БАНКИ РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ РАЗВИТИЯ 6
1.1 Глобальная финансово-кредитная архитектура и эволюция банков
развития 6
1.2 Классификация Банков развития по моделям, целям и задачам
деятельности 155
1.3 Банки развития и их роль в современном мировом хозяйстве 211
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ РАЗВИТИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 28
2.1. Анализ деятельности международных банков развития 28
2.2 Оценка деятельности национальных банков развития 38
2.3 Оценка эффективности российских банков развития 455
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ БАНКОВ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 53
3.1 Предложения по повышению роли и влияния российских банков развития
на экономику страны 53
3.2 Разработка прогнозной модели эффективности кредитования Банками развития предприятий строительного комплекса России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ РАЗВИТИЯ 6
1.1 Глобальная финансово-кредитная архитектура и эволюция банков
развития 6
1.2 Классификация Банков развития по моделям, целям и задачам
деятельности 155
1.3 Банки развития и их роль в современном мировом хозяйстве 211
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ РАЗВИТИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 28
2.1. Анализ деятельности международных банков развития 28
2.2 Оценка деятельности национальных банков развития 38
2.3 Оценка эффективности российских банков развития 455
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ БАНКОВ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 53
3.1 Предложения по повышению роли и влияния российских банков развития
на экономику страны 53
3.2 Разработка прогнозной модели эффективности кредитования Банками развития предприятий строительного комплекса России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Банковская сфера всегда стремится соответствовать запросам в экономике и максимально удовлетворять потребности в дополнительных финансовых средствах и иных видах банковских услуг. Это обеспечивает постоянную модернизацию банковской системы, внедрение новых технологий, продуктов и услуг. При этом не следует забывать о том, что банковская система в наибольшей степени подвержена влиянию мировых экономических процессов, таких как глобальные финансовые кризисы. Поэтому правила и нормы функционирования финансовых учреждений также постоянно изменятся для достижения максимальной безопасности деятельности и снижении возможных рисков.
Следовательно, актуальность данного исследования заключается в необходимости проанализировать мировой опыт и условия функционирования банков развития, выявить основные тенденции их развития, а также выявить основные проблемы в деятельности российских банков развития для определения перспектив их развития.
Степень разработанности проблемы повышается с каждым годом в связи со значимостью рынка банковских услуг в развитии мировой экономики. В настоящий момент данная тема активно разрабатывается многими авторами. В зарубежной практике данной проблеме уделяют внимание такие авторы как А. Демиргюч-Кунт, М. Флеминг-Уильмс, Л. Миллер, П. Мейсон, Ф. Лессамбо поскольку именно банковская система является основой функционирования рыночной экономики и оказывает наибольшее влияние на развитие всех хозяйствующих отраслей экономики. В российской практике данная проблема проявляется в трудах В.В. Зубенко, О.Г. Карпович, С.Ю. Хасяновой, Б.Б. Рубцова. В качестве центральных проблем, выделяемых авторами, выступают развитие международной банковской сферы под влиянием глобализации и технократизации различных экономических процессов, финансовая безопасность различных экономических субъектов, а также нахождение причинно-следственных связей между определенными процессами и выявление закономерностей развития банковской сферы.
Целью данного исследования является разработка направлений совершенствования деятельности банков развития в России с учетом мирового опыта их функционирования и тенденций изменения международной банковской системы.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы деятельности банков развития в российской и мировой экономике;
2. Выявить основные тенденции развития международной банковской системы;
3. Провести анализ деятельности российских банков развития и выявить основные направления ее совершенствования;
4. Систематизировать полученные результаты и сравнить с мировым опытом становления и функционирования банков развития;
5. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности банков развития и повышению их роли в российской экономике.
Объектом данного исследования является российская и мировая банковская система .
Предметом исследования является деятельность банков развития в России и за рубежом.
В данной работе используются различные методы исследования, в том числе метод сравнения, теоретического анализа и синтеза, конкретизация и идеализация, а также методы экономико-математического моделирования.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, труды зарубежных и отечественных ученых, статьи в различных иностранных и отечественных журналах, финансовая отчетность кредитных учреждений, отчеты рейтинговых агентств и аудиторских компаний.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования деятельности банков развития, динамика мировой банковской системы и условий ее функционирования.
