Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Организационные основы гражданской обороны………………...7
1.1. Гражданская оборона: основные положения…………………………7
1.2. Необходимость реформирования органов управления гражданской обороной Российской Федерации………………………………………………..9
Глава 2. Специальные формирования гражданской обороны……………16
2.1. Правовые основы создания специальных формирований гражданской обороны…………………………………………………………...16
2.2. Концептуальные подходы к созданию специальных формирований гражданской обороны…………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованных источников………………………………………..25
Приложения……………………………………………………………………..27
Актуальность исследования. Человечество на протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф, опасных природных явлений, стихийных бедствий, которые наносят материальный ущерб, причиняют ущерб здоровью людей или приводят к их гибели.
Научно-технический прогресс не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту интеллектуального потенциала общества и благосостояния человека, но и привел к возрастанию аварий и катастроф техногенного характера.
Система защиты населения и территорий на современном этапе в Российской Федерации представлена единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время (РСЧС) и гражданской обороной (ГО). В сущности, это одна общегосударственная система с двумя составляющими.
В мирное время - это система РСЧС, обеспечивающая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального характера и террористических актов в условиях мирного времени.
Гражданская оборона обеспечивает подготовку к защите населения и защиту населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих вследствие военных конфликтов, а также от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени.
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в результате построения организационных основ гражданской обороны в России.
Предмет исследования – организационная структура гражданской обороны в России.
Цель исследования заключается в анализе организационной структуры гражданской обороны России.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть основные положения, гражданской обороны;
2) проанализировать необходимость реформирования органов управления гражданской обороной Российской Федерации;
3) рассмотреть правовые основы создания специальных формирований гражданской обороны;
4) охарактеризовать концептуальные подходы к созданию специальных формирований гражданской обороны.
Методологической основой исследования послужили базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессы развития и качественных изменений рассматриваемых общественных отношений, а также совокупность специальных методов исследования: формально-логического, системно-структурного, исторического, сравнительно-правового, социологического, статистического.
Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция РФ, отечественное законодательство, нормативные правовые акты федеральных, региональных органов власти; научная литература, в которой анализируются и комментируются законодательство и законопроекты.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка используемых источников и приложения.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Система управления ГО нуждается в реорганизации. При этом нет нужды увеличивать численность органов управления. Она может быть даже сокращена, поскольку из состава постоянно действующих органов управления РСЧС на всех уровнях можно успешно сформировать полноценные структуры органов для обеспечения надежного управления в военное время. Развивая достигнутые успехи в деле защиты населения от стихийных и других бедствий, не потребуется ломать оправдавшую себя систему оперативных дежурных сил на базе НЦУКС, ЦУКС и ЕДДС. Она без изменений может эффективно функционировать в составе создаваемых штабов ГО.
Во второй главе курсовой работы представлены правовые основы создания специальных формирований, основные концептуальные подходы к созданию МЧС России специальных формирований в целях решения задач в области гражданской обороны с учетом особенностей территорий субъектов Российской Федерации, а также алгоритм определения состава требуемой группировки сил МЧС России для выполнения задач по предназначению в военное время.
Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О гражданской обороне» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 799.
Монографии, брошюры, статьи, выступления
3. Малышев В.П., Богатырев Э.Я., Петелин С.А. Итоговый отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка основных направлений совершенствования готовности сил МЧС России до 2020 года, нормативно-правовое обеспечение создания специальных формирований гражданской обороны на базе существующих аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований», М., ЦСИ ГЗ МЧС России, 2018, 139 л.
4. Мобилизационная подготовка экономики. Экономическое обеспечение готовности гражданской обороны в современных условиях. Учебное пособие. - М., 2010. – 417 с.
5. Соловьева Е.Э. Организационные основы гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Классификация чрезвычайных ситуаций. Примерный алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. Архангельск: АГПС и ГЗ Архангельской области, 2018. – 138 с.
6. Фалеев М.И., Малышев В.П. Научные проблемы строительства, развития и применения сил и средств МЧС России. /Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 5. М. Известия, 2012. - 328с.
Периодические издания
7. Костров А.В. «История семантико-правовой трансформации понятия «гражданская оборона» // Гражданская защита. 2016. № 1. С. 14 - 17.
8. Нарышкин В.Г. Проблемы реформирования органов управления гражданской обороны Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности, том 13, 2016, № 2 (48). С. 74 – 80.