Права и свободы человека во время вооруженных конфликтов
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Вооруженные конфликты в современном мире: проблемы правового регулирования……………………………………………………………………..6
1.1. Понятие вооруженных конфликтов: проблемы определения……………...6
1.2. Классификация вооруженных конфликтов………………………………..16
Глава 2. Права и свободы человека во время вооруженных конфликтов в свете соотношения международного и национального права………………..28
2.1. Имплементация норм международного права в национальные правовые системы…………………………………………………………………………...28
2.2. Реализация международных и национальных норм о правах человека в период вооруженных конфликтов……………………………………………...40
Глава 3. Особенности защиты прав и свобод некоторых категорий участников вооруженных конфликтов…………………………………………51
3.1. Защита детей…………………………………………………………………51
3.2. Защита прав мигрантов в условиях вооруженных конфликтов………….66
Заключение……………………………………………………………………….77
Список используемой литературы……………………………………………...81
Глава 1. Вооруженные конфликты в современном мире: проблемы правового регулирования……………………………………………………………………..6
1.1. Понятие вооруженных конфликтов: проблемы определения……………...6
1.2. Классификация вооруженных конфликтов………………………………..16
Глава 2. Права и свободы человека во время вооруженных конфликтов в свете соотношения международного и национального права………………..28
2.1. Имплементация норм международного права в национальные правовые системы…………………………………………………………………………...28
2.2. Реализация международных и национальных норм о правах человека в период вооруженных конфликтов……………………………………………...40
Глава 3. Особенности защиты прав и свобод некоторых категорий участников вооруженных конфликтов…………………………………………51
3.1. Защита детей…………………………………………………………………51
3.2. Защита прав мигрантов в условиях вооруженных конфликтов………….66
Заключение……………………………………………………………………….77
Список используемой литературы……………………………………………...81
Актуальность исследования. Как известно, обязанность государств соблюдать ряд основных прав человека в любых ситуациях, включая периоды вооруженных конфликтов, неоднократно подтверждалась в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. К примеру, в Резолюции 2675 (XXV) подчеркивается: «Основные права человека, в том виде, как они признаны в международном праве и изложены в международных документах, продолжают полностью применяться в ситуациях вооруженного конфликта». Кроме того, в данной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН указано, что «при ведении военных операций должны прилагаться все усилия к тому, чтобы оградить гражданское население от разрушительных действий войны…», а также «…население, как таковое, не должно быть объектом военных операций» .
С конца ХХ века по настоящее время в мире произошло около 40 серьезных вооруженных конфликтов, в результате которых погибло более 30 тыс. человек. На сегодняшний день имеют место быть еще 17 конфликтов, которые могут перейти в стадию войны. Всё вышесказанное свидетельствует о том, что совершенствование законодательной базы и реальных механизмов предотвращения вооруженных конфликтов в ближайшее время приобретет статус одного из актуальных и приоритетных направлений в международной правовой системе защиты прав человека.
Степень научной разработанности темы исследования. В СССР и Российской Федерации данной теме были посвящены работы следующих авторов: И.Н. Арцибасова, С.А. Егорова, Ф.М. Бородкина, Н.М. Корякина, А.И. Полторака, Л.И. Савинского, А.Г. Григорьева.
На сегодняшний день существует большое количество публикаций зарубежных авторов по теме исследования.
Одновременно, остается ряд нерешенных вопросов, посвященных защите прав и свобод человека в условиях вооруженных конфликтов.
Объектом исследования являются урегулированные нормами международного и национального права отношения государств, возникающие в процессе защиты прав человека во время вооруженных конфликтов.
Предметом исследования являются нормы международных договоров, регламентирующих защиту прав и свобод человека в период вооруженных конфликтов, практика их применения.
Цель исследования заключается в анализе международно-правовых основ защиты прав и свобод человека в условиях вооруженных конфликтов.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть проблемы определения понятия вооруженных конфликтов: проблемы определения;
2) проанализировать классификацию вооруженных конфликтов;
3) рассмотреть имплементацию норм международного права в национальные правовые системы;
4) исследовать особенности реализации международных и национальных норм о правах человека в период вооруженных конфликтов;
5) рассмотреть особенности защиты прав и свобод некоторых категорий участников вооруженных конфликтов.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых - специалистов по международному праву.
В качестве нормативной базы исследования в работе использовались международно-правовые акты и документы, договоры, решения международных судебных учреждений, акты и документы международных организаций, документы политического и рекомендательного характера, национальное законодательство государств. Кроме того, использовалась информация, опубликованная на официальных сайтах международных организаций, в том числе результаты правоприменительной деятельности государственных органов, а также международных судебных органов в области защиты прав человека во время международных вооруженных конфликтов.
