочные экономические последствия Брексита были сдержаны, но он лишь усугубляет текущие политические и экономические проблемы. Большой приток как экономических мигрантов, так и насильственно перемещенных лиц в 2015 году, похоже, еще больше укоренил тревогу. Традиционные экономические показатели, такие как безработица или заработная плата, стали слабым предвестником восприятия политики, что затрудняет прогнозирование политических последствий реформ и добавляет нежелание перемен. По прогнозам, рост в странах ЕС будет оставаться низким, а старение населения и вялые инвестиции будут все в большей степени зависеть от роста производительности. Низкие темпы роста экономики замедляют решение проблем, связанных с наследием кризиса, и увеличивают неопределенность, поскольку это затруднит создание новых рабочих мест, сокращение государственного долга, устранение уязвимости банковского сектора. В условиях сложной глобальной обстановки и повышенной неопределенности темпы роста в ЕС в настоящее время считаются умеренными: до 1,8 процента в 2016 году и 1,4 процента в 2017 году. Несмотря на Брексит, темпы роста будут поддерживаться низкими ценами на нефть и адаптивной денежно-кредитной политикой. Внешний спрос как ожидается, останется слабым как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующейся рыночной экономикой. Частное потребление скорее всего будет расти и будет поддерживаться низкой инфляцией в ближайшей перспективе и улучшением условий на рынке труда. Ожидается, что денежно-кредитная политика будет по- прежнему поддерживать рост и фискальную политику, чтобы оставаться в целом нейтральной. Необходимость развития дальнейшей экономической интеграции обусловлена следующими факторами:
-) рост ЕС находится на уровне ниже 2 процентов в год;
-) население стран ЕС стареет;
-) граждане ЕС и политики ищут движущие силы экономической экспансии в условиях стагнации мировой торговли товарами;
-) снижение глобального роста производительности. Кризис Евросоюза (ЕС) многогранен и за последний год заметно углубился. Британский референдум по членству в ЕС и голосование в пользу Брексита были самыми явными симптомами дезинтегративных тенденций. Прибытие большого числа беженцев из охваченных войной районов Ближнего Востока привели к острым конфликтам в ЕС по вопросу, кто должен заботиться о них. Стремление сохранить нынешний географический облик зоны евро и Шенгенской зоны, по мнению многих экономистов наиболее вероятно не будет препятствовать углублению тенденций дезинтеграции. Одна из целей современной политики ЕС состоит в том, чтобы объединить Европу с большей гибкостью бюджета и более широкими государственными
инвестициями. С другой стороны, Брексит предоставляет возможность построить более интегрированные и динамичные рынки капитала в ЕС 27, чтобы лучше обслуживать все экономики его членов и повысить степень устойчивости ЕС. ЕС 27 - привлекательное место для глобального
финансового бизнеса. Фрагментация, вероятно, приведет к повышению затрат по займам. Чтобы предотвратить это, один набор Правил недостаточен. Необходимы последовательное наблюдение и обеспечение соблюдения конкурентной политики ЕС и банковский надзор в еврозоне. Во- вторых, финансовая стабильность требует банковского союза банков и национальных органов власти. Необходимо обеспечить разделение рисков с дополнительными инициативами по гармонизации и ограниченности принадлежащих банкам активов в виде суверенных облигаций отдельных стран. В-третьих, будущий европейский капитал должен учитывать межстрановые взаимозависимости внутри ЕС27 - особенно, если не все государства-члены являются частью банковского союза, не говоря уже о зоне евро - и по отношению к другим странам, включая Великобританию, Соединенные Штаты и Швейцарию.
В ближайшие несколько лет необходимо акцентировать внимание на стратегических интересах ЕС в совместных глобальных инициативах в области финансового регулирования. Параллельно странам - членам ЕС27 следует также работать над качеством инфраструктуры, образования, налогового и трудового законодательства для создания эффективных и динамичных рынков. Вместе с тем все более очевидным становится то, что интеграция не может далее происходить в рамках универсальных решений В рамках нашего исследования предпримем попытку предложить стратегию дифференциации на ближайшее будущее, которая может сделать Союз более гибким и реагирующим на потребности своих граждан (DI как стратегия).
