ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...........................................................................................................5
1.1. Трудовая занятость населения: основные понятия………………………...5
1.2. Безработица и государственная политика управление занятостью……..15
1.3. Основные проблемы реализации региональной политики, направленной на урегулирование процесса занятости населения……………………………24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТУЛА)……………………………………...29
2.1. Общая характеристика государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области»……………………………...29
2.2. Анализ развития рынка труда и оценка безработицы в городе Тула……30
2.3. Оценка эффективности деятельности государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области»……….....35
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТУЛА)……………………………………...38
3.1.Мероприятия по стимулированию занятости через государственную политику………………………………………………………………………….38
3.2. Совершенствование процесса выявления неформальной безработицы...40
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий……………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обоснование актуальности темы исследования. Рынок труда и занятость населения находится на особенном месте в системе рыночных отношений. В основном социальные, экономические и демографические явления, проходящие в экономике рыночных отношений, целиком или отчасти, воспроизводят процессы, совершающиеся на рынке труда. Исходя из этого, на рынке труда проводится купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.
Решение проблем занятости населения важно для экономики России, из-за потребности максимально выгодно использовать имеющийся трудовой потенциал. Это необходимо для дальнейшего продвижения нашего отечества по пути рыночных преобразований и интеграции в систему международных экономических отношений. Актуальны и проблемы формирования политики регулирования занятости, синхронной общему направлению реформ. Также требуется глубокое понимание регионального рынка труда в непростой для страны общеэкономической ситуации последних лет, и подготовки рекомендаций для реализации политики занятости населения.
Объект – процесс реализации государственной политики занятости населения .
Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе реализация государственной политики занятости населения (на примере г. Тула).
Целью данной работы является анализ реализации политики занятости населения в городе Тула и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:
1) рассмотреть основные понятия в сфере трудовой занятости населения;
2) проанализировать безработицу и государственную политику управления занятостью;
3) охарактеризовать основные проблемы реализации региональной политики, направленной на урегулирование процесса занятости населения
4) провести анализ реализации политики занятости населения (на примере г. Тула)
5) разработать мероприятия по повышению эффективности государственного регулирования организации занятости населения (на примере г. Тула).
Теоретические и методологические основы исследования представлены в работах следующих авторов: Гаврилов Р.В., Заславский И.К., Иванова В.Н., Карташева А., Кубишин Е., Маркова В.Д., Кузнецова С.А., Платонов O.A., Филиппов Ю.В.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа научных и нормативных документов;
- метод сравнения и обобщения.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы и предложения.
Проблемы занятости населения являются достаточно актуальными как для страны в целом, так и для отдельного региона. Рынок труда переживает этап значительных перемен, изменений: меняется характер труда, формы занятости населения, меняются профессии, ряд из них устаревает, а большое количество новых – «приходит» на рынок.
В теоретической части нами рассмотрены ключевые понятия темы, в частности понятия «занятость населения» и «политика занятости». Занятость как социально-экономический процесс можно установить, как общественно-полезную работу населения, которая связанна с удовлетворением общественных и личных потребностей и приносит доход от труда. Определены исторические аспекты деятельности служб занятости населения. На современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества. Изучены основные функции службы занятости:
1) поддерживать безработных и оказывать им помощь в поисках работы;
2) организовать рынок труда так, чтобы вакансии были заполнены квалифицированными кадрами; чтобы действующий и возможный спрос на
лиц конкретных профессий находился в соответствии с предложением на трудовом рынке;
3) осуществлять и предлагать меры по формированию новых рабочих мест;
4) консультировать граждан по профессиональной ориентации, оказывать им необходимые статистические данные и прочие посреднические услуги, которые направлены на быстрое трудоустройство безработных.
Постановлением Правительства Тульской области от 01.02.2018 № 43 (ред. от 08.02.2019) утверждена государственная программа Тульской области «Содействие занятости населения Тульской области», целью которой является создание условий, способствующих эффективному функционированию и развитию рынка труда Тульской области.
В рамках мероприятий, изложенных в государственной программе Тульской области «Содействие занятости населения Тульской области», выделим следующие:
1. Мероприятие «Повышение эффективности использования трудовых ресурсов, повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда»;
2. Мероприятие «Обеспечение гарантий социальной поддержки безработных граждан»;
3. Региональный проект «Старшее поколение»;
4. Региональный проект «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»;
5. Мероприятие «Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах» и другие.
В результате предложенных мероприятий планируется достижение следующих результатов.
Обеспечение стабильной ситуации на рынке труда Тульской области и уровня безработицы не выше 3,5%.
Обеспечение уровня регистрируемой безработицы не выше 0,5%.
Обеспечение коэффициента напряженности на рынке труда не выше 0,3 человека на 1 вакансию.
Увеличение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, до 70,0%.
Оказание не менее 1030 тыс. государственных услуг в области содействия занятости населения и другое.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1915.
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 (ред. от 28.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, № 18 (часть I), ст. 2147.
4. Закон Тульской области от 07.02.2013 № 1873-ЗТО (ред. от 27.09.2018) «О разграничении полномочий органов государственной власти Тульской области в области содействия занятости населения в Тульской области» (принят Тульской областной Думой 07.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 января 2019 года) // «Тульские известия», № 22, 14.02.2013.
5. Постановление правительства Тульской области от 01.02.2018 № 43 (ред. от 08.02.2019) «Об утверждении государственной программы Тульской области «Содействие занятости населения Тульской области» // «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, 05.02.2018
6. Белохвостова Н.В. Современные тенденции управления занятостью населения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.scienceeducation.ru/121-17967 (дата обращения: 13.04.2019).
7. Гаврилов Р.В. Производительность труда: показатели планирования и методы измерения. М.: Экономика, 2012. – 305 с.
8. Гильтман М.А., Вотякова А.А. Программы содействия занятости населения в субъектах РФ в 1995-2016 гг.: институциональный анализ // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2016. № 4 (31). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/programmy-sodeystviya-zanyatosti-naseleniya-v-subektah-rf-v-1995-2016-gg-institutsionalnyy-analiz (дата обращения: 09.04.2019).
9. Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: Моногр. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2006. – 114 с.
10. Заславский И.К. О пользе рынка труда // Вопросы экономики. 2016. № 9. С. 14 – 21.
11. Иванова В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне / В.Н. Иванова, Т.И. Безденежных. - М., 2014. – 247 с.
12. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития. //Экономист. 2017. № 12. С. 12 – 17.
13. Курс российского трудового права / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М., 2001. Т. 2. – 411 с.
14. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М.:1. ИНФРА-М, 2012. – 201 с.
15. Орлова Е.Е. Вопросы современной науки и практики. 2013. № 44. С. 109.
16. Орлова Е.Е. Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки // «Трудовое право в России и за рубежом», 2017, № 1. С. 11 – 13.
17. Орлова Е.Е. О соотношении понятий «содействие занятости» и «обеспечение занятости» населения // Публичное и частное право. Вып. 3 (XIX). 2013. С. 209.
18. Погудин Д.А. Основные причины безработицы и её экономические и социальные последствия в Российской модели рынка труда / Д.А. Погудин, Т.Е. Мешкова // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. – 2013. – № 1. – С. 46.
19. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб, 2014. - 437с.
20. Ходыкин А.В. Классификация технологий социальной поддержки безработных граждан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46241.htm (Дата обращения 16.04.2019).