Во второй главе проводится анализ функционирования банков развития в России и в мире, а также основных показателей деятельности зарубежных и отечественных банков и определяется общая тенденция развития данной отрасли экономики.
Третья глава посвящена направлениям совершенствования деятельности российских банков развития и возможностям расширения лизинговых операций. Сравниваются показатели деятельности российских банков с зарубежными крупнейшими представителями банковской сферы и разрабатываются рекомендации по расширению сферы влияния российских банков развития на реальный сектор экономики через развитие лизинговых операций.
В заключении сформированы выводы по результатам проведенного исследования.
Следовательно, актуальность данного исследования заключается в необходимости проанализировать мировой опыт и условия функционирования банков развития, выявить основные тенденции их развития, а также выявить основные проблемы в деятельности российских банков развития для определения перспектив их развития.
Степень разработанности проблемы повышается с каждым годом в связи со значимостью рынка банковских услуг в развитии мировой экономики. В настоящий момент данная тема активно разрабатывается многими авторами. В зарубежной практике данной проблеме уделяют внимание такие авторы как А. Демиргюч-Кунт, М. Флеминг-Уильмс, Л. Миллер, П. Мейсон, Ф. Лессамбо поскольку именно банковская система является основой функционирования рыночной экономики и оказывает наибольшее влияние на развитие всех хозяйствующих отраслей экономики. В российской практике данная проблема проявляется в трудах В.В. Зубенко, О.Г. Карпович, С.Ю. Хасяновой, Б.Б. Рубцова. В качестве центральных проблем, выделяемых авторами, выступают развитие международной банковской сферы под влиянием глобализации и технократизации различных экономических процессов, финансовая безопасность различных экономических субъектов, а также нахождение причинно-следственных связей между определенными процессами и выявление закономерностей развития банковской сферы.
Целью данного исследования является разработка направлений совершенствования деятельности банков развития в России с учетом мирового опыта их функционирования и тенденций изменения международной банковской системы.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы деятельности банков развития в российской и мировой экономике;
2. Выявить основные тенденции развития международной банковской системы;
3. Провести анализ деятельности российских банков развития и выявить основные направления ее совершенствования;
4. Систематизировать полученные результаты и сравнить с мировым опытом становления и функционирования банков развития;
5. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности банков развития и повышению их роли в российской экономике.
Объектом данного исследования является российская и мировая банковская система .
Предметом исследования является деятельность банков развития в России и за рубежом.
В данной работе используются различные методы исследования, в том числе метод сравнения, теоретического анализа и синтеза, конкретизация и идеализация, а также методы экономико-математического моделирования.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, труды зарубежных и отечественных ученых, статьи в различных иностранных и отечественных журналах, финансовая отчетность кредитных учреждений, отчеты рейтинговых агентств и аудиторских компаний.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования деятельности банков развития, динамика мировой банковской системы и условий ее функционирования.
Во второй главе проводится анализ функционирования банков развития в России и в мире, а также основных показателей деятельности зарубежных и отечественных банков и определяется общая тенденция развития данной отрасли экономики.
Третья глава посвящена направлениям совершенствования деятельности российских банков развития и возможностям расширения лизинговых операций. Сравниваются показатели деятельности российских банков с зарубежными крупнейшими представителями банковской сферы и разрабатываются рекомендации по расширению сферы влияния российских банков развития на реальный сектор экономики через развитие лизинговых операций.
В заключении сформированы выводы по результатам проведенного исследования.