На наш взгляд, сценарии дифференциации необходимо рассматривать в трех макро-областях - экономическом управлении, обороне и свободе, безопасности и правосудии - это ключевые вопросы интеграции для Еврозоны. При этом приоритет должен отдаваться экономическому управлению по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, как наиболее продвинутый DI-эксперимент ЕС, Еврозона является самым прочным политическим и институциональным фундаментом для дальнейшей интеграции и, следовательно, представляет самые большие шансы на успех DI в ближайшем будущем. Во-вторых, экономическое управление Еврозоны - это одна из областей, которая в срочном порядке нуждается в дальнейшей интеграции, учитывая не только ее институциональные дисбалансы, которые способствовали обострению кризиса в еврозоне, - но и его центральному значению для будущей жизнеспособности европейского проекта в целом. В этом смысле завершение институциональной архитектуры еврозоны может также сыграть важную роль в улучшении перспектив DI в двух других областях - обороне и свободе, безопасности и справедливости - в конечном счете, ввергнуть новый динамизм в интеграционный процесс и сделать ЕС более устойчивым.
Необходимо укреплять архитектуру и функционирование Европейского валютного союза и разъяснять права и обязанности государств-членов, которые хотят быть частью этого союза. Такой процесс должен быть нацелен на комплексный набор приоритетных целей:
- сделать Европейский валютный союз более устойчивым в условиях кризисов и макроэкономических потрясений;
- руководство и содействие сближению национальных экономик;
- укрепление наднационального управления;
- поддержка инвестиционных планов.
Улучшить экономическую и бюджетную конвергенцию посредством постоянного мониторинга, консультаций и сотрудничества между органами ЕС, а именно Комиссией, Национальными советами по вопросам производительности, Финансовым советом и государствами-членами. Необходимо создать специальный бюджет Еврозоны для финансирования системы реформ на основе стимулирования, поддержать инвестиционный план Комиссии (или создание инвестиционного плана в Еврозоне) и новые макроэкономические стабилизаторы, такие как общая схема пособий по безработице. Бюджет Еврозоны будет представлять собой фонд, отдельный от бюджета ЕС, и он будет использоваться только для Европейского валютного союза. Новые собственные ресурсы могут быть сформированы за счет предоставления еврозоне фискальной мощности или возможности выпуска еврооблигаций. Следующим важным шагом развития интеграции должен стать банковский союз, внедряя европейское страхование депозитов и создав адекватную финансовую поддержку для поддержки схемы Единого механизма лицензирования наряду с Единым надзорным механизмом. Нужно создать руководителя Еврозоны, отвечающего за управление бюджетом еврозоны, надзор за выполнением правил, мобилизацию ресурсов в исключительных обстоятельствах, ведение переговоров между государствами-членами и представление Еврозоны в международных институтах и форумах (например, Международный валютный фонд) . Наиболее подходящей формой для этой исполнительной власти будет казначейство еврозоны, возглавляемое министром финансов Европы, который будет представлять как участвующие государства-члены - в качестве президента еврогруппы и саммита евро, так и Европейской комиссии - в качестве комиссара по экономическим и валютным вопросам и вице-президента Комиссии.
Следующим этапом реализации стратегии дифференцированной интеграции должно стать изменение роли Европейского парламента путем усиления надзора над принимающими решения в еврозоне институтами (особенно Европейским советом и Еврогруппой) и расширением его участия в решении вопросов макроэкономической политик.
1. Булатов А.С. и др. Россия в международном движении капитала в 2014 - начале 2015 годов. // Аналитический доклад, 2014г. / [под ред. Булатов А.С.] МГИМО (У) МИД России. Москва: Лаборатория международного движения капитала. - 2015г. - 31 с.
2. Зубенко В. В. Глобализация мировой экономики: вызовы и ориентиры [Электронный ресурс] : Монография / В. В. Зубенко, В. А. Зубенко, Н. Л. Орлова. - М.: Дашков и К, 2012. - 320 с.
3. Карпович, О. Г. Глобальные проблемы и международные отношения [Электронный ресурс] : монография / О. Г. Карпович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 503 с.
4. Кондрат, Е.Н. Международная финансовая безопасность в условиях глобализации. Основные направл. правоохранит. сотрудничества гос-в: Моногр./ Е.Н. Кондрат. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ, 2013. - 592 с.
Учебники и учебные пособия
5. Бородулина, Л.П. Международные экономические организации: Учебное пособие / Л.П. Бородулина, И.А. Кудряшова, В.А. Юрга. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 с.
6. Булатова А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник/МГИМО (университет) МИД России; под ред. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева. - М.: Магистр, 2012. - 654 с.
7. Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров/ под ред. И.П. Николаевой, Л.С. Шаховской. - М: Издательство: Дашков и К, 2013.- 244с.
