ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детском возрасте…………………………………………………..4
1.1. История феномена «игра», виды и функции игры: взгляды отечественных и зарубежных ученых (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Г. Спенсер)…………………………………………..4
1.2. Место игры в педагогической практике…………………………………….5
1.3. Методические рекомендации к организации игровой деятельности в детском возрасте…………………………………………………………………..9
Глава 2. Место игры в детском развитии………………………………………12
2.1. Игровое обучение в системе современных педагогических технологий (Васильева Е.Ю.)………………………………………………………………...12
2.2. Детская игра в образовании: вчера, сегодня… завтра? (Трифонова Е.В.)……………………………………………………………………………….14
2.3. История исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка (Лобода Т.В.)……………………………………………………………………..15
2.4. Значение игры для психического развития ребенка (Макаева И.Р.)…….16
2.5. Особенности принятия дошкольниками игровой роли в разных предметных средах (Смирнова Е.О., Рябкова И.А.)…………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………20
Актуальность исследования. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Она служит одним из основных механизмов социализации ребенка на данном этапе его жизни, который называют чаще всего идентификацией. В зависимости от того, в каком окружении проходит этот период развития, маленький человек в дальнейшем и определяет себя, т.е. идентифицирует. В современном обществе с раннего детства дети погружаются в мир информационных квазисубъектов, которыми наполнено информационное социокультурное пространство. Педагогический процесс, подвергаемый информатизации, не может исключить современные информационные технологии из предметно-образовательной среды дошкольного учреждения и семьи. В результате происходит постепенное исключение из процесса социализации реальных субъектов и замена их на виртуально-информационные объекты. Как следствие, трансформируется сущность самой важной деятельности для ребенка в период идентификации – игры.
Цель исследования заключается в анализе игры как ведущей деятельности в детском возрасте.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных ученых на историю феномена «игра», виды и функции игры;
2) проанализировать место игры в педагогической практике
3) рассмотреть методические рекомендации к организации игровой деятельности в детском возрасте;
4) проанализировать статьи по теме исследования.
Детство является важнейшим этапом в развитии личности. В период детства ребенок становится полноценным членом человеческого общества, и именно в игре все психические процессы развиваются эффективнее, чем в остальных видах деятельности, что доказано изучением развития детей. Для детей дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности.
Игра как ведущий вид деятельности обеспечивает развитие общения, практических действий, познавательной сферы и личности ребенка. В ходе игры ребенок неизбежно переживает временные трудности, промахи и неудачи, но часто именно они являются основной ценностью. Игра дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть различные модели поведения. К концу дошкольного возраста игра, в которой ребенком в воображаемом плане осваиваются социальные функции и отношения взрослых, приводит к важнейшим новообразованиям в развитии психики: возникает новая потребность в социально значимой и социально оцениваемой учебной деятельности, т.е. мотив стать школьником.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: ПедагогикаПресс, 1999. 536 с.
2. Газман О. С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе. Новосибирск, 1989. 112 с.
3. Груздова Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Архангел. гос. техн. ун-т. - Архангельск, 2001. 18 с.
4. Сайкина Е.В. Игра как основной вид деятельности дошкольника. Омск, 2017. 31 с.
5. Слепцова И. Депривация детской игры как риск современного дошкольного детства: причины и способы преодоления в условиях ФГОС ДО // Дошкольное воспитание. 2017. С. 11–16.
6. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование WWW.PSYEDU.RU. № 3. 2013. С. 92–98.
7. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб., 2010. 217 с.
8. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: ИЦ Академия, 2013. 336 с.
9. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Известия российской академии образования. 2011. № 4(20). С. 5–24.
10. Хилько М. Возрастная психология. М., 2013. 145 с.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 300 с.