К концу ХХ века в мире насчитывалось около 750 банков развития, из них 32 - региональные и около 700 - национальные банки развития, включая специализированные: экспортные, банки развития сельского хозяйства, банки поддержки малого бизнеса в 185 странах. Иначе говоря, на 1 страну приходится в среднем 3 банка развития: из них 95,8% - национальные банки развития и 4,2% - международные и региональные банки развития. В развивающихся странах в среднем 3 и более банков развития, в то время как в развитых странах их гораздо меньше. Особенности банков развития: во- первых, большое количество банков были созданы более чем три десятилетия назад и в настоящее время все еще функционируют, несмотря на жесткую критику банков развития в 80-х и 90-х годах и возросшую роль частных финансовых институтов. Во-вторых, в течение последних 20 лет, в то время как правительства по всему миру проводили приватизацию государственных финансовых институтов, несколько стран создали новые государственные банки развития. Примеры таких недавно созданных банков развития следующие: Банк развития Болгарии, Анголы, банки развития территорий в Мексике, экспортное агентство в Омане, банки развития МСБ в Таиланде и Индии, и т. д. Новые банки развития создаются в Сербии, Боснии и Герцеговине, Мозамбике, в странах СНГ. Это говорит о том, что большинство правительств по-прежнему видят в банках развития инструмент содействия экономическому развитию и реализации приоритетов государства. Из наиболее известных банков развития - банки развития в Германии - KfW, Италии - SACE, США - экспортно-импортный банк Eximbank, Японии - JBIC, JDIC и DBJ, Южной Кореи - Eximbank и Korean Development Bank, Мексике - Bankomext, Бразилии - BNDES. Лидер европейской экономики - ФРГ - имеет развитую систему институтов развития: KfW, Сельскохозяйственный рентный банк - Landwirtschaftliche, земельные банки развития и сберегательные кассы, банки поручительства, кооперативные банки (Райффайзен и народные банки), что свидетельствует о том, что банки развития - действенный инструмент содействия экономическому росту страны. Наибольшее количество банков (152) сосредоточено в Западном полушарии (Латинская Америка и Карибский бассейн), что составляет 29,5% от общего количества банков развития, на втором месте - Африка со 147 банками развития, что составляет 28,5% от их общего количества, на третьем месте - Азия и Тихоокеанский регион с 121 банком развития или 23,4% от всего количества банков развития, в Европе - 49 банков развития или 9,5% от их общего числа, на Среднем Востоке 47 банков развития или 9,1% от их общего количества Все банки развития различаются по полномочиям, результатам деятельности, формам собственности, характеру собственников, видам кредитования и финансовым продуктам, порядку регулирования, процедурам корпоративного управления. Как правило, банки развития принадлежат государству и их деятельность контролируется правительством страны. Государство определяет стратегию развития банка и назначает его руководство. Однако доля государства в этих банках может быть разной. Большинство банков развития в мире находятся в полной собственности государства: 74% банков развития находятся в 100-процентной собственности государства, у 21% банков частные собственники - миноритарии, государство является миноритарным акционером только в 5 % банков развития (по некоторым данным из 750 банков только 11 частных). В некоторых странах банки развития исключительно оказывают агентские услуги правительству по реализации инвестиционных проектов и программ развития за счет средств бюджета и иных государственных фондов, администрирование государственных финансовых вложений в экономику в качестве агента правительства. Фактически такой банк развития есть расчетный центр правительства и центр инвестиционной экспертизы. Как правило, каждое решение о финансировании в таком банке получает одобрение Наблюдательного совета.
В других странах банки развития имеют право самостоятельно принимать решения о финансировании однородных проектов в рамках государственных программ, направленных на развитие приоритетных секторов экономики. Государство в этом случае утверждает параметры и впоследствии контролирует их исполнение.
В третьих странах банки развития имеют право финансировать индивидуальные инвестиционные проекты путем совершения операций от своего имени и принимает на себя инвестиционные и кредитные риски. Банк действует в соответствии с утвержденными целями и принципами своей деятельности в условиях ограничений, установленных государством при утверждении государственных программ. Соответствие финансируемых проектов параметрам госпрограмм, как правило, контролирует правительство через процедуры корпоративного управления банком.