8. Пилипенко И.В. Конкурентноспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт стран Западной и Северной Европы. - Смоленск: Ойкумена, 2014. - 496 с.
9. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебник/под ред. Б.М. Смитиенко. - М.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт,
2012. - 528 с.
Статьи в периодических изданиях
10. Авдокушин Е.Ф. :«О перспективах развития мировой экономики и экономики РФ в посткризисный период ,2012. - 0,3 п.л.».
11. Антипов Н.П. Экономическая интеграция в мировой экономике и транснациональные компании// Международное публичное и частное право.
2013, - №2. - с. 32-34.
12. Бертнев С.А. Международная специализация и кооперирование - две стороны единого процесса//"Российский внешнеэкономический вестник" - 2013.-С.2-20
13. Васильев А.М., Копченко И.Е., Гринева Ю.А. Европейский миграционный кризис (2014-2015):причины и основные параметры// Общество: политика, экономика, право, 2016, -№ 2. - С. 99-103.
14. Гладков И. С. Международная торговля в эпоху перемен //
Международная экономика.- 2014.-№ 5.- С. 4-12.
15. Навой А. Структурный анализ международного движения капитала //Деньги и кредит. 2012. № 1. С. 47-48
16. Новосельская В. Перспективы развития экономики в условиях глобализации // Экономист, 2011, №10.
17. Супян Н.В. Нетипичная занятость в ФРГ//Современная Европа. 2015, - № 3 (63). - С. 58-70.
18. Хаматханова М.А. Миграционные процессы и их влияние на экономику современной Германии//Экономика и предпринимательство, 2014, - № 5-1 (46-1), - С. 578-580.
Электронные ресурсы
19. http://europa.eu/- Официальный сайт Европейского союза
20. http://ec.europa.eu/eurostat- Официальный сайт Евростата
21. http: //www.imf.org/external/russian/- Официальный сайт
Международного Валютного Фонда
22. Cinzia Alcidi, Alessandro Giovannini and Sonia Piedrafita, Enhancing the Legitimacy of EMU Governance, Brussels, European Parliament, December 2014, http: //www.europarl .europa.eu/thinktank/en/do cument.
html?reference=IPOL_STU(2014)536312
23. Miroslav Beblava and Karolien Lenaerts, “Stabilising the European Economic and Monetary Union: What to Expect from a Common Unemployment Benefits Scheme?”, in CEPS Research Reports, No. 2017/02 (February 2017), https: //www.ceps.eu/node/12229
24. Yves Bertoncini, Differentiated Integration and the EU: A Variable Geometry Legitimacy, Rome, IAI, March 2017, http://www.iai.it/en/node/7411
25. Thomas Beukers, “The Eurozone Crisis and the Legitimacy of Differentiated Integration”, in EUI Working Papers, No. MWP 2013/36 (December 2013), http: //hdl. handle.net/1814/29057
26. Steven Blockmans and Sophia Russack, Regroup and Reform. Ideas for a More Responsive and Effective European Union, Report of a CEPS Task Force, Brussels, Centre for European Policy Studies (CEPS), February 2017, https:// www.ceps.eu/node/12248
27. Mercedes Bresso and Elmar Brok, Report on Improving the Functioning of
the European Union Building on the Potential of the Lisbon Treaty (A8-0386/2016), European Parliament Committee on Constitutional Affairs, 9 January 2017, http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc. do?type=REPORT&reference=A8-
2016-0386&language=EN
28. Susi Dennison and Josef Janning, “Bear Any Burden: How EU Governments Can Manage the Refugee Crisis”, in ECFR Policy Briefs, April 2016, http://ecfr. euZpageZ-ZBear-Any-Burden_Dennison-Janning.pdf
29. Henrick Enderlein and Jiirg Haas, “What Would a European Finance Minister Do? A Proposal”, in Jacques Delors Institute Policy Papers, No. 145 (October 2015), http:ZZwww.delorsinstitute.eu/011-22033
30. European Commission, Towards a reform of the Common European Asylum System and Enhancing Legal Avenues to Europe (COMZ2016Z197), 6 April 2016, http:ZZeur-lex.europa.euZlegal-contentZenZTXTZ?uri=celex: 52016DC0197
31. European Commission, White Paper on the Future of Europe. Reflections