Методологическую базу исследования правоприменительной деятельности государственных органов, а также международных судебных органов в области защиты прав человека во время международных вооруженных конфликтов составили общенаучный диалектический метод познания и основанные на нем частные методы исследования, позволяющие изучить международные политические и правовые явления современного этапа мирового развития в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. В ходе работы над диссертацией были применены сравнительные методы исследования, метод логического анализа нормативных актов, а также системный, прогностический научные методы.
Научная и практическая новизна исследования. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вопросов, излагаемых в диссертации.
С конца ХХ века по настоящее время в мире произошло около 40 серьезных вооруженных конфликтов, в результате которых погибло более 30 тыс. человек. На сегодняшний день имеют место быть еще 17 конфликтов, которые могут перейти в стадию войны. Всё вышесказанное свидетельствует о том, что совершенствование законодательной базы и реальных механизмов предотвращения вооруженных конфликтов в ближайшее время приобретет статус одного из актуальных и приоритетных направлений в международной правовой системе защиты прав человека.
Степень научной разработанности темы исследования. В СССР и Российской Федерации данной теме были посвящены работы следующих авторов: И.Н. Арцибасова, С.А. Егорова, Ф.М. Бородкина, Н.М. Корякина, А.И. Полторака, Л.И. Савинского, А.Г. Григорьева.
На сегодняшний день существует большое количество публикаций зарубежных авторов по теме исследования.
Одновременно, остается ряд нерешенных вопросов, посвященных защите прав и свобод человека в условиях вооруженных конфликтов.
Объектом исследования являются урегулированные нормами международного и национального права отношения государств, возникающие в процессе защиты прав человека во время вооруженных конфликтов.
Предметом исследования являются нормы международных договоров, регламентирующих защиту прав и свобод человека в период вооруженных конфликтов, практика их применения.
Цель исследования заключается в анализе международно-правовых основ защиты прав и свобод человека в условиях вооруженных конфликтов.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть проблемы определения понятия вооруженных конфликтов: проблемы определения;
2) проанализировать классификацию вооруженных конфликтов;
3) рассмотреть имплементацию норм международного права в национальные правовые системы;
4) исследовать особенности реализации международных и национальных норм о правах человека в период вооруженных конфликтов;
5) рассмотреть особенности защиты прав и свобод некоторых категорий участников вооруженных конфликтов.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых - специалистов по международному праву.
В качестве нормативной базы исследования в работе использовались международно-правовые акты и документы, договоры, решения международных судебных учреждений, акты и документы международных организаций, документы политического и рекомендательного характера, национальное законодательство государств. Кроме того, использовалась информация, опубликованная на официальных сайтах международных организаций, в том числе результаты правоприменительной деятельности государственных органов, а также международных судебных органов в области защиты прав человека во время международных вооруженных конфликтов.
Методологическую базу исследования правоприменительной деятельности государственных органов, а также международных судебных органов в области защиты прав человека во время международных вооруженных конфликтов составили общенаучный диалектический метод познания и основанные на нем частные методы исследования, позволяющие изучить международные политические и правовые явления современного этапа мирового развития в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. В ходе работы над диссертацией были применены сравнительные методы исследования, метод логического анализа нормативных актов, а также системный, прогностический научные методы.
Научная и практическая новизна исследования. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вопросов, излагаемых в диссертации.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы.
Как известно, вооруженные конфликты существовали на всех этапах развития общества. Как правило, эти вооруженные конфликты зачастую выходят за пределы определенного государства, приобретая при этом статус международных. В современном обществе проблема реализации прав человека в ходе военных действия приобрела если не глобальный, то весьма распространенный характер.
Одним из основных негативных факторов, имеющих место быть в процессе мировой глобализации, представляется утеря национальной-этнической целостности народов, что влечёт под собой в дальнейшем возникновение конфликтов межнационального характера. Межнациональные конфликты выражаются, как правило, в применении силы противоборствующими сторонами, а также проявлением терроризма и насилия, что является весьма негативным фактом.
Примерами военных конфликтов, произошедший за последние десятилетия можно отнести вооруженные столкновения в бывшей Югославии, Южной Осетии, Абхазии, а также конфликты в Армении и Азербайджане. Следует отметить, что это далеко не полный перечень вооруженных конфликтов, в ходе которых происходит столкновение интересов нескольких государств. Зачастую подобные военные конфликты происходят при реализации принципов международного права на самоопределение народов, так как проблема возникновения новых государств напрямую связана с признанием за определенным народом права на его самоопределение.
Нормативное отражение на уровне международного права вопрос территориальной целостности нашёл в п.2 ст. 1 Устава ООН, который устанавливает принцип территориальной целостности. Как известно, принципы представляют собой основополагающие начала, руководящие идеи. В контексте Устава ООН принцип территориальной целостности устанавливает императивную нормы, предусматривающую запрет посягательства в любой форме на целостность государственных границ.