По третьей модели работает большинство современных банков развития. В настоящее время наблюдается тенденция трансформации традиционных банковских систем, в частности происходит диверсификация банковской деятельности, которая происходит в двух направлениях: проникновение в виды бизнеса, который лежит за пределами банковского сектора, и расширение спектра предлагаемых банковских товаров и услуг. Возможность получения дополнительной прибыли через функционирование на близких к банковской сфере рынках обосновывает диверсификацию в направлении инвестиционного и страхового бизнеса. Эффективное функционирование в данных сферах предопределено тем, что банки имеют достаточную базу крупных корпоративных клиентов и устойчивую положительную репутацию. Продумывая дальнейшую стратегию развития и анализируя возможности диверсификации деятельности банки оценивают будущий эффект масштаба от проникновения на другие рынки, а также необходимые для этого средства. Еще одна новая роль банков развития проявилась во время финансового кризиса 2007-2009 годов, в котором банки развития сыграли ключевую роль в поддержке экономики. В то время, как частный банковский сектор, испытывая трудности, уменьшал объемы кредитования, банки развития в Европе, Азии и Латинской Америке активизировали свои кредитные программы, тем самым
не оставив экономику без доступа в кризис к кредитным ресурсам. Кредитная поддержка банками развития помогла многим банкам и компаниям справиться со своими финансовыми трудностями. Данная ситуация доказывает эффективность работы банков развития как инструмента поддержки национальной экономики в кризисные периоды. Образцом для подражания региональных банков развития обычно служит МБРР группы Всемирного банка. Поэтому региональные банки развития имеют однотипные системы формирования пассивов, а также сходную с МБРР систему кредитования. Они заимствуют средства через выпуск облигаций, размещение которых облегчается связью региональных банков развития с соответствующими региональными комиссиями ООН. В целом, примерно 80% ресурсов региональных банков развития формируется за счет внешних источников.
В целом за I квартал 2017 года международные банки развития (МБР) одобрили к финансированию в странах СНГ проектов на сумму 1,05 млрд долл. США, из которых 22% - финансирование в частном секторе, 78% - суверенное финансирование.
Наибольшая доля проектов в частном секторе (48% от суммы всех подписанных в I квартале 2017 года) реализуется в энергетическом секторе, общая сумма кредитов МБР в этом секторе составляет 111,6 млн долл. США. Основной объем финансирования в данном секторе приходится на финансирование ЕАБР компании «Норд Гидро - Белый порог» в размере 4,1 млрд рублей (эквивалент 72 млн долл. США) для реализации проекта строительства малых гидроэлектростанций - Белопорожская ГЭС-1 и Белопорожская ГЭС-2 - в Республике Карелия.
Наибольшая доля утвержденных объемов финансирования в частном секторе приходится на Россию (47%, два проекта) и Беларусь (18%, два проекта). Основным инвестором в России стал ЕАБР, в Беларуси - Европейский банк реконструкции и развития. В Казахстане был подписан один проект на сумму 29 млн долл. США (12%). В Украине (10%) ЕБРР профинансировал три проекта на сумму 23 млн долл. США.
Члены Группы ВБ - МБРР и МАР, ЕФСР, ИБР утвердили к финансированию 10 проектов, включающих специальные суверенные займы правительствам, техническую помощь и гранты с общим объемом финансирования 816 млн долл. США.
Наибольший объем утвержденного инвестиционно-проектного финансирования в странах СНГ приходится на ЕАБР. Его вклад в общий объем составляет 47%, а сумма - 108 млн долл. США (два проекта). ЕБРР утвердил восемь проектов на сумму 107 млн долл. США (46%). ЕИБ (один проект) и МФК (один проект) утвердили проектов на сумму 10,8 млн долл. США (5%) и 5 млн долл. США (2%) соответственно. Четыре МБР (АБР, ЧБТР, ИБР и СИБ) в I квартале 2017 года не сообщали об одобрении новых инвестиционно-проектных займов. Согласно данным Центрального Банка России сегодня действуют лишь 6 банков реконструкции и развития на территории РФ:
1. Коммерческий топливно-энергетический межрегиональный банк реконструкции и развития (акционерное общество) (ОАО «ТЭМБР- БАНК»);
2. Акционерное общество «Акционерно-коммерческий банк реконструкции и развития «Экономбанк»;
3. Сибирский банк реконструкции и развития (общество с ограниченной ответственностью);
4. Открытое акционерное общество «Черноморский банк развития и реконструкции»;
5. Публичное акционерное общество «Уральский банк реконструкции и развития»;
Публичное акционерное общество Универсальный коммерческий банк социального развития и реконструкции «Белгородсоцбанк». Каждый из банков заявляет о том, что основной целью его существования и ведения деятельности является оказание «качественных услуг» в своем региона, задачей они видят «совершенствование действующих и внедрение новых финансовых инструментов», причем, предлагая типовые, ничем не уникальные банковские продукты.
