Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………...5
1.1. Девиантное поведение подростков………………………………………….5
1.2. Факторы и причины девиантного поведения подростков………………13
1.3. Особенности взаимодействия педагогов с подростками, склонными к девиантному поведению………………………………………………………...19
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ………………………….23
2.1. Констатирующий этап исследования……………………………………...23
2.2. Программа профилактики девиантного поведения подростков среднего звена (5 – 9 классы) общеобразовательной школы…………………………...28
2.3. Контрольный этап исследования…………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Актуальность исследования. Девиантное поведение является научной проблемой уже многие годы, привлекая внимание исследователей к вариантам объяснения различного рода отклонений в поведении подростков. Впервые поисками ответов на обозначенные вопросы занялись зарубежные ученые, такие, например, как Э. Торндайк и Б. Скиннер Они пришли к выводу о том, что все социальные проявления человека связаны с влиянием на него окружающей жизни.
В дальнейшем Ж. Пиаже и Дж Брунер выяснили, что ребенок как познающий субъект нуждается в помощи родителей и педагогов, которые не могут влиять, а тем более, мешать ему познавать окружающий мир.
«В России в начале XX в. в изучении вопросов девиантного поведения активно участвовали многие российские ученые, а именно: В. М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, А.П. Нечаев, С.Т. Шацкий и др.» .
Особое место в становлении российской науки о девиантном поведении принадлежит В.П. Кащенко. Он одним из первых связал преступность среди подростков с условиями их жизни, убедительно показав роль образования в предотвращении такого поведения.
Самым известным советским педагогом, который работал с малолетними преступниками и правонарушителями, безусловно, был А.С. Макаренко. Средством перевоспитания таких детей он считал жизнь и различную деятельность в коллективе. Разработанные совместно с ребятами традиции и правила жизни в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского способствовали предупреждению и искоренению правонарушений, делали их малолетних преступников достойных членов общества. Последующие исследования в области девиантного поведения, как правило, опирались на работы этих выдающихся педагогов.
Девиантное поведение одновременно создает проблемы и для подростка его проявляющего, и для окружающих его учащихся и педагогов. Вся история развития представлений об отклоняющемся поведении показывает, что его проявления увеличиваются в кризисные периоды жизни общества.
Объект исследования – девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – обучающиеся среднего звена с девиантной формой поведения.
Гипотеза исследования – профилактика девиантного поведения будет успешной при использовании разработанной автором программы.
Цель исследования – проанализировать девиантное поведение подростков и предложить меры по его профилактике.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть девиантное поведение подростков;
2) проанализировать факторы и причины девиантного поведения подростков;
3) проанализировать особенности взаимодействия педагогов с подростками, склонными к девиантному поведению;
4) провести экспериментальное исследование девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные и практические методы исследования.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы и предложения.
Девиантное поведение проявляется в действиях, противоречащих общепринятым в обществе нормам морали и права. Девиантное поведение молодежи в процессе своего формирования связано с разрушением общественно-полезных отношений, личных связей в семье, образовательном учреждении. В итоге социализация подростка может приобрести антиобщественную направленность.
Чаще всего под таким поведением понимают нарушение социальных норм. Свое воплощение социальная норма находит в законах, традициях, обычаях, во всем том, что прочно вошло в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением и играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Следовательно, нормальным поведением человека будем считать такое, при котором он соблюдает всю совокупность социально-культурологических установок, признаваемых большинством на социальном (правовом, моральном) уровне.
Автором было проведено экспериментальное исследование девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения.
проанализировав и обобщив полученные нами в ходе констатирующего эксперимента данные, мы выявили следующее: большинство испытуемые склонны противопоставлять свои нормы и ценности групповым; большинство опрошенных подростков имеют предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Выявлены подростки, склонные к риску, жаждущие острых ощущений, имеющие садомазохистские тенденции и низко ценящие свою жизнь. Вместе с тем большее число респондентов не имеют выраженных агрессивных тенденций, не приемлют насилие как средство решения проблем. Практически все подростки имеют слабо развитый волевой контроль эмоциональной сферы, отличаются низкой склонностью к делинквентному поведению, некоторые подростки имеют тенденцию к совершению самоубийства.
Приходим к выводу о том, что для подростков нашей выборки исследования необходимо создавать специальные условия и осуществлять комплексную работу в условиях образовательной организации. В связи с полученными результатами исследования были отобраны 10 подростков со средним и высоким уровнем девиантного поведения, они составили экспериментальную группу и выступили участниками формирующего эксперимента, в рамках которого была реализована программа психолого-педагогического сопровождения девиантов в условиях образовательной среды.
После реализации программы результаты в экспериментальной группе имеют положительную динамику.
1. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке педагогов и психосоциальных работников: для бакалавров и специалистов: учеб. пособие / С. А. Беличева. — Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 331 с.
2. Гусейнова Т.Т. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков / Т.Т. Гусейнова // В сборнике: Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы, 2014. – С. 98-103.
3. Девиантология: учебно-методическое пособие / сост. Л. Е. Тарасова. — Саратов, 2014. — 111 с.
4. Ефимова О.И., Ощепков А.А., Салахова В.Б. Личность и девиация: ценности и смыслы. Технологии коррекции. Ульяновск: УлГУ, 2015. – 217 с.
5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 228 с. 2
6. Идобаева О.А., Подольский А.И., Ефимова О.И., Салахова В.Б. Делинквентная личность: методологические подходы к изучению и эмпирические данные: монография. Ульяновск: УлГУ, 2016. – 114 с.
7. Калинина Н.В. Трудные жизненные ситуации с позиций современных школьников: содержание и преодоление // Известия Саратовского университета. Новая серия Акмеология образования. Психология развития. 2013, Т 2, Вып. 3. С 245–249.
8. Калинина Н.В., Калинин И.В. Социальная адаптация школьников в инклюзивной школе: ресурсы и возможности // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. URL: http://dom-hors.ru/ vipusk-5–2016-obshchestvo-sociologiya-psihologiya-pedagogika (Дата обращения 19.12.2019)
9. Медведева Е.С. Сущность и существование девиантного поведения: монография / Е.С. Медведева. - Красноярск: СибГТУ, 2016. - 192 с.
10. Могилева Е.С. Актуальные вопросы девиантного поведения молодежи / Е.С. Могилева // Молодые ученые. - 2015. - № 1. – С. 158-163.
11. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт- М», 2007. – 448 с.
12. Потанин Г.М. Психолого-коррекционная работа с подростками. – СПб.: Речь, 2005. – 320 с.
13. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие / Н. А. Рождественская — М.: Генезис, 2015. — 216 с.
14. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
15. Рудакова И. А. Девиантное поведение / И. А. Рудакова. — М. : Феникс, 2016. — 160 c.
16. Семикин В.В. Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях: учебное пособие / В. В. Семикин. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2013. — 183 с.