Устав также закрепляет принцип самоопределения нации. Нормативное закрепление данного принципа имеет в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным представляется тот факт, что любая нация обладает правом на самоопределение, что выражается в праве наций на создание собственных суверенных государств. Недаром изначально данный принцип трактовался как «борьба колоний за независимость». Негативным проявлением данного принципа, на наш взгляд, представляется тот факт, что его нормативное закрепление создало благоприятную почву для апеллирования данным положением Устава ООН при осуществление сепаратистских движений в ряде государств, влекущих за собой локальные конфликты, а также гражданские война в ряде государств.
Следует отметить, что не существует четких критериев, которые определяют порядок признания новых государств мировым сообществом, а существование государства де-факто не гарантирует его национальной и политической целостности, а соответственно и не закрепляет международные права государства.
Усложнение международно-правовых отношений, расширение границ их субъективного состава приводит к тому, что прежние механизмы расширения международных споров и конфликтов требуют некоторых видоизменений. Ежегодные доклады представителей ООН во многом посвящены в том числе и вопросам регулирования международных конфликтов в контексте защиты прав человека. К числу этих докладов можно отнести такие как: «Предотвращение конфликтов, поддержание мира и постконфликтное мирное строительство», согласно которому урегулирование и предотвращение международных конфликтов является одной из основополагающих задач в деятельности ООН.
Однако не только проблемы нарушения территориальной целостности как правило нарушаются сторонами при ведении военных действий. Основной проблемой является большое число нарушений прав человека, так в соответствии с п.1 ст.3 Конвенции о защите мирного населения во время войны, лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев, кроме того, в соответствии с п.4 ст.3 вышеназванной Конвенции, под защитой Конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.
Прекрасным примером нарушений пунктов Конвенции является действия непровозглашенного исламского государства ИГИЛ, которые несмотря на участие в международных конфликтах, зачастую нарушают права мирного населения, также убивая их, причиняя телесные повреждения и ведя себя аморально на территориях других государств. Таким образом, самопровозглашенное исламское государства, не имея собственного национального законодательства, в том числе и в рамках реализации правосудия, ярко нарушает нормы международного законодательства осуществляя преследования как военного, так и мирного населения.
Одной из важнейших целей предотвращения любых международных конфликтов остается обеспечение безопасности человека. Данному вопросу, как уже отмечалось ваше отводится приоритетное место в международном праве. Еще одним немаловажным аспектом является разграничение коллективной и индивидуальной ответственности за совершение так называемых военных преступлений, в том контексте, что коллективная ответственность, как правило, негативно сказывается на качестве осуществляемого судопроизводства, привлекает к ответственности лиц во многом не причастных к ряду деяний.
Обобщая все вышесказанное, хочется отметить, что основной проблемой на сегодняшний день является отсутствия коллизионных проблем в международном праве, необходимо прежде всего наличие кодифицированных нормативно-правовых актов, как в международном, так и в национальном праве, которые бы квалифицировали основные допустимые способы борьбы нации за независимость, а также определил условия, при которых она может считаться правомерной. Также, на мой взгляд, необходимо обеспечить более строгое соблюдение государствами мира норм уголовного законодательства и повсеместную ратификацию нормативных актов, призванных обеспечить единство законодательства при расследовании уголовных дел, связанных с участие представителей различных государств мира в международных конфликтах, при этом основное внимание в данном вопросе следует уделить несомненно соблюдению прав человека. При этом следует учитывать, что право на самоопределение не должно ущемлять территориальную целостность государств, таким образом соблюдение баланса этих принципов обеспечивает соблюдение международного законодательства во всех странах мира.
Как известно, вооруженные конфликты существовали на всех этапах развития общества. Как правило, эти вооруженные конфликты зачастую выходят за пределы определенного государства, приобретая при этом статус международных. В современном обществе проблема реализации прав человека в ходе военных действия приобрела если не глобальный, то весьма распространенный характер.
Одним из основных негативных факторов, имеющих место быть в процессе мировой глобализации, представляется утеря национальной-этнической целостности народов, что влечёт под собой в дальнейшем возникновение конфликтов межнационального характера. Межнациональные конфликты выражаются, как правило, в применении силы противоборствующими сторонами, а также проявлением терроризма и насилия, что является весьма негативным фактом.
Примерами военных конфликтов, произошедший за последние десятилетия можно отнести вооруженные столкновения в бывшей Югославии, Южной Осетии, Абхазии, а также конфликты в Армении и Азербайджане. Следует отметить, что это далеко не полный перечень вооруженных конфликтов, в ходе которых происходит столкновение интересов нескольких государств. Зачастую подобные военные конфликты происходят при реализации принципов международного права на самоопределение народов, так как проблема возникновения новых государств напрямую связана с признанием за определенным народом права на его самоопределение.