итог анализа информационных систем и учредительных документов банков реконструкции и развития в России: они ничем не отличаются от каких-либо других банков. Своей миссией и задачей данные организации не ставят обеспечение социально-экономического роста и развития региона, а предпочитают получать прибыль из существующих методов и каналов продаж. Поиск реализованных проектов является утопичной задачей, поскольку среди реализованных «проектов» данных организаций можно найти только зарплатные. Разумеется и речи не может идти даже о близком родстве с МБРР и выполнения аналогичного функционала на определенной территории, обеспечивая посреднические функции в реализации инфраструктурно значимых проектах. Логичным является следующий вопрос: поскольку российские банки реконструкции и развития по своей сути ничем не отличаются от коммерческих и розничных банков, то следует ли пользоваться их услугами? Первоочередно целесообразным является сравнение процентных ставок по потребительским кредитам. Для сравнения берутся банки- бенчмарки: федеральный - Сбербанк и региональный - АкБарс Банк Проведенное исследование наглядно показывает, что Банки реконструкции и развития в РФ не осуществляют заявленной деятельности, ничем не отличаются от коммерческих банков, а зачастую предлагают услуги дороже своих розничных конкурентов. Среди выбранных кредитных организаций не нашлось примеров реализации инфраструктурных или международных проектов, которые бы каким-либо образом развивали регион и экономику страны. Таким образом, лизинг прочно укрепился в мировой банковской практике как один из наиболее доступных способов обновления материально-технической базы и получения дополнительных стимулов к развитию производства. Для развитых стран мира лизинг является неотъемлемой частью развития промышленности. Начиная с середины прошлого века, благодаря научно-технической революции перед предприятиями встала задача обновления основных средств. Быстрое обновление материальной базы было доступно благодаря механизму лизинга, а также выгодных условий развивающегося рынка финансовых услуг, предлагающего новые формы кредитования и низкие процентные ставки, что предопределило дальнейшее развитие всей мировой экономики.
В настоящее время лизинг активно используется во всех странах мира и обеспечивает новые возможности для развития бизнеса не только в развитых странах, но и в странах, уступающий по уровню экономического развития. В частности, в Европе деятельность, связанная с использованием лизинговых операций, становится популярной в таких странах как Венгрия, Чехия, Словакия и т.д. Однако подавляющее большинство операций совершается на рынках Германии, Великобритании, Франции и др.
При этом следует отметить, что на рынке лизинговых операций выделяется подавляющее присутствие США, превосходящих рынок Европы по всем показателям, включая масштабы и уровень развития.
Анализируя деятельность зарубежных банков, можно отметить довольно устойчивую долю лизинговых операций в общей структуре деятельности банков. Лизинговые операции позволяют банкам аккумулировать дополнительные средства, которые могут быть использованы для развития различных секторов экономики. Многие страны мира и финансовые учреждения активно развивают данную отрасль, поскольку использование лизинговых операций позволяет повысить конкурентоспособность отдельных предприятий и учреждений, в том числе банков, а также обеспечивает повышение престижа страны на мировой арене.
Также как и рынок лизинга других стран, российский рынок серьезно пострадал вследствие кризиса 2008 года, но уже в 2010 году показал новый этап роста благодаря активной политике лизингодателей при поддержке правительственных органов. Продолжая развиваться в 2011 году и демонстрируя новые рекорды совершенных операций, российский рынок подтвердил сильную зависимость любого финансового рынка от состояния экономики. Уже в 2012 году российский рынок лизинга начал снижать темпы роста и в настоящий момент демонстрирует отраслевой спад.
