ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………...5
1.1. Девиантное поведение подростков………………………………………….5
1.2. Факторы и причины девиантного поведения подростков………………13
1.3. Особенности взаимодействия педагогов с подростками, склонными к девиантному поведению………………………………………………………...19
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ………………………….23
2.1. Констатирующий этап исследования……………………………………...23
2.2. Программа профилактики девиантного поведения подростков среднего звена (5 – 9 классы) общеобразовательной школы…………………………...28
2.3. Контрольный этап исследования…………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………...5
1.1. Девиантное поведение подростков………………………………………….5
1.2. Факторы и причины девиантного поведения подростков………………13
1.3. Особенности взаимодействия педагогов с подростками, склонными к девиантному поведению………………………………………………………...19
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ………………………….23
2.1. Констатирующий этап исследования……………………………………...23
2.2. Программа профилактики девиантного поведения подростков среднего звена (5 – 9 классы) общеобразовательной школы…………………………...28
2.3. Контрольный этап исследования…………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Актуальность исследования. Девиантное поведение является научной проблемой уже многие годы, привлекая внимание исследователей к вариантам объяснения различного рода отклонений в поведении подростков. Впервые поисками ответов на обозначенные вопросы занялись зарубежные ученые, такие, например, как Э. Торндайк и Б. Скиннер Они пришли к выводу о том, что все социальные проявления человека связаны с влиянием на него окружающей жизни.
В дальнейшем Ж. Пиаже и Дж Брунер выяснили, что ребенок как познающий субъект нуждается в помощи родителей и педагогов, которые не могут влиять, а тем более, мешать ему познавать окружающий мир.
«В России в начале XX в. в изучении вопросов девиантного поведения активно участвовали многие российские ученые, а именно: В. М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, А.П. Нечаев, С.Т. Шацкий и др.» .
Особое место в становлении российской науки о девиантном поведении принадлежит В.П. Кащенко. Он одним из первых связал преступность среди подростков с условиями их жизни, убедительно показав роль образования в предотвращении такого поведения.
Самым известным советским педагогом, который работал с малолетними преступниками и правонарушителями, безусловно, был А.С. Макаренко. Средством перевоспитания таких детей он считал жизнь и различную деятельность в коллективе. Разработанные совместно с ребятами традиции и правила жизни в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского способствовали предупреждению и искоренению правонарушений, делали их малолетних преступников достойных членов общества. Последующие исследования в области девиантного поведения, как правило, опирались на работы этих выдающихся педагогов.
Девиантное поведение одновременно создает проблемы и для подростка его проявляющего, и для окружающих его учащихся и педагогов. Вся история развития представлений об отклоняющемся поведении показывает, что его проявления увеличиваются в кризисные периоды жизни общества.
Объект исследования – девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – обучающиеся среднего звена с девиантной формой поведения.
Гипотеза исследования – профилактика девиантного поведения будет успешной при использовании разработанной автором программы.
Цель исследования – проанализировать девиантное поведение подростков и предложить меры по его профилактике.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть девиантное поведение подростков;
2) проанализировать факторы и причины девиантного поведения подростков;
3) проанализировать особенности взаимодействия педагогов с подростками, склонными к девиантному поведению;
4) провести экспериментальное исследование девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные и практические методы исследования.
В дальнейшем Ж. Пиаже и Дж Брунер выяснили, что ребенок как познающий субъект нуждается в помощи родителей и педагогов, которые не могут влиять, а тем более, мешать ему познавать окружающий мир.
«В России в начале XX в. в изучении вопросов девиантного поведения активно участвовали многие российские ученые, а именно: В. М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, А.П. Нечаев, С.Т. Шацкий и др.» .
Особое место в становлении российской науки о девиантном поведении принадлежит В.П. Кащенко. Он одним из первых связал преступность среди подростков с условиями их жизни, убедительно показав роль образования в предотвращении такого поведения.
Самым известным советским педагогом, который работал с малолетними преступниками и правонарушителями, безусловно, был А.С. Макаренко. Средством перевоспитания таких детей он считал жизнь и различную деятельность в коллективе. Разработанные совместно с ребятами традиции и правила жизни в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского способствовали предупреждению и искоренению правонарушений, делали их малолетних преступников достойных членов общества. Последующие исследования в области девиантного поведения, как правило, опирались на работы этих выдающихся педагогов.
Девиантное поведение одновременно создает проблемы и для подростка его проявляющего, и для окружающих его учащихся и педагогов. Вся история развития представлений об отклоняющемся поведении показывает, что его проявления увеличиваются в кризисные периоды жизни общества.