Нормативное отражение на уровне международного права вопрос территориальной целостности нашёл в п.2 ст. 1 Устава ООН, который устанавливает принцип территориальной целостности. Как известно, принципы представляют собой основополагающие начала, руководящие идеи. В контексте Устава ООН принцип территориальной целостности устанавливает императивную нормы, предусматривающую запрет посягательства в любой форме на целостность государственных границ.
Устав также закрепляет принцип самоопределения нации. Нормативное закрепление данного принципа имеет в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным представляется тот факт, что любая нация обладает правом на самоопределение, что выражается в праве наций на создание собственных суверенных государств. Недаром изначально данный принцип трактовался как «борьба колоний за независимость». Негативным проявлением данного принципа, на наш взгляд, представляется тот факт, что его нормативное закрепление создало благоприятную почву для апеллирования данным положением Устава ООН при осуществление сепаратистских движений в ряде государств, влекущих за собой локальные конфликты, а также гражданские война в ряде государств.
Следует отметить, что не существует четких критериев, которые определяют порядок признания новых государств мировым сообществом, а существование государства де-факто не гарантирует его национальной и политической целостности, а соответственно и не закрепляет международные права государства.
Усложнение международно-правовых отношений, расширение границ их субъективного состава приводит к тому, что прежние механизмы расширения международных споров и конфликтов требуют некоторых видоизменений. Ежегодные доклады представителей ООН во многом посвящены в том числе и вопросам регулирования международных конфликтов в контексте защиты прав человека. К числу этих докладов можно отнести такие как: «Предотвращение конфликтов, поддержание мира и постконфликтное мирное строительство», согласно которому урегулирование и предотвращение международных конфликтов является одной из основополагающих задач в деятельности ООН.
Однако не только проблемы нарушения территориальной целостности как правило нарушаются сторонами при ведении военных действий. Основной проблемой является большое число нарушений прав человека, так в соответствии с п.1 ст.3 Конвенции о защите мирного населения во время войны, лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев, кроме того, в соответствии с п.4 ст.3 вышеназванной Конвенции, под защитой Конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.
Прекрасным примером нарушений пунктов Конвенции является действия непровозглашенного исламского государства ИГИЛ, которые несмотря на участие в международных конфликтах, зачастую нарушают права мирного населения, также убивая их, причиняя телесные повреждения и ведя себя аморально на территориях других государств. Таким образом, самопровозглашенное исламское государства, не имея собственного национального законодательства, в том числе и в рамках реализации правосудия, ярко нарушает нормы международного законодательства осуществляя преследования как военного, так и мирного населения.
Одной из важнейших целей предотвращения любых международных конфликтов остается обеспечение безопасности человека. Данному вопросу, как уже отмечалось ваше отводится приоритетное место в международном праве. Еще одним немаловажным аспектом является разграничение коллективной и индивидуальной ответственности за совершение так называемых военных преступлений, в том контексте, что коллективная ответственность, как правило, негативно сказывается на качестве осуществляемого судопроизводства, привлекает к ответственности лиц во многом не причастных к ряду деяний.
Обобщая все вышесказанное, хочется отметить, что основной проблемой на сегодняшний день является отсутствия коллизионных проблем в международном праве, необходимо прежде всего наличие кодифицированных нормативно-правовых актов, как в международном, так и в национальном праве, которые бы квалифицировали основные допустимые способы борьбы нации за независимость, а также определил условия, при которых она может считаться правомерной. Также, на мой взгляд, необходимо обеспечить более строгое соблюдение государствами мира норм уголовного законодательства и повсеместную ратификацию нормативных актов, призванных обеспечить единство законодательства при расследовании уголовных дел, связанных с участие представителей различных государств мира в международных конфликтах, при этом основное внимание в данном вопросе следует уделить несомненно соблюдению прав человека. При этом следует учитывать, что право на самоопределение не должно ущемлять территориальную целостность государств, таким образом соблюдение баланса этих принципов обеспечивает соблюдение международного законодательства во всех странах мира.
Подобные работы
- Международно-правовая защита беженцев во время вооруженных конфликтов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Правовой статус женщин в период вооруженных конфликтов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Ответственность за использование детей в международных вооруженных конфликтах
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - ОСВЕЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ
В ИНТЕРНЕТ-СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Защита прав детей в зонах вооруженных конфликтов
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2021 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИЯХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Оценка эффективности гуманитарной деятельности МККК и КП по защите прав женщин и детей во время вооружённых конфликтов в Северокавказском регионе Российской Федерации
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Международная защита детей в вооруженных конфликтах
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