В 2015 году было отмечено сокращение объемов бизнеса, что привело к отрицательной динамике развития лизингового портфеля. Состояние экономики страны повлияло на изменение предприятиями долгосрочных планов развития, а также сокращению расходов на обновление основных фондов. Являясь главным индикатором инвестиционной активности в стране, лизинговый рынок отразил общую финансовую обстановку и продемонстрировал снижение впервые за последние 7 лет. Однако российский лизинговый рынок сталкивается с целым рядом проблем, которые существенным образом тормозят темпы развития. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются представители лизингового рынка, является несовершенство правовой базы в данной отрасли. Особенность российского регулирования лизинговых отношений заключается в том, что правовая база рассредоточена в нормативных актах государственных органов власти и управления различных уровней и имеющих неодинаковую юридическую силу. В качестве другой проблемы можно выделит низкую платежеспособность клиентов и концентрацию финансовых ресурсов в центральных регионах страны. Развитие лизинговых компаний происходило преимущественно в крупных финансовых центрах страны, что привело к избытку капитала в одних регионах и его недостатку в других. В настоящее время наблюдается экспансия существующих компаний на развивающихся сегментах перспективных регионов, что позволяет им диктовать собственные условия развития. Для успешного развития экономики страны необходимо создавать компании, направленные на достижение определенных целей развития, поддерживающих рост производства в отдаленных регионах и отвечающих запросам бизнес среды.
В других странах банки развития имеют право самостоятельно принимать решения о финансировании однородных проектов в рамках государственных программ, направленных на развитие приоритетных секторов экономики. Государство в этом случае утверждает параметры и впоследствии контролирует их исполнение.
В третьих странах банки развития имеют право финансировать индивидуальные инвестиционные проекты путем совершения операций от своего имени и принимает на себя инвестиционные и кредитные риски. Банк действует в соответствии с утвержденными целями и принципами своей деятельности в условиях ограничений, установленных государством при утверждении государственных программ. Соответствие финансируемых проектов параметрам госпрограмм, как правило, контролирует правительство через процедуры корпоративного управления банком.
По третьей модели работает большинство современных банков развития. В настоящее время наблюдается тенденция трансформации традиционных банковских систем, в частности происходит диверсификация банковской деятельности, которая происходит в двух направлениях: проникновение в виды бизнеса, который лежит за пределами банковского сектора, и расширение спектра предлагаемых банковских товаров и услуг. Возможность получения дополнительной прибыли через функционирование на близких к банковской сфере рынках обосновывает диверсификацию в направлении инвестиционного и страхового бизнеса. Эффективное функционирование в данных сферах предопределено тем, что банки имеют достаточную базу крупных корпоративных клиентов и устойчивую положительную репутацию. Продумывая дальнейшую стратегию развития и анализируя возможности диверсификации деятельности банки оценивают будущий эффект масштаба от проникновения на другие рынки, а также необходимые для этого средства. Еще одна новая роль банков развития проявилась во время финансового кризиса 2007-2009 годов, в котором банки развития сыграли ключевую роль в поддержке экономики. В то время, как частный банковский сектор, испытывая трудности, уменьшал объемы кредитования, банки развития в Европе, Азии и Латинской Америке активизировали свои кредитные программы, тем самым
не оставив экономику без доступа в кризис к кредитным ресурсам. Кредитная поддержка банками развития помогла многим банкам и компаниям справиться со своими финансовыми трудностями. Данная ситуация доказывает эффективность работы банков развития как инструмента поддержки национальной экономики в кризисные периоды. Образцом для подражания региональных банков развития обычно служит МБРР группы Всемирного банка. Поэтому региональные банки развития имеют однотипные системы формирования пассивов, а также сходную с МБРР систему кредитования. Они заимствуют средства через выпуск облигаций, размещение которых облегчается связью региональных банков развития с соответствующими региональными комиссиями ООН. В целом, примерно 80% ресурсов региональных банков развития формируется за счет внешних источников.
В целом за I квартал 2017 года международные банки развития (МБР) одобрили к финансированию в странах СНГ проектов на сумму 1,05 млрд долл. США, из которых 22% - финансирование в частном секторе, 78% - суверенное финансирование.