and Scenarios for the EU27 by 2025 (COMZ2017Z2025), 1 March 2017,
http:ZZdx.doi. orgZ10.2775Z32364
32. European Council, Conclusions, 26-27 June 2014, http:ZZdata.consilium. europa.eu/docZdocumentZST-79-2014-INITZen/pdf
33. European External Action Service (EEAS), EU Global Strategy Implementation Plan on Security and Defence (14392Z16), 14 November 2016, http:ZZeuropa. euZ!yG86DK
34. Benjamin Fox, “Would a Eurozone Committee Enrich the EU Parliament?”, in EUobserver, 12 February 2014, https:ZZeuobserver.comZnewsZ123054 High Level Group on Own Resources, Future Financing of the EU. Final Report and Recommendations (Mario Monti Report), December 2016, http:ZZ ec.europa.euZbudgetZmffZhlgor
35. Jean-Claude Juncker et al., The Five Presidents’ Report: Completing Europe’s Economic and Monetary Union, June 2015, http:ZZeuropa.euZ! cY66kX
36. Dirk Leuffen, Berthold Rittberger and Frank Schimmelfennig, Differentiated Integration. Explaining Variation in the European Union, Basingstoke, Palgrave Macmillan, 2013
37. Eric Maurice, “Germany and France Endorse Multi-Speed Europe”, in EUobserver, 2 March 2017, https:ZZeuobserver.comZinstitutionalZ137080
38. Nicoletta Pirozzi and Pier Domenico Tortola, “Negotiating the European Union’s Dilemmas: Proposals on Governing Europe”, in Lorenzo Vai, Pier
39. Domenico Tortola and Nicoletta Pirozzi (eds.), Governing Europe. How to Make the EU More Efficient and Democratic, Brussels, P.I.E. Peter Lang, 2017, p. 225-243
40. Eulalia Rubio, “Federalising the Eurozone. Towards a True European Budget?”, in Lorenzo Vai, Pier Domenico Tortola and Nicoletta Pirozzi (eds.), Governing Europe. How to Make the EU More Efficient and Democratic, Brussels, P.I.E. Peter Lang, 2017, p. 169-190
41. Frank Schimmelfennig and Thomas Winzen, “Instrumental and Constitutional Differentiation in the European Union”, in Journal of Common Market Studies, Vol. 52, No. 2 (March 2014), p. 354-370
42. Alexander C.-G. Stubb, “A Categorization of Differentiated Integration”, in Journal of Common Market Studies, Vol. 34, No. 2 (June 1996), p. 283-295
43. Gian Luigi Tosato, “New Institutional Solutions for Multi-Tier
Governance?”, in Ingolf Pernice et al., Challenges of Multi-Tier Governance in the European Union. Effectiveness, Efficiency and Legitimacy, Brussels, European Parliament, March 2013, p. 152-160,
http: //www.europarl .europa.eu/thinktank/en/do cument. html?reference=IPOL - AFCO_ET(2013)474438
44. Lorenzo Vai, Pier Domenico Tortola and Nicoletta Pirozzi (eds.), Governing Europe. How to Make the EU More Efficient and Democratic, Brussels, P.I.E. Peter Lang, 2017
45. EU REGULAR ECONOMIC REPORT №3 FALL 2016
46. For instance, Miroslav Beblava and Karolien Lenaerts, “Stabilising the European Economic and Monetary Union: What to Expect from a Common Unemployment Benefits Scheme?”, in CEPS Research Reports, No. 2017/02 (February 2017), https://www.ceps.eu/ node/12229.
47. Eulalia Rubio, “Federalising the Eurozone. Towards a True European Budget?”, in Lorenzo Vai, Pier Domenico Tortola and Nicoletta Pirozzi (eds.), Governing Europe. How to Make the EU More Efficient and Democratic, Brussels, P.I.E. Peter Lang, 2017, p. 169-190.
48. High Level Group on Own Resources, Future Financing of the EU. Final Report and Recommendations (Mario Monti Report), December 2016, p. 14, http: //ec.europa.eu/budget/ mff/hlgor.
49. See Henrick Enderlein and Jiirg Haas, “What Would a European Finance Minister Do? A Proposal”, in Jacques Delors Institute Policy Papers, No. 145 (October 2015), http://www. delorsinstitute.eu/011-22033.
50. See Cinzia Alcidi, Alessandro Giovannini and Sonia Piedrafita, Enhancing
the Legitimacy of EMU Governance, Brussels, European Parliament, December 2014, http://www.europarl.
europa.eu/thinktank/en/document.html?reference=IPOL_STU(2014)536312.