Объект исследования – девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – обучающиеся среднего звена с девиантной формой поведения.
Гипотеза исследования – профилактика девиантного поведения будет успешной при использовании разработанной автором программы.
Цель исследования – проанализировать девиантное поведение подростков и предложить меры по его профилактике.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть девиантное поведение подростков;
2) проанализировать факторы и причины девиантного поведения подростков;
3) проанализировать особенности взаимодействия педагогов с подростками, склонными к девиантному поведению;
4) провести экспериментальное исследование девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные и практические методы исследования.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы и предложения.
Девиантное поведение проявляется в действиях, противоречащих общепринятым в обществе нормам морали и права. Девиантное поведение молодежи в процессе своего формирования связано с разрушением общественно-полезных отношений, личных связей в семье, образовательном учреждении. В итоге социализация подростка может приобрести антиобщественную направленность.
Чаще всего под таким поведением понимают нарушение социальных норм. Свое воплощение социальная норма находит в законах, традициях, обычаях, во всем том, что прочно вошло в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением и играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Следовательно, нормальным поведением человека будем считать такое, при котором он соблюдает всю совокупность социально-культурологических установок, признаваемых большинством на социальном (правовом, моральном) уровне.
Автором было проведено экспериментальное исследование девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения.
проанализировав и обобщив полученные нами в ходе констатирующего эксперимента данные, мы выявили следующее: большинство испытуемые склонны противопоставлять свои нормы и ценности групповым; большинство опрошенных подростков имеют предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Выявлены подростки, склонные к риску, жаждущие острых ощущений, имеющие садомазохистские тенденции и низко ценящие свою жизнь. Вместе с тем большее число респондентов не имеют выраженных агрессивных тенденций, не приемлют насилие как средство решения проблем. Практически все подростки имеют слабо развитый волевой контроль эмоциональной сферы, отличаются низкой склонностью к делинквентному поведению, некоторые подростки имеют тенденцию к совершению самоубийства.
Приходим к выводу о том, что для подростков нашей выборки исследования необходимо создавать специальные условия и осуществлять комплексную работу в условиях образовательной организации. В связи с полученными результатами исследования были отобраны 10 подростков со средним и высоким уровнем девиантного поведения, они составили экспериментальную группу и выступили участниками формирующего эксперимента, в рамках которого была реализована программа психолого-педагогического сопровождения девиантов в условиях образовательной среды.
После реализации программы результаты в экспериментальной группе имеют положительную динамику.
Девиантное поведение проявляется в действиях, противоречащих общепринятым в обществе нормам морали и права. Девиантное поведение молодежи в процессе своего формирования связано с разрушением общественно-полезных отношений, личных связей в семье, образовательном учреждении. В итоге социализация подростка может приобрести антиобщественную направленность.
Чаще всего под таким поведением понимают нарушение социальных норм. Свое воплощение социальная норма находит в законах, традициях, обычаях, во всем том, что прочно вошло в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением и играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Следовательно, нормальным поведением человека будем считать такое, при котором он соблюдает всю совокупность социально-культурологических установок, признаваемых большинством на социальном (правовом, моральном) уровне.
Автором было проведено экспериментальное исследование девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения.
проанализировав и обобщив полученные нами в ходе констатирующего эксперимента данные, мы выявили следующее: большинство испытуемые склонны противопоставлять свои нормы и ценности групповым; большинство опрошенных подростков имеют предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Выявлены подростки, склонные к риску, жаждущие острых ощущений, имеющие садомазохистские тенденции и низко ценящие свою жизнь. Вместе с тем большее число респондентов не имеют выраженных агрессивных тенденций, не приемлют насилие как средство решения проблем. Практически все подростки имеют слабо развитый волевой контроль эмоциональной сферы, отличаются низкой склонностью к делинквентному поведению, некоторые подростки имеют тенденцию к совершению самоубийства.
Приходим к выводу о том, что для подростков нашей выборки исследования необходимо создавать специальные условия и осуществлять комплексную работу в условиях образовательной организации. В связи с полученными результатами исследования были отобраны 10 подростков со средним и высоким уровнем девиантного поведения, они составили экспериментальную группу и выступили участниками формирующего эксперимента, в рамках которого была реализована программа психолого-педагогического сопровождения девиантов в условиях образовательной среды.
После реализации программы результаты в экспериментальной группе имеют положительную динамику.
Подобные работы
- ФЛЭШМОБ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Фрустрация как предиктор риска девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социальной активности младших школьников, склонных девиантному поведению, в условиях общеобразовательного учреждения
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Коллективное музицирование как способ педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