Наибольшая доля проектов в частном секторе (48% от суммы всех подписанных в I квартале 2017 года) реализуется в энергетическом секторе, общая сумма кредитов МБР в этом секторе составляет 111,6 млн долл. США. Основной объем финансирования в данном секторе приходится на финансирование ЕАБР компании «Норд Гидро - Белый порог» в размере 4,1 млрд рублей (эквивалент 72 млн долл. США) для реализации проекта строительства малых гидроэлектростанций - Белопорожская ГЭС-1 и Белопорожская ГЭС-2 - в Республике Карелия.
Наибольшая доля утвержденных объемов финансирования в частном секторе приходится на Россию (47%, два проекта) и Беларусь (18%, два проекта). Основным инвестором в России стал ЕАБР, в Беларуси - Европейский банк реконструкции и развития. В Казахстане был подписан один проект на сумму 29 млн долл. США (12%). В Украине (10%) ЕБРР профинансировал три проекта на сумму 23 млн долл. США.
Члены Группы ВБ - МБРР и МАР, ЕФСР, ИБР утвердили к финансированию 10 проектов, включающих специальные суверенные займы правительствам, техническую помощь и гранты с общим объемом финансирования 816 млн долл. США.
Наибольший объем утвержденного инвестиционно-проектного финансирования в странах СНГ приходится на ЕАБР. Его вклад в общий объем составляет 47%, а сумма - 108 млн долл. США (два проекта). ЕБРР утвердил восемь проектов на сумму 107 млн долл. США (46%). ЕИБ (один проект) и МФК (один проект) утвердили проектов на сумму 10,8 млн долл. США (5%) и 5 млн долл. США (2%) соответственно. Четыре МБР (АБР, ЧБТР, ИБР и СИБ) в I квартале 2017 года не сообщали об одобрении новых инвестиционно-проектных займов. Согласно данным Центрального Банка России сегодня действуют лишь 6 банков реконструкции и развития на территории РФ:
1. Коммерческий топливно-энергетический межрегиональный банк реконструкции и развития (акционерное общество) (ОАО «ТЭМБР- БАНК»);
2. Акционерное общество «Акционерно-коммерческий банк реконструкции и развития «Экономбанк»;
3. Сибирский банк реконструкции и развития (общество с ограниченной ответственностью);
4. Открытое акционерное общество «Черноморский банк развития и реконструкции»;
5. Публичное акционерное общество «Уральский банк реконструкции и развития»;
Публичное акционерное общество Универсальный коммерческий банк социального развития и реконструкции «Белгородсоцбанк». Каждый из банков заявляет о том, что основной целью его существования и ведения деятельности является оказание «качественных услуг» в своем региона, задачей они видят «совершенствование действующих и внедрение новых финансовых инструментов», причем, предлагая типовые, ничем не уникальные банковские продукты.
итог анализа информационных систем и учредительных документов банков реконструкции и развития в России: они ничем не отличаются от каких-либо других банков. Своей миссией и задачей данные организации не ставят обеспечение социально-экономического роста и развития региона, а предпочитают получать прибыль из существующих методов и каналов продаж. Поиск реализованных проектов является утопичной задачей, поскольку среди реализованных «проектов» данных организаций можно найти только зарплатные. Разумеется и речи не может идти даже о близком родстве с МБРР и выполнения аналогичного функционала на определенной территории, обеспечивая посреднические функции в реализации инфраструктурно значимых проектах. Логичным является следующий вопрос: поскольку российские банки реконструкции и развития по своей сути ничем не отличаются от коммерческих и розничных банков, то следует ли пользоваться их услугами? Первоочередно целесообразным является сравнение процентных ставок по потребительским кредитам. Для сравнения берутся банки- бенчмарки: федеральный - Сбербанк и региональный - АкБарс Банк Проведенное исследование наглядно показывает, что Банки реконструкции и развития в РФ не осуществляют заявленной деятельности, ничем не отличаются от коммерческих банков, а зачастую предлагают услуги дороже своих розничных конкурентов. Среди выбранных кредитных организаций не нашлось примеров реализации инфраструктурных или международных проектов, которые бы каким-либо образом развивали регион и экономику страны. Таким образом, лизинг прочно укрепился в мировой банковской практике как один из наиболее доступных способов обновления материально-технической базы и получения дополнительных стимулов к развитию производства. Для развитых стран мира лизинг является неотъемлемой частью развития промышленности. Начиная с середины прошлого века, благодаря научно-технической революции перед предприятиями встала задача обновления основных средств. Быстрое обновление материальной базы было доступно благодаря механизму лизинга, а также выгодных условий развивающегося рынка финансовых услуг, предлагающего новые формы кредитования и низкие процентные ставки, что предопределило дальнейшее развитие всей мировой экономики.
В настоящее время лизинг активно используется во всех странах мира и обеспечивает новые возможности для развития бизнеса не только в развитых странах, но и в странах, уступающий по уровню экономического развития. В частности, в Европе деятельность, связанная с использованием лизинговых операций, становится популярной в таких странах как Венгрия, Чехия, Словакия и т.д. Однако подавляющее большинство операций совершается на рынках Германии, Великобритании, Франции и др.
При этом следует отметить, что на рынке лизинговых операций выделяется подавляющее присутствие США, превосходящих рынок Европы по всем показателям, включая масштабы и уровень развития.
Анализируя деятельность зарубежных банков, можно отметить довольно устойчивую долю лизинговых операций в общей структуре деятельности банков. Лизинговые операции позволяют банкам аккумулировать дополнительные средства, которые могут быть использованы для развития различных секторов экономики. Многие страны мира и финансовые учреждения активно развивают данную отрасль, поскольку использование лизинговых операций позволяет повысить конкурентоспособность отдельных предприятий и учреждений, в том числе банков, а также обеспечивает повышение престижа страны на мировой арене.
Также как и рынок лизинга других стран, российский рынок серьезно пострадал вследствие кризиса 2008 года, но уже в 2010 году показал новый этап роста благодаря активной политике лизингодателей при поддержке правительственных органов. Продолжая развиваться в 2011 году и демонстрируя новые рекорды совершенных операций, российский рынок подтвердил сильную зависимость любого финансового рынка от состояния экономики. Уже в 2012 году российский рынок лизинга начал снижать темпы роста и в настоящий момент демонстрирует отраслевой спад.
В 2015 году было отмечено сокращение объемов бизнеса, что привело к отрицательной динамике развития лизингового портфеля. Состояние экономики страны повлияло на изменение предприятиями долгосрочных планов развития, а также сокращению расходов на обновление основных фондов. Являясь главным индикатором инвестиционной активности в стране, лизинговый рынок отразил общую финансовую обстановку и продемонстрировал снижение впервые за последние 7 лет. Однако российский лизинговый рынок сталкивается с целым рядом проблем, которые существенным образом тормозят темпы развития. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются представители лизингового рынка, является несовершенство правовой базы в данной отрасли. Особенность российского регулирования лизинговых отношений заключается в том, что правовая база рассредоточена в нормативных актах государственных органов власти и управления различных уровней и имеющих неодинаковую юридическую силу. В качестве другой проблемы можно выделит низкую платежеспособность клиентов и концентрацию финансовых ресурсов в центральных регионах страны. Развитие лизинговых компаний происходило преимущественно в крупных финансовых центрах страны, что привело к избытку капитала в одних регионах и его недостатку в других. В настоящее время наблюдается экспансия существующих компаний на развивающихся сегментах перспективных регионов, что позволяет им диктовать собственные условия развития. Для успешного развития экономики страны необходимо создавать компании, направленные на достижение определенных целей развития, поддерживающих рост производства в отдаленных регионах и отвечающих запросам бизнес среды.
Подобные работы
- БАНКИ РАЗВИТИЯ:МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Банки развития: мировой опыт и особенности деятельности в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - МИРОВОЙ СТРАХОВОЙ РЫНОК: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Центральные банки развитых и развивающих стран: особенности и перспективы функционирования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы и тенденции развития мирового рынка страховых услуг